Храни нас Бог от фарсейства!

Виктор Дорифор
                Храни нас Бог от фарисейства!
     «Верю в победу Добра», так называется статья Александра Ярового  канд. филол. наук, моего брата по вере православного христианина.  Хорошая статья, разделяю на 80% основные ее положения.  Это много 80% согласия, это  встреча с единомышленником, с которым приятно и полезно поспорить в деталях  для очищения Истины от заблуждений и предрассудков. Такой конструктивный спор полезен всем: обоим полемистам, и тем, кто наблюдает за  честной дискуссией  алчущих Истины.  Ваш покорный слуга и Александр Яровой принадлежат к малочисленному лагерю, в среде авторов «2000», апологетов христианства, поэтому всякое несогласие друг с другом в деталях( мне кажется, что все, кроме Символа Веры, является деталями), должно происходить на таком высоком культурном уровне, который бы позволял сохранять максимальное уважение к оппоненту.  Тем более, затрагивая духовные темы, недопустимо подражать нашим политикам  в наклеивании ярлыков   без всякой аргументации, выхватывании слов из контекста, с последующей чисто эмоциональной оценкой  от фонаря.
     К сожалению, Александр Яровой  позволил себе такие недозволенные приемы и тон: «А читаю «Свобода и Церковь» В.Жирнова- Дорифора --- и такое впечатление, что человек путано говорит сам с собою, или несколько человек в нем борются….И полезна церковь обществу, и ---«напуганные, друг другом церковь и миряне отделились…» И плохо, что общей универсальной истины нет, но и провозглашенная церковью истина ---не то, говорит! Автор сам  заявляет о своих «противоречивых чувствах»…
    Я не умею писать на украинском языке, поэтому перевел этот оскорбительный выпад на русский… Почему называю это оскорбительным выпадом, потому что если уже переводить на русский язык  полностью, получилось бы так: « Виктор Жирнов-Дорифор не дружит с головой и психически нормальный человек прочитать его статью не сможет! Все двоится, троится, четверится. Да и сам он признается, что не в себе, что запутался в своих противоречиях. Нормальный человек это читать не может!» И ведь не смог прочитать мою статью Александр Яровой, что  положительно его характеризует, как психически нормального человека!
     Признаюсь честно, что взялся за перо, обеспокоенный не  противоречиями и раздвоениями собственной личности, а проявлением фарисейских и сектанских мотивов статьях  братьев во Христе Ярового и Кочана. Имя Александра Ярового не стал поминать, всуе, потому что на украинском читаю с трудом, иногда не внимательно, а критику без ясного понимания позиции автора и собственной серьезной аргументации, и тем более чисто ярлычную, никогда себе не позволяю.  Статью Эдуарда Кочана «Зачем нужна церковь», с  удовольствием прочитал несколько раз и признался что, «она вызвала у меня противоречивые чувства».   В статье «Церковь и Свобода» я четко, а не путано, похвалил Эдуарда Кочана провозгласившего главную задачу Церкви: соединения человека с Богом. Насторожило другое. В статье, на мой взгляд, высвечивается опасная тенденция  скатывания в фарисейское самодовольствие с сектанским уклоном. Это происходит, когда обряд ставится на первое место и ему придают магические свойства.  Дескать, от количества и техники моих молитв, зависит моя судьба  в вечности, в первую очередь, а ты нерадивый недостаточно усердный в обрядах  или крестящийся, по другому, сгоришь в геене огненной. Здесь и фарисейское самодовольствие и сектанский  фанатизм, позволяющий вместо Бога решать людские судьбы.  Кому как не Яровому не поддержать меня в этом?! В  одной из своих статей именно Александр Яровой писал о практическом атеизме нашей сегодняшней общественной жизни и что, к сожалению, на практике атеистами в своих делах проявляют себя и многие усердные прихожане Церкви. А Вера без любви и благих дел мертва!  Должен похвалить меня Александр и там где так недобросовестно пытается уколоть, выхватив слова и контекста. «Напуганные друг другом церковь и общество отделились…»  Александру Яровому видится, что эта фраза противоречит моему и его убеждению, что Церковь полезна обществу. Но я именно и пишу, что  отделение Церкви от  государства зашло слишком далеко и так называемые светские люди «начинают осознавать трагическую нелепость собственного богоборческого образа жизни.»   Сегодня об этой проблеме много говорит и Патриарх Кирилл, который сравнивает сегодняшние церкви с торговыми точками: пришли, купили свечки, помолились и ушли. Он советует интеллигенции  остаться попить чаю, поспорить принять активное участие в создании полноценных православных общин.
    Я могу понять, что ортодоксальному  богобоязненному православному   не понравились мои призывы от рабского страха перед грозным, всемогущим властителем переходить к свободной любви к Богу, но это не моя идея это основная заповедь Христа, с которой, заглянув в глубину сердца, согласится каждый. Но совсем невозможно понять на каком основании предъявляется мне обвинение в несогласии с провозглашенной Церковью Истиной? Неужели моего небрежного критика соблазнило мое высказывание: «За 2000 лет  цивилизация докатилась до «мудрости»: «Истина у каждого умника своя, значит, объективной Истины не существует…»» Наверное, мой брат во Христе не заметил кавычек и иронии. Чувство юмора я научить не могу, но посоветовать читать внимательно текст, прежде чем критиковать его автора, обязан каждый христианин, и просто порядочный человек.
     Обвинять в непорядочности своего оппонента (ли!!!), я не смею, остается предположить, что неприятие вызвали другие части моего опуса, несогласие с которыми с помощью аргументов требуют отваги и  времени на специальную подготовку. Зачем, быть смелым и сильным? Зачем терять силы и время на глубокие размышления и дополнительное самообразование? Проще сказать что «це людина  яка плутано говорить сама з собою».  И точка. Тем более раздражение, наверное, вызвали, именно призывы стать на тропу самоусовершенствования: «Возвращение к естественному вегетарианству ради усмирения в себе богопротивного хищника…обуздыванию гнева, бесстрашному алканию Истины и борьбе за Свободу!» 
     Нет, не хотим мы подвигов самосовершенствования, которыми прославили себя, например Сократ и Сенека. Это им, не знавшим Христа требуется, а мы пойдем в Церковь, поставим свечку, послушаем красивое пение, покаемся, наклонимся ниже других в фарисейском самодовольстве, попостимся несколько дней, несколько дней в году потерпим, не будем марать себя кровью братьев меньших, и…. вменим себе это за подвиг самосовершенствования и соединения с Богом.  А Сократ, Сенека --- это смехотворные персонажи. Чему у них можно научиться? Ни креститься, не умели, ни поститься по православному-- отсталые люди!   Они не умели даже разговляться как следует, по нашему, здесь нам примером служат наши батюшки, которые так хорошо разговляются, что большинство из них напоминают, выпирающим животом, борцов тяжеловесов в отставке.   Или не так!!! Я совсем не хочу бросать камни в священников, имеющих лишний вес, многие из них компенсируют свои недостатки другими прекрасными качествами.  Александр Мень, Ткачев, Кураев, Смирнов и многие другие сделали очень много для духовного просвещения, при своей тучной комплекции. Но мы крещенные, должны и имеем право критиковать друг друга, какой бы пост не занимали, не судить, но  указывать на грехи, оказывая тем самым духовную поддержку, стимулируя к самосовершенствованию. Если мы все признаем чревоугодие грехом, значит, Церковь должна создавать атмосферу благоприятную для борьбы с ним, а не потворствовать ему хотя бы внешним видом пастырей. Кто знает, скольких потенциальных прихожан искусили и оттолкнули таким образом.
     И так во всем. Церковь как социальный институт не должна быть вне критики, в ней действуют  грешные, способные ошибаться люди, благожелательная конструктивная критика полезна все нам грешным, спотыкающимся. Слава Богу, в церкви сегодня пошли многие, число прихожан растет, но, к сожалению, православной общины  заметно влияющий на нашу жизнь в целом пока, увы, нет. Поэтому, моя душа радуется, когда мои единоверцы Кочан и Яровой выступают как апологеты церковных обрядов, пусть и они возрадуются, что я радикально призываю, выйдя из церкви проявлять свое христианство в делах и в подвиге самосовершенствования. Меня смущает модный среди многих православных перекос в ложное смирение. 
    Приезжаю на тридцатилетней, но хорошо сохранившейся «Волге» на  СТО меня встречает автослесарь с крестиком на шее. Думаю, повезло, православный, сейчас скажет: « Здравствуйте голубчик, какая  красивая машина! Что-то сломалось? Ничего, сейчас мы ее починим, с Божьей помощью». Размечтался! Полчаса он ходил вокруг машины, заглядывал под капот, поднял ее на подъемнике, все это время ругался матом, на свою жизнь и на  старое никуда негодное корыто, которое я ему пригнал, периодически крестился и просил Бога прощения за свое сквернословие… Когда я дошел до кондиции, то есть осознал всю свою никчемность владельца металлолома на колесах, потребовал три тысячи, чтобы устранить течь масла.. При этом требовалось заменить чуть ли не полмашины. Через три дня другой мастер, без крестика, поменял мне пробку поддона за две гривны(!!) и сообщил, что «Волга» совсем не убитая, а как новая, катайтесь мол на здоровье. Ради любопытства не поленился проехать, к христианину. Спрашиваю: «В Бога веришь?» «Верую…..» Он отчеканил мне символ Веры наизусть на старославянском. «А почему так поступаешь?» Он засмеялся: «Жить то надо, на хлебушек для детишек нужно зарабатывать, все мы грешные. Святые только не грешат, а мы грешные за то их и почитаем!»
     Амиель Анри Фредерик, швейцарский философ утверждал: «Большое заблуждение --- ценить верующего в свое учение человека выше добродетельного… Видеть все вещи в Божественном свете, сделать всю свою жизнь движением к этому свету --- в этом удивительная точка зрения мудрецов древности: Сократа, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия».  Убежден, что нам с Александром Яровым, не смеяться с них нужно, а подражать в меру своих сил, вытравливая из себя по капле фарисейское самодовольство. Чего и всем желаю, от всей души. Виктор Жирнов-Дорифор.