О снах, пророчествах и ясновидении

Павел Гурачов
Очень может быть, что изначально сны действительно обладали полезными свойствами. Если человек был постоянно занят делом, необходимым для выживания и кое-что мог упустить, то бессознательные механизмы запускали некий процесс, связанный с интуитивным просчетом неосознаваемых фактов. Таким образом, в сжатой или символической форме давалась необходимая информация. Например, приснилось, что будет пожар. На поверхности, т.е. сознательно высчитать такую вероятность невозможно, а бессознательно обрабатывается огромное количество факторов и дается пророчество в сновидении. Ведь известно, что подавляющая часть информации так или иначе воспринятой, вытесняется в бессознательное за ненадобностью. Сознание способно удерживать лишь ограниченный самый необходимый объем данных. Именно тех, которые наиболее вероятно повлияют на развертывание дальнейших событий. Если среди всего набора фактов восприятия оказываются неучтенные сознанием факты, предопределяющие особо важные события, то они прорываются из бессознательного во снах или в спонтанных видениях.
Ныне сновидения кажутся странными, нелепыми и бессмысленными. Интерпретаторы (психоаналитики) до сих пор расходятся в отношении схожих мотивов. Возможно, это связано с расплывчатостью современных взглядов на природу психического. Но возможно бессмысленность содержания сновидения связана с огромным объемом бессмысленной информации, получаемой современным человеком. Ее бессмысленность определяется ее неэффективностью для выживания. Современный человек может сколь угодно много знать, однако быть совершенно бессильным в природе, не понимать «язык природы». Природа для современного человека есть объект насильственной трансформации, притом тотальной. Отсюда и тотальная трансформация психики. Сны являются как бы уродливым отражением машин, техники и подобных культурных феноменов. Точнее может быть, что изменение деятельности всего целого организма, связанное с развитием технократического общества, вызывает соответствующий бессознательный ответ.
Тысячелетиями человеческий мозг очень тонко подстраивался или настраивался на то, чтобы позволять выживать всему человеческому организму в живой природе. И резкая смена условий существования, вызвала массовое резкое нарушение в работе психики. Это все конечно гипотетично, но если каждый вспомнит свои сны, то, наверняка, большинство сюжетов будут происходить на фоне или на ландшафте, созданном цивилизацией. Наоборот, чем сновидение «ближе к природе» по содержанию, тем оно понятнее и проще. В таких сновидениях как раз часто встречаются духи, предки, божества, в общем все языческое.
Первобытный шаман – это тот член племени, который наиболее чутко способен воспринимать содержание и сигналы из коллективного бессознательного. Приближение какого-либо важного события (пожар, потоп, война, болезнь), которое не имеет регулярной и повседневной природы (то, что просчитано и всем и так известно), может быть следствием целого ряда факторов. Эти факторы не способны быть просчитанными повседневным сознанием, однако бессознательное, выявив итог, т.е. жизненно важное событие, являет или внедряет образ будущего события в сознание. Таким образом, шаман, пророк является необходимым членом первобытного сообщества, для его выживания. Плюс к этому шаман выступает в качестве некого гиперпсихического камертона. Он является посредником между базовыми архетипами, согласно которым племя должно функционировать как целое, и остальными членами. Не даром эти архетипы консервативны и универсальны у самых разных народов планеты (К.Г.Юнг).