Джесика

Искандер Борисов
                ДЖЕСИКА

Литературную студию, которую я посещал , существовала при областной детской библиотеке. Вёл там занятия известный в городе поэт и писатель. Не буду называть его фамилию, она известна всем. Предполагалось, что учиться писать стихи здесь будут дети – школьники, но среди посещающих были всё люди в годах, иногда откровенные пенсионеры. Иногда, правда, приходил какой-нибудь ребёнок, обычно в сопровождении матери, но , посетив студию один-два раза, они исчезали. Да, могли появиться студенты, но также недолго задерживались. Мне было интересно, меня не надо было искусственно заинтересовывать; сам процесс, когда кто-то читает свои стихи, потом их разбор, скажем так -  «критика»,  были мне интересны. Я в это время уже выпустил два сборника своих стихов. Скажу так, чтобы разбирать стихи необязательно, чтобы человек только начал писать их сам; замечания можно делать и состоявшемуся поэту, и даже на его стихах можно учиться самому, учить других и особенно начинающих.
Но факт остаётся фактом – дети мало ходили в литературную студию при детской библиотеке. Почему так – я не задумывался, как говорят  - в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Правда, у меня появилась одна мысль. Один раз я зашёл в детский клуб недалеко от своего дома. Это случилось неожиданно, также неожиданно я предложил директрисе  детского клуба свои услуги по обучению ребятишек стихосложению. К моему удивлению, женщина-директор охотно поддержала моё начинание; но единственно, что нужно было – это самому привести ребятишек, то есть организовать группу. Пришлось походить по школам и гимназиям – скажу так, нигде мне не отказывали, но и не предлагали большую помощь. Наверное, с десяток школ я прошёл; в конце концов,  в одной гимназии и в лицее были организованы 2 группы. И это ещё было большим достижением – учебный год перевалил свой экватор. И с февраля я начал проводить занятия с ребятишками. Не дожидаясь набора ребятишек, меня также приняли на работу, как преподавателя дополнительного образования, причём процесс оформления меня на работу шёл значительно успешнее, чем набор групп желающих овладеть стихосложением. Итак, одна группа по обучению стихосложению была организована на базе гимназии, другая – на базе лицея. Неизвестно,  кому были интереснее занятия: мне, как обучающему или ребятишкам. Скажу, что, скорее всего процесс обучения был новым, как для меня, так и для учащихся. Вначале группы ребятишек были большие, человек по 15.Видно они хотели посмотреть на живого поэта, взявшемуся обучать их стихосложению, а может быть просто из любопытства. Но понемногу случайные начали отсеиваться, сразу ушли старшеклассники, которые наверное поняли, что у них хватает и своих забот и кроме написания стихов, или скорее всего они поняли, что, как ни странно, нельзя сразу начать писать стихи, а нужно много работать над теорией, изучать вроде бы ненужные стили, жанры и размеры, - короче нужно  «пахать». В чём-то они были правы; ведь был и у нас в литературной студии поэт, выпустивший несколько книжек стихов и также самостоятельно занимающийся со взрослыми «поэтами» и,  тем не менее не разбирающийся, какими он пишет размерами. Наверное, он был в чём-то прав, ведь нас никто не учит дышать. Или плавать. Помню в детстве, меня на озере завезли на лодке и,  мальца, не умеющего плавать, два взрослых парня выбросили в озеро. Поневоле пришлось работать руками и ногами; нахлебался воды, а всё-таки поплыл. Всё это так, но, как сказал поэт: но всё же, всё же, всё же. Короче, группы уменьшились раза в два. И почему-то остались пятиклассники, в основном девчата. Как у Дарвина – остаются самые выносливые и приспособляемые, так и у меня. Теперь я понимаю, что у пятиклашек самая большая тяга к жизни, самая большая приспособляемость: и, если в  7-х, 8-х и более старших классах ребята уже определились,  – сформировались, и им уже не нужны эксперименты с их обучением, у них выработан, я бы сказал, стандарт жизни и они идут по нему. Так легче. Но для себя я понял, что если человек не останавливается в своём развитии и ему всё интересно – это не конченный человек. Хотя и в 70 лет пенсионеры начинают овладевать премудростями компьютера, залезать в Интернет и прочее. Но это уже другая история, а здесь мы говорим о школьниках, причём младших школьниках.
Итак, если после 7-го класса пришла девочка и ей не интересно, она зевает, вытягивает руки, демонстрируя уже начавшие формироваться груди или беспричинно смеётся, падая головой на стол, рассыпая свои великолепные волосы по столу – здесь можно говорить, что у этой девочки уже другие интересы. И писать стихи – это не её занятие. И это правильно: не все будут поэтами, писателями, но все должны быть любимыми, любящими, любить и растить детей.
Но мы немного отвлеклись. Не буду рассказывать о всех посещающих литературную  студию, а только о тех, кому было интересно и кто заинтересовал меня: так как их неумелые стихи, их желание писать стихи СРАЗУ – потрясало! Итак, это были пятиклассники, я называл их пятиклашками. Назовём их по именам, не для того, чтобы их узнавали другие или они узнавали себя, а просто, чтобы отличать их. Хотя, должен сказать, что это настоящие имена девочек, посещающих студию. И конечно они себя узнают. Хотя, с другой стороны, для не знающих – это просто девочки и девочки. Итак, вот их имена: Лиза, Настя, ещё одна Настя, Амина, Света, Катя, Даша. Это всё девочки, но, чтобы разнообразить это девичье царство –введём одного мальчика. Это будет Кирилл. Итак, она звалась Татьяна, как писал известный поэт. Кстати, ни одной Татьяны у меня  не было, я имею в виду – ни одна Таня не хотела обучаться стихотворчеству. Но это так – отступление. Итак, все они себя считали уже поэтами, у них были стихи и конечно, стихи были их тайной, тем,  что отличало их от других девочек. Поэтому они стеснялись показывать их, читать самим, а также , чтобы я прочитал. Ясно, что это были стихи о любви. Должен сказать, что в 5-ом классе все девочки любят и пишут только о любви. Но познакомиться со стихами нельзя, не прочитав их; и они давали читать эти стихи в заветной тетрадке, (есть, есть у девочек заветные тетрадки, где хранятся их тайны, в том числе стихи), так вот, давая читать стихи, девочка ладонью закрывала другое стихотворение на соседней странице.  Но, конечно,  были и смелые девочки, которые охотно читали свои стихи. Меня они не стеснялись, считая меня неизбежным злом, с которым нужно смириться. Одна девочка Настя, которая пришла не в самом начале, но потом, когда мы решили через несколько месяцев наших занятий выпустить сборник стихов, оказалось, что у неё для этого сборника больше всего стихов. Так вот, Настя писала стихи о любви и, когда я спросил, о ком это стихи ,  о маме или о брате, она хитро посмотрела на меня и сказала: – нет, это о моём парне. И когда речь зашла о сборнике стихов, она спросила: - А сколько стихов я могу купить?
 - Да не надо покупать, - ответил я, - а сколько тебе нужно?
 - Ну, бабушке нужно послать, Вам подарить, парню своему, может быть продать.
Вот какие практичные девчата занимались у меня.
 – А маме? – спросил я.
 – Маме нельзя, - сказала Настя, - ведь стихи о любви.
 - Да ведь у тебя не поймёшь,  о ком ты пишешь, или о маме, или о мальчике.
 – Мама поймёт, - сказала хитрая Настя.
Так вот, эта Настя опубликовала 9 или 10 стихотворений. В конце наших занятий она спросила у меня, могу ли я написать стихотворение о её парне.
 -  А как зовут парня? – спросил я.
 – Серёжа,- ответила Настя и застеснялась.
 Я попросил рассказать подробнее, ведь не мог же я написать стихотворение, зная только имена – Настя и Серёжа. В конечном итоге Настя сказала, что они любят гулять по ул. Лазо и ходить в кино. Понятно, что я не мог ей отказать. Скажу короче, что я написал стихотворение, которое даже можно было петь. Там были такие строчки:

Серёга вместе с Настей,
Не помня ног от счастья,
По улице Лазо они пошли.
Не глядя на ненастье,
 Хоть холодно отчасти,
Любовь свою на улице нашли.

Настя прямо на уроке могла станцевать, вихляя своим худеньким телом или показать, какие у неё классные фотки на сотовом телефоне. На последнее занятие она пришла грустная. Я спросил:- Настя, что случилось?
 Оказывается,  её переводят из лицея в 43 школу, в основном за успеваемость.    Какой отсюда вывод: девчата, в пятом классе ещё рано думать о любви ,а надо учиться. Но Настя пришла ко мне позже.
 Вначале пришли Лиза, Амина и другая Настя. Напоминаю, что все они пятиклассницы. Лиза уже и повадками и манерой поведения напоминала маленькую женщину. Но стихи у неё были хорошие, часто о фильмах, которые она смотрела. К 8 Марта мы в лицее выпустили газету. Там были стихи девочек. Лизино стихотворение было одним из лучших. Вот оно:

Женщины! Вы наполняете мир красотой,
И ваш настрой – только герой.
Когда вы влюбляетесь, вы расцветаете,
Мир вы любовью, теплом наполняете,
Как звёздочки яркие в небе сияете,
Как солнца лучи всё кругом ослепляете.
Так будьте всё также красивы, милы,
Пусть сбудутся ваши любые мечты!

Амина – это строгая и аккуратная девочка. Приведу  её стихотворение «Школа», которое подтверждает это.

Ты приходишь в любимую школу,
Ты приходишь, где всё тебе ново.
Те же стены и полы, тот же день,
То же дыханье, та же тень,
То же сознанье, в голове мечты,
Но ты…
Снова видишь его ,забываешь обо всём.
Любишь его и всё тебе нипочём.

Другая Настя тоже приходила ко мне на занятия. У нас столы стояли в виде буквы О. Настя забиралась внутрь этой буквы и устраивалась на полу. На все мои просьбы занять место за столом, она отвечала отказом и говорила, что ей так удобно. Я смирился с её вольностью, ведь творческие люди, особенно поэты, могут иметь отличия от людей обычных. А вот какая она девчонка, можно понять , прочитав её стихотворение  « Я всё могу».

Могу желать, могу любить,
Могу понять и всё простить,
Могу смотреть, могу страдать,
Могу прийти, могу соврать,
Могу хотеть, могу мечтать
Могу обнять, поцеловать.
Жизнь не бывает без любви,
Я всё могу – а ты смоги!

Особенно мне понравились в её стихотворении слова: могу соврать. Она не раз обещала принести тетрадку своих стихов и то забывала, то не приходила, то находила какую-нибудь причину. Но я не обижался, ведь главное, чтобы она писала стихи.
 Как-то мы пошли в детский клуб, куда нас пригласили читать стихи. Пошли  Лиза, две Насти и Даша. Даша была из другой школы и писала фантастические  рассказы со страшными сюжетами. По пути Настя говорила:
- Мы их  всех порвём,- но когда пришли в клуб – оказалось, что выступление отменяется. Даша сразу села на автобус и уехала, она училась в 7 классе, а я пошёл провожать девочек. Тут Лизе позвонила мама и сказала, что она подъедет за Лизой  на машине к супермаркету на другой остановке. Но мне нужно было всех девочек посадить на автобус. Когда я сказал, что вначале посажу двух Насть, а потом Лизу, у Лизы  на глазах появились слёзы. Первый раз я видел такие крупные слёзы на лице у девочки. Потом решили, что Насти сядут вместе, а я проводил Лизу. Короче, маленькая девочка доставила  большие заботы.
К нам ещё ходила Света. Света -  талантливая девочка. Достаточно сказать, что когда проходили тему -  акростих, это когда из первых букв строчек слагается имя или слово, так вот Света взяла предложение: «Ангел летит по небу  ко мне»  и написала акростих – стихотворение из 21 строки.
 Через неделю мы всё-таки попали на выступление в детском клубе. Только Лиза заболела, у неё пропал голос, я думаю,  она съела много мороженого, а Даша не смогла пойти. Короче, были две Насти. Всё прошло хорошо – обе Насти читали свои стихи, вначале они стеснялись, потом разошлись.
 Мы сидели в зале на низких скамейках, передо мной впереди села девушка с длинными  густыми тёмными волосами. Волосы закрывали её плечи и были почти по пояс. Она откидывала их вбок или движением головы - назад. Было тесно, я почти упирался своими коленями в поясницу девушки. Вот так мы побывали в детском клубе.
Позже директор клуба предложила мне позаниматься с ребятишками по стихосложению. Каково же было моё удивление, когда на занятия пришла девушка, которая сидела передо мной. Звали её Джесика. Она прочитала, смущаясь,  свои стихи, временами она роняла голову на стол и её густые тёмные волосы растекались  по поверхности стола. Казалось, они живут отдельно от Джесики.  Джесика была вожатой в детском клубе. Её стихи были интересными. Приведу одно:
 
Стихи пишу я вновь и вновь,
Их сочиняю про любовь.
Как будто еду я по кругу
И вспоминаю про подругу.
Про нежное сердечко
Малюсенького человечка.
Про море, лес и про погоду
Готовлю новую вам оду.
Я сочиняю про любовь.

Самая маленькая девочка это Аня. Она окончила 2 класс, но из девчонки выйдет толк. Вот её стихотворение, немного подправленное мной - « Моя мечта».

У меня мечта такая -
Я хочу поплавать в море.
Я хочу увидеть рыбок,
Я хочу увидеть ската,
И ещё медуз увидеть.
И конька морского встретить,
И на нём, чтоб прокатиться,
Что плывёт среди кораллов.
Но пока я вижу это,
Вижу только на картинке.

На последнее занятие Аня пришла в костюме, сделанном из шариков, надутых воздухом .Этот костюм сделала Анина мама, в нём она походила на резиновую игрушку. Я сказал, что в этом костюме можно купаться, в нём не утонешь. Потом сказал, что заходить в воду нужно осторожно, вдруг костюм одет неправильно, можно перевернуться ногами вверх. Ане было очень смешно, хотя что здесь смешного:  представьте – плавает девочка – ноги сверху , а голова под водой.
Уля написала интересное стихотворение, про бабушку, которой она помогает, но непонятно из стихотворения,  то ли Уля приходит из лагеря и помогает бабушке, то ли бабушка освободилась из лагеря и убирается по хозяйству. Уля всегда торопится, она не успела мне списать стих про бабушку. Но, если будет усидчивой, то напишет ещё не одно стихотворение и бабушке, и маме, и папе.
 Есть ещё девочки Яна, Наташа, Оксана и ещё много. Вот чудо-стихотворение Наташи:

Как нам в жизни не хватает
Всегда нескольких минут,
Время быстро пролетает
И часы спеша идут.
Ну, ещё одну минутку
Просим утром мы поспать,
Ну, ещё одну минутку просим
Вечером играть!

Есть ещё Оксана, у неё должны быть хорошие стихи, но ещё лучше у неё получается крутить обруч, особенно на столе, где не мешают ни стены, ни маленькие дети. Это так красиво! Думаю, Оксана напишет об этом стихотворение.
 И ещё один стих Джесики:

Его глаза, как яркий свет,
Коснётся ими он меня.
Зову тебя, тебя всё нет,
Прости за всё -  меня любя
Улыбкой ясной одари,
И ожидаю я от них,
Как свет предутренней зари
Признаний солнечных твоих.