Глава 4. Мещерякова Элеонора Викторовна

Элеонора Мещерякова
       Если б знали вы, сколько огня,
       Сколько жизни, растраченной даром…

             Марина Цветаева

       В своих стихах, картинах, песнях
       Ты любишь жизнь, о ней поёшь,
       И каждому, без исключенья,
       Души частичку отдаёшь.

                Анна Чухно «Бабушке Элечке»


Мещерякова Элеонора Викторовна
(1939 г.р.)

Мы – никогда не есть начало, а всегда только – продолжение. Продолжение наших предков, родителей, их нравственного начала, семейных традиций, жизненного уклада, накопленного опыта. Нам с братом очень повезло с родителями (мы «… вышли телом и лицом, спасибо матери с отцом»).
Папа был вмеру строгим, очень ответственным, но всегда занятым на работе. Из типографии (пока не выпустят газету после его  подписи: «В свет!») возвращался иногда под утро. Порой мы не видели его по нескольку дней. Мы уходили в школу, он спал; мы возвращались – он был на работе, ложились спать, его еще не было. Чтобы мы ощущали его заботу о нас, иногда получали подарки, купленные мамой, со словами: «Это папа купил!». В доме всегда был, созданный маминой мудростью, непререкаемый авторитет папы.
Мама по натуре была лирик и романтик, с необыкновенно тонкой душой, но крепким внутренним стержнем. Трудилась с утра до вечера, создавая в доме уют, тепло, атмосферу возвышенного романтизма.
Основой воспитания в нашей семье были – добропорядочность, честность, отзывчивость, умение держать данное слово и, конечно, любовь. Любовь  друг к другу, любовь к людям, любовь к природе, любовь к поэзии, любовь ко всему прекрасному, любовь к Родине. Слово Родина никогда не было пустым звуком. Даже живя почти всю жизнь в стороне от России, все происходящее в ней воспринимаю всем сердцем – с болью и радостью, когда есть чему радоваться и чем гордиться…
Я, как и мой брат Валентин, родилась в Мурманске накануне войны. Помню сигнал тревоги из чёрного бумажного репродуктора: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!».
Брат срывался вниз по лестнице в бомбоубежище (жили на четвертом этаже), едва успев крикнуть: «Мама, тревога!». А я, маленькая девочка трёх-четырёх лет, не понимая опасности, радовалась: «Тревожка! В убебище побежим!». Там, в подвале дома можно было играть с детьми до отбоя тревоги.
От бомбежек не пострадал только наш подъезд, под которым и было бомбоубежище.
Не стану пересказывать трудности военного времени, отъезд в эвакуацию, окончание войны, радость Победы. Я была мала, а то, что знаю, это воспоминания родителей. О чем хотелось бы рассказать, это то, что моя любовь к нарядам проявилась уже в том возрасте. Мама достала где-то кусок ткани под названием «чёртова кожа», типа полубрезента, пошила брату брюки. Остался небольшой лоскут этой, почти негнущейся, ткани. Я, четырёх лет, пока не выпросила у мамы, чтобы она и мне что-то сшила, не успокоилась. Потом долго вертелась в этом «бронежилете» перед зеркалом, восклицая : «Илигинальное платье! Илигинальное платье!»…
Мне было шесть лет, когда папа перевёз нас из Мурманска на своё новое место работы – в Молдавию. В 1947 году я пошла в первый класс школы № 2 им.А.С.Пушкина в Кишинёве, которую успешно закончила в 1957 году. Школа была сперва женская, а с 8-го класса нам «добавили» мальчиков из других школ. Обычно, каждая школа старалась избавиться от «балласта», т.е. отдавала нелучших учеников. Как говорила наша классная руководительница: «Дали пять Вов и все – сплошное недоразумение». Учились они неважно, покуривали, хулиганили, как могли. Но мы впервые почувствовали на себе их внимание, начали кокетничать, подкручивать кудряшки-завлекалочки.
Помню, как мне после 7-го класса за отличную учебу родители купили шикарный женский велосипед «Riga-20», очень красивый, перламутрово-зеленый. Я в тот же день научилась кататься.  Последующие два года главным развлечением вечером, после школы, стали поездки «кавалькадой» по улице Ленина до улицы Могилевской, теперь ул.Берзарина, где была наша школа, а затем – обратно. Движение транспорта было настолько незначительным, что мы целой вереницей могли разъезжать по центральной улице. Уже начинались переглядки с мальчиками, был «робок первый интерес».
О моей девической влюбленности можно судить по тому, какой я испытывала трепет, когда к нам в гости приходили друзья моего брата, сокурсники по училищу. Они приезжали на каникулы домой, будущие морские офицеры. После «бурсы» им хотелось свободы, раскованности. Они посещали танцплощадки возле Сельхозинститута, на Комсомольском озере, клубы Университета, Мединститута, по возможности, бывали в ресторанах. Всё было тогда доступно – недорого. Молодое вино пьянило молодые мозги и тела. Девушки «угорали» от их вида в красивой морской форме.
А как на них смотрела я! Сердце выскакивало из груди. Теперь могу признаться в том, чего не знал никто, даже мой брат. Я была тайно влюблена в Эдика Васильева – красивого балагура, ставшего потом настоящим «морским волком», капитаном, бороздившим многие моря и океаны. Подозреваю, сколько было разбито им женских сердец. Ещё мне очень нравился Валера Мальцев, который рано женился и обзавелся сыном. Мне было 14 – 15 лет и я была для них девчонкой, не заслуживающей внимания. Их интересовали девушки постарше, более опытные в сердечных делах. А я подогревала свою растущую чувственность чтением допоздна (на подоконнике, перед уличным фонарем) романов Золя, Бальзака, Гюго. Потом, спустя годы, когда Эдик неоднократно приходил навестить наших родителей (брат жил в Москве), я никогда не рассказала ему о своих первых воздыханиях. Может быть теперь, когда он прочтет эти строки, вспомнит юную девчонку – сестру своего друга Валентина.
На выпускной вечер я пришла с Геной Лозанским (наши родители дружили ещё с Мурманска). Он был очень интеллигентным, приятной внешности, пришёл с цветами и конфетами. Классная руководительница сказала, что « у Мещеряковой самый хороший молодой человек». Но наши мальчишки не смогли простить ему его интеллигентность и чуть не побили в конце вечера. Мне потом было очень стыдно перед его родителями, так как этим приглашением я хотела заставить понервничать одного из наших Вов.
После окончания школы, в 1957 году я поступила в Кишиневский Госуниверситет им.В.И.Ленина на экономический факультет. Почему экономический? Этот вопрос мне задавали сотни раз десятки людей, знающих мою натуру. Не знаю до сих пор. Вернее всего, я толком не задумывалась, кем хочу быть и не понимала, что с этим будет связана моя дальнейшая жизнь. Тогда не было института искусств, куда мне было бы предпочтительнее поступить, поскольку с детства уже проявлялись мои артистические задатки. Выбирая из всех зол наименьшее, как мне казалось, я пошла в экономику. То, что это будет связанно с нелюбимыми мной цифрами, я не осознавала. Где-то на третьем курсе, я завела с мамой разговор, что хотела бы учиться на филологическом факультете, но папа, он был всегда категоричен, сказал: «Сперва пусть закончит этот, а потом думает о другом». Но, потом был «суп с котом», а вернее, с кошкой (я родилась в год Кота).
После четвертого курса я вышла замуж за своего одноклассника, одного из наших пяти Вов. Он отслужил 4 года на флоте, мы переписывались и, как мне казалось, он привлекал меня своей мужественностью, чёрными глазами, квадратным подбородком. Я думала, что это признак твердости характера и силы воли. Однако, эта «твердость» проявлялась, в основном, в виде упрямства и отрицания всего разумного. Учёбу в университете он бросил, учиться больше не захотел, пошел работать. Слава Богу, от нашего брака я в 26 лет родила прекрасную дочь Елену, Елену Владимировну. Точно так же звали мою любимую свекровь. Светлая ей память! Замечательный был человек и прекрасная учительница. Она очень полюбила меня, мы были с ней подругами. С мужем отношения не складывались и через несколько лет мы расстались. Есть такая шутка:  «живем мы недолго, зато… плоховато». Это о нашей жизни в целом, но и подходит к этому случаю.
Повторную попытку  стать счастливой в браке, я сделала в возрасте сорока лет. В августе 1979 года я родила сына Юрия. Однако, у мужа была серьёзная проблема со здоровьем – алкогольная зависимость, которую я из-за своей влюбленности сперва не восприняла серьёзно. А потом было поздно. Неоднократное лечение не помогло и пришлось расстаться.
В 1962 г. я получила диплом об окончании университета по специальности «планирование народного хозяйства». Начались трудовые будни. Не хочется описывать мою работу в плановых отделах различных организаций, в женских коллективах с их «подводными» камнями, среди множества папок с бездушными цифрами. Это было не моё. Из 30 лет стажа наиболее приемлемыми для меня были годы работы во ВНИИНКе (Институт неразрушающего контроля) в отделе технико-экономических исследований в должности инженера-экономиста, в Госкомитете по ТВ – главным экономистом и старшим научным сотрудником в Институте планирования Госплана МССР.
Слава Богу, мне с детства была сделана «прививка» любви к поэзии. Папа усаживал меня на колено и читал сперва сказки Пушкина, затем уже более серьезные произведения из огромного, как мне казалось, тома «Пушкин». Это был фолиант 1889 года издания с красивейшими иллюстрациями художника-гравёра Н. Денисова, отпечатанными в «цинкогр. О. Ренаръ. Москва». Поверх каждой иллюстрации – пергамент для сохранности. Папа приобрел этот том в 1946 г. на рынке в Кишинёве. Я его храню до сих пор.
Позднее он научил меня слушать и полюбить стихи Маяковского и других поэтов. Сказалась и мамина любовь к поэзии, к романсам, ко всему прекрасному. Кстати, мои подруги-одноклассницы и сокурсницы, именно от неё впервые услыхали стихи Есенина, Цветаевой. Вспоминают маму до сих пор. Позднее я сама полюбила и пустила в свою душу Блока и Цветаеву, Лермонтова и Бодлера, Северянина и Брюсова, Есенина и Евтушенко.
Незадолго перед выходом на пенсию, я стала работать по совместительству внештатным лектором общества «Знание». Читала лекции для молодежи и студенчества о любви, о нравственности, сопровождая их замечательными стихами великих поэтов. Я видела юные благодарные лица, «омытые» высокой поэзией. Это стало для меня потребностью и радостью. За лекцию мне платили 4 руб. 50 коп., но для меня это  было не  так важно. Если я какое-то время не читала стихов, мне казалось, что обделяю себя и других, во мне накапливалась нереализованная энергия эмоций («если я только для себя, то зачем же я?!»). После одной из лекций ко мне подошла слушательница, подарила букетик цветов и прошептала: «Вы – золотая женщина!». Я подумала, что ослышалась, но воспитатель-организатор лекции сказала: «Вы слышали, как она вас оценила?!». Ни один из отзывов мне не был так дорог, как этот. Мне часто говорили и говорят: «Это у Вас – дар Божий -  умение мастерски прочитать и донести до слушателей поэтическое слово».

Последние годы моей работы в НИИ планирования я организовывала литературные вечера, посвящённые Пушкину, Есенину, Цветаевой, Эминеску и другим поэтам. В них принимали участие и другие сотрудники института, доставляя огромную радость любителям поэзии. Директор института Анатолий Анисимович  Гудым (светлая ему память!) уважал и ценил меня именно за эти литературные вечера. В конце 80-х годов институт расформировали, затем была образована Экономическая Академия (все вдруг стали «академиками»). Когда я встречаю своих бывших коллег, они меня вспоминают, именно благодаря чтению стихов, хотя прошло более 20 лет!
В июне 1988г. в Кишинёв приезжал с концертами поэт Евгений Евтушенко. Он выступал во Дворце «Октомбрие». По просьбе моих сотрудников из НИИП, Евгений Александрович пригласил меня на сцену и я прочитала его великолепное стихотворение «Сватовство», посвящённое мальчикам, ушедшим на фронт и не вернувшимся с войны. Поэт оценил моё исполнение, сказал много добрых слов и прислал свой сборник «Полтравиночки» с надписью: «Элеоноре Викторовне – лучшей исполнительнице моих стихов».
Спустя 20 лет, эта история имела продолжение. Е.Евтушенко читал свои стихи в США перед студентами университета штата Мэрилэнд. В конце вечера к нему подошла моя внучка Анна Чухно и попросила подписать для меня его книгу «Прогулки по карнизу». При этом она напомнила ему о моем выступлении в Кишинёве. Евгений Александрович вспомнил меня, надписал книгу и сказал внучке: «Передай ей, что я её запомнил на всю жизнь!»
18 июля 2008 года я была в Москве в Политехническом музее на юбилейном вечере Евгения Евтушенко, посвящённом его 75-летию. Подарила ему свою картину «Берёзы» и букет золотистых роз. В антракте корреспонденты ТНТ спросили у меня: «Что для вас Евтушенко?». Я рассказала историю его приезда в Кишинёв и прочитала одно из любимых мной его стихотворений. Оно заканчивается словами:

… Полтравиночки на зуб! Вот весь мой секрет
И на вырост в земле – полтравиночки!

Это и мое кредо – довольствоваться малым, любить природу и дарить людям радость.
Перефразируя поэта, могу сказать:

Ну, что же? Жизнь почти прошла.
Пора приняться мне за ДЕЛО,
Чтоб вдохновлённая душа
Уже по зрелому запела…
Этим делом, моей «лебединой песней», настоящей любовью стала флористика. Это – вид прикладного искусства, возведенный в ранг художественного творчества. Создание картин из природного материала – растений, стеблей, лепестков, коры, травинок, соломки – это как бы отпечаток самой природы, пропущенный через виденье и сердце художника-флориста. Технике работы с растительным материалом я обучалась у нашего Учителя и создателя клуба флористов «Диана», доктора биологических наук, незабвенной Ирины Павловны Ивановой.
В течение 14-ти лет я участвую во всех акциях нашего клуба. Ежегодно мы экспонируем до десяти выставок: тематических, приуроченных к каким-то значительным датам или посвященных юбилеям великих поэтов, писателей – Толстого, Пушкина, Есенина, Эминеску, Гоголя. Около 200 выставок клуба «Диана» украшали стены музеев, библиотек, учебных заведений Кишинёва. У   меня были две персональные выставки, в которых представлены около ста работ, в основном – пейзажи. Как отзываются искусствоведы, в них «… такая хорошая энергетика, душевная теплота, отражающая любовь к природе». Каждую картину я сопровождаю стихотворением, написанным моим отцом:

Картины природы нам душу врачуют
И сил прибавляют и радуют глаз,
Любите природу, как матерь родную,
В долгу мать-природа не будет у вас.

На открытие выставок мы приглашаем поклонников флористики, известных людей города. Обычно я подготавливаю литературную программу, соответствующую этому событию, читаю стихи великих поэтов на русском, румынском, французском языках.
В 2001 году мне было присвоено звание народный мастер Республики Молдова. Сотни моих работ находятся в частных коллекциях любителей флористики в Молдове и России, США и Франции. Очень люблю дарить свои картины друзьям, знакомым. Один из посетителей моей выставки написал:

Недаром имя Элеонора
Рифмуется со словом флора,
Весь мир в цветах увидеть суждено
Лишь тем, кому бездонное сердце дано!

Находясь на отдыхе в санаториях, по турпутевке, всегда организую по 2-3 персональных выступления с чтением стихов Есенина, Цветаевой, Блока, Евтушенко и других поэтов. Обязательно читаю стихи папы о природе и немного свои. Вижу благодарные, просветлённые лица, очищенные в тот момент от забот и тягот будней.
Перефразируя слова известной песни «Под музыку Вивальди», могу сказать:

Да, жизнь была прекрасна
И вовсе не напрасна,
И мы в ней были счастливы
По мере наших сил.

Я всегда была лёгкой на подъем, чтобы сходить в театр послушать оперу, побывать на хорошем концерте, посетить выставку в музее. Будучи в Москве, в командировках, всегда накупала билеты на спектакли на весь период пребывания. Мне посчастливилось побывать на представлениях таких мировых знаменитостей как Дюк Эллингтон, Элла Фицжеральд, Джерри Скотт.Когда в Кишинёв приезжали известные артисты, поэты или мастера художественного слова, всегда старалась достать билеты. Слышала Э.Асадова, Е.Евтушенко и других поэтов.
В августе 1991 года я побывала в Елабуге (Татарстан), где собрались люди, любящие поэта Марину Ивановну Цветаеву, чтобы почтить её память в связи с 50-летием со дня гибели (31 августа 1941г.). Приехали писатели, поэты и простые люди разных национальностей. Когда узнали, что я из Молдавии, мне предложили прочитать что-то на молдавском языке. Я в одно мгновение сообразила, что сюжет стихотворения Михая Эминеску «К звезде» (“La steaua”) в точности отображает смысл ее, Марины, прихода на Землю.

Фото на память о встрече с Ю.А.Гагариным в Кишиневе
(я слева от него), 1966 г.

Звезда, угаснув, ещё  тысячи лет будет светить и освещать нашу планету, жизнь и любовь. Так и Марина, своей великой поэзией будет освещать наши души. Когда она жила в Елабуге, ее никто не видел, как поэта, была просто беженка, странная женщина. А теперь, спустя многие годы (я думаю и столетия) будут идти к ней на поклон люди, чуткие душой, чтобы побыть возле домика, в котором она провела последние часы…
На открытии мемориальной доски в память о поэте я прочитала ее стихотворение «Тебе – через сто лет», осмелившись заменить «сто» на «полсотню лет». Возвращалась я из Елабуги через Чистополь, где Марине не нашлось место судомойки в столовой («и чтобы сама Золотая Рыбка была бы у них на посылках!»). Корабль на подводных крыльях бороздил могучие воды в месте слияния Оки с Волгой. Можно было задохнуться восторгом от этих просторов. Но на душе было очень печально от того, что «нежностью мы только мёртвых награждаем» (Е.Евтушенко).
Осенью 2009 года я побывала с внучкой Анечкой в Санкт-Петербурге, где она родилась... Мой двоюродный брат Сергей Кузнецов организовал нам великолепные экскурсии по городу, в Эрмитаж, съездили в Пенаты к Репину, были на спектакле в театре В.Комиссаржевской, побывали во многих музеях. Получили огромный духовный заряд!
В моей жизни, кроме двух браков, было несколько увлечений, но самое сильное чувство я испытала в тридцать лет. К сожалению, этот человек был женат, у него был маленький ребёнок. Как говорила мне моя мама: «Через слёзы другой женщины счастья не обретёшь». Мы не могли быть вместе, но наши встречи, а значит и чувства, повторились через двадцать, затем – через сорок лет:

Как под яблоней стояли
Сорок лет тому назад,
Нежные слова шептали
Мы друг другу невпопад…

Остались стихи, которые мы писали друг другу и «…память сердца, что сильней рассудка памяти печальной». А вообще – то, могу сказать, что 

Я мало танцевала и редко целовала,
А как спохватилась, так затосковала
По любви, по ласке, по весёлой пляске…
 
Как мать, хочу немного сказать о своих детках – конфетках, моей радости, гордости и тревоге. 
Дочь Алёнушка (Елена) – моя радость и гордость. Как говорили о ней с детства – светлая голова и «чугунный» зад, в смысле усидчивости и старательности. Эти качества привила ей моя дорогая свекровь Елена Владимировна Гурская – замечательная учительница начальных классов одной из лучших школ Кишинёва. Было, конечно, и моё участие в успехах дочери, главным образом в последних классах – помощь с сочинениями, разного рода рефератами, оформлением географических карт и т.д..
Закончила школу она с «Золотой медалью», в том же 1982 году  поступила без экзаменов в ЛЭТИ (Ленинградский электро–технический институт). На IV курсе вышла замуж за студента того же института Алексея Чухно. На V курсе  у них родилась дочь Аннушка. Оба успешно защитили диплом. По направлению приехали работать в Кишинёв, потом переехали в Киев.
Дочь в совершенстве знает английский язык. Работала в Американском посольстве Молдовы и Украины. Для творческой самореализации обучалась живописи и искусству барельефа. Сейчас живёт с семьёй в  Вашингтоне (США). Работает в престижной организации, занимая ответственный пост. Часто путешествует, радуется жизни.
Сын Юрий – рождён мной в сорок лет. Моя «светловолосая бестия» и «последняя земная привязанность» моей мамы. Талантливый, но неусидчивый. Закончил профтехучилище по специальности – резьба по дереву. Самостоятельно обучился чеканке по металлу. Играет на гитаре, хорошо поет, особенно любит исполнять песни Александра Розенбаума и Виктора Цоя.  Немного пишет стихи. Трудится в строительной организации Подмосковья.
Еще раз хочу сказать о нашем долге перед родителями. «Им нужна была наша улыбка при жизни, а не наши запоздалые угрызения» («Из писем к незнакомке» моего любимого Андре Моруа). Говорят, что мы не столько должны вернуть своим родителям, сколько дать и передать(!) своим детям. Это – наши долги обоюдные.
Осенью исполнится четыре года, как не стало папы. Я часто слышу его голос, ощущаю его рядом. Последние годы он был ещё одним моим ребенком, поскольку ничего не видел, я была его опорой и глазами. Второй год подряд, я иду в День Победы на Мемориал Вечности, несу цветы и портрет папы  с  прикреплёнными к нему  его наградами. Многие люди присматриваются, некоторые узнают его, но, большинства знавших, уже нет. Мне кажется, что вынося на свет и обозрение  портреты и ордена  наших родных  в этот Великий День, мы отдаем должное и последние почести  за их безмерный подвиг, ощущая их незримое присутствие с нами…
Уже 28 лет, как не стало мамы, и  нет такого дня, чтобы я не вспомнила её. Это память сердца. Она во мне, в моих делах, поступках, моих творческих успехах. Её безупречный вкус – в моей одежде, в том, как я выгляжу и как себя дарю людям. Мой голос – это её интонации, когда я читаю стихи, которые знала она. Все мои подруги, знакомые с ней, всегда вспоминают её мудрость, начитанность, аристократизм духа.
На свадьбе моей дочери Алёнушки с Алешей, что происходила на корабле на Чёрной речке в Ленинграде, по моей инициативе их будущей доченьке было дано имя Анна. Большинство гостей расписалось под этим именем. Теперь она – наследница этого прекрасного имени, традиций нашей семьи. Она тоже пишет стихи, умеет связать что-то необыкновенное (любимого мной ежика Пушу!), с одного-двух уроков овладела искусством флористики. Её пейзажи ничуть не хуже, чем мои. Она умна, начитана, благородна. В ней я вижу продолжение  нашей мамы.
Недавно я освоила работу на компьютере и теперь могу общаться с детьми, с родными, со своими одноклассниками. Но самую большую радость испытываю, когда слышу по телефону голоса моих любимых девочек – Алёнушки и Аннушки, что  живут далеко, за Океаном…

 
    
Элеонора Мещерякова
 

СТИХИ

Гимн женщине

Женщина - солнце, заря и закат,
Кожа, что бархат, глаза, как агат.
У красоты твоей возраста нет,
Улыбка Джоконды – таинства свет.
Женщина – свет, женщина – луч,
Что пробивается силой из туч.

Женщина - буря, женщина – страсть,
Я так мечтал в твои сети попасть,
Как велика надо мной твоя власть,
Не исчезай и не дай мне пропасть.
Женщина – пристань, женщина – море,
Женщина – счастье, радость и горе.

Женщина – горечь, женщина – мёд,
Пытка и ласка, пламень и лёд.
Тайна Вселенной, Мадонны загадка
Переплелись на устах твоих сладких.
Женщина – хлеб, женщина – соль,
Женщина – нежность, женщина – боль.

Космос – отец твой, Земля – твоя мать,
Ты создана, чтоб творить благодать,
И без тебя мне не будет пути,
Не уходи, только не уходи…
Женщина – цепи, женщина – воля,
Женщина – храм, женщина – доля.
Ты -  жизни древо, женщина-мать,
И рождена, чтобы жизнь продолжать…
 
Признание

Мне без тебя не жизнь, а беда,
Ты для меня, что в небе звезда,
Так недоступна твоя высота,
Так бесконечна души доброта.

Мне без тебя свет милый не мил,
Я без тебя, что птица без крыл,
Мне без тебя не познать Высоту,
Камнем лишь падать во тьме в пустоту.

Мне без тебя погибель одна,
Ты для меня, что в пустыне вода,
Руки твои от беды оборона,
Только с тобой покой мне дарован.

Ожидание

Я живу всё время в ожидании,
Ожидая чуда, а не боли,
Я живу всё время в ожидании,
Ожидая счастья, а не горя.

Только счастье почему-то не встречается,
Горе стороною не обходит.
Только чудо почему-то не свершается,
Боль подолгу в сердце не проходит.

В чем секрет такого избирательства?
У моей судьбы свои законы –
Сталкиваться с болью и предательством,
Нанося душе одни уроны.

Но я верю, всё же верю в чудо,
Что тебя когда-нибудь я встречу,
Что счастливою я всё же буду,
Многое, как страшный сон, забуду.

Будто было это не со мною-
Одиночество, тревога и тоска,
Я не верю в то, что стороною
Обойдет тебя любовь моя.




Гроза на вокзале

Ты уезжал ненадолго, я тебя провожала,
Твоего возвращения скорого я всей душою желала.
Поезд немного запаздывал, затягивая разлуку,
Нам продлевая свидание, даря нас с тобой друг другу.

Мы под зонтом стояли, прижавшись в объятии тесном,
А небеса громыхали в честь жениха и невесты.
Ливнем омыла природа наше с тобой расставание,
Сближая нас, принародно, пред верстами расстояний.

И я, всем сердцем предчувствуя,
Как нужен ты мне, я тебе,
Страшусь, чтоб случайность лихая
Не стала преградой в судьбе.
Ни с кем не хочу я делить рук ласковых нежную силу,
Всё понимающий взгляд – то, что у Бога просила.

Ливень был как крещенье, а гром, как салют возвестил
От бед и обид очищенье, и в души надежду пролил.

1989 г.
 
Воспоминание о лете

В тёмных кронах первые листики-желтинки,
Словно в волосах моих первые сединки,
Грусть навевают, нежную печаль,
Осень предвещают и, чего-то жаль.
Жаль промчалось лето птицей златокрылой,
Столько не допето, но не позабыто.
Не забыты тополя клейкие листочки,
На каштанах бархатом обёрнутые почки,

Нежное берёзок кружево листвы,
Как глаза цикория синие цветы,
И тысячелистника упругие соцветия
Вперемежку с кашкой светлеют, как созвездия.
А у пижмы жёлтые пуговки-цветы,
Словно оборвали с ромашек лепестки.
Аромат акации голову кружит,
Шмель мохнатый возится, в зарослях гудит.

Ящерка зеленая в стеблях прошуршит,
Суслик из-за кочки тонко просвистит.
Ласточек мельканье в знойной вышине,
Бабочек порханье в сонной тишине.
Нежное касание мотылька к ладони,
Словно трепет жизни в материнском лоне.
Память отпечатает летнюю красу,
Всё потом припомнится, словно наяву.

Аромат акации с липой пополам
Мёдом к нам вернется к зимним вечерам.
Снова буду жить я ожиданьем лета
И теплом души твоей буду я согрета.
Женщина и осенью может быть счастливой,
Если и с сединками зовут ее любимой.


Не причиняйте боли

Мы в ответе за всё добро,
Которое Не сотворили
И стократно за всё то зло,
Которое причинили.

Последний лист в окне моем дрожит
На стынущей лозе осенней,
И сердце отчего-то так щемит
В тоске по шёпоту листвы весенней.

Всё лето мне она дарила тень,
Спасая от жары безумной,
В июльский знойный, жаркий день,
А ночью, радуя игрою лунной.

Лоза! Ты всё перенесла –
Знобил тебя январский ветер,
Дожди хлестали по тебе,
Ты грезила о лете.

И чья жестокая рука
Бездумно поступила –
В апрельский предпасхальный день
Лозу мою спилила.

О, люди! Будьте вы людьми,
Не причиняйте слёз и боли,
Задумайтесь о Боге, о Любви
И о своей дальнейшей доле…

Осень 2004 – весна 2005 г.


Слепота

Так устроена людей природа,
Что в семье, порой, не без урода,
Но только безграничный идиот
Может ненавидеть весь народ,
Чтобы плевел от зерна не отличить,
Надо полностью незрячим быть…

август 1989 г.

Страшнее слепоты физической –
слепота духовная.

***

«… Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин! »
                Эдуард Асадов

Дорогу осилит идущий,
Океан покорит плывущий,
В небо взлетит смелый,
Делу научит умелый.

Песню исполнит поющий,
Щедрость проявит дающий,
Творенье создаст терпеливый
И ничего не желает - ленивый.

Июль 2009 г.


***
Молодость не в паспорте,
Молодость в душе.
Так давайте, девочки,
Не стариться вообще!

Радоваться жизни,
Петь и танцевать,
А старуху-старость
В дом свой не пущать!

Будем же и в семьдесят
Задорными и стройными,
Паспортному возрасту-
Непокорными!

Январь 2010

 
«Ода Юбиляру»
(фрагмент)

Валечке – брату моему
к 60-летию.

Брат мой - славный юбиляр –
Уникальный экземпляр.
Посмотрите на него-
Где жирок и где брюшко?

У мужчин за сорок лет
Стройности почти что нет
И они у нас в Союзе
Обязательно при пузе.
А Союз хоть развалился,
Жир у них не растопился.

Есть ли стройности секрет?
Отвечает Валик: «Нет!
Занимайся физкультурой –
Будешь ты всегда с фигурой.
Будешь с спортом ты дружить-
Будешь очень долго жить!
Ну, а если спорт забросишь-
Быстро ты коньки отбросишь».

В плаванье брат – чемпион.
Открывает плавсезон.
Льдинки брасом разгребая,
Дрожь на уток нагоняет.
Ведь родился он не зря
В год Водяного Петуха.

Кто же, как не братец мой
На заре бежит трусцой-
Это он, это он-
Вешняковский чемпион.

Он и мыслить не дурак-
В шахматы играть мастак.
К одесситам на финал
Валентин не зря попал
И на нескольких досках
Обыграл их в пух и прах.
Думаю, душа Остапа
Радовалась там за брата…

3 апреля 1993 г.
Москва.


 
    Ода духам

Ароматы духов – души дивных цветов,
Этих божьих творений, что мир украшают,
Ароматы духов – красота всех лугов,
Где волшебные эльфы повсюду порхают.

Ароматы духов – запах роз, грезы снов
В волны прошлого нас погружают,
Ароматы духов дарят радость и грусть,
Невозможное нам обещают.

Ароматы духов, как живая вода,
Боль снимают и к жизни опять воскрешают.
Ароматы духов, как магический жезл,
Тайну женской души постигать позволяют.

Ароматы духов всё вам скажут без слов,
В подсознание наше они проникают,
Ароматы духов в плен мужчину берут
И в Ромео его превращают.

Ароматы духов – свежесть майских ветров,
Обновление в нас совершают,
Ароматы духов пробуждают любовь,
Предвкушением праздника нас озаряют.

Ароматы духов – сказка звёздных миров,
Это музыка сфер, что сердца наполняет,
Ароматы духов – сладость юных грехов,
Жизнь без них обаянье своё потеряет.



Женщина и ароматы

Утонченная прелесть нежности
Пробудившейся женской души –
Аромат этот создан для Вечности
Из возвышенных чувств Любви.
Лаура, что воспел Петрарка,
От наших дней так далека,
Но этот аромат её флюиды
Вобрал в себя через века.

***

Хоть ты живёшь не в мире грёз,
За многое в ответе,
Вдыхая этот аромат,
Забудешь все на свете.
Цветы и легкий нежный бриз
От океана веет,
В мечтах исполнить твой каприз
Тот аромат сумеет.

***

«О, да!», - сказали Вы тогда
В порыве страсти;
Затем бежали от меня,
Как от напасти,
Оставив аромат загадки нежной
Той женщины, чарующе – небрежной.
Что Вы полюбите меня –
Не может быть и речи,
Но я мечтаю вновь и вновь
О нашей встрече.

 
***
Вы очень умны, предприимчивы
И внутренне так раскованы.
К чему все ограничения?
Нет, не для Вас оковы.
Пьянящий аромат свободы,
Новаторский смелый стиль.
Что для Вас возраст и годы?
В душе у Вас буря, не штиль!


***
Аромат драматической силы,
Целостный и глубокий –
В нем изысканность чар Далилы –
Прекрасной, недоступной, далекой.
Аромат этот – сладкая горечь
Невозможности обладания
Темпераментной знойной дивой,
Нескупящейся на обещания.


***
Ты так прекрасна и безгрешна,
Как будто бы Ангел Рая,
Но под ресницами тлеют
Желанья и пламя Ада.
Женская сила – в слабости
И в аромате знакомом,
Сколько ты даришь радости
Чувственная истома.

 
***
В глазах у настоящего мужчины,
Конечно, Вы – неповторимы,
Изысканны, уверены в себе,
Вы - словно праздник и в моей судьбе.
Походкой царицы шагаете,
Радуясь новому дню,
Меня Вы не замечаете,
А я -  аромат Ваш ловлю.


Роман - самообман.
(шутка - прибаутка)

- Приходи ко мне, Гришутка,
Ненадолго, невсерьёз,
Это будет наша шутка,
Будет наш с тобой курьёз.

- Я приду к тебе, Эльвира,
Поцелую, обойму,
Принесу кусочек сыра
И бокал вина налью.

- Будем мы с тобою, Гриша,
Целоваться до утра,
И поедет моя «крыша»,
Не спасут и доктора.

- Не советую, Эльвира,
Обольщаться, как всегда,
Лучше съешь кусочек сыра,
Остальное – ерунда.

- Что-то мне с тобой, Григорий,
Не прохладно, не тепло,
Как бы не нажить мне горя,
Вновь не вляпаться в дерьмо.

- Ну, и шут с тобой, Эльвира,
Вряд ли я тебя пойму,
Заберу остаток сыра
И скорей домой свалю.

Через год я перестала
О тебе, Гришань, мечтать.
Вместо сыра ем я сало,
А потом ложусь я спать.

Так закончился печально
Наш неначатый роман,
Это все так тривиально,
Все сплошной самообман.

Ах, как жаль, ах, как жаль,
Я одна ложуся спать,
Ах, как жаль, ах, как жаль,
В несогретую кровать.
               
     2003 г.

 
Следующим

Памяти Учителя -
Ирины Павловны Ивановой –
создателя клуба флористов «Диана»

Как пути Господни неисповедимы,
Возможности флористики
Вовек неистощимы.


Сегодня год, как Вы ушли от нас.
Осиротели мы. Но боль потери
Нам помогла сплотиться в трудный час,
В содружество нам не закрыла двери.

За нами вслед придут другие,
Кто будет, так же, чуть дыша,
Из лепестков творить картины
Над листиками ворожа.

И люди будут удивляться
Фантазии, терпенью, мастерству,
И красками природы восхищаться,
В картинах наших, увидав её красу.

И будут думать: «Как же много надо
Тем, у кого в душе безверье, пустота…»
Но от стяжательства, разлада и распада
Очистят мир Любовь и Красота.

26 ноября 2004 года.
 
 
«Диане» - к 15-летию

«Венец творенья – дивная Диана,
Ты совершенна, без изъяна!» -
Сказал в конце 16-го века
Испанский драматург Лопе де Вега

Своё творение «Дианой» нарекла
Её Создатель и Учитель Иванова,
Все силы и любовь ей отдала,
Как дочке, о которой так мечтала…
Пятнадцать лет прошли недаром,
Взрослело наше мастерство,
Содружество по имени «Диана»
В Республике Молдова расцвело.

За эти годы мы сплотились
В хороший, дружный коллектив,
И мы признания добились,
Флористику в искусство превратив.
Мы не художники, мы просто мастерицы,
Которые, оставив все дела,
По вечерам из лепестков творят картины,
Над листиками ворожа.

Он узнаваем каждый почерк,
Пейзаж ли это или натюрморт,
Лесная птица иль портрет поэта –
Всё вызывает зрителей восторг.
Бывало трудно и ненастно
У каждого из нас в судьбе,
Но мы трудились не напрасно,
Себя преодолев в борьбе.

Наперекор всему, что нам мешало
Идти к победе в трудный час,
На творчество «Диану» вдохновляла
Улыбка восхищенных глаз
Таких прекрасных и неравнодушных.
Те, кто в флористику влюбился навсегда,
На наши выставки спешат, как на свиданье,
И будут нам опорой до конца.

Мы на одном энтузиазме
Порой свершаем чудеса
И с благосклонностью за это
На нас взирают небеса.
Сто с лишним выставок! И множество статей,
Десятки передач всем показали –
Служить искусству можно ли верней?
Своё подвижничество всем мы доказали!

Май 2006 г.

 
***
Анечке – внучке моей

Анютик!

Солнышко ты наше!
Для нас ты - всех на свете краше.
Здоровья, Счастья и Любви
Тебе желаю от души!!!

Припев к ненаписанному романсу:

Ах, Анна, Анна, Анна,
Мне, право, это странно,
Ты взрослая такая,
А я - всё молодая!


***
Алёнушке

Доченька моя родная,
С днём рожденья, дорогая!

От всей души, с большой любовью,
Тебе желаю счастья и здоровья.
Тепло, сердечно поздравляю,
Всех благ и радости желаю.

Да будет в твоём доме красота
И Божья благодать в судьбе,
Чтоб твоя мудрость, щедрость, доброта
Сторицей возвращалися к тебе.

Пусть сил твоих на все хватает,
А радость светится в глазах,
Успех тебя сопровождает
И в личной жизни, и в делах!
 
Угадайте, чей портрет?

Сыну Юрочке

Скуластое, щекастое,
Глазастое, ноздрястое,
Шумное, лохматое,
Смешное и кудлатое,

Во дворе – драчливое,
А дома же – ленивое.
Рвущееся лишь гулять,
Видя в этом благодать.

Забывает про уроки и про хор,
И про мамины упрёки,
И про дедушкин укор,
И про мусор, что в ведре,

Лишь бы бегать во дворе.
Вечно беспокойное,
Редко, чем довольное,
Страшно говорливое,

Как коза -  бодливое,
Очень горделивое,
Как никто шкодливое.
Глазами все сверлящее,

Деньги находящее,
Взрывчатое, как вулкан,
Восторженное, как Полкан.
Оно светловолосое,

Милое, курносое,
Нежное, лиричное,
Такое симпатичное,
Порой невыносимое,
Но без конца -  любимое.
Чей же, чей же то портрет?
Угадает кто иль нет?
Никому не расскажу,
Кто имеется ввиду.

Февраль 1988 г.


Мамины наставления
(сыну к 25-летию)

Юра: «Как ты себя чувствуешь, мама?»

Я на твой вопрос, сынок,
Напишу тебе стишок.
Как я чувствую себя?
Знаю только я сама.

По ночам почти не сплю,
Бога за тебя молю:
Чтоб на путь тебя наставил,
От дурного бы избавил,

Чтоб, сынок, ты не курил,
И спиртного бы не пил,
Чтоб здоровье сохранял,
Чаще фрукты покупал –

Витамины потреблял.
А по выходным гулял,
Свежим воздухом дышал,
Чтобы спортом занимался,

Скверно бы не выражался.
Никого не осуждал
Никого не обижал,
Никому не досаждал,

Если надо – помогал.
Чтобы душу возвышал,
В церкви иногда бывал
И музеи посещал,

Книги добрые читал,
Ну, а «чтива» -  избегал.
На гитаре бы играл,
А в компьютер не «гонял» -

Поберег свои глаза,
Нервы, время, «тормоза».
Чтоб любимая твоя
Не предала б никогда,

Чтобы ты её ценил
И цветы всегда дарил,
Чтоб вокруг тебя всегда
Были добрые друзья.

Чтоб с родными ты общался,
Никогда не обижался.
Был бы умным, добрым, сильным,
Телом и душой красивым.

Чтобы счастьем насладился,
Чтоб на славу ты трудился
И потомками гордился –
Вот тогда моя душа

Будет счастлива сполна.
Прекращу переживать,
Буду я спокойно спать
И здоровье сохранять.

Июль 2004 г.

 

Стихи моим друзьям



На все времена
Ю.С.


Счастье ты моё
на все времена,
Счастлива я ждать тебя
Всегда.
В дождь осенний
и в холодный вечер,
Только б знать,
что будет это встреча.
Будет  сердца жаркий,
тяжкий стук,
Трепетное прикасанье
наших рук,
Будет много
добрых, нежных слов,
Наяву - отрывки моих снов,
где я столько раз тебя ждала,
Столько раз к тебе навстречу шла –
молодому,
зрелому,
седому…

Декабрь 1984 г.




 
***
Ю.С.


Завтра день твоего рождения,
Может, снова тебя увижу.
Продолжается наваждение –
Столько лет я мужчин не вижу.

А вернее, вижу убогими,
И душой, и телом тщедушными,
С их мыслишками неглубокими,
К красоте души – равнодушными.

Не идут ни в какое сравнение
С твоей статью, умом и внешностью
Неспособные к озарению,
Вырождающиеся с неизбежностью

Заземленные обыватели –
Узкоплечие, узколобые,
Животов своих набиватели,
Похождений и выгод искатели.

В бездуховности отупевшие
Похотливые прихлебатели,
От излишества ожиревшие
Пиво-водочные хлестатили.

Не в глаза, а руки смотрящие –
Где  получше, богаче  приданое,
По пути башмаками давящие
Чистоту души первозданную.

Ну, а если теряют свободушку –
Отдают её незадёшево:
«Коль жениться – так брать молодушку!», -
Хоть у той, с кем живут, сердце вкрошево.

Завтра день твоего рождения,
Вряд ли снова тебя увижу.
Не дари мне освобождение-
Пусть я только тебя и вижу!

19 июля 1987 г.


***
Ю.С.

Мне хорошо – я тебя вспоминаю,
Плохо когда -  я тебя вспоминаю.
С жизнью расстанусь, с последним вздохом
Выдохну имя вдвойне дорогое –
Юрий, Юра.

Сыну я это имя дала,
В день много раз его повторяя,
И даже от этого радость вкушая,
С безумным восторгом себе внушаю,
Что будет он, всё ж, походить на тебя…


Пожелание

В объятиях воды живой,
Воды холодной, ключевой,
Встречая новую зарю,
С благоговением говорю:

«Желаю всем людям Земли
Я мира, здоровья и счастья,
Пусть сгинут все наши напасти,
Да сбудутся наши мечты!»

 
 * * *
Ю.С.

Известно всем – воспоминанья не согреют,
А все ж,светлеет на душе,
Когда твой образ надо мною реет,
Хотя б во сне, хотя б во сне.
И там, во сне, все так прекрасно,
Мы любим, мы с тобой друзья,
Упреки, ревность – все напрасно,
Они – мышиная возня.

И маме я твоей во сне целую ноги
За то, что подарила жизнь тебе,
Я счастлива, что нас свели дороги,
И благодарна я за то судьбе.
Когда же изредка твой голос слышу
Я в телефонной трубке, не дыша,
То, кажется, что вспять рванулось время,
И расцветает вновь моя душа.

И до глубокой ночи я готова
Сидеть, воспоминанья дорогие вороша,
И слово к слову подбираю снова,
Над листиком тетрадным ворожа,
И думаю, как мало надо в мире,
Чтобы почувствовать себя счастливой.
И перегрузки, словно цирковые гири,
В тот миг почти неощутимы.

Пусть говорят – воспоминанья не согреют,
Но взгляд на жизнь определяет вновь и вновь
Далёкий май, что в сумерках синеет,
Свиданье у реки и давняя любовь.

1988 г.

 
Через сорок лет…

Ю.С.

Под окном моим с черешни
Облетает белый цвет.
Я ждала тебя весь вечер,
А тебя всё нет и нет.

В синих сумерках белеют
Эти дивные цветы,
Мне они напоминают
Наши давние мечты.

Как под яблоней стояли
Сорок лет тому назад,
Нежные слова шептали
Мы друг другу невпопад.

Где-то музыка звучала,
Рядышком ручей журчал
И тебя я целовала,
И меня ты обнимал.

Это было так недавно,
Это было так давно.
Я гляжу заворожённо
В потемневшее окно…

май 1969 г. - апрель 2009 г.

 
***
Ю.С.

Говорить часами не нужно.
Времени очень мало у нас.
На корню засыхает дружба,
Что любовью когда-то звалась.

Все в делах и заботах тонем,
Распыляя безрадостно дни,
А душой и сердцем непоняты,
Остаемся в итоге – одни.

Расскажи мне про что-то хорошее,
Не про кошек своих и собак,
А про нас с тобою, любимый,
Или подыши в телефон просто так…

Март 2009 г.


 
Ода юбилярше

Степановой Тамаре Николаевне
посвящается


Тамарочка-уралочка!
Ты – русская краса,
И в этом славном возрасте
Ты очень хороша!
Весёлая, задорная,
Надёжна и добра,
Все силы и фантазию
Ты отдаешь сполна!

Придумщица, советчица,
Домашняя Богиня,
Советских недр разведчица,
То- бишь, - геологиня.
Для мужа ты всегда была
Подругой и подмогой,
Надежным, ярким маяком,
Чтоб верной шел дорогой.

В трудах и беспокойстве
Все годы пролетали,
И повзрослели дети,
И внуки подрастали.
Теперь уже и правнучка
С тобой танцует рядышком,
Разыгрывает сказочку
Про репку и про бабушку.

Всем людям, что с тобою
Бок о бок рядом шли,
Всегда ты даришь щедро
Тепло своей души.
Мы на тебя равняемся,
Не устаем дивиться –
Во всех ты ипостасях -
Талант и мастерица.

Здоровья, долголетия
Хотим мы пожелать,
Чтоб выдать замуж правнучку,
На свадьбе поплясать!

24 января 2009 г.


Поздравление к Золотой Свадьбе

Посвящается Инне Тимофеевне
и Анатолию Сергеевичу Кухарук



Желаем счастья и здоровья,
И чтоб в средине января,
Спустя полвека, в вашем доме,
Любовь, как яблонька цвела.

Чтоб даже звезды рассиялись,
Глядя на ваше торжество,
Чтоб вы друг другу улыбались,
На сердце было хорошо!

Чтобы болезни и печали
Вас никогда не донимали.
И через четверть века с нами
Вы бриллиантовую свадьбу отмечали!

15 января 2005 г.


 
Юбилейная ода

посвящается Людмиле Киктенко

Зимой родилась Люсенька,
Ведь год она росла,
И очень скоро выросла
В прекрасное дитя.
Ей мама пела песенку,
А папа подпевал:
«Вставай на ножки, доченька,
Взрослей и расцветай!»

Пришлась на годы детские
Суровая пора:
Война и лихолетие,
И трудности сполна.
Но молодостью скрасились
Тяжелые года,
А доброе, хорошее
Привилось навсегда:

Сердечность, трудолюбие,
Умение так жить.
Дружить тянулись девочки,
А парни, чтоб любить.
Но выбрала ты лучшего,
По жизни с ним пошла
И с ним в любви и верности
Двух деток родила.
Бывало и не сладко,
Как и у всех в судьбе,
Жизнь не бывает гладкой,
Но ты верна себе.
Верна -  семье и мужу,
И детям, и друзьям,
А сердце беспокойное
Тревожит по ночам.

Тревожится за внуков –
Красавцев двух парней,
Чтоб жили честно, славно,
Не хуже всех людей.
Чтобы они продлили
Киктенко славный род,
Их дети не забыли бы
Откуда, что растет.

Прадедушку, прабабушку
Чтоб помнили всегда,
Чтоб вспоминали с гордостью
Их добрые дела.
Сегодня отмечаем мы
Прекрасный юбилей
Чудесной милой женщины,
Что собрала друзей.

Мы любим тебя, Люсенька,
Добрейшая душа,
За радость от общения,
Что даришь ты всегда.
Желаем тебе, милая,
Улыбок и тепла,
Любви, здоровья крепкого
На долгие года!

В соавторстве
с Тамарой Цымбал-Трутневой –
подругой-одноклассницей

Январь 2007 г.

 

***

Миролюбовой Валентине –
коллеге по клубу «Диана»

Милая, талантливая Валечка,
Самая красивая «дианочка»,
Мы тебе желаем от души
Счастья и здоровья, и любви.

Чтоб твой творческий накал
Никогда не иссякал,
Чтоб друзья тебя любили,
Близкие тебя щадили,

Чтоб печали и тревоги
Обходили стороной,
Чтоб ещё ты очень долго
Оставалась молодой!





 
Новогодняя баллада о «летающем» торте

«Моё сердце остановилось,
Моё сердце замерло…»
(из современной песни)



Старый Новый Год отметить Лора приходила.
Я к её приходу торт сообразила.
Накануне вечером я коржи пекла,
Крем с лимоном делала, Лорочку ждала.

Торт удался славный, лимонно-шоколадный,
На блюде возвышается – гостью дожидается.
Шампанское, салаты и пюрешка с рыбкой,
На столе бокалы, ждем её с улыбкой.

Папочка побрился, умылся, надушился,
Галстучек надел, в ожиданьи Лорочки
На диван присел.

В белой шапочке она, наконец, приходит,
И с порога прямо песенку заводит:
«Сею, сею, посеваю, счастья в доме сём желаю!»
И конфетки вверх бросает, изобилия желает.

Календарь на Новый Год Лора подарила,
Чтобы каждый Божий день нам всегда фартило.
Вот садимся мы за стол, шампанское налили,
За счастливый Новый Год тост провозгласили:

Чтобы он удачным был, только счастье приносил,
Здоровье, удовольствие, от детей – спокойствие!
Этикет, конечно, мы не очень соблюдали,
Мясо и салаты шампанским запивали.


Особливо Люлечке понравились огурчики,
С тостом  вперемежку съели и пюрешку.
Наступает время чая, иду на кухню, наливаю
В чашечки красивые, для гостей хранимые.

Подаю я Лоре торт, чтобы оценила,
А она его, шутя, чуть не уронила!
И пришлось его в полёте мне ногтями подхватить,
А глаза мои,  при этом, чуть не вышли из орбит.

Лора долго веселилась, я – почти что прослезилась.
Отмывала от ногтей кучу шоколада…
Лора, милая, со мной,
Так шутить не надо!
Январь 2006 г.

***


По гороскопу друидов
моё дерево – вяз.


Обнимая рукою вяз,
Я по утренней, ранней поре
Говорю ему каждый раз,
Прижимаясь щекою к коре:

«Вяз, мой милый, дорогой,
Силой поделись со мной,
Что не надо – забери
И отправь во глубь земли,
А добавь хорошее –
Стану я пригожее!»


 
СТИХИ ДРУЗЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ЭЛЕОНОРЕ

Маргарита Данилова-Повелко
сокурсница и подруга.

Чудо флористики

Ты даришь людям свет и красоту,
Леса, поля, долины, море, горы.
Когда становится совсем невмоготу,
Иду на выставку картин Элеоноры.

Покажет нам красоты мира
Художница – флорист Эльвира.
Усладу дарит душам, взорам
Поэт и чтец Элеонора.

Пальмы, джунгли и Гавайи-
Мы их, сроду,  не видали,
Но открою вам секрет-
В творчестве границы нет.

На картинах реки, горы,
Дальше – пик Элеоноры.
Вот такая мистика
Чудеса флористики!

Флюиды радости и силы
Исходят от самой Эльвиры.
Преодолеем все невзгоды
С её картинами природы.


Июль 2009 г.
 
Алла Коркина

Элеоноре

Тебя Господь поцеловал,
чтоб женственность твоя сияла
ещё сто лет во мгле зеркал,
светясь рыжинкой из овала.
Художник бы изобразил
читающей со сцены Блока,
но облик и другой сквозил –
с печалью ясной и глубокой.

Но ты художница сама –
творишь Вселенную из хлама
трав, веточек, где бахрома
цветов, подобна цвету Храма.

***
Отзыв
о юбилейной выставке
Э. Мещеряковой в библиотеке
им. А. Мицкевича.

Вдохнула жизнь Мещерякова
В пожухлый лист, кору, цветы,
Умыла радостью печали
Все откровения свои…

Как хорошо, что есть на свете
Такие вот библиотеки,
Где есть на стенах красота
И для души, и для ума!

Наталья Науменко - коллега по клубу «Диана»
август 2009 г.

 
Тамара Цымбал-Трутнева
подруга – одноклассница,

Элику в день 50-летия


Помнишь детство? Родные пенаты,
Нашу школу, которой уж нет…
Была юность духовно богатой,
Что хотелось на Марс полететь!
Нас учили и мы понимали,
Что хорошего больше в стране.
«Культа личности» страха не знали,
Как они отразятся в судьбе.

Помнишь школу, сначала девчачью,
А затем с добавленьем – мужским.
Как смеялись, дружили, влюблялись,
И тайком сочиняли стихи.
Я так рада, что дух твой девичий
Сохранился в тебе до сих пор.
Я не верю, что нам по полвека,
В нас бурлит еще юный задор.

Столько планов, проектов, свершений,
Столько надо вершин еще взять,
Чтоб родные тобою гордились –
Папа, дочка и сын, и зять.
Ну, а внучка – родная Анютка,
Пусть получит в наследство талант
И открытую чистую душу
С красотой, благородством в стократ.

Я люблю тебя, милый мой Элик,
Жду звонка, чтоб услышать вновь:
«Томик, здравствуй! Не занята?
Знаешь, я хочу прочитать про любовь…»

И звучит в телефоне радость
И тревога, порой, заодно:
Что не слушает Юра маму,
От Алёны нет писем давно…

Так хотелось бы чаще встречаться,
Чтобы чувствовать трепет души,
Но, увы, нам уже не семнадцать,
Всё дела, всё мы вечно спешим.
Юность наша давно промчалась.
Не вернётся. Зови, не зови…
Но живут у нас в сердце девчонки,
Что орлов отгоняли в степи.

1989 г.
_______________

С.Прасол

Элик-Элька! Милое сокровище!
Что ты сделала со мной, с моей душой?
Что за струны в сердце ты задела?
Я теперь не властен над собой.

Элик-Элька! Твои поцелуи,
Ты дарила их после пощёчин,
Как клеймо останутся со мною,
Чтоб не мог забыть я эти ночи.

Элик-Элька, солнца луч прелестный,
Отнимать надежду не спеши.
Эта боль дороже наслажденья
Для влюбленной Славиной души.

1959 г.


 
Ю.С.

Элечке


В жару, в бреду ору слова.
Устал. В себя ушёл потом…
Какое же русло нужно вам,
Слова, произнесенные шёпотом?!

Солнце скрылось,
укатив за здания.
Вот и день ушёл,
тебя с собой забрав…
Удивлён и восхищён созданием,
вырезанным богом из ребра.

«Для чего, зачем,
кому все это надо вот?..»
Жалкий из души донесся писк.
Для чего эта мука адова,
Когда любишь
и просто близок?

Поднял непосильную
ношу на руки.
Такой не носил давно.
Сейчас, даже изысканные сонеты Петрарки,
Кажутся мне болтовнёй.

Вчера, себя сомненьем выев,
Сегодня же,
расправив  грудь,
Легко, как будто не впервые,
С огнём затеваю игру.



Покой низводит дерево до пня.
Спокойствия
я не ищу в любви.
Спокойно не смогу тебя обнять,
Спокойно не смогу тебя обвить.

Шершавой рукой
проведешь по льну
И выласкан кожи лоскут!
Так хочется губами
к тебе прильнуть,
К каждому твоему волоску.

4 мая 1969г.


 
Ю.С.
***

Как два затерянных мирка,
Мы мчимся по орбитам.
Но тянется к руке рука,
Ведь юность не забыта.

Пройдут дожди, уйдут ветра,
Пора нагрянет майская,
И буду снова до утра
Твоею грезить ласкою.

Как ты прекрасна и свежа
В моих ладонях грубых,
Язык, как острие ножа,
Вонзается мне в губы.

А кожа, бархатистая,
Подстать весенним травам,
Я этот бархат тискаю
И пью любви отраву.

Уже напился допьяна,
Уж пышет жаром рот,
И печь души натоплена
На много дней вперёд.

Уже ли, где-то, с кем–нибудь,
Такой же будешь нежною?
Нет! Вечною сиренью будь,
Ты будь моей надеждою…

Май 1985 г.


 
Ю.С.
Далекое – близкое
(отрывок)

Среди прожитых лет моих тысячи
Дней забытых, как гвозди – забитых.
Так каким же светом высвечен
Моей жизни пьянящий напиток?!
До чего ж тяжело признаться.
Что поделаешь… Хоть убей,
Но промчались и эти шестнадцать
Сизой стайкою голубей.
Не лечи ты меня и не мучай.
Расседлай, отпусти стремена.
И, когда-нибудь вечером, лучше,
Вспомним мы о былых временах.
Только жизнь – коварный шутник:
Хоть болят ещё в нас времена те,
Норовит подвести знаменатель
Подо все наши ночи и дни.
Ты помнишь домик у реки ночной?
Я – гладиатор, ты – арена Рима…
Как жаль, что в жизни суматошно-рыночной,
Такая ночь уже неповторима.
… Но наша жизнь давно уж не сладка.
Всё реже озаряют нас зарницы…
И будто бы с газетного лотка
Тех светлых дней распроданы страницы.
Мой добрый, нежный, близкий человек,
Ты не лечи меня, уж я-то знаю:
В моём борту пробоина сквозная
И нам её не залатать вовек.
И, всё ж, судьбе своей я благодарен
За то, что знаю и пишу про ЭТО,
И что над нами грозы грохотали,
Но, всё-таки, одаривали светом.

1984 г.
Ю.С.
***

Я шёл к тебе холодный, снежный,
А ты была такою нежной.
Ты помнишь, как я весь оттаивал
В тепле отколотой ледышкой,

А ты дарила мне Цветаеву,
Дарила сердцем, не по книжкам.
Хоть вздрагивал любимый локоть,
Не уставала ты поить меня

Нектаром молодого Блока,
Живительной росой Уитмена.
Так было хорошо и молодо,
Как будто подошёл к костру я

И разбивались волны холода
Об эти ласковые струи.
«Как больно, милая, как странно…»
От чувства вдруг в ночи такого

Незаживающая рана легла
Строкою Кочеткова.
Да, что там рана? Весь изрезан.
Поэзия не хлеб, не соска.

Вошли осколочным железом
Все песни и стихи Высоцкого.
Легла тайгой поэзии чащоба
И нету в том лесу дорог.

Войдешь, забьется сердце учащённо
От боли одиночества и судорог.
Прошли века, но только не померк
И манит нас непостижимой тайной

Свет пламени, что высекли Гомер,
Шекспир, Хайям, Петрарка, Данте, Байрон.
Не васильками, не ромашками с опушки,
А жгучею крапивой душ весенних

Свои тропинки выстилали Пушкин,
Некрасов, Лермонтов, Ахматова, Есенин.
Поэтов можно оболгать,
Измерив шаг аршином куцым,

Но все они, как облака,
Ушли и больше не вернутся…

1988 г.


 
Ю.С.
***

Беда над Миром тенью кружится,
Зверьё и птицы мрут в лесах…
Неужто наши чувства рушатся,
Как ледники на полюсах?!

Чудес на свете не бывает,
И в прошлое тропинки  нет.
Годов поземка заметает
Любви неповторимый след…

А было всё – и жар души,
И трепет губ, и ночи прелесть…
Пиши об этом, не пиши,
Оно осталось в том апреле…

Наверно, это неспроста,
Моя родная недотрога,
От детской люльки до креста –
У каждого своя дорога.

Чудес на свете не бывает,
И в молодость не взять билет…
Туманом время застилает
Твоей любви нежнейший свет.

Беда над Миром тенью кружится,
Зверьё и птицы мрут в лесах…
Нет, чувства наши не обрушатся,
Как айсберги на полюсах.

Март 2009 г.
 

Ю.С.
***

Ты - мой Ангел-Хранитель.
И скорбя, и любя,
Был бы скульптор, в граните
Изваял бы тебя.

Ты - моё вдохновение
Без цепей и границ,
Ветерка дуновение
И сверканье зарниц.

Ты – моё восхождение
На вершины души,
Ты – моё обновление,
Лучик света в глуши.

Ну, а если, а если
Я расстанусь с тобой,
Пусть наполнится песней
Небосвод голубой,

Под которым мы жили,
Будто с Евой Адам,
И совсем не тужили
По ушедшим годам…

Ты – мой Ангел-Хранитель
И ковчег мой земной,
Словно солнце в зените,
Ты паришь надо мной.

Март 2009 г.




А.Д.
***

Вы так милы, умны и прочее,
Вам так идет невинности обет…
Здесь должен я поставить многоточие,
Чтоб от Петрарки не вписать сонет.

Искусству я флористики внимал,
И ряд картин восторг во мне будил,
Но взгляд, невольно, ваши отмечал
Округлость форм и яблоки груди.

Желаю Вам дарить букеты роз,
Чтоб жизнь моя пылала ярче,
Но, опасаюсь услыхать вопрос:
«Неужто, я нужна Вам, старче?!»

1999 г.