Валькирии. приезд журналистов

Ник.Чарус



Неверов почти не удивился, увидав Светлану через два дня на причале у своего атомохода. Привёз её всё тот же Погребённый, тоже, видимо, недовольный выбором тележурналистки, но тщательно скрывавший своё раздражение. Представив её вместе с шустрым телеоператором, построившимся на палубе атомохода офицерам и команде,  Погребённый отвел Неверова в сторону и очень долго читал нотации об опасности неосторожной связи с журналисткой и её высоком положении, которое требует крайней взвешенности в словах и поступках. Экипаж Неверова ни в коем случае не должен навредить флоту через её облечённого властью мужа в случае недовольства журналистки отношением к её особе.
А навредить она очень могла. Капитан Неверов прекрасно знал, что российский подводный флот пущен кремлёвским руководством на распил, а в Приморье в начале 2010 года завершилась очередная программа утилизации на этот раз пяти атомных подводных лодок класса "Виктор-3", выведенных из состава Тихоокеанского флота России.
-Будь максимально предупредителен с журналистами-продолжал контр-адмирал Погребенный, удерживая Неверова за локоть. Ты знаешь, что твой ракетоносец на очереди. Торпеды оставили, но ракеты поснимали, значит скоро возьмутся всерьёз. Японцы сильно подпрыгивают от радости по поводу каждого уничтоженного ракетоносца. Им наше Приморье снится с гражданской войны, когда они восемь лет хозяйничали у нас аж до Омска вместе с американцами. «Начальник Чукотки» с Михаилом Кононовым, конечно, смешной фильм, но это детская сказка, очень далёкая от того, что тогда творилось на Дальнем Востоке. Боюсь, что нынешняя программа вновь доведёт нас до японо-американской мечты.
Работы по распилу подводных лодок проводились на дальневосточном военном заводе "Звезда" в рамках российско-японского межправительственного соглашения, заключенного в ноябре 2005 года. Финансированием работ по утилизации АПЛ занималась Япония, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Дело в том, что из-за особенностей функционирования российской системы утилизации подводных лодок часть списанных субмарин в Тихом океане образовала "кладбища кораблей", представляющие потенциальную опасность для экологии. Реализация программы, которая называлась "Звезда надежды", началась в 2006 году. В рамках этого проекта четыре АПЛ были разрезаны на заводе "Звезда" и одна - на Камчатке.
В сентябре 2009 года Росатом объявил о разработке концепции программы утилизации АПЛ на период до 2015 года и перспективу до 2020 года. Новая программа предусматривала утилизацию ожидающих своей очереди АПЛ (по некоторым данным - от 28 до 34 АПЛ), выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного технологического обслуживания.
Старая программа утилизации АПЛ предусматривала демонтаж 191 из 198 подводных лодок. По данным 2008 года, с 1986 года из состава ВМФ были выведены 198 АПЛ, 164 из которых были утилизированы. В очередь на утилизацию были поставлены 34 субмарины. Большинство этих АПЛ были списаны в 1980-1990-х годах. В основном это подводные лодки первого и второго поколений. На некоторых из них все еще ведут дежурство сокращенные экипажи, основной функцией которых является обеспечение долгого непотопления законсервированных субмарин. Причиной образования очереди на утилизацию стала переполненность хранилищ облученного ядерного топлива (ОЯТ), слабая развитость инфраструктуры по перевозке ядерных отходов на челябинское предприятие "Маяк" для дальнейшей очистки и недостаточное финансирование отрасли. В 1992 году Госатомнадзор запретил транспортировку ОЯТ в устаревших контейнерах ТК-11 и ТК-12. Возить ядерные отходы стало возможно только в контейнерах ТУК-18, установленных на единственном железнодорожном эшелоне, который составлен из четырех вагонов и способен за год вывозить отработанное топливо лишь из 12-15 реакторов атомных подводных лодок.

Процесс утилизации атомных подводных лодок - носителей баллистических ракет практически не отличался от демонтажа обычных АПЛ. Единственное отличие заключалось в том, что с этих лодок, помимо реакторного отсека, вырезался отсек с ракетными шахтами, который впоследствии уничтожался на специальном заводе. Эта процедура была прописана в договоре "О сокращении наступательных вооружений", действие которого завершилось в декабре 2009 года. Новый договор СНВ между Россией и США не подписан.
Реальная потребность в транспортировке ОЯТ составила около 30 активных зон в год - это количество включило в себя не только утилизацию списанных, но и перезарядку действующих АПЛ. При этом остановка реактора и выгрузка из него ОЯТ в России производится в столь сжатые сроки, что заводы просто не успевают увозить скапливающиеся отходы. Беда и в том, что, в отличие от других стран, Россия занимается переработкой ОЯТ, поскольку в нем содержится значительная доля урана, пригодного для повторного применения в атомных реакторах атомоходов или в мирной энергетике. Учитывая, что процесс переработки топлива является достаточно длительным, а также слабую развитость инфраструктуры, предприятия просто не успевают оперативно очищать весь поступающий объем ОЯТ. В целом же, утилизация атомных подводных лодок выглядит следующим образом. На первом этапе происходит глушение реактора, а затем выемка ОЯТ. После этого из АПЛ вырезают реакторный отсек и два смежных с ним отсека, предварительно сняв с них все ценное и не активное оборудование. Полученная секция заваривается, герметизируется, покрывается антикорозионными материалами и хранится на плаву. Концевые же отсеки АПЛ просто разрезаются и либо продаются на металлолом, либо идут на переплавку. Сейчас стоимость утилизации одной АПЛ в России, в зависимости от класса, составляет от 7 до 15 миллионов долларов. При этом в России с 2002 года действует международная программа "Глобальное партнерство", в которой принимают участие Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония, финансирующие работы по утилизации АПЛ. В 2009 году в рамках программы была модернизирована железнодорожная ветка от Большого Камня до Смоляниново. По этой дороге "Звезда" возит ОЯТ на Транссибирскую железнодорожную магистраль, по которой специальный "атомный поезд" доставляет отходы на челябинский "Маяк".
Процесс демонтажа атомных подводных лодок в США был во многом сходен с аналогичным процессом, проводимым в России. Тем не менее, отличия все же имелись. Так, выемка ОЯТ из реакторов атомных подводных лодок в этой стране производится в течение одного года. При этом топливо в США не перерабатывается, а хранится в специальных хранилищах министерства энергетики в штате Айдахо вместе с другими радиоактивными отходами. Замысел американцев прост - расчетный срок хранения контейнеров с ОЯТ в условиях сухого климата составляет до 500 лет. При этом министерство энергетики США полагает, что уже к середине 21 века будет разработана технология безопасной, быстрой и эффективной очистки и переработки ОЯТ без нанесения вреда окружающей среде. В нынешних условиях переработка ОЯТ в США признана экономически нецелесообразной.
Кроме того, в США из АПЛ вырезается только реакторный отсек, который впоследствии герметизируется и либо хранится на плаву (расчетный срок такого хранения - до 15 лет), либо перевозится в специально оборудованный карьер в штате Вашингтон. Предполагается, что корпус реакторного отсека сможет обеспечить надежную изоляцию активных материалов на протяжении 600 лет. И кроме того, такой способ предусматривает возможность восстановления корабля и возвращения его в строй. Концевые отсеки атомных подводных лодок в США зачастую продаются частным компаниям, которые при покупке получают право переплавлять металл или перепродавать купленные части. Следует отметить, что такая практика действует лишь на протяжении последних нескольких лет. Прежде концевые отсеки АПЛ снова сваривались вместе и хранились на плаву. При этом министерство обороны США до 1996 года рассматривало возможность их затопления. Отказаться от этой идеи ведомство было вынуждено из-за значительных финансовых расходов - перед затоплением необходимо было бы снять все материалы, содержащие опасные для окружающей среды вещества. Кроме того, процедура буксировки и контролируемого затопления отсеков также была не из дешевых. Сейчас стоимость работ по утилизации одной АПЛ в США оценивается в среднем в 50 миллионов долларов. Столь высокая цена обусловлена тем что, что выемка ОЯТ, вырезка реактора и другие работы по демонтажу АПЛ производятся на разных заводах. По данным на конец 2009 года из состава ВМС США были выведены около 90 подводных лодок, то есть в два раза меньше, чем российских. С 50 американских атомоходов были вырезаны реакторные отсеки, и переданы на долгосрочное хранение. Точные данные о количестве американских АПЛ, ожидающих утилизации, неизвестны.
Атомные подводные лодки, стоящие сегодня на вооружении пяти стран мира, наиболее активно создавались в период Холодной войны, причем большая часть построенных субмарин пришлась на СССР и США. Эти два государства к моменту окончания Холодной войны в начале 1990-х годов сумели на двоих построить около 440 атомных подводных лодок. Большинство из АПЛ были впоследствии списаны - часть лодок устарела, другие выработали свой срок, а в остальных просто исчезла необходимость. Вот и выстраиваются "призраки" атомных флотов в очередь на утилизацию.
Закончив разговор Погребенный настойчиво приказал.
-Журналисты сейчас закончат снимать морские виды, пройди на палубу и сам на фоне рубки дай им интервью. Вижу, что не хочешь. Тогда вызови старпома. Он у тебя бывший политработник, можно сказать комиссар, вот пусть он перед ними и красуется.
Поднявшийся на палубу Сотников долго щурился от яркого августовского солнца, но спорить со Светланой не стал и, тяжело вздохнув, встал перед камерой и дал журналистам пространное интервью.
-ВМФ СССР приступил к постоянному несению боевой службы в океане с 1964 года. Это была новая по существу оперативная форма применения сил флота с целью обеспечения интересов СССР в ключевых районах Мирового океана с целью предотвращения внезапного нападения противника с морских направлений. Руководство ВМФ поставило перед флотом ряд важнейших задач постоянного характера: осуществлять постоянное патрулирование ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПК СН) в готовности к удару по наземным объектам противника;
; вести поиск и слежение за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и авианосными многоцелевыми группировками (АМГ) противника;
; не допускать активной деятельности противника у нашего побережья и при необходимости обеспечивать интересы Советского Союза в различных районах Мирового океана.
Решение этих задач, в том числе подводными лодками, проходило в сложной и все более обостряющейся военно-политической обстановке. Дело дошло до того, что в 1968 году верховное командование НАТО утвердило положение, согласно которому разрешалось уничтожать наши подводные лодки, обнаруженные и не всплывшие в радиусе 100 миль от американских кораблей. Это было беспрецедентным нарушением Женевских конвенций 1958 года о свободе мореплавания. Только после соответствующего заявления Советского правительства, и учитывая все более растущий подводный флот СССР, который тоже мог прибегнуть к адекватным ответным мерам, западные державы избрали другой путь борьбы. Реализуя свою океанскую стратегию, они постоянно содержали в окружающих СССР морях 24 подводных ракетоносца, 6-7 авианосных групп, крупные группировки других противолодочных сил и авиации, организовывали постоянно действующие противолодочные рубежи, опутывали Мировой океан системой "СОСУС", создавали радиоэлектронные барьеры во всех без исключения проливах и на океанских шельфах. Создавали цепочки многочисленных станций радиопомех, поглощавших от 10 до 70% боевой информации на линиях радиообмена лодок с берегом. К 1975 году они держали под своим контролем средствами подводного наблюдения и маневренными силами в Атлантике почти 8 млн. кв. км акватории, или 40% всего океанского района, где действовали наши подводные лодки. В Тихом океане ВМС США держали под таким же контролем свыше 13 млн. кв. км, или 16,5% океанского района. Это система была направлена на достижение высокой вероятности обнаружения и отслеживание советских подводных лодок. Кроме того, из всех учений ОВС НАТО, проводимых в течение года, 70-72% имело своей целью отработку борьбы с силами боевой службы Советского ВМФ.
Для того чтобы не только преодолевать растущее противодействие противника, но и успешно решать поставленные задачи, требовалось высокое искусство управляющих штабов и командиров подводных лодок. Прежде всего это коснулось ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, призванных "обслуживать" наземные объекты противника, постоянно держа под прицелом сначала до 300, а затем - более 1200 целей.
В 1967 году директивой Главнокомандующего ВМФ был введен график цикличного использования атомных подводных лодок. Увы, составленный без должного теоретического обоснования и без необходимых оперативно-тактических расчетов, не учитывавший реальные судоремонтные возможности заводов, этот график не выполнялся. Вместо коэффициента оперативного напряжения величиной 0,57 мы с трудом вытягивали 0,23, в то время как у американцев он был равен 0,68. Это означало, что у нас на боевой службе постоянно было 8-9 ракетоносцев, а у американцев — 24. Когда США в конце 1970-х годов приступили к развертыванию в Европе своих ракет "Першинг-2" с подлетным временем до Москвы от 8 до 10 минут, то ВМФ СССР за счет максимального использования всех корабельных и береговых ресурсов мог отправлять подводные ракетоносцы на боевую службу с интервалом в семь суток. Коэффициент оперативного напряжения стратегических ракетоносцев на Северном флоте был поднят до 0,35, на боевой службе одновременно могло находиться 12-13, а иногда даже 14 подводных лодок. Это был гигантский труд и выдающийся подвиг личного состава ракетоносцев, штабов, судоремонтных мастерских, портовых рабочих и органов тылового обеспечения. Но так продолжалось недолго: через два-три года все "Першинги" были выведены из Западной Европы, и первым, кто взмолился об этом, была сама "железная леди" Маргарет Тэтчер. С 1967 по 1993 год ракетные подводные атомоходы и дизель-электрические ракетные подлодки флота выполнили 2183 похода на боевую службу. Если считать, что каждый из них длился 75 суток, то получится, что экипажи ракетоносцев за 26 лет провели в море в общей сложности 454 года. Ни один колхоз, ни одно предприятие и даже ни один взводный командир не работали в таком напряжении - и мало кто из них догадывался, чем обеспечивался их спокойный труд.
-А выдающиеся походы в это время были?-улыбаясь излишнему волнению Максима, спросила Светлана, погладив его по щеке и добавила. Не волнуйся мы этот эпизод обязательно вырежем.
Неверов обречённо вздохнул и успокоившись, продолжил рассказ.
-В 1966 году группа атомных подводных лодок в составе К-116 капитана 2 ранга В.Т.Виноградова и К-133 капитана 2 ранга Л.Н.Столярова под общим командованием контр-адмирала А.И.Сорокина совершила трансокеанский переход с Севера вокруг Южной Америки на Камчатку. Лодки двигались в сопровождении вспомогательного судна "Сарычев" (на борту - начальник штаба перехода капитан 1 ранга В.Н.Чернавин и 184 человека экипажа) и танкера "Дунай". За 52 суток похода было пройдено 19 864 мили. И хотя до полной длины экватора не хватало 2400 миль, поход был назван кругосветным и имел огромное военно-политическое и международное значение. Весь мир убедился, что Советский Союз располагает современным атомным подводным флотом. Старший похода, командиры подводных лодок и ряд других офицеров за свой беспримерный подвиг были удостоены звания Героев Советского Союза. Помимо своего политического значения, поход открывал новые возможности для маневра морскими стратегическими ядерными силами, создания глобальной океанской "стартовой площадки" и изматывания противолодочных сил противника.
Такие трансокеанские походы с выполнением задач боевой службы впоследствии совершили: в 1966 году - К-408 (пр. 667А) капитана 1 ранга В.В.Привалова (старший на борту контр-адмирал В.Н.Чернавин); в 1972 году - К-415 (пр. 667А) капитана 2 ранга А.Д.Джавахишвили; в 1975 году - группа подводных лодок в составе К-171 (пр. 667Б) капитана 1 ранга Э.Д.Ломова и К-469 (пр. 671) капитана 2 ранга В.С.Урезченко (старший на борту капитан 1 ранга В.Е.Соколов) под общим командованием контр-адмирала В.К.Коробова; в 1979 году - вторая группа подводных лодок в составе К-455 (пр. 667 БДР) капитана 1 ранга В.П.Кузнецова и К-490 (пр. 667БДР) капитана 1 ранга А.И.Толстолыткина под общим командованием контр-адмирала А.И.Павлова. За эти походы 7 подводников стали Героями Советского Союза. Среди них по праву могли бы быть В.В.Привалов, А.Д.Джавахишвили, В.С.Урезченко, Кузнецов и Толстолыткин. Не было в их числе и В.Н.Чернавина но звание Героя Советского Союза он всё же получил в 1981 году. Но все эти командиры были настоящими героями, Подводниками с большой буквы. Трансокеанские походы и выход на боевую службу с 1974 года ракетоносцев проекта 667Б с межконтинентальными ракетами на борту показали американцам, что впервые за всю историю США защитного океанского барьера у них больше не существует.
В стратегической концепции "массированного возмездия", лежащей в основе морской стратегии Соединенных Штатов, не последняя роль отводилась авианосцам. Они являлись своего рода скрепляющим фактором для разногосударственных соединений ОВМС НАТО и "становым хребтом" ВМС США в море. Типовая авианосная многоцелевая группа была очень мощным соединением универсального характера. Она обладала противолодочным "полем" радиусом в 360 км и радиолокационным полем радиусом в 650 км. Глубина удара такой группы составляла порядка 1200 км, мощность удара (в случае ядерного конфликта) была эквивалентна 3400 атомным бомбам, сброшенным на Хиросиму. Находясь в своих регламентированных районах, авианосные многоцелевые группы составляли существенную угрозу для наших сил в море, а также для фланговых группировок сухопутных войск и для других важных наземных объектов. С 1964 года деятельность авианосцев была поставлена под контроль сил боевой службы советских ВМС - подводных лодок, надводных кораблей и авиации флота. Впервые удачный поиск и слежение за авианосцем "Саратога" в течение 4 суток провела в 1965 году в Атлантике подводная лодка К-181 капитана 1 ранга В.С.Борисова. Это был первый опыт слежения за фактическим противником. Этот результат в 1979 году был улучшен подводной лодкой К-469, в течение семи суток осуществлявшей слежение за авианосцем "Рэнджер" на Тихом океане. Постоянно отслеживались авианосцы на Средиземном море. При этом коэффициент слежения за авианосцами разнородными силами боевой службы не снижался ниже 0,67-0,69. Общее время слежения составляло от 157 до 587 суток. Непосредственно на подводные лодки (в разной обстановке) приходилась относительно небольшая доля времени слежения - от 45 часов до 47 суток. Но все же именно активная деятельность подводных лодок, пусть и с меньшим временем слежения, более всего нервировала американское командование. Другой важной задачей советских подводных лодок было слежение за подлодками противника. Нашим подводным лодкам приходилось делать это в разных формах: попутного поиска, поиска в районах, у выхода из баз, в краткосрочных поисках и при проведении поисковых противолодочных операций. При этом лодки действовали как в одиночку, так и в составе разнородных сил. Неплохие результаты показали командиры подводных лодок К-135, в 1967 году в течение 5,5 часов следившей за ПЛАРБ "Патрик Генри", и К-147, в 1971 году в течение 30 часов следившей за другой американской ПЛАРБ.
Всего же за период о 1968 по 1978 год разнородными силами было обнаружено 1478 иностранных подводных лодок. При этом общее время слежения за ними в 1978 году составило 420 часов 23 минуты. На долю непосредственно подводных лодок за те же 10 лет пришлось 828 обнаружений, или 56% от общего числа обнаруженных иностранных подводных лодок. Таким образом, подводные лодки обнаруживали большее количество подводных лодок противника, но разнородные силы имели больше возможностей осуществлять слежение за ними. Этот фактор говорит сам за себя: общими усилиями можно было достичь лучших результатов. Но с другой стороны, наивысшее искусство, смелость и упорство, настойчивость приходилось проявлять именно командирам подводных лодок! Их задача усложнялась неравенством тактических свойств противоборствующих подводных лодок, вынуждавших выходить на короткие дистанции (от 5 до 26 кабельтовых) и выполнять рискованные маневры при активном и мощном противодействии противолодочных сип противника.
Так, в 1964 году пришедшие на боевую службу в Средиземное море подводные лодки Балтийского флота С-250 капитана 3 ранга А.Бенедиктова и С-187 капитана 3 ранга А.И.Семенова (обе - проекта 613) оказались в поле деятельности АУС и сразу двух АПУГ. На каждую нашу подводную лодку приходилось 23 корабля, 180 самолетов (в том числе базовой патрульной авиации), в общей сложности это составило 265 человек на одного нашего подводника. В то же время мировая статистика говорит о том, что в Первую Мировую войну на каждую подводную лодку приходилось 16 кораблей, 7 самолетов, и 70 человек - на каждого подводника, во Вторую Мировую войну эти же цифры составили 25 кораблей, 100 самолетов на лодку и по 100 человек на каждого подводника. Но ведь это на все театры военных действий, а здесь только на одном Средиземное море!
Подводная лодка капитана 3 ранга А.И.Семенова, обнаруженная в самом начале службы на Средиземном море, в дальнейшем от преследования оторвалась. Далее она, в течение всего плавания находясь в зоне абсолютного превосходства противолодочных сил противника, успешно выполнила задачи и благополучно возвратилась в базу. В таких же условиях действовали пришедшие на смену балтийцам подводники Северного и Черноморского флотов. По мере увеличения наших сил на Средиземном море соотношение постепенно менялось, и результаты соответственно еще более улучшались. Средиземное море представляет собой прекрасную стратегическую фланговую позицию по отношению к нашей стране, здесь проходит крупнейшая сырьевая коммуникация, связывающая Индийский океан с Европой. Поэтому спокойно в нем не было никогда.
-А в боевых действиях советский подводный флот участвовал-приблизила Светлана микрофон к губам Максима.
-Отчасти да. В 1969 году на Средиземное море прибыла 161-я бригада подводных лодок Северного флота под командованием капитана 1 ранга Л.Д.Чернавина - впервые для несения службы сроком на 7 месяцев. В 1973 году бригады подводных лодок Северного флота перешли на несение боевой службы в течение 13 месяцев. Первую такую бригаду возглавил капитан 1 ранга И.Н.Паргамон. Теперь на каждую нашу подводную лодку приходилось всего лишь 2-3 корабля и 15 самолетов, а на каждого подводника - 27 человек противолодочной обороны противника. Это заставило 6-й флот США действовать с оглядкой на наши развернутые силы. В условиях разразившегося арабо-израильского конфликта бригада сразу же приступила к активным действиям по поиску ПЛАРБ и авианосцев 6-го флота США и слежению за ними. Одновременно подводные лодки Б-130 В.К.Степанова и Б-409 Ю.Н.Фомичева получили задачу охранения наших судов, следующих в Сирию. В обострившейся обстановке и советская 5-я эскадра подводных лодок, и 6-й флот США были приведены в повышенную боевую готовность, а наши подводные лодки получили приказ на уничтожение обнаруженных подводных лодок противника. Израиль спешно приступил к сборке своих 13 атомных бомб. В целом можно сказать, что мир был на грани войны. Но, к счастью, все удалось предотвратить, и арабо-израильский конфликт не получил дальнейшего развития за пределами региона. Весомую сдерживающую роль в этом сыграли подводники 5-й эскадры.
Большое мастерство, героизм и мужество проявили подводники в тяжелейших условиях плавания на Средиземном море под руководством командиров соединений - П.Н.Романенко, О.П.Щадрича, Л.Д.Чернавина, В.А.Парамонова, В.И.Акимова, И.Н.Паргамона, В.Д.Шакуло, В.И.Хлопунова, В.А.Горохова, Б.В.Поведенка, А.А.Кузьмина, А.В.Акатова, Ю.Н.Данькова, А.М.Широченкова, Е.Г.Малькова, В.П.Ларионова, И.Н.Мохова.
В 1976 году 4-я эскадра перешла на восьмимесячный срок службы бригадами. С 1966 по 1976 год эскадра выполнила 192 похода, при этом на каждую лодку пришлось 1185 суток пребывания в субтропических условиях плавания и под постоянным воздействием противолодочных сил противника. Так ценой невероятных усилий достигались вышеприведенные цифры количества обнаружений, времени сложения и различных иных коэффициентов, по которым оценивается результативность действий субмарин.
Вместе с расширением районов действий сил боевой службы велся активный поиск маневренных пунктов базирования в Мировом океане. В 1967 году с этой целью впервые была проведена комплексная экспедиция под условным названием "Прилив" в экваториальные воды Атлантики. Руководил экспедицией адмирал Л.А.Владимирский. Помимо средств обеспечения в ней приняли участие подводные лодки К-128 капитана 2 ранга П.Ф.Шарова, Б-21 капитана 2 ранга В.Е.Иванова, Б-36 капитана 2 ранга Л.Н.Судакова, а также экипажи подводных лодок капитанов 2 ранга Г.П.Онопко, В.В.Жданова и И.М.Стрюкова. Штаб экспедиции возглавил капитан 1 ранга И.И.Карачев. Почти 8 месяцев пробыли подводники под палящими лучами тропического солнца. При этом К-123 совершила 3 похода по 49 суток с двумя межпоходными ремонтами у борта плавмастерской ПМ-93. В таком же режиме действовали и другие подводные лодки.
Экспедиция свою задачу выполнила, но было признано более целесообразным использовать для маневренного базирования порты некоторых стран Западной Африки. Первая советская лодка Б-26 капитана 2 ранга А.3.Жука прибыла в Конакри в 1969 году, а с 1977 года подводные лодки уже постоянно несли службу у берегов Анголы.
Боевая служба в Индийском океане началась силами Черноморского флота с 1967 года. Так же, как и на Атлантике, с октября 1968 года по май 1969 года здесь была проведена экспедиция под названием "Прилив-2". Перед экспедицией вновь ставилась задача изучения возможностей маневренного базирования подводных лодок и надводных кораблей. Эту экспедицию тоже возглавил адмирал Л.А.Владимирский, начальником штаба являлся капитан 1 ранга В.С.Борисов.
В экспедиции приняла участие подводные лодки Северного флота, впервые прибывшие в Индийский океан вокруг Африки: Б-95 капитана 2 ранга А.А.Кузьмина и Б-98 капитана 3 ранга Г. П. Смирнова со сменными экипажами А.М.Широченкова и Л.И.Судакова. Командиром отряда подводных лодок был капитан 1 ранга В.А.Мерзляков (с ТОФ), а начальником штаба - капитан 2 ранга В.Н.Жураковский (с СФ).
Для устройства пункта маневренного базирования с выставлением рейдового оборудования была использована банка Фортюн в Индийском океане. Здесь подводные лодки проходили межпоходовый ремонт (МПР), перегружали боезапас, грузили топливо, продукты и оборудование регенерации. Всего "индийский эксперимент" с подводными лодками занял 22 месяца с трехмесячным межпоходным ремонтом во Владивостоке. За это время подводные лодки прошли около 35 тысяч миль. При тяжелейших температурах, без кондиционирования (имеющиеся кондиционеры, как выяснилось, только увеличивали тепловыделение), без нормального отдыха (до 13% спальных мест почти постоянно было занято различными исследователями), нередко в условиях тропических циклонов, с кожей, покрытой коростами от язв, опухшие и посиневшие от угарных газов и интенсивного выделения водорода из кипящего электролита, выполняли подводники свою задачу в экваториальной зоне Индийского океана.
В итоге поставленная задача была решена и пункт маневренного базирования на банке Фортюн был признан пригодным в качестве пункта стратегического обеспечения наших сил в Индийском океане. В этом же году в Индийский океан прибыла группа кораблей Тихоокеанского флота с ракетным крейсером (РКР) "Адмирал Фокин" в качестве флагмана. Эта группа уже воспользовалась оборудованным ПМБ для дозаправки горюче-смазочными материалами и водой, а также снабжения продуктами. Опыт этот не пропал, и подобные пункты базирования затем создавались и на других отмелях Индийского океана.
В 1970 году в Индийский океан прибыла первая атомная подводная лодка К-7 (проекта 675) капитана 2 ранга Г.А.Хватова. Впервые в этой части Индийского океана подводная лодка произвела ракетные стрельбы по уголковым отражателям с получением целеуказания от самолетов ТУ-95РЦ.
В 1974 году сложнейший переход вокруг Африки через Индийский океан и Малаккский пролив в Приморье совершили подводные лодки К-201 (проекта 670) капитана 2 ранга Р.А.Хайтарова и К-314 (проекта 671) капитана 2 ранга В.П.Гонтарева под командованием контр-адмирала Р.А.Голосова. С этого же года боевую службу в Индийском океане начали постоянно нести одна-две дизельные подводные лодки, а с 1977 года периодически здесь дежурила одна атомная подводная лодка Тихоокеанского флота.
Постоянное обострение обстановки вокруг Персидского залива поставило руководство советского ВМФ перед необходимостью организовать боевую службу в Аравийском море атомными подводными лодками Северного флота. Начиная с февраля 1979 года и по 1981 год боевую службу в несколько этапов здесь несли подводные лодки К-38, К-488, К-369, К-317, К-517 - по 180 суток. Эту тяжелейшую задачу выполнили капитан 1 ранга Б.В.Кудрявцев, капитан 2 ранга О.А.Петров, капитан 1 ранга А.3.Горбунов, капитан 2 ранга А.Н.Шпортько, капитан 1 ранга В.Костенко, капитан 2 ранга Р.3.Чеботаревскии, капитан 2 ранга В.Н.Киселев, капитан 1 ранга В.В.Протопопов, капитан 1 ранга В.М.Монастырин, капитан 2 ранга А.К.Ураев, капитан 1 ранга А.Н.Чулимов, капитан 1 ранга О.И.Фалеев, капитан 1 ранга В.М.Храмцов, капитан 1 ранга Ю.К.Русаков, капитан 2 ранга Е.К.Мазовка. При этом командиры подводных лодок А.Н.Шпортько и О.А.Петров совершили эти походы дважды. Подводные лодки осуществляли слежение за авианосцами в зоне Персидского залива, вели разведку других группировок сил противника в Индийском океане.
Героические и легендарные походы этих подводных лодок на выполнение задач боевой службы через три океана открыли новую славную страницу в истории нашего флота.
Особая заслуга перед флотом принадлежит подводникам-глубоководникам. Каждое выполнение ими специальных задач в глубинах океана было связано с риском для жизни. Во мраке тысячелетнего ила, окруженные кошмарами и галлюцинациями, когда даже в специальном аппарате человеческая речь превращается в птичье щебетание, они добросовестно, с высокой степенью надежности исполняли задания командования и свои воинский долг. Среди них 17 человек было удостоено звания Героев Советского Союза и Российской Федерации. Это контр-адмиралы А.П.Катышев, В.В.Холод, офицеры Ю.Г.Пыхтип, Ю.Н.Филипьев, В.М.Шишкин другие. Придет время, и о их подвигах узнает весь флот.
За послевоенное время наши подводники, выполняя свой интернациональный долг, принимали участие в ряде локальных воин и конфликтов. Это события в Египте в 1956 году, в Индонезии в 1959-1962 годах, Карибский кризис в 1962 году, индо-пакистанский конфликт 1971-1972 годов, обострение обстановки в Юго-Восточной Азии в связи с агрессией США во Вьетнаме с 1964 по 1975 год, события в Чехословакии в 1968 году, арабо-израильские воины 1967 и 1973 годов, китайско-вьетнамский конфликт 1979 года. Это участие выражалось как в непосредственных действиях, так и в выполнении роли сдерживающего фактора, а также в усилении воевавших флотов в рамках военно-технической помощи.
Всего подводных лодок разных флотов, с 1956 по 1979 год принимавших то или иное участие в различных военных конфликтах, можно насчитать около 112 единиц. Из всего этого числа лодок журналы боевых действий, очевидно, велись на 50-60 лодках. Однако подвиг этих подводников до сих пор не нашел ни признания, ни даже более-менее подробного отражения в литературе. Безусловно, этот вопрос требует своего детального отдельного изучения со стороны соответствующих исследовательских служб флота.
С 1967 по 1993 год наши многоцелевые подводные лодки совершили 2133 выхода на боевую службу. Это означало, что личный состав подводных лодок за 26 лет провел в море 364 года. Многие подводники имеют на своем счету по 20 и более боевых служб на подводных лодках. В ходе всех своих плаваний и боевых служб советские подводные лодки прошли все океаны и 49 морей мира. В целом же боевая служба ВМФ в корне изменила военно-стратегическую обстановку в Мировом океане.
За свои выдающиеся подвиги 74 подводника удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации (в годы Великой Отечественной войны таких было 28 человек). Одному подводнику было присвоено звание Героя Социалистического Труда, двое - вице-адмирал В.А.Порошин и капитан 1 ранга А.К.Казаков - были награждены орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней.
Всего из почти 600 тысяч человек, прошедших службу на подводных лодках после войны, орденами было награждено около 3000 человек, то есть всего 0,5%. К сожалению, подвиги многих людей, в том числе и те, о которых речь шла выше, остались незамеченными, а потом и вовсе забылись.
За успешное решение задач боевой службы, боевой и политической подготовки ряд соединений и отдельные подводные лодки были удостоены государственных наград, десятки награждены вымпелом министерства обороны "За мужество и воинскую доблесть", еще больше отмечено Красными знаменами ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК ВЛКСМ, ВМФ, военных советов флотов и почетными грамотами.
Это были награды нашим подводникам за героизм и мужество, проявленные в мирное время. А ведь героические качества появлялись не просто так, они воспитывались и выращивались в семьях, школах, училищах. Велика заслуга в этом и наших научных кадров - Л.Я.Лонцха, К.Д.Доронина, В.Т.Томашевского, Л.Н.Хияйнена, С.Г.Егорова, Н.Ф.Ханина, В.И.Потапова, У.Г.Гайнутдинова, Б.Н.Александрова, В.Е.Иванова, В.Ф.Янбиха, Ю.С.Руссина и многих других, кто учил подводников тактике морского боя, настойчивости и смелости решении боевых задач.
Нельзя умалить и роли лучших представителей Коммунистической партии Советского Союза в воспитании среди подводников патриотизма, ответственности, интернациональной дружбы, способностей идти на лишения и трудности, проявляя великое терпение и стойкость, готовность к самопожертвованию.
Из среды подводников выросло за послевоенное время 6 адмиралов, на чьи плечи легла вся тяжесть ответственности за действия подводных сил. Часть из них стала крупными руководителями ВМФ, командующими флотами, чьи заслуги перед Отечеством очевидны и несомненны. Это адмиралы флота Г.М.Егоров, К.В.Макаров и Н.И.Смирнов, В.Н.Чернавин, адмиралы Э.Д.Балтии, А.В.Горбунов, О.А.Ерофеев, В.В.Зайцев, В.К.Коробов, В.А.Кравченко, И.Н.Литвинов, В.П.Маслов, А.И.Михайловский, В.И.Панин, А.Е.Орел, В.Н.Поникаровский, В.А.Самойлов, Э.Н.Спиридонов, Г.А.Хватов, Ю.А.Сысоев.
Но не зря еще Н. М. Карамзин заметил, что история государства обрывается, если в нем не останется героев.
К сожалении, наши архивы больше пестрят названиями кораблей, чем именами людей. Поиск этих людей сравним разве что с поиском погибших на Синявинских болотах. Но поиск этот нужно вести, чтобы никто и ничто не было забыто, чтобы в памяти людей остался подвиг тех, кто своим мужеством и отвагой, своим здоровьем, подорванным сердцем и медленно сожженными радиацией глазами заплатил за выполнение боевых задач. Тех, кто с честью исполнил свой воинский долг перед братством подводников, перед Военно-Морским Флотом и своей Родиной.
Поблагодарив Неверова за тёплый офицерский бушлат, который он надел Светлане на плечи, журналистка, повернувшись к нему спросила.
-А что вы, капитан, можете сказать о современном состоянии подводного флота?
Неверов криво усмехнулся.
-Боюсь, то что я вам скажу вам сильно не понравится или вашим редакторам и в эфир вы это интервью не пуститите. А правда такова. Гнусные реформы уничтожили около 85% атомных субмарин, имевшихся на вооружении в 1991 году
Каждый год 19 марта у российских подводников праздник, но начиная с 1991 праздник мрачный. Около века назад по указу Императора Николая II подводные лодки стали считаться самостоятельным классом кораблей, хотя до этого они относились к миноносцам. А уже во время Первой мировой войны их количество достигло 40. Поразительно и печально: сегодня в составе Российского флота осталось примерно столько же субмарин. Конечно, по возможностям они пока ещё превосходят дореволюционные. И, тем не менее, у многих россиян в марте есть официальный повод вспомнить блестящую историю нашего подводного флота и поднять за него чарку. Приказом главнокомандующего ВМФ № 253  в 1996 году дата 19 марта объявлена Днем моряка-подводника. Первое соединение подводных сил России - бригада ПЛ - было сформировано в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалось в Либаве. Она включала в себя 11 подводных лодок, плавучие базы «Европа» и «Хабаровск». В ходе Первой мировой войны это соединение возросло до дивизии ПЛ, в состав которой вошло 40 субмарин.
За период с 1930 по 1939 год для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 субмарин.
Всего же Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов, и, с учетом царской России, свыше 1000 - дизельных.
-ну а какой расклад на сегодня?-небрежно спросила Светлана и Неверову на мгновение показалось что сейчас он её задушит. Справившись с приступом ярости Максим продолжил рассказ сухим бесцветным голосом.
-В СМИ в последнее время многие едва ли не хоронят наш подводный флот: за годы погромных реформ он сжался, как шагреневая кожа, прижался к прибрежной зоне, потерял перспективы развития. Так ли уж всё плачевно? Подводный флот России сохранил высочайший боевой дух, закалился в ходе убийственных реформ. Моряки-подводники, хотя и усечённым составом, продолжают нести боевую службу в Мировом океане, держат на «мушке» стратегические объекты США, не давая возможности агрессивным силам вступить в боевое противоборство с Россией. Несмотря на тяжёлые времена, флот исполняет свой долг, уходит в океан, погружается под лёд, устанавливает мировые рекорды. Приведу несколько примеров.
Подводный ракетоносец К-18 (командир Юрий Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственный и Андреевский флаги. Ракетоносец К-407 (командир Сергей Егоров) впервые в истории флота выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом, а не одиночными ракетами. Ракетоносец «Новомосковск» (командир Александр Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.
Правда, злые языки утверждают, что в данном случае мы имеем тот случай, когда эти достижения происходят вопреки, а не благодаря заботе «партии и правительства». И действительно, за годы реформ наш флот количественно уменьшился в несколько раз. Он теперь имеет сугубо оборонительную направленность: 57% его корабельного состава предназначены для борьбы в прибрежной зоне и только 18% построены для океана. Но так называемая реформа продолжается. Военно-морскому флоту она аукнется невосполнимыми потерями: из 240 воинских частей и соединений в его составе останутся только 123. Сокращения коснутся даже экипажей многоцелевых атомных подводных лодок, в том числе подразделений БЧ-5, ответственных за обслуживание атомных реакторов. Если реформа будет доведена до конца, через несколько лет в строю останется не более 5-6 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. На них можно будет разместить всего 20% ядерных боезарядов от уровня, установленного для России договором СНВ-2 (неизвестно, что будет в новом ДСНВ). Будьте уверены, у наших «партнеров», недавних вероятных противников из США, окажется в готовности полный набор - до единички! Если мы решительно не изменим отношение к флоту вообще и к подводному, в частности, Россия перестанет быть обороноспособной страной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Судите сами. По данным открытой печати, в нашей главной базе подводных сил — на Северном флоте, осталось 18 атомных ракетных подводных лодок (в 1991 году было более 40). Из них: несущих баллистические ракеты в строю — 15, несущих крылатые ракеты — 3. Имеется 7 атомных торпедных лодок. Возраст АПЛ - от 1981 года («Дмитрий Донской») до 2002 года(«Гепард»). У последней вся документация разрабатывалась в 80-х годах прошлого столетия, а закладка произошла в сентябре 1991-го. В общем, ещё советский арсенал.
На Тихоокеанском флоте осталось только 5 ракетных подводных лодок стратегического назначения (из 46 в доперестроечный период), возрастом от 1979 до 1982 года. На Балтийском флоте из 32 дизельных подводных лодок советского времени осталось 2. А, например, только в ВМС Польши имеется 5 подводных лодок, причём 4 из них выпуска 2002-2004 годов. На Черноморском флоте из 30 подводных лодок в строю осталась 1. Для сравнения, только у Турции имеется 13 самых современных субмарин германской постройки.
-а вы можете рассказать телезрителям что сейчас имеется на вооружении США?-опять приблизилась к нему вплотную Светлана.
Максим кивнул головой и сжав губы начал рассказывать дальше, отвечая на новый вопрос дотошной журналистки.
-Американский атомный подводный флот включает около 70 боевых единиц. Особо хочу подчеркнуть, что несмотря на миролюбивые высказывания в отношении России, в последнее время число выходов атомных субмарин ВМС США в воды Мирового океана значительно превышает масштабы патрулирования его акватории в годы «холодной войны». Данные, опубликованные Пентагоном, показывают, что на счету американских стратегических субмарин-ракетоносцев в 2008 году по крайней мере в три раза больше походов, чем у российских. Да и вообще все ПЛАРБ России, Франции и Великобритании вместе взятые в течение 2008 года совершили меньше выходов в океан, чем американцы.
Названа цифра: 31 патрульный рейс в течение одного года – это самый высокий показатель боевых дежурств американских ПЛАРБ за всю предшествующую историю подводного флота. Это свидетельствует о том, что США ничуть не стали менее агрессивны с распадом СССР. Скорее, наоборот. В США вообще долю ВМС в общем военном потенциале страны всего через несколько лет намерены увеличить минимум в два раза. Значит, в два раза сильнее станет звездно-полосатая рука, совсем недавно наотмашь лупившая по Балканам и по Ираку с палуб авианосцев, из ракетных погребов эсминцев и шахт подводных лодок. И нам следовало бы сделать всё возможное для усиления своей подводной стратегической составляющей. Но вот беда — реформы не дают этого сделать. Да еще многое другое.
-тогда почему же мы отстаём?-удивилась журналистка.
Максим вздохнул и прокашлявшись продолжил.
-Недавно было объявлено, что скоро будет спущена на воду первая чисто российская атомная подводная лодка «Северодвинск». Многие обрадовались: может быть, это начало возрождения подводного флота России? Честно говоря, только в честь праздника подводников можно высказать такую надежду. Реально же одна подводная лодка погоды не сделает. Их нужно много, им нужна современная инфраструктура, а также — современная начинка. Но технологически мы страшно отстали за годы реформ, к тому же потеряли кадры.
Например, главный конструктор бывшего советского авианосца «Адмирал Горшков» жаловался, что на доработку корабля для Индии даже сварщиков приходится искать по всей России, что уж говорить о более интеллектуальных работягах. Они давно разбежались из российского кораблестроения из-за флотской нищеты. Реформаторы обещали прорывной проект - «Булаву», но и он оказался тупиковым. Похоже, вбухав в эту ракету морского базирования гигантские средства, минобороны спускает проект на тормозах. Недавно министр обороны Сердюков на заседании коллегии военного ведомства в присутствии президента России Дмитрия Медведева заявил: «Испытания «Булавы» идут пока не очень успешно, но, тем не менее, мы ищем причины». А потом добавил главное: «В ближайшие десятилетия мы будем использовать «Синеву». Напомню, «Синева» - жидкостно-реактивная ракета для ВМФ, которая отработана и уже успешно используется на наших подводных ракетоносцах. Однако зачем-то понадобилось вбухивать гигантские средства в то, чтобы сухопутную баллистическую ракету переделать в морскую. Деньги «съели», а результата нет. Было произведено 13 испытательных пусков ракеты, из которых только пять признаны успешными. Все они производились с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941УМ, класс «Акула», по классификации НАТО ; «Тайфун»), специально модернизированной для испытаний «Булавы». Под ракету «Булава» разработали подводные ракетные крейсера стратегического назначения проекта 955 («Борей»), которые сейчас строятся на «Севмашпредприятии»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах». Эксперты неоднократно отмечали, что если «Булава» так и не будет запущена, эти  «золотые» ракетоносцы останутся без подходящего применения. Это - ещё куча средств, которые могли бы пойти на реальную, а не убийственную для флота реформу. Беда в том, что выводов, похоже, так и не сделано, ведь верховный главнокомандующий на заседании коллегии минобороны, о котором упоминалось выше, сказал, что удовлетворён ходом реформ, и они будут продолжаться. В каком ключе, пока не ясно, ведь о «перспективах» у нас часто узнают, когда уже «поздно пить баржоми». Приведу лишь несколько выдержек из прессы, которые дают представление о дальнейшем ходе реформ подводного флота России. Тихоокеанский флот в ближайшие несколько лет будет сокращен на 5 тысяч военнослужащих. Об этом сообщил РИА Новости представитель штаба ТОФ. На Северном флоте начинаются массовые сокращения офицеров, служащих на атомных подводных лодках. Предполагается, что их места займут сержанты-контрактники. Офицеры из экипажей многоцелевых атомных подводных лодок будут сокращены в ходе реформирования Северного флота. Об этом сообщил «Интерфаксу» один из офицеров, подлежащих сокращению. «Командование дивизии АПЛ проекта 971 («Щука», по классификации HАТО — «Акула»), которое дислоцировано в поселке Гаджиево, заявило о предстоящем сокращении штатных офицерских должностей на данных лодках. «Как правило, под сокращение попадают молодые офицеры в звании до капитан-лейтенанта», — рассказал офицер, пожелавший остаться неназванным. По его словам, в каждом экипаже АПЛ будут сокращены штатные должности командиров групп и инженеров практически всех боевых частей корабля.
Это касается даже таких подразделений, как БЧ-5 (боевая часть), отвечающая за обслуживание атомного реактора. «В результате данного сокращения экипаж лодки, насчитывающий 73 человека, будет сокращен на семь офицеров. Предполагается, что их места займут военнослужащие контрактной службы», сообщил офицер и добавил, что сокращаемым офицерам командование предлагает писать рапорты на увольнение в запас или о желании служить дальше. При этом, на каких должностях они могут продолжить службу, неясно. Он заметил, что среди сокращаемых царит если не паника, то явно упадническое настроение, а более опытные офицеры откровенно говорят, что такими сокращениями на флоте способствуют повторению трагедии, случившейся с АПЛ «Нерпа» на Дальнем Востоке. И все-таки закончить хочу оптимистически. Кто-то из флотоводцев сказал: «Флот — показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности». Верю, что не всегда государственное скудоумие будет править бал в России.
 -а какую либо статистику вы можете привести по памяти, господин капитан?-Настороженно спросила светлана.
-конечно-ответил максим.За последние сто лет в подводных силах России находилось 1150 подводных лодок, в том числе 269 — атомных. По отечественным проектам были построены 1083 подводных корабля (1044 для нашего флота и 39 для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарациям или в качестве трофеев. Общие советско-российские потери составили 130 подводных лодок: 29 — в Первую мировую и Гражданскую войны (1914—1920 гг.); 101 — во Вторую мировую войну (1939—1945 гг.) В результате аварий и катастроф в 1909—2000 годы были потеряны 33 подводные лодки.
-а какие либо рекорды подводники ставили?-обернулась к максиму светлана, оторвав взгляд от океанского простора.
-конечно-пожал плечами неверов. Например, три отечественные подводные лодки вошли в книгу рекордов Гиннесса:
самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»);
самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»);
самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»). Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён. Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан 1 ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты. Первый выход в Атлантику (после 1917 года) совершила в 1957 году подводная лодка Б-77 под командованием капитана 3 ранга Аркадия Михайловского. Это был поход на полную автономность. Подводная лодка капитана 3 ранга Рудольфа Голосова совершила в 1958 году небывалый поход — с Камчатки до 40-й параллели южной широты, проведя в океане четыре месяца. В том же году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Швецова (второй командир Иван Гуляев) впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду. В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом на Тихий океан. На атомных подводных лодках с крылатыми ракетами 675 проекта (ЦКБ МТ «Рубин») впервые в мире была проведена залповая стрельба с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца. В 1960-е годы впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС): в неё входили подлодки 675 проекта и самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу. Один из таких ракетоносцев — К-116 — совершил в 1966 году знаменитый переход с Севера на Камчатку через пролив Дрейка. Подводная лодка 705 проекта была первой в мире атомной «малюткой». Это был истребитель-перехватчик вражеских атомарин и надводных лодок. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед. Идея малогабаритной высокоавтоматизированной скоростной атомарины обоснована конструктором СКБ-142 А. Б. Петровым в 1959 году. Работу по 705 проекту вёл главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин, создавший проект 705К). Лодка-«автомат», намного обогнавшая своё время, впервые в мире была оснащена всплывающей камерой, в которой мог спастись весь экипаж, состоявший из 32 офицеров и мичманов. За всю историю этого проекта не погиб ни один моряк.
-а что вы можете сказать об итогах первой волны реформ подводного флота-прищурилась светлана.

-да ничего хорошего-мрачно прищурился в ответ максим не принимая её игривого тона.
С 1992 по 1997 годы из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом за «пятилетку обвальных реформ» с 1992 по 1997 год корабельный состав ВМФ России сократился наполовину. После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. Если за 1981—1990 годы была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991—2000 годы) всего 26. За первые четыре года третьего тысячелетия сдана всего одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер «Гепард» в 2001 году (проектант СПМБМ «Малахит», г. Санкт-Петербург, завод «Севмашпредприятие», г. Северодвинск). В марте 2004 года принято решение о ликвидации всех тяжёлых подводных крейсеров типа «Акула».
-а у кого ещё есть мощные подводные флоты?-поинтересовалась журналистка.

-у многих, даже у слишком многих-развел руками неверов. В настоящее время подводные лодки находятся на вооружении 33 стран, в том числе пять стран обладают атомным подводным флотом, и ещё две страны ведут строительство своих первых атомных подлодок.
Обладают атомным подводным флотом: США (только атомные лодки), Россия, Великобритания (только атомные лодки), Франция (только атомные лодки), КНР. Создают свой атомный подводный флот: Индия, Бразилия.
-Но ведь какие то новые подводные атомоходы сейчас строятся? Ведь не всё же так плохо, как вы изложили, капитан Неверов? Может сможете что -нибудь добавить более оптимистичное.
-Я не оптимист, а прагматик. Анекдот знаете? У армянского радио спрашивают:А что сейчас изучают россияне? Армянское радио отвечает: Оптимисты изучают английский. А пессимисты? А пессимисты? А пессимисты-китайский. А что же тогда изучают прагматики. А прагматики изучают автомат Калашникова.
Светлана рассмеялась и встав перед камерой с вьющимися на океанском ветру волосами спросила опять.
-Ну, а если нас будут бомбить "стелсы", как сербов или алжирцев? Новое оружие у нас есть?
Максим неохотно пожал плечами и вдруг обрадовался заметив вышедшего на палубу старпома.
-если можно то дальше интервью продолжит мой старший помощник капитан первого ранго александр сергеевич сотников. Его познания намного обширнее моих.
После короткого представления сотников с видимым удовольствием «встал к штурвалу», продолжив капитанское интервью.
-В 1977 году в СССР, практически одновременно с США, начались работы по формированию облика атомных подводных лодок 4-го поколения. Планы строительства новых кораблей были заложены в очередную программу военного кораблестроения, принятую в 1985 году. Первоначально предполагалось создание нескольких типов нестратегических АПЛ (противолодочная, многоцелевая, “противоавианосная” и т. п.). Однако в дальнейшем было решено ограничиться постройкой единой многоцелевой АПЛ, способной решать максимально широкий круг боевых задач.
К непосредственному проектированию многоцелевой атомной подводной лодки Ленинградское (позднее — Санкт-Петербургское) МБМ “Малахит” приступило в конце 1980-х годов. Главным конструктором АПЛ стал Б.Н. Пядов.
Основным оружием новой подводной лодки, в соответствии с первоначальными планами, должен был стать противокорабельный оперативно-тактический ракетный комплекс “Оникс”, разрабатывавшийся с середины 1980-х годов НПО машиностроения под руководством генерального конструктора ГА. Ефремова.
После распада Варшавского договора, а затем — и Советского Союза, геополитическая обстановка в мире существенно изменилась, что не могло не наложить свой отпечаток и на планы в области подводного кораблестроения. Новая военно-стратегическая ситуация и изменение характера угроз потребовали адекватного реагирования со стороны ВМФ.
Кораблями, способными решать задачи в изменившихся геополитических и военно-экономических условиях, должны были стать многоцелевые подводные лодки 4-го поколения проекта 885 (шифр “Ясень”).
За годы проектирования и строительства головной подводной лодки о 885-го проекта СПМБМ “ Малахит” совместно с НПО машиностроения, НПО “Новатор” и 28—м НИИ ВМФ выполнил ряд работ, позволяющих, используя принципы, заложенные в комплекс “Оникс”, оснастить АПЛ и другими комплексами ракетного оружия, что существенно расширило возможности нанесения массированных ударов по надводным, подводным и береговым целям.
По теме “Сопряжение” было исследовано многофункциональное информационное взаимодействие в реальном масштабе времени в сети из ПЭВМ всех систем подводных лодок, участвующих в организации и выполнении ракетной атаки. Это позволило не только отрабатывать взаимодействие систем в режиме единого боевого контура, но и прогнозировать и находить новые тактические приемы по использованию противокорабельных крылатых ракет в различных боевых ситуациях.
Для установки на перспективных кораблях в НИИ “Штиль” началась работа по созданию систем гидроакустической связи, способных обеспечивать передачу данных в реальном масштабе времени на расстояние до 100 км. Это потребовало разработки алгоритмов обработки сигналов, учитывающих особенности распространения их в различных гидроакустических условиях.
Закладка головной АПЛ 885-го проекта, получившей название “Северодвинск”, состоялась 21 декабря 1993 г. на “Северном машиностроительном предприятии” (г. Северодвинск). Однако в дальнейшем ход работ по финансовым причинам резко замедлился. В нынешних экономических условиях фактически ведется борьба за “выживание” проекта.

Еще имеется проект ПЛAРК Проект 885 (Увеличенная схема). АПЛ “Северодвинск” — полуторокорпусного типа, выполненная по одновальной схеме. Прочный корпус изготовлен из высокопрочной стали. Имеется всплывающая спасательная камера для всего экипажа. В центральной части корпуса лодки размещен ракетный отсек с восемью универсальными ракетными шахтами. Подводная лодка оснащена ядерной энергетической установкой 4-го поколения, выполненной по интегральной компоновочной схеме (моноблок). Преимуществом такой компоновки является локализация теплоносителя первого контура в одном объеме (в корпусе моноблока), а также отсутствие патрубков и трубопроводов большого диаметра. В связи с тем, что доступ к оборудованию, размещенному в реакторе, затруднен, подобная схема предполагает использование оборудования, обладающего сверхвысокой надежностью. Установка удовлетворяет всем современным требованиям по ядерной безопасности.
По сообщению ряда Российских источников, на корабле применен малошумный водометный движитель. Кроме того, имеется два подруливающих устройства.
Корабль оснащен новым гидроакустическим комплексом “Аякс” со значительно увеличенным поисковым потенциалом. Его основная сферическая гидроакустическая крупногабаритная антенна занимает всю носовую часть корпуса. Фактически на всем протяжении корпуса, а также на ограждении рубки размещены другие гидроакустические антенны.
Основное ракетное вооружение АПЛ размещено в восьми вертикальных пусковых установках. В них могут располагаться противокорабельные оперативно-тактические ракеты типа П-100 “Оникс” (по сообщениям Российских средств массовой информации — 24 ПКР, по три в каждой шахте), противокорабельные тактические ракеты типа Х-35, а также существующие и перспективные крылатые ракеты для поражения береговых целей на большой дальности.
По сообщению печати, максимальная дальность стрельбы новыми Российскими крылатыми ракетами, проходящими в настоящее время летные испытания и способными нести как ядерные, так и неядерные БЧ, превышает 5000 км. КР имеют минимальный уровень радиолокационной заметности (соизмеримый с сотыми долями метра) и сверхвысокую точность попадания (порядка 5 м).
650-мм и 533-мм торпедные аппараты вынесены из носовой оконечности лодки и расположены в центральной части корпуса под углом к диаметральной плоскости. Из них могут выстреливаться самонаводящиеся по кильватерному следу и телеуправляемые торпеды, а также противокорабельные крылатые ракеты нового поколения, создаваемые Екатеринбургским ОКБ “Новатор” (генеральный директор Павел Каменев). О возможностях этих ракет можно составить представление по информации об их экспортных вариантах, представленной на страницах открытой Российской печати.
ОКБ “Новатор” разработало ряд унифицированных ракетных систем, предназначенных для использования как с надводных кораблей, так с подводных лодок, имеющих стандартные 533-мм торпедные аппараты. Они предназначены для поражения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия надводных кораблей и подводных лодок противника, а также наземных стационарных и ограниченно подвижных целей с заранее известными координатами.
Противокорабельная ракета ЗМ-54Э (являющаяся развитием КР “Гранат”) состоит из стартовой твердотопливной ступени, дозвуковой (М=0,8) низколетящей маршевой ступени, снабженной прямым высокорасположенным складным крылом и турбореактивным двигателем, а также сверхзвуковой (М=3) боевой ступени, запускаемой на удалении порядка 20 км от цели и практически “несбиваемой” средствами ПВО ближнего рубежа надводных кораблей. ПКР длиной 8,22 м и стартовой массой 2300 кг имеет дальность стрельбы более 220 км (из них 20 км — на сверхзвуковом режиме). Масса БЧ составляет 200 кг.
Противокорабельная ракета ЗМ-54Э1 (длина 6,20 м, стартовая масса 1780 кг) отличается отсутствием сверхзвуковой ступени, а также большей дальностью (до 300 км) и более мощной БЧ (400 кг).
Для поражения наземных целей создана еще одна КР данного семейства — ЗМ-14Э, имеющая габариты и массу, аналогичные ЗМ-54Э1. Она несет БЧ массой 400 кг и обладает максимальной дальностью 300 км. Ракета оснащена инерциальной системой наведения, дополненной приемниками спутниковой навигации. Использование баровысотометра при полете на предельно малой высоте обеспечивает повышенную скрытность применения.
Вышеперечисленные ракетные системы имеют единый универсальный комплекс подготовки ракетной стрельбы и позволяют варьировать боекомплект подводной лодки в зависимости от поставленной задачи и конкретной боевой обстановки. Унифицирован также комплекс наземного оборудования ракетных систем (предназначенный для регламентного обслуживания ракет и выдачи их на лодки), что существенно снижает эксплуатационные расходы.
Основу торпедного вооружения корабля должна составлять универсальная 533-мм торпеда УГСТ. Расширены возможности корабля по использованию минного оружия.
                Характеристика АПЛ проекта 885

             Длина наибольшая                120,0 м
             Ширина наибольшая                15,0 м
             Средняя осадка                10,0 м
             Водоизмещение:
                нормальное                9500 м3
                полное                11.800 м3   
             Полная скорость подводного хода   28—31 уз. 
             Экипаж                85 чел.
Планировалось, что АПЛ “Северодвинск” войдет в состав Российского флота уже в 2000 году. Однако в дальнейшем, из-за недостатка финансирования, эти планы сдвинуты на более поздние сроки. После введения в строй первого корабля планировалось строительство еще шести однотипных кораблей.
Предполагается, что в дальнейшем подводные лодки типа “Северодвинск”, оснащенные высокоточными малозаметными крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную долю неядерного сдерживания, оставаясь при этом весьма серьезной угрозой для подводных лодок, боевых кораблей и транспортных судов противника. По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности АПЛ 885-го проекта будет соизмерим с уровнем американской АПЛ “Си Вульф” (специалисты затрудняются отдать пальму первенства той или иной подводной лодке). В то же время проект 885 будет обладать значительно более высоким уровнем универсальности, чем ее американский аналог.
Со ссылкой на военно-морскую разведку США сообщалось, что в России ведутся работы над усовершенствованным вариантом АПЛ “Северодвинск”, обладающим еще большей, чем проект 885, скрытностью, превосходящей уровень скрытности американских лодок типа “Си Вульф”. Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик субмарин. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой — шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако, создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.
Исторически первыми построили атомарину в США. За выдающиеся характеристики автономности и подводного плавания лодка получила имя «Наутилус» в честь одноимённого знаменитого корабля капитана Немо. Следом за США атомные подводные лодки начали строиться в СССР. В дальнейшем при активном сотрудничестве с США программу атомного подводного судостроения начала Великобритания, а при содействии СССР подводные лодки с атомными энергетическими установками стали производиться в КНР. Особняком стоит Франция, которая начала строить атомарины примерно в то же время, но разработав всю программу судостроения самостоятельно. Французские атомные реакторы для подводных лодок отличаются компактностью и хорошей защитой. Они имеют меньший срок службы между обслуживаниями — около 5 лет, что вдвое меньше американских аналогов, но по плану каждые пять лет французские лодки проходят обновление радиоэлектронного оборудования, и смена ядерного топлива происходит во время этих ремонтов.
Первые подводные лодки с атомными реакторами на борту появились соответственно в США в 1955 году, USS Nautilus (SSN-571), и в СССР в 1958 году, К-3 «Ленинский комсомол». В 1963 году в строй вошла первая британская атомарина HMS Dreadnought (S101). В 1969 году начала нести боевую службу первая французская атомная субмарина Le Redoutable (S 611), причём она относилась не к торпедным подводным лодкам, а к классу стратегических субмарин. В 1974 году свою первую атомную подводную лодку ввёл в строй Китай.
АПЛ состоят на вооружении ВМС следующих стран: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай. Две атомных подводных лодки строит Индия, одна из них, получившая имя INS Arihant, спущена на воду 26 июля 2009 года. Головная индийская АПЛ должна войти в состав ВМС Индии к 2011 году. Таким образом, Индия может стать шестой ядерной державой, обладающей АПЛ. В Бразилии ведётся работа по строительству атомной подводной лодки. Её завершение планируется в районе 2020 года.

За годы холодной войны СССР потерял 4 АПЛ[1]. Все они входили в состав Северного флота ВМФ СССР.
• К-8 — 8 апреля 1970, во время боевой службы,
• К-27 — экспериментальная субмарина, 24 мая 1968 произошла авария энергетической установки ЖМТ, 6 сентября 1982 года затоплена вместо утилизации,
• К-219 — 3 октября 1986, во время боевой службы,
• К-278 «Комсомолец» — 7 апреля 1989, во время боевой службы.
В постсоветское время затонули две уже российские атомные подводные лодки:
• К-141 «Курск» — 12 августа 2000, во время морских учений,
• К-159 — 28 августа 2003, списанная, во время буксировки на утилизацию.
США потеряли две субмарины:
• USS Thresher (SSN-593) — 10 апреля 1963, во время глубоководных испытаний,
• USS Scorpion (SSN-589) — 22 мая 1968, во время тренировочного похода.
Особняком стоит радиационная авария в бухте Чажма (10 августа 1985), в результате которой были выведены из эксплуатации сразу две советских АПЛ Тихоокеанского флота: К-431 и К-42 «Ростовский комсомолец».
-есть ли у вас ко мне ещё вопросы-вежливо осведомился сотников.
-пожалуй на сгодня достаточно.закругляемся лёня. Что то прохладно у них здесь не смотря на август-крикнула светлана своему оператору.
-тогда позвольте вас проводить внутрь корабля и показать вам отведенные вам каюты-вежливо предложил сотников.
-обо мне можете не беспокоиться. Я буду располагаться в каюте капитана. Вместе с ним естественно. Надеюсь я его не сильно стесню-улыбнулась светлана обоим офицерам.Но изо рта неверова она смогла дождаться только неразборчивого бульканья.
Сотников понял что капитан в шоке и торопливо повел журналистов к трапу в трюм.