Будущее и Роза Мира Даниила Андреева

Григорий Саталов
Стремление заглянуть в будущее, одно из самых соблазнительных. На этом зиждется популярность астрологии, спиритизма, различных систем гадания и тому подобных.

Из более традиционных и претендующих на полное отсутсвие шарлатанства методов и знаний сложилась даже целая наука о будущем - футорология. Свои основные силы футорология черпает из другой более классической науки - истории, науки о прошлом. Однако даже историю древние греки вслед за "отцом истории" Геродотом считали не наукой, а искусством.

Отсутствие возможности поставить эксперимент (если не считать ограниченных возможностей археологии) лишает историю одного из главных признаков "полноценной" науки. А у футорологии нет даже тех возможностей, которые даёт истории археология. И остаётся в основном лишь метод сравнительно-исторического анализа. Глубоко изучив тенденции, имевшиеся в прошлом, мы вполне вправе экстраполировать их в будущее, ну хотя бы на ближайшие несколько десятилетий. Предсказать всё в деталях футорологи не могут, но в поле их зрения за последние 20-40 лет попадали основные тенденции развития событий, смен актуальных проблем и задач встающих перед человечеством.

Однако учёные достаточно единодушны во мнении, что возможности сравнительно-исторического метода в применении к футорологии очень серьёзно ограничены. Поскольку будущее состоит не только из продолжения тех тенденций, которые мы можем обнаружить в настоящем и прошлом, но и из возникновения качественно иных совершенно новых явлений, предсказать которые знание о прошлом совершенно не в состоянии.

Человечество можно уподобить пассажирам поезда, который неуклонно набирает скорость. В прошлом в 18-19 веках, когда скорость "поезда истории" была не столь стремительной, его "пассажиры", внимательно глядя в окно вагона, могли вполне хорошо всё разглядеть. И им поэтому казалось, что они достаточно хорошо знают, куда едет поезд.

К концу 19 века в настроениях умов господствовал благодушный и оптимистичный позитивизм.Уже в начале 20 века скорость поезда заметно увеличилась. А в наши дни и события и технологии развиваются ещё более стремительно. И уже со второй половины 20 века, среднестатистический "пассажир" этого нашего поезда, как бы внимательно не вглядывался он в окно вагона, видит лишь мелькание, проносящегося мимо пейзажа, различить детали которого он всё менее способен из-за нарастающей скорости.

И в умах стали господствовать растерянность и пессимизм, страхи перед возможными бедами и катастрофами (мировыми войнами, ядерным взаимоуничтожением, терроризмом, глобализмом, коррупцией и конспирологическими заговорами).

И теперь только те, кто сидят в локомотиве и управляют этим поездом и смотрят не в окно вагона, а в лобовое стекло локомотива, видят, куда едет поезд. Это политики, находящиеся у власти. "Пассажирам" всё больше начинает казаться, что политики из локомотива вовсе не стремятся рассказывать им "всю правду".

А те, кто едет в последнем вагоне и смотрят в его заднее окно, это историки.

Даниила Андреева я бы сравнил с человеком, которому неким мистическим образом удалось на время покинуть этот поезд и посмотреть на него со стороны, (и сбоку, и спереди, и сзади и даже сверху), разглядев кучу совершенно новых деталей и подробностей, которые лежат не только там, где проходят рельсы, но и в стороне от них.

А потом ему ещё удалось вернуться обратно в поезд и рассказать обо всём увиденном в своей книге "Роза Мира". И в этом смысле его книга совершенно уникальна. Поскольку мало кто из нас покидал этот поезд (ведь он двигается без остановок), книга Андреева трудна для восприятия. Там много такого, с чем обычный человек никогда не сталкивается как правило в этой жизни. Пожалуй, чтобы её понять, большинству читателей нужно перечесть её не раз и не спеша, как трудный учебник.

В конце книги Даниил Андреев достаточно конкретно пишет о том, что должно происходить в будущем. Мне его прогноз продолжает казаться ещё более радикальной утопией, чем строительство коммунизма. Однако, не могу не признать, что очень часто именно такие утопические проекты, совершенно противоречащие всем циничным канонам практической политологии, и оказывали наибольшее воздействие на ход истории. Ведь и строители коммунизма, не добившись конечной цели, сумели однако создать целую новую цивилизацию, опыт которой и положительный и отрицательный долго ещё будет влиять на весь мир.

А что была бы наша история без христианского учения? И сколь абсурдно это учение с позиций "реальной политики"? А ведь начиналось всё с горстки учеников, не имеющих никаких ресурсов в виде оружия или богатства, кроме помощи Духа Святого.

Силы зла неоднократно проникали в недра самого христианства, безверие захлёстывало целые народы и эпохи, но каждое новое поколение должно было отвечать для себя на вопросы, возникающие после прочтения Евангелия.

Удалось ли "детям цветов" - хиппи 60-х - достичь мира и любви? Кажется миром по-прежнему управляют низменные страсти, страх и алчность. Но теперь массы уже не столь послушно участвуют в войнах, развязываемых политиками и не только не создают "культов личности" своих лидеров, но и не склонны чересчур доверять тем, кто дорвался до власти.

Весь 20 век шла гонка между странами. Западная Европа и Северная Америка как особый тип цивилизации стали гегемоном планеты ещё в 19 веке. Крах СССР, Азиатский кризис 1997 года, экономическая стагнация в Японии возможно ставят окончательный крест на попытках других стран "догнать Запад". Если же Китай и Индия сумеют достичь тех же стандартов потребления, что и Запад, то на планете просто не хватит на всех ресурсов.

Что же нас ждёт? Войны за ресурсы, в которых главной целью станет канибалистское уничтожение лишних едоков? Или человечество сумеет выработать новую систему отношений и в экономике и в политике и в идеологии, которая позволила бы всей планете жить и развиваться более гармонично?

В значительной степени история делается самими людьми. И по какому сценарию будут развиваться события, зависит и от того, какие книги читает сегодняшняя молодёжь, читает ли она вообще и готова ли она от чтения перейти к действиям.

2005