2008 г 1 февраля. А в чём его ошибка?

Вячеслав Вячеславов
2008 г 1 февраля. А в чём его ошибка?
        Первый солнечный луч в кабинете. На улице -4. Небо чистое. Отдал Нике музыкальный центр. Я его годами не включаю. Теперь, куда бы деть кассеты? Они никому не нужны.

Болела голова. Вдруг решил пойти к Светлане Владимировне, отнести открытку, заодно и развеяться. Быстро побрился, было уже 12 часов, и через полчаса был там. За компьютером сидела молодая женщина, как потом узнал, жена Алексея Алексеева, попросил уступить, чтобы не объяснять, что нужно сделать.

— Не доверяете?
— Да — в шутку ответил я.
— Я же, Вам компьютер доверила, — с обидой сказала она.
— Вы шуток не понимаете? Это же шутка.
— Смотря какие, — пробормотала она, отводя взгляд.

Переписал открытку, повесть и рассказы. Но не нашел папку, в которую можно было бы их запрятать. Вышел вслед за Светланой Владимировной в абонементный отдел и столкнулся с бомжем в обтрепанной и разорванной на рукавах дубленке.

— Что вы гавкаете? Я только зашел, а вы сразу —  гавкать, — кричал он.

Библиотекарши смущенно оправдывались. Я попытался заступиться, что надо вежливо разговаривать.

— А тебя никто не спрашивал. Что ты вмешиваешься? Давай выйдем и поговорим. Забыл, как тебя отделал? Ещё получишь.

Мужик, явно, был не в себе. Агрессивно настроен. Вышел на улицу и зашел в читальный зал, порылся в картотеке. Снова появился у нас.

— Что у вас только фантастика. Науки нет?
— Давайте паспорт, мы вас запишем.
— Нет. Так не пойдет. Что ты меня всё время толкаешь?! Не толкай, а то я тебя так толкну. — И снова ко мне: — Я тебя уже бил. Ещё раз получишь. Не трогай!

Вот угораздило меня влипнуть! Зачем я пришел? Нет желания связываться. Мужик крепкий. Привык к уличным дракам. Умоет меня кровью. А с него взятки гладки, как с больного шизофренией.

Светлана Владимировна потянулась к телефону. Он ударил рукой по телефону, понимая, чем это ему грозит. Я убрал его руку, и он снова ополчился на меня. Она снова попыталась позвонить, и он опять ударил. Снова прошел к стеллажам. Потом, всё же, вышел на улицу. Через три минуты и я вышел, опасаясь, что он может меня поджидать на улице, но его не было. Жизнь полна случайных неожиданностей. Таким больным нужно лечиться, но они никому не нужны.

В 15 часов пришел в библиотеку, где проходила встреча пенсионеров, членов литературного клуба «Прикосновение», которым руководила заведующая клубом Светлана Владимировна.

Кирьянов рассказывал о своей многодетной семье, об отце, служившим фельдфебелем во время Первой Отечественной войны, где оторвало палец в окопном сидении – выбросил гранату из окопа. Служил на границе с Китаем, где во времена Хрущева через каждые сто метров вкопали танк без мотора, но пристрелянным обзором. Когда построили авианосец, Хрущев спросил Кузнецова, догнали мы США? Тот ответил правду.

Хрущев рассердился и отнял у него все деньги, направил их на строительство зданий, которые впоследствии окрестили «хрущёвками».

Многие его мысли созвучны моим. Потом начал читать свои стихи о пограничнике. Вроде бы, умный мужик, а занимается ерундой. Хотелось поговорить, тем более у него был день рождения, он принёс угощение к чаю, пригласил всех желающих, но сознание, что мы обременяем Светлану Владимировну, заставило меня уйти.

Другой писатель читал рассказ, скопированный с текста Пришвина, о том, как ходили на глухариную охоту, об атаке шершней на пацанов. Готов был читать и ещё, но остановили, чтобы и другим дать время для выступления. В конце вечера Светлана Владимировна сказала и обо мне, мол, вышла книга о Соломоне, и так хорошо написано, будто писал Набоков, предложения на полстраницы.

Я поправил её, что это не книга, а роман в местном журнале. Старушка, сидевшая впереди меня, спросила:

—  Как называется роман?

 Ответил.

— А в чём его ошибка?
— Для того, чтобы узнать, нужно прочитать роман.

Сидевшие рядом, зааплодировали точному ответу.

17 фев. 08 г. Вике приснился кошмар, что мы вернулись в Батуми, в её комнату, где она провела детство, в ту же бедность.

— Куда ты меня привёз?! Вскричала она. Я вернусь!

Но я не хотел возвращаться. Слёзы.
Вот уж действительно, кошмарная ситуация.

В продолжение дискуссии о Споке. Сергей Капица, у которого 14 февраля юбилей – 80 лет, сказал, что культуру нужно прививать силой, иначе поколения будут бескультурными.

Только 2% населения России могут позволить себе купить квартиру. Много ли изменилось со времён советов?

Ника рассказала, по какой причине на день рождения Андрея Владе стало плохо. Она выпила бокал вина и хотела пить второй, но Ника остановила. И одного бокала хватило для сердечного приступа. Даже Андрей испугался.

Когда Влада у нас, тоже просит вино, но мы ей не даём, в худшем случае, только один глоток. И вот, дорвалась.

Ника принесла печатать курсовую работу. Порошок кончается в притере, уже печать на правом краю бледноватая. Нужно дотянуть до мая. Тогда будет два года с момента заправки. Принесла флэшку. Испробовал. Удобно. Жаль, дорогая. Да, по сути, она мне и не нужна. Некому носить, не с кем делиться.

В «Комсомолке» статья о том, что пирамиды строили инопланетяне, подтягивая блоки на канатах, с помощью противовеса. При этом способе не нужны пандусы, стоимость затрат резко сокращается. На мраморных, гранитных блоках оставлены следы циркулярной пилы, которая должна вращаться с огромной скоростью, то есть быть современной. В плитах ровные линии, отверстия под наклоном 15 градусов на глубину 20 сантиметров. Этого нельзя достичь допотопными орудиями. Загадок очень много.

21 фев. 08 г. Вчера поехал на улицу Ленина пораньше, чтобы спокойно поговорить с Мисюком. Ехал на двойке 52 минуты. Кондуктор долго пересчитывала десятикопеечные монеты и вернула мне рубль мелочью.
«У меня её никто не берет».

Странно. Выручку-то, будет сдавать. Там обязаны всё принимать. Но спорить не стал. Проезд обошелся на рубль дешевле.

Ровно в 17 часов был на месте. Но дверь была заперта, и в прихожей стояла Лидия Петровна. Душно. Снял шапку, шарф. Задал вопросы, чтобы не молчать, и в ответ нескончаемый поток бессодержательных фраз. Спросил её:

— За кого будете голосовать?
— Я не знаю. Один говорит так, другой этак. Кто пройдет, неизвестно.

И всё в таком духе. Боится сказать правду. Несколько минут говорила о том, как она добиралась от института. Снова сказала:

— Я самая бедная женщина в городе. Сын не работает – предприятие расформировали, и он не может найти работу. И внук у меня прописан, но живёт отдельно. Тоже не работает. У него ребенок родился, поэтому денег не даёт.

Куда мир катится? Мужики превратились в Обломовых, в захребетников, стыд потеряли.

Прошло полчаса. Никого нет. Артикулова кому-то позвонила. Выяснила, что у Мисюка заболел сын, не придёт. Должен подойти Смирнов. Взял сумку и пошел к остановке. Через несколько шагов увидел идущего навстречу Смирнова. Стал оправдываться, что два с половиной часа простоял в пробке. Неудобно уходить, вернулся.

Похоже, людей будет мало, вино некому будет пить, Смирнов любит водку. Но выставил бутылку на стол. Через полминуты он сказал:

— Будем ждать, или начнем? — кивая на бутылку.
— Как хочешь.

Он присел к столу и налил 50 граммов. Потом ещё и ещё, пока всю не уговорил. Я успел лишь отлить 60 граммов, когда пришла Дина. Ей нравится моё вино. Слава же, откуда-то принес бумажный пакет с соком? Нет, это вино. До чего дошёл прогресс. Дешево и сердито.

Смирнов начал рассказывать, что хочет написать книгу о творческих людях: Дроздове, Ашихмине, Сергее Тришкине, Аршинове. Список на 20 фамилий. Артикулова начала вспоминать этих людей, долго и нудно.

Я спросил, думают ли они меня снова печатать?

— Ты же, недавно в четырех номерах печатался. Пусть пройдёт время. Я твой роман не прочитал, лишь начало. Люди говорят, нормально написано.

Пришел улыбчивый Лебедев. Попросил придумать слова к «Тольятти», которые бы отличались на одну-две букву. У него свой сайт, и там будет нечто вроде прикола, или же, собирается продавать, уже застолблённые названия. Бизнес. Я за минуту придумал несколько слов. Ему понравилось «Нальятти». Хихикнул, записал.

Вошёл Игорь Мельников. Положил на стол две плитки шоколада, выпил чашку кипятка с печеньем и шоколадом.

Дина протянула мне распечатанные листки, мол, ваше мнение.

Прочитал. Потуги на доморощенную философию, попытки учить уму-разуму.
Нет, это не она написала. Ей понравилось.

Я ответил:

— Это наив и примитив. Об этом лучше сказано в журнале «Свет и Природа».

Но она такого журнала не знала. Где его можно достать, купить? Её интересует, что такое семья?

— Нет, этого никто не знает.

Она медсестра, пытается писать стихи. Пришла с мальчиком лет шести. Сидел спокойно, не баловался. Пил сок, ел шоколад. Сказал ей, что в журнале «Наука и религия» Лариса Васильева сделала мировоззренческое открытие. Но она не знает её.

Игорь спросил:

— Что сейчас представляет этот журнал?

Я ответил:

— Он ближе к религии, чем к науке.

В этот вечер он высказывался намного больше, чем в обычные дни, когда все говорили, а он молчал. Заявил своё мнение о записях Дины, но тоже не благожелательное, но не резко отрицательное, как у меня и Лебедева.

Дина с напором спросила меня:

— Зачем вы читаете?

 Очередной глупый вопрос. Неужели она дура? А умные сюда не ходят. Ответил:

— Чтобы получать информацию.

Слава спросил, за кого я буду голосовать? И пожал руку, когда услышал, сказал:

— Когда в 80-м прочитал «Один день Ивана Денисовича», то подумал, что жизнь в лагере будет гораздо легче, чем служба в Белоруссии.

Я выразил сомнение, что это сопоставимо, но он перевел разговор на Шаламова. Смирнов знаток по Варлааму, похвастался, что у него полное собрание его сочинений, толстенный том. Сказал:

— У него не всё так просто было. Его за дело посадили. Он был жесточайший троцкист, требовал, чтобы всё было гораздо жёстче.

Этого я не знал. Парадоксы истории. На своей шкуре испытал это – «жёстче». Понял ли он, раскаялся в заблуждениях? Или была двойная мораль, когда подразумевалось, что жёсткие меры будут применяться к другим, но только не тебе. Но досталось ему по первое число. Может быть, что и понял.

В 19-30 вышел на улицу. Минут семь ждал "двойку". На этот раз, кондуктор не стала пересчитывать мелочь, спросила, здесь 10 рублей? И выдала билет. То-то же, а то у меня в кармане тяжесть от мелочи. Не могу понять, почему все боятся деноминации? Она необходима.

Обратная дорога длинная и нудная, стекло замёрзло, народу намного больше, но я успел сесть на освободившееся место. Теперь приеду в марте. Раз в месяц, этого достаточно, чтобы не забыли и считали за своего.

В прошлое воскресенье в ДКиТ состоялась презентация книги Полева. Он ослеп 15 лет тому назад, но память хорошая, читает свои стихи наизусть. Игорь сказал, что слепота мешает ему вычитывать и править свои стихи, много слабых строк, хотя поэт одаренный.

А я всё думал: зачем Полеву на грани смерти всё это нужно? Неужели не понял, что всё это ненужная суета? Его книга и его стихи никому не нужны. Я зримо вижу девственные книги на библиотечных полках, ни одной выдачи. Но они упрямо продолжают писать и издаваться. А я лучше? Почти такой же. Почти. Я писал никому не нужные рассказы, учился писать, чтобы написать мой роман, который всё оправдывает. Но. Его никто не хочет печатать. Я в ненужном месте и в ненужное время.  Судьба.

В пять утра проснулся и понял, что не смогу уснуть. Поднялся. Голова тяжёлая, болит терпимо. Форточка недостаточно открыта? И ничем не снять боль. Анальгин не помогает.

Да, в этом году снега, как ни в каком другом году, сугробы огромные. То-то будет паводок, будем сидеть без воды. И это 21 век. Жизнь лучше не становится.

23 фев. 08 г. +2. Собрался пойти на дачу, чтобы убрать снег с веранды. В этом году навалило как никогда много.

В спешке, переключил выключатель на плите на большую мощность, подумав, что выключил плиту, и принялся искать ботинки. Молочная каша сбежала на плиту, вызвав возмущение и крик Вики.

 Настроение испорчено. Вдобавок, Вика сказала, что сегодня праздник, который я посчитал простой субботой, транспорта почти не будет. Придется отложить до понедельника. Но и он тоже выходной. Значит, до вторника, или, как сложится.

Два дня назад раздался звонок. Вика передала мне трубку. От неожиданности подумал, что звонит Светлана Владимировна, поэтому не среагировал на первую фразу. Звонила Рашевская:

— Не смогла достать журналы, но прочитала в альманахе «Стрежень» твой рассказ, который понравился. Научился писать. Захватывает с первой фразы. Хорошая композиция.

Уйма комплиментов.

Я ответил, что принесу ей свои журналы в ДК. Пообещала прочитать, и даже сделала намёк, что может способствовать книге.

«Я ничего не обещаю. Не люблю обещать. У тебя уже есть книжка? Да, в издательствах печатают по-знакомству».

Поговорили о предстоящих выборах, спросил, за кого будет голосовать?

«Я вообще не пойду. Всё известно заранее. Нет, не скажу. Сам узнаешь, когда выберут. Хочу быть над нашими объединениями, создать свой ежегодичный журнал приличного вида, а не такие, как уже издающиеся».

Не понимает и не догадывается, что к ней наши начальнички относятся пренебрежительно. Никто не любит бывших руководителей. Сказала, что телевизор почти не смотрит, лишь публицистические и документальные выпуски. Чувствует своё мессианство, большого о себе мнения? Не сказала, что передаст для меня свою книгу. Может быть, поняла, что она мне не нужна?

Кто-то из поэтов (Межиров?) сказал, что быть поэтом после 30 лет – стыдно.
Противно слушать стариков и старух, читающих свои плохие стихи.

Интересная статья в новом журнале «Знание-Сила» о возникновении Вселенной и её законах, которые существовали до её возникновения, и всё в таких строгих параметрах, что даже удивительно, как, вообще, она могла возникнуть, или же, потому и возникла, что по другим параметрам она не могла существовать и дать жизнь.

Мне же, думается, что наша цивилизация исчезнет прежде, чем докопается до всех тайн мироздания. Человек слишком агрессивен, глуп и лишен чувства самосохранения, которое бы помогло ему выжить в этом хаосе народов и религий.

Карен Шахназаров снял фильм «Гибель империи». В интервью он сказал:

— Революция произошла не потому, что так захотели большевики, а в силу глубинных причин, узнать которые нам пока не под силу.

И я часто думаю: зачем надо было Николаю Островскому упираться на строительстве узкоколейки, тысячами гибнуть при переходе через Сиваш, чтобы построить тоталитарное государство?

Трудно экстраполировать будущее. Все ожидают, что Китай нападёт на Россию. Но с такой же вероятностью может напасть и США, Европа. Ещё с большей вероятностью в Землю может долбануться крупный астероид, после которого в живых останется кучка людей.

В журнале «ЧП» наш разведчик хвастается о проведённой операции по разоблачению Беневутто Муссолини, которого завербовали в советскую разведку, и он поставлял сведения.

Эти документы наши доблестные разведчики передали Гитлеру.

Тот вызвал к себе Муссолини, орал на него, и добился, чтобы дуче поставил несколько тысяч итальянцев на русский фронт. Это дебилизм с нашей стороны, или хуже?

В газете «Правда» вышедшей 25 октября 1917 года редакция напечатала акростих, который заметили лишь на следующий день. Там было написано: «Ми немецки шпион и провокатор». Это про Ленина. Этот факт только сейчас обнародовали в журнале «Звезда» №11.

Разговаривал с Геной. Нина позвонила, чтобы поздравить меня с праздником. Я ответил, что не признаю этот праздник.

Гена рассказал, что Алексей попал в аварию, столкнувшись с троллейбусом, мол, сам не понял, как это произошло. Получил по рации вызов к клиенту, вероятно, поспешил, выезжая из гаража на улицу Дзержинского. Машину разворотил так, что дешевле её выбросить, чем восстанавливать,  тем более что средств нет. Купил на деньги родителей, поэтому и не ценил. Что легко достаётся,  то не ценится.

По телевидению показали вымершую деревню самарской области с единственным жителем, стариком, который не захотел уезжать. Всё моё, говорит он, показывая на расстилающиеся плодородные земли, годами необработанные.

Я представил, как пройдет несколько десятков лет и сюда доберутся китайцы. Уж они-то обработают каждый клочок земли. 

28 фев. 08 г. Вчера в 14 часов поехал на дачу. День тёплый +4. Надел куртку, свитер, заводские ботинки, взял три дощечки в полтора метра. На даче всё пригодится.

Подъехал 35-й автобус, и целый час пилил до завода. Улицы залиты водой, но я в ботинках, перешел, не замочив ног, и до тропинки возле очистных сооружений дошёл хорошо, но дальше пошло хуже, ботинки то и дело проваливаются в рыхлый снег. Через два на третий шаг. Зря пошел, но доски не повезёшь назад, и жалко выбрасывать, да и коли приехал, нужно дотерпеть.

Через полчаса прошёл половину пути. Перепрыгнул, вернее, с трудом перелез через забор, не в мои года это делать, страшно неудобно, тело неповоротливое, грузное. Где былая лёгкость?

На дачном массиве пришлось ещё хуже. Передо мной прошли, от силы, трое человек.
Уже проваливаюсь обеими ногами. Сугробы в полтора метра. Вся рубашка мокрая. Несколько раз останавливался передышать.

Напрасно шёл. На даче всё нормально. Снега на крыше нет, и на веранде лежит тонким слоем. Весь огород покрыт толстым слоем снега, больше метра. Но возле домика и парника снег подтаял, виноград лежит в луже и под кирпичами, не отодрать. Добрёл до туалета, поправил занавеску.

В домике тепло и сухо, видимых протечек нет, хотя шифер кое-где лопнул, а с краю большая трещина. Закрыл на замки и побрёл назад. На всю дорогу ушло 4,5 часа.
Приехал в 18-30, когда уже стало холодать, а меня начало знобить в мокрой рубашке. Под душ сразу.
Опасался, что заболею, но обошлось. Спал плохо.

Утром позвонил Мисюк и отправил электронное письмо. Почему-то долго не мог войти в Интернет на свою почту. После трёх разговоров с Мисюком отправил Горюновой письмо. Надежды почти нет. Просто, обычная попытка.

1 марта 2008 г. С утра нулевая температура, лёгкая дымка. Весна уже ощущается.
Прогулка на дачу обошлась мне лёгкой простудой, болела голова, затылок.
Лишь вчера вечером, когда по обычаю не захотелось рано спать, понял, что самочувствие улучшилось, и сегодня чувствую себя нормально.

продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/09/16/357