Жизнь Рэма Юстинова. Вопрос 20

Елена Андреевна Рындина
ВОПРОС ДВАДЦАТЫЙ. СКОЛЬКО У РЭМА ДЕТЕЙ?



       Звучит несколько провокационно. Но, естественно, речь не идёт о супружеских изменах и внебрачных наследниках. И всё же…
        Где его дети? Они  -  везде. И узнать их можно никак не по внешнему сходству с отцом-наставником. Но и спутать ни с кем нельзя…
       Когда мы договорились встретиться в «Авроре», он (Рэм), как всегда, не особо представлял, на какое мероприятие приглашён. Бросил только:
-  Женя Симоненко зовёт. Хороший парень  -  надо сходить.
       «Хороший парень» оказался солидным мужчиной, к тому же  -  Генеральным директором телекомпании «Данила-мастер», на презентацию которой мы и попали. Вот только бросился он к Юстинову, едва завидев его, и впрямь, как мальчик, для которого лицезрение наставника  -  гораздо больше, чем просто встреча. Радостно-взволнованную вибрацию голоса и повлажневшие глаза этого взрослого человека трудно изобразить словами (это, конечно, могла зафиксировать только киноплёнка, так любимая обоими  -  и учителем, и учеником), но так было  -  верьте.
       Даже если бы Евгений Владимирович не склонил в официальном слове своём голову в сторону «гуру», как определил он для себя роль руководителя «Юности», за него всё расшифровал бы фильм, снятый им на просторах Ярославщины.
       Каждый кадр не просто говорил  -  кричал о том, что так видеть природу, окружающую нас, так бережно относиться к ней, так пытаться и всех других заставить настроиться на экологическую волну мог только воспитанник Рэма Юстинова.
       Птенцы с остервенело-требовательно распахнутыми клювами навстречу загнанной матери-пичуге; гусеницы  -  в нарядах «от Кордена»; грибы  -  настоящие, ядрёные, понятные, а не подобия поганок, которые мы привыкли складывать в корзины (за неимением чего-то более путного), гадая  -  полусъедобные они или нет, чтобы съесть хотя бы «половину»; водная гладь с птицами, не ждущими от людей с ружьями подвоха  -  всё это увлекало-завораживало своей естественной простотой и доступностью, всё взывало: пользуйся, человече, но не вреди! – сам ведь взвоешь…
       Фильм стал гимном не только своему создателю, но и воспитавшему в нём такое видение мира человеку, сидевшему за одним из красиво накрытых столов, человеку, в адрес коего и склонилась голова Евгения, «хорошего парня Жени», каким знал  и знает его Рэм Александрович Юстинов, страницы жизни которого мы (в спешке, к сожалению) пролистали с вами.
        Разговаривая с Симоненко, я задала практически один вопрос («Ваше впечатление от первой встречи с «Юностью» в ЯПРЗ?»), на который он прямо-таки выстрелил эмоционально-исчерпывающе-искренним ответом:
-   И от первой, и от последней! Удивление перед человеком, который беспредельно доверчив, добр и чуток к каждому, пришедшему к нему. Я помню, как впервые переступил порог студии. Мне ведь уже было где-то года двадцать два, я считал, что достаточно много видел. Поводом для прихода послужило то, что я стал свидетелем варварского истребления берёзовых саженцев, которые существа, смеющие причислять себя к числу людей, изводили на потребу разведённому ими костру. Зная добрые традиции «Юности», я и бросился к ним.
   И был просто ошеломлён доверием ко мне, незнакомцу, с которого никто не спросил хотя бы какое-то удостоверение личности, когда без долгих расспросов и объяснений получил из рук Рэма Александровича кинокамеру и короткий совет-приказ:
- Иди. Снимай.
       Никому из студийцев и в голову не пришло спросить, кто я  -  что я, какое отношение имею к обиженным берёзкам. Юстинов просто увидел в моих глазах неподдельную боль и помог, как мог: ни на секунду не задумавшись, вручил мне дорогостоящую технику, за которую, наверняка, нёс материальную ответственность. Обескуражено-обрадованный такой степенью открытости, ранее мною не встречаемой, я помчался к месту казни деревьев.
       Опоздал. Но сделал кадры невинно и бесцельно (вокруг хватило бы старых коряг для разведения костра) выдранных и сломанных саженцев, с чем и вернулся в студию. И больше её не покидал.
       Именно в ней меня поняли, приняли, помогли без лишних рассуждений и формальностей. Сразу и навсегда став одним из «детей» Рэма, я и сейчас считаю себя студийцем, горжусь этим…
       Нет, мы не бегаем ежедневно за нашим «гуру». Иногда годами не видимся, не следим за «мышиной войной», которую периодически устраивают вокруг «Юности» бумажные души (как правило, это  -  новоиспечённые чиновники, которые занимают свои должности, испытывая законный трепет перед начальством и соблюдением положенных формальностей: им непонятна аллергия Рэма Александровича на всё, что связано с «дебетами» и «кредитами»; постепенно они привыкают к специфике этого человека, но сначала…)
       Мы же просто продолжаем дело, которое нас научили любить в стенах студии. Встречаясь иногда с незнакомым человеком, ощущаешь вдруг необыкновенное родство душ. Бывает  -  знаете. И на определённом этапе беседы, доверительной, конечно, случайно сорвётся у одного из двух  -  Рэм… «Юность»… И всё становится на свои места: рассмеёмся облегчённо, поняв сразу, откуда у нас взялось непонятное поначалу родство-то это…Имя учителя  -  как пароль у нас, воспитанных им в разное время, никогда не встречавшихся на занятиях, но отличающихся общей закваской «Юности» от тех, кому не повезло встретиться с Рэмом Александровичем Юстиновым. Мне повезло. Спасибо Судьбе. Счастлив и горжусь принадлежностью к ученикам этого необычного человека…
       Вот такое получилось интервью… А по понедельникам в кинотеатре «Аврора» в 18 часов вечера собираются члены клуба «Экология сегодня», организованном Евгением Симоненко. Сам он в настоящее время снимает фильм о жизни бобров в Гаврилов-Ямском районе и искренне недоумевает, почему жизнь заморских крокодилов, воспеваемая у нас через «Дискавери», волнует россиян больше, чем судьба этих земноводных трудяг, обитающих совсем неподалёку и регулярно истребляемых то любителями живых мишеней, то охотниками за шкурками, то просто голодным местным людом, которому тоже не досталось внимания  окружающих (это, правда, совсем другая и ещё более серьезная и грустная тема).
       Много боли в России. Симоненко это ощущает. И как может привлекает внимание к проблемам, которые научил его замечать обожаемый наставник. На мой взгляд, получается это у Евгения Владимировича здорово. Не сомневаюсь, что в недалёком будущем и в его сторону кто-то склонит в уважительном поклоне свою взрослую голову…
       И таких «деток», как Симоненко, у Рэма Александровича многие десятки. Заблуждением, конечно, было бы считать, что только «сыновей» учил он правильному видению мира…
       В одной из маленьких, спрятанной от непосвященных, комнатке знаменитой башни нельзя не обратить внимания на мастерски и с душой выполненный портрет пожилой женщины с молодо-острым взглядом многое повидавших (и  -  понявших!) глаз. Такой увидела и правильно «прочитала» мать нашего героя одна из бывших воспитанниц Рэма.
       А с обложки Ярославского периодического журнала «Женский мир. Ренессанс» (лето-осень 2003 года) задумчиво взирает куда-то в обозначенное фотографом пространство белокурая красавица Венера, синим маркером перечеркнувшая свои ухоженные руки уважительной надписью: «Рэму Александровичу с огромной благодарностью.18.02.2004г. Венера». Умеет Рэм Александрович делать подарки  -  и другим, и себе…
       Как легко рядом с ним! И как трудно…