А. Г. Слёзскинский-Лодка Екатерины II в Новгороде

Александр Одиноков 2
                Опубликовано из архивных материалов:

Слёзскинский А.Г. Архимандрит Фотий и графиня А. Орлова-Чесменская, другие миниатюры [Сборник] / Составитель и вступительная статья: А. Н. Одиноков; научный редактор д.и.н. Б.Н. Ковалёв; Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2012. – 146 с.

                А.Г. Слёзскинский

                Лодка Екатерины II в Новгороде (1)
 
        Едва-ли где в печати мы найдем какие-либо сведения относительно лодки Екатерины II, существующей доныне в Новгороде и поддерживаемой новгородским дворянством, как воспоминание о пребывании Великой Екатерины в Новгороде. Тем не менее, морская лодка достойна, занять место наряду с прочими древними памятниками уже потому, что напоминает, как Великая Екатерина «в трудах неутомимая о благе своих народов» лично осматривала водные пути сообщения Приильменского края.
        Конечно, в настоящее время не осталось в живых ни одного новгородца, который бы мог, как свидетель, рассказать самое начало существования этой лодки, так как тому прошло целое столетие. Поэтому я ограничился только личным осмотром и теми рассказами, которые передаются из поколения в поколение и держатся среди местных граждан по настоящее время.
        В конце восемнадцатого столетия Екатерина II предпринимала водное путешествие для осмотра боровичских порогов, находящихся на реке Мсте близ г. Боровичи. Для этой цели и была устроена лодка. На обратном пути, проплыв Сиверсов канал, получивший имя тогдашнего губернатора, Екатерина II прибыла в Новгород и в память своего посещения подарила лодку новгородскому дворянству, а сама сухим путем отправилась в столицу.
Чтобы придать лодке более величественный вид, тогда же было преступлено к устройству насыпи на самом берегу Волхова, против гостиного двора, и. По окончании работ, лодка очутилась на горе высотою сажень в 10. Затем ровно чрез два года, как это видно из ниже помещенной надписи, были окончены работы здания, в котором должна была храниться лодка. Здание каменное, отштукатуренное, с железной крышей, имеет два входа с громадными дверями. Пред входами площадки и крыльца, на каждой площадке стоят восемь колонн. Окон в здании 20, все они большие и светлые. Длина здания 20 сажень, а ширина – 6 саж. Лодка имеет в длину 16 саж., а в ширину – 4 саж. Дно у лодки плоское, нос и корма острые, руля и другие принадлежности судов не сохранилось. Судя по всему устройству, лодке во время ветра каждую минуту угрожала опасность, так как подводная ее часть самая незначительная, а каюты высятся над палубою до одной сажени, да и самая палуба имеется только по бокам лодки в 2 арш. Ширины, что дает возможность думать, что лодка ходила на шестах, для каковой цели по бокам лодки и оставлено место для людей. Каюты лодки очень светлые, потому что сверх-палубные стены имеют почти сплошные рамы. Внутренние помещение состоит из зала, столовой, спальни, трех комнат для свиты и двух ретирадов (2). Бархатная мебель, зеркала, обитые штофом стены, придавали лодке роскошь и комфорт. Такова была лодка Екатерины II на первых порах своего существования. Освятив здание и устроив по поводу этого приличествующее торжество, дворянство бросило лодку на произвол судьбы. Десятки лет лодка стояла без присмотра, здание не ремонтировалось, штукатурка местами отпала, углы и карнизы обвалились, словом, здание приняло жалкий вид и угрожало развалиться. Не менее печально было смотреть тогда и на самую лодку: обстановка куда-то подевалась, присутствия на стенах штофа и других украшений не было и признаков, стёкла, разумеется, были перебиты до последнего, рамы разломаны, грязь и другие нечистоты довели лодку до омерзения. По дням лодка стала служить убежищем для уличных мальчишек, игравших в бабки и прятки, а по ночам – притоном разных мазуриков. Так, например, мальчуганами однажды были найдены в лодке вещи, похищенные у купца Евдокимова. Наконец, лет двадцать тому назад дворянство устыдилось и обратило внимание на лодку. Здание отремонтировали, обнесли деревянной оградой и насадили кругом тополя и березки. Вместо оконных дыр появились рамы со стеклами. Устроили от здания вниз по горе широкую лестницу с перилами. Лодку почистили, обмыли, покрасили, возвратив ей, хотя сотую долю первобытного состояния. В одном из углов здания срубили избу для сторожа, который и живет в ней с тех пор, имея постоянный надзор и следя за чистотой.
         Внутри здания висит большая черная доска, на которой золотыми буквами изображена надпись:
         «В трудах неутомимая о благе своих народов неусыпно-пекущаяся в мире и войне Великая Екатерина во время высочайшего путешествия для обозрения водяных коммуникаций, предпринятого двукратно Мая 25 и Июня 14, 1785 г. высоким своим присутствием древний сей град осчастливила. Сию нарочито для сего сооруженную и на возвратном пути к столице от града Боровичи для шествия употребленную барку по совершении оного, в знак высочайшего благоволения всемилостивейше пожаловать изволила новгородскому дворянству с сердечною признательностью и благодарностью сие принявшему, и яко незабвенный памятник матерных трудов и попечений бессмертной Екатерины в сей сделанной для того галереи поставившему Мая 23, 1787 года»
 
________________
(1) - Датируется и называется по письму – 1890 г. – А.О.
(2) - Отхожих мест, уборных – словарь Ушакова. – А.О.
 
         ОР РНБ. Ф. 874 (Фонд С.Н. Шубинского). Оп. 2. Д. № 271. Л. 1–3 об.
 
         Подготовил к публикации: А.Н. Одиноков — краевед.