Депрессия

Виктор Солдатов 2
Депрессия – это очень коварное заболевание, сначала повергающее больного в тяжелое уныние, а потом осторожно подталкивающее к самоубийству. Недаром православные батюшки говорят, что уныние паче гордости!
 
Поэтому интересно рассмотреть реальные жизненные ситуации, чтобы наметить подход к схватке с депрессией!
В период учебы в Московском физико-техническом институте я познакомился с одним из своих сокурсников, которого звали Леша Круглов. Я жил в общежитии, а он в Москве, на Ленинском проспекте, в высотном доме.

Однажды я побывал у него в гостях и был потрясен великолепием этого здания. Особенно меня удивили большие зеркала в общих коридорах, в которых можно было походя созерцать себя прекрасного и неповторимого!

По сравнению со студенческой общагой, где мы жили по четыре человека в маленькой комнатушке – дом Леши казался мне сказочным дворцом восточного султана!
Однако больше всего мне понравилась царившая в нем тишина. Я подумал: "Как здорово здесь с утра завалиться на диван, снять с полки любимую книгу и унестись мыслями в манящий идеальный мир, где все чисто, справедливо и благородно! И так, до возвращения с работы родителей, с которыми за вечернем чаем можно обсудить прочитанное и поделиться впечатлениями!"

Мне кажется, что я невольно уловил мысленную атмосферу, наполнявшую Лешину квартиру. Наверное, он так и жил, тем более, что получил прекрасное школьное образование и проблем с учебой у него никогда не было!

Тем не менее, во время обучения на третьем курсе я неожиданно обнаружил, что Лешу начинают тревожить какие-то странные помыслы. Он начал приставать с вопросами, волнуют ли меня чудовищные длинноты в нашей жизни? Оказывается, он проанализировал прожитый день и с удивлением обнаружил, что он просто переполнен всякой чепухой, вроде мытья рук и чистки зубов, посещения туалета, поездок в транспорте и прочей бессодержательной нуднятиной!

Конечно, я попытался успокоить своего товарища, обратив его внимание на то, что в искусстве эта проблема давно решена и герой за полтора часа экранного времени умудряется прожить целую жизнь! И все благодаря тому, что в фильме опущена масса жизненных длиннот. «Это конечно хорошо, но как их опустить в реальной жизни?» – не унимался Леша. «Ну, попробуй заполнить их интересными, волнующими тебя мыслями!» – посоветовал я.

Однако, то ли мыслей не нашлось подходящих, или, наоборот, их оказалось слишком много, но, перейдя на четвертый курс, Круглов запросился в академический отпуск.
Разумеется, в деканате ему отказали, т.к. с учебой у него всегда был полный порядок! Поэтому решили, что это просто блажь, и пусть учится!
Но у Леши было другое мнение, он пришел домой, раскрыл окно квартиры, снял золотые часы и бросился с семнадцатого этажа!

Второй случай произошел несколько позже, когда я работал в Специальной астрофизической обсерватории АН СССР, расположенной средь гор Архыза в Ставропольском крае.
В это же время там творил замечательный астрофизик Витя Шварцман, сам внешний вид которого свидетельствовал о высокой творческой энергетике и интеллектуальной одаренности!
Он был любимым учеником известного советского учёного, академика Я.Б. Зельдовича, будучи аспирантом которого, сделал замечательное открытие в области теории черных дыр.
 
Суть этого открытия была довольно парадоксальна. Оказывается, черные дыры должны ярко светиться, т.к. в космосе полно различной пыли, которая притягивается дырой и, разогнавшись до субсветовых скоростей, начинает интенсивно излучать электромагнитные волны. А раз так, то их можно обнаружить с помощью современных телескопов!

Шварцман понял, что вполне может оказаться первым среди охотников за черными дырами! А это – Нобелевская премия и имя в списке бессмертных корифеев науки!
Как раз в это время в Специальной астрофизической обсерватории (САО) на оптическом телескопе установили уникальное шестиметровое зеркало, и Виктор твердо решил, что его путь лежит в САО!

Однако спутница жизни – жена, категорически отказалась покидать Москву, и вскоре с ним развелась!
Но Виктор был непреклонен, ушла одна любимая, найдем другую! И тут же соблазнил жену своего коллеги Льва Пустильника!

Но годы шли, и, то ли Вселенная оказалась слишком велика, или черных дыр в ней было припрятано маловато, но желанное открытие постоянно ускользало! И перед Шварцманом встал классический вопрос российской интеллигенции: «Что делать?!».
Нет, он не запил, не сошел с ума! Как говорится: «Париж стоит обедни!».
Но здесь моего героя подстерегал очередной удар беспощадной судьбы!

Однажды завершив ночное наблюдение, он вышел из башни обсерватории на вершине горы и окинул просветленным взором окрестности. К своему удивлению Шварцман обнаружил, что на соседней горе что-то строится!
Разведка вскоре донесла, что там строится военная обсерватория для слежения за спутниками.

Это была настоящая катастрофа! Действительно, как оказалось, наш хитрец, переезжая из Москвы в САО, хотел убить сразу двух зайцев. Во-первых, обогнать всех охотников за черными дырами, а во-вторых, укрыться в горах Кавказа от грядущей атомной войны между СССР и США!
Естественно, когда рядом стал строиться столь значимый оборонный объект, все надежды на тихую гавань у него рухнули!

Какое-то время он бродил по лесным  тропинкам вокруг территории САО с совершенно потерянным видом, что-то тихонько бормоча себе под нос, а потом вдруг повесился в своей квартире!

Вот такие, довольно разные случаи, но объединяет их провозглашенное еще Иваном Карамазовым неприятие Божьего мира! И пусть Иван отказывался его принять по причине царящей в нем несправедливости, а мои герои по более частным поводам, но все они оказались солидарны с сатаной, не устающим доказывать Богу, что Его творение никуда не годиться!

Поскольку мои страдальцы были полными атеистами, то вполне возможно, что спасительным для них оказалось бы регулярное перечитывание романа «Война и мир» Льва Толстого, чтобы вовремя подзаряжаться, исходящим от Платона Каратаева оптимизмом!