Из истории Первомая

Григорий Саталов
1 мая в России отмечается государственный праздник День весны и труда. В СССР он именовался Международным днем солидарности трудящихся.


Праздник придумали социалисты

 

Объясняя происхождение праздника, в советское время обычно ссылались на демонстрацию рабочих в Чикаго 1 мая 1886 г., которая будто бы стала прецедентом для последующих выступлений. Причём в той Чикагской демонстрации активное участие принимали анархисты, противники всякой государственной власти, как таковой. Впрочем, и коммунисты изначально торжество коммунизма понимали как отмирание государства. Только в отличие от анархистов предлагали государство отменить не сразу, а через воспитание нового коммунистического человека, не нуждающегося в государственном принуждении при помощи ещё более сильного государственного диктата – «диктатуры пролетариата». Такая вот у них диалектика.

Постановление о проведении в день 1 мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 г. I конгрессом II (Социалистического) интернационала. После победы большевиков в России был создан III (коммунистический) интернационал. Но Сталин в конце Второй Мировой войны в угоду своим союзникам по антигитлеровской коалиции Рузвельту и Черчиллю распустил Коминтерн. (Это именно между этими двумя интернационалами заставлял делать трудный выбор Василия Ивановича Чапаева комиссар Фурманов в легендарном фильме. Сам Фурманов до лета 1918 года, кстати, был левым эсером и руководил Советом рабочих депутатов в моём родном городе Иванвово-Вознесенске).

А первым считается тот интернационал, который создали Маркс и Энгельс. Его деятельность пришла в упадок после подавления Парижской Коммуны в 1871 году. Партия «Справедливая Россия» в настоящее время является членом Социалистического Интернационала. Многие другие партии Социнтерна, шведские и немецкие социал-демократы, французские, испанские и итальянские социалисты, английские лейбористы  в послевоенный период часто находились у власти в своих странах и весьма способствовали утверждению в Европе социально ориентированной рыночной экономики. Для всех партий, входящих в Социнтерн 1 мая остаётся одним из важнейших праздников, во многих европейских странах. Например в Англии, он является выходным днём.

Из истории Первомая в России

 

На территории Российской Империи впервые 1 мая было отпраздновано в Варшаве столице входившего в состав империи Царства (Королевства) Польского в 1890 году.
В Петербурге первая маевка прошла в 1891 г., в Москве - в 1895-м. Во время революции 1905 года после объявления с 1 мая общегородской забастовки в Иваново-Вознесенске власть в городе на 100 дней перешла под полный контроль Совета рабочих депутатов до тех пор пока основные требования забастовщиков не были удовлетворены работодателями. Тогда, в 1905-м, все революционные партии действовали в достаточно сплочённом союзе и в Иввновский Совет входили и большевики, и меньшевики и эсеры, и анархисты и беспартийные.

Осенью 1905 началась всеобщая политическая стачка, которую иногда поддерживали даже хозяева. И 17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест, установивший в стране основные политические права и свободы, в том числе свободу проведения собраний, митингов и демонстраций. (Документ составил и пролоббировал премьер-министр Витте). И с 1906 года праздник 1 мая отмечался, как правило, вполне легально. А все основные революционные партии получили свои фракции в Государственной Думе. (Только анархисты отказались участвовать в выборах, впрочем, они не были и партией). Однако до 1917 года массовые мероприятия в российских городах чаще устраивались не в день 1 мая, а в ближайшее к нему воскресенье. Поскольку этот день не был выходным.

На таких сходках требовали «Свободы личности, права на проведение забастовок, повсеместного установления 8-часового рабочего дня, запрета труда малолетних, повышения оплаты труда и. т. п». Вот образец листовки дореволюционного времени

 

«Товарищи! Готовьтесь к международному празднику пролетариата 1-го мая, который мы будем праздновать 18-го апреля, так как наш календарь отстает от заграничного на 13 дней, мы же должны праздновать этот день одновременно с нашими товарищами в других странах. В этот день рабочие всего мира выходят все, как один человек, на улицу, чтобы показать буржуазии, сколько их, как дружны все между собою, какую неодолимую силу они собою представляют. Это мобилизация пролетариата всего мира»

С 1897 г. маевки превратились в России в массовые политические мероприятия. Вот как описывает маевку в Сокольниках легендарный российский журналист  Гиляровский в очерке «Праздник рабочих»: «Народу было более 50 000... Гулянье было в разгаре— Появились ораторы, полились речи, которые одним нравились, другим нет. И вот во время речей среди толпы кто-то сделал выстрел из револьвера. Более 10 000 стремглав ринулось, ища спасения. Это была полная паника... Когда прошла волна толпы, на мостовой валялись шапки, шляпы, зонтики... масса прокламаций».

 

Вальпургиева ночь


Случайно ли европейские социалисты, задумывая свой праздник, остановились именно на этом дне? На 1 мая у католиков приходился день Святой Вальпургии, и предыдущая ночь именовалась Вальпургиевой. Ещё до прихода в Европу христианства 1 мая был одним из важнейших языческих праздников, днём весны, пробуждения животворных сил природы. Когда христиане принялись преследовать язычников, те стали собираться на свой праздник по ночам и тайно. Так родились легенды и предания о том, что именно в ночь на 1 мая ведьмы слетаются на шабаш на Лысую гору.

 

Вполне очевидно, что выбирая день своего праздника, европейские социалисты, вполне осознанно остановились именно на 1 мая - по народным поверьям дне разгула нечистой силы, - чтобы лишний раз погрозить «буржуям». Тем более надо помнить, что ведь это сейчас лидеры российских коммунистов не жалеют комплиментов в адрес Церкви. На заре становления социалистического и коммунистического движения оно было не только антибуржуазным, но и антицерковным. А христианство большинством революционеров всех мастей рассматривалось как важнейший идеологический инструмент для порабощения народных масс буржуазией и прочими угнетателями. Кстати фашистская Геббельсовская пропаганда также многое позаимствовала из тогдашней революционной социалистической риторики. Гитлеровская партия носила официальное название Немецкая национал-социалистская рабочая партия. Официальный флаг Гитлеровской Германии с чёрной свастикой в белом круге был красного цвета. Гитлер мечтал со временем создать вместо христианства, «религии рабов» по его словам, иной языческий культ. Первыми к нему приобщались члены СС. 1 мая в гитлеровской Германии праздновалось как официальный государственный праздник с учётом и его пролетарской и его языческой составляющей.

В современных немецких газетах после празднования 1 мая нередки заголовки: «Вальпургиево весеннее обострение». «Шабаш местного масштаба»; «Ночь Силы, или Вальпургиева ночь»; «Вальпургиева ночь солидарности трудящихся». В последние годы ультралевые и ультраправые экстремисты 1 мая в Берлине и других европейских городах, как правило, организовывают массовые столкновения с полицией. Драки с полицией для определённой части европейской молодёжи являются чем-то вроде хобби.
Отмечают этот день и члены антихристианских сект: Тревожные сигналы об активности сатанистов и неоязычников поступают в органы внутренних дел. В Лобне, Балашихе, Дубне и во многих других российских городах на свои просветительские семинары, на закрытые чтения для изучения древних религиозных традиций адептов неоязыческих сообществ приглашают часто именно 1 мая.

 

Первомай, Первомай, какой хочешь выбирай!

 

Конечно, в нашем городке мало кто вникает во все эти исторические подробности. Каждый выбирает такой Первомай, какой ему ближе. А для многих ефремовцев этот  день ассоциируется прежде всего со славными днями советской эпохи, когда в дружных колоннах праздничной демонстрации, каждый мог испытать радостное чувство единения со своим народом, со своими земляками, друзьями, коллегами, чувством, что люди труда в почёте и уважении, в жизни всё идёт как надо, а торжество коммунизма неизбежно как восход Солнца. И на пути к светлому будущему нам по плечу справиться с любыми бедами. Раз уж мы выдержали такую страшную и огромную по размаху войну, восстановили разорённые войной территории, то дальше будет уже легче. И люди постепенно углубились в свои личные материальные проблемы. Вот тут то их и настигла западня! Как предупреждал Сталина ещё Троцкий, как только в душе большевика восторжествует мещанин, дело революции будет проиграно. И Ленин предрекал на закате своей жизни очень чётко – после того как большевики сумели установить в России «диктатуру пролетариата», упустить настолько сконцентрированную власть они смогут только в результате внутреннего разложения партии. Никакие внешние враги ей уже не страшны.

Ведь что такое мещанин в переводе на европейские языки? Буржуа по-французски, бюргер по-немецки. Европейские социалисты и китайские коммунисты  сумели и многих предпринимателей сделать сторонниками постепенной социализации общества. А у нас в России пока в основном даже многие лидеры коммунистов остаются в душе мещанами-предпринимателями, для которых политика это прежде всего способ хорошо устроиться в жизни. Социалистические и коммунистические лозунги такие лидеры используют в основном только для мобилизации электората, а для себя любимых оставляют милые буржуазные ценности, исподволь и постепенно заразившие нашу с позволения сказать элиту ещё во времена Брежнева.

Народ в основной своей массе может и не станет вдаваться во всякие умности и заумности по этому поводу, но душой очень хорошо всё это чувствует. А потому многие предпочитают в этот день не по площадям с флагами и портретами ходить, а провести дополнительный выходной в кругу друзей и близких, в более уютной обстановке, на даче, в роще, в гараже или ещё где-нибудь.

В заключение обратимся к эпизоду из кинофильма «Чапаев». Может не все наши читатели помнят этот эпизод в деталях, а юные поколения могли и фильма не видеть.

Дело там было так. Чапаевская дивизия отвоевала у белых крупное село. И при большом стечении сельчан Чапаев толкал речь, расправлялся с мародёрами. (Мужики селяне перед этим ворчали: «Белые приходят грабят, красные приходят – грабят, куда бедному крестьянину податься»). Чапаев пытается пропиарить среди них красные идеи. И после его речи мужик задаёт ему вопрос на засыпку: «Василий Иванович, а ты за кого за большевиков, али за коммунистов?» (Некоторые авторы намекают, что в народной малограмотной гуще якобы в годы гражданской войны произошла такая массовая аберрация. Людям казалось, что внутри красных есть две фракции. Большевики хотят для народа как можно больше, раздают землю и вообще молодцы, а комиссары коммунисты ассоциировались со всем плохим, расстреливают всех, кто под руку подвернётся, даже священников, отбирают продовольствие, и вообще злые и бяки.)

(Официально партия стала именоваться коммунистической весной 1918 после VIII съезда. Этот съезд решал вопрос о сепаратном выходе из войны (Брестском мире с Германией)).

Так вот Чапаев, отвечая на этот каверзный вопрос, от выбора уклонился. Он ответил: «Я за интернационал». Народ естественно в восторге от такого заковыристого слова. Но тут встрял Фурманов, чтобы Чапаеву жизнь мёдом не казалась. И прямо как вредный препод на экзамене пытается валить Чапаева совсем по чёрному: «А ты за какой интернационал, за второй, или за третий?». Чапаев маленько растерялся, но быстро нашёл выход из трудного положения. Спрашивает Фурманова – «А Ленин в каком?». «В третьем в коммунистическом, он его и создал» - отвечает Фурманов. «Ну так вот значит и я за третий», говорит Чапаев. Народ после этого естественно уже совсем в экстазе.

Но увы, более полувека нет больше Коминтерна. А Социнтерн, второй интернационал, есть. Ленин статью написал «Крах второго интернационала», в которой доказывал, что после того как правые социал-демократы поддержали свои правительства в первой мировой войне, от их интернационализма ничего не осталось. Но история распорядилась иначе. Социал-демократы свой интернационал уберегли, а коммунисты нет. В разгар II Мировой войны Сталин заключил с Великобританией и США чёткие договорённости о разделе сфер влияния в послевоенном мире, и в рамках этих договорённостей распустил III интернационал Коминтерн. А II интернационал Социнтерн вполне успешно продолжает свою деятельность, ведя человечество к социализму.
 Из представленных в наши дни в Государственной Думе партий "Справедливая Россия" официально является членом Социнтерна. А у КПРФ нет своего интернационала.

2008