Сила самовнушения

Лев Израилевич
               
Как-то, гуляя с внуком по зоопарку, я обратил внимание на одно странное обстоятельство. Несколько огромных индийских слонов были привязаны к небольшому столбику тонкой веревкой, обмотанной вокруг их передней ноги. Ни цепей, ни ограды.

Слоны, без всякого сомнения, могли легко освободиться от привязи. Тем не менее они смирно стояли, не пытаясь  сбросить «оковы». Такое смирение огромных животных меня удивило, и я решил прояснить ситуацию у работника зоопарка.

И вот что он ответил на мой вопрос: "Когда эти слоны были совсем молодыми, ну, и, разумеется, намного меньше по размерам, весу и силе, чем сейчас, мы привязывали их той же самой веревкой. Делали это на протяжение многих лет. Постепенно вырастая, слоны утвердились в вере, что эта веревка сможет удержать их, а потому даже не пытаются убежать."

Вот тогда-то я и подумал, сколько людей верят, что не могут  что-то совершить, лишь только потому, что однажды у них подобное не получилось?