Те, кто не застрелился последний снаряд

Ник.Чарус
ТЕ, КТО НЕ ЗАСТРЕЛИЛСЯ…   ПОСЛЕДНИЙ СНАРЯД

-Отводи паровоз, Леппо!-прохрипел Иван молодому машинисту и с огромным трудом, качаясь от контузии с помощью Лизы стал спускаться по ступеням подножек из кабины машиниста.
Из разбитых снарядами броневагонов ещё трещали короткими очередями пулемётчики, но уже ничего не было способно удержать немецких танкистов. Первые немецкие танки уже медленнно  но неудержимо пробивались к берегу реки Великой. Пригибаясь Иншанин с молодой врачихой добежал до своей единственной гаубицы. От расчёта осталось четверо уставших и израненых артиллеристов. Дождавшись, пока паровоз отъедет на сотню метров Иншанин взобрался на платформу.
-расчёт! К орудию! Фугасный-заряжай! буссоль сорок! Прямой наводкой по паровозу, угол возвышения два, , последним снарядом-огонь!- выкрикнул комбат два, увидев, что в дыму взрывов к ним бежит плотная фигура молодого машиниста.
Через три секунды после команды орудие грохнуло извергнув столб пламени в сторону оставленного на параллельной ветке паровоза. Грохот взрыва потряс горящий город. Перегретый паровой котёл лопнул с оглушительным треском.
-все к реке! Оружие не бросать!-закричал Иван, прыгая с платформы и падая на землю.
Елизавета соскочила очень легко и помогая ему подняться, поволокла его к реке, почти что на себе. Река была покрыта головами плывущих красноармейцев и самодельными плотиками из брёвен, поленьев и оторванных от заборов досок. Придя в себя в холодной воде, Иван оглянулся на берег и увидел как в кошмарном сне, светлые платья молодых строительниц. Женщины и девушки не успели заранее переправиться на другой берег и теперь со страхом вбегали в воду по которой уже колотили фонтаны танковых пулемётов. Увидев кровь и трупы, многие из них бросились назад и стали метаться по берегу, не имея сил для того чтобы плыть через реку покрытую трупами людей. На глазах у переплывших реку красноармейцев немецкие танкисты с хохотом стали гоняться за женщинами по берегу и содрав с них мокрые платья по одной или по две начали силком запихивать свою добычу в люки танков.
-ааа-а! страшно завопил Иван и попытался бросится назад в воду, но его сбила с ног стремительная Лизавета.
-не надо, ваня, милый не надо! Мы отомстим за них! Мы страшно отомстим -кричала она утаскивая его с берега.
Шагая под бомбами по дороге из Пскова Иван пришёл в себя и пересчитал своих бойцов. Не считая сорока человек, ушедших с тремя орудиями под началом Иннокентьева, он недосчитался пятидесяти двух человек. В строю находилось шестнадцать бойцов, голодных и израненых, но горевших страшным желанием мстить за своих товарищей. Через двадцать километров от реки, устав от голода и изнуряющей жары они вечером покинули ленинградское шоссе, забитое отступающими и беженцами и развели костёр, чтобы пожарить найденные наспех грибы и разделить шесть последних сухарей. Сумерки уже вступили в свои права и солдаты стали готовиться к ночлегу, ломая ветки и лапник. Неожиданно загудевший мотор автомобиля заставил вскочить всех. Фары автомобиля упёрлись в полусогнутые фигуры готовых разбежаться людей и мигнув притухли, перестав слепить.
-это что за шайка дезертиров?- загремел в темноте грозный голос и высокий полковник с новенькими ромбами на петлицах появился перед жалкой кучкой полураздетых людей в сопровождении трёх высоченных автоматчиков. Драпаете, трусы? Кто за старшего?
Иван с помощью Лизы поднялся с кучи наломанных веток и заикаясь представился.
-лейтенант иншанин, товарищ полковник! Заместитель командира третьей батареи первого дивизиона пятьсот шестьдесят первого гаубичного артполка. Замещаю командира батареи выбывшего по ранению.
-где твоя батарея? Где ваше оружие и документы? Вон там фронт, там люди, лучшие советские люди отстаивают свою землю, а ты здесь на веточках с полуголой бабой прохлаждаешься? Сержант марецкий-расстрелять труса и дезертира!-заревел взбешённый полковник.
Не успев ничего понять из-за гула в голове Иван был схвачен двумя автоматчиками и его стремительно потащили в кусты.
-нет, не дам! Не дам трусам и подонкам расстрелять героя! Вы расстреливаете своих, а он немцев уничтожил не меньше батальона и девять танков подбил-вопила Лиза вцепившись руками в рожу одного из автоматчиков и порвав ему губу так, что он двинул её прикладом автомата.
-Стой! Стрелять будем!-загремели голоса из кучки измученных батарейцев и на полковника нацелились три последние винтовки.
-у вас орудия были, а вы их немцам оставили и вы всерьёз считаете, что я испугаюсь ваших угроз?-загремел полковник, осторожно отступая к машине.
-тук-тук! А ты сам то жить хочешь, диверсант поганый?-раздался громкий стук по металлу и из-за машины вышел командир пулеметчиков володя перцев с гранатой в руке.
-предупреждаю-чека выдернута и на двести метров вокруг никого в живых здесь не останется!-голос лейтенанта перцева звучал донельзя убедительно и не менее убедительными были его глаза сверкающие в пламени потрескивающего костра. Быстро-номер подразделения, когда и сколько вас забросили в наш тыл для уничтожения командиров Красной Армии?
-спокойно лейтенант! Не машите гранатой!-вдруг потух полковник. Марецкий, комбата ко мне.
Ивана поставили перед полковником и тот вынул из кармана своё удостоверение.
-комдив иванов геройски погиб сегодня в деревне мараморка. Мне, полковнику оперативного отдела штаба одиннадцатой армии Рогинскому приказано собрать сто одиннадцатую дивизию и вывести её на рубеж реки Череха в семнадцати километрах южнее Пскова и занять оборону! Понятно лейтенант? Мне приказано это сделать и я хоть трупы но притащу туда!-заорал он в ухо Ивану. А теперь сами доложитесь по форме-добавил он вдруг остывая и вдруг застеснявшись своей вспышки.
Иван постоял, качаясь перед холёным штабным полковником и с ненавистью сплюнул ему под ноги.
-ни о чём я тебе докладывать не буду. Стреляй здесь! Я всё сказал там в бою!-и он сел прямо на землю обхватив голову руками.
-контужен он сильно и ранен в руку! Не в себе он товарищ комдив!-подскочила к Ивану быстрая лизавета и обняла его.
К её удивлению полковник не разгневался.
-кто может доложить? Вы можете лейтенант?-спокойно обернулся он к Перцеву, крепко вцепившегося в гранату.
-так точно товарищ комдив! Согласно приказу комполка майора Кузнецова наша батарея была усилена зенитными и противотанковыми орудиями, а также другими подразделениями и оборудовав и оснастив эстонский бронепоезд выдвинулась к станции Остров и вела за него оборонительные бои с четвёртого по седьмое июля. Израсходовав боезапас бронепоезд вернулся в псков, где пострадал из-за преждевременного взрыва моста и был взорван лично комбатом лейтенантом Иншаниным. Гаубичная батарея была разгружена раньше и своим ходом направилась на соединение с полком. Так что орудия скорее всего целы, товарищ комдив!-усмехнулся Перцев.
-молодец лейтенант! Так держать!-одобрил его доклад полковник Рогинский.
-я младший лейтенант товарищ полковник!-возразил володя перцев порываясь застегнуться и прекращая попытки под взглядами расхристаных товарищей.
-это легко исправить! Поможешь старшему лейтенанту довести подразделение до расположения полка и затем явишься ко мне за новым назначением. Мне нужен боевой адъютант. Кстати сам и проследишь за присвоением вам обоим очередных званий. Задача понятна!-усмехнулся комдив рогинский. Тогда получите у сержанта  марецкого два автомата и сухпаёк на восемь человек и завтра займитесь сбором подразделений дивизии. А я сейчас черкану записку для вас с особыми полномочиями.
-а вы девушка военнообязанная? –строго обратился он к елизавете.
-вообще то я детский врач и пока не призывалась, но если надо…-растерялась лиза помогая ивану встать.
-товарищ старший лейтенант, давай без обид. У нас раненые мрут десятками, а ты военврача при своей особе держишь. Отпустишь, я отвезу её в дивизионный госпиталь. Ну чего она в этой каше с вами мужиками шляется?-беззлобно спросил комдив угощая ивана папиросой.
-я ей не начальник! Она с нами добровольно! А моё мнение верно-надо её к настоящему делу пристроить! Прощай лиза и прости что не так!-взял ее руку иван, стесняясь обнять, но елизавета сама обняла и расцеловала его.
-не надо прощаться ваня! Я верю-мы встретимся! Обязательно встретимся! Где бы ты ни был я буду тебя искать!