крамольные размышления по поводу новогодия

Сара Ямполь
Ранней осенью 2011 года стукнуло мне в голову докопаться до нового перла!
Но, по порядку!!!

Уж очень мне не давало покоя знание того, что в Торе первым месяцем года назван весенний месяц, а новый год (Рош га-Шана) празднуется осенью.

Я и до этого не раз задавала вопросы своим израильским друзьям - религиозным, светским, просто верующим - ответ в той или иной степени, был один: "Так установлено!" или "Мы живем в Государстве, в котором это всеобщая законная  традиция", или еще смешнее - "Знаем, что Бог определил для Нового Года месяц нисан-авив, но праздновать Рош га-Шана в Йом Труа - это давняя традиция, и чего ее менять?"

Было время, когда я, в преддверии Рош га-Шана, поздравляя своих родных и близких, друзей, напоминала им, что это практически светский праздник - для всего Израиля, как для всего мира новая эра,  ну или религиозный, в том смысле, что раввинистический, не установленный Богом.....

Праздники, "не установленные Богом" ещё есть - это ПУРИМ и ХАНУКА...

А есть Праздники "установленные Богом" - Песах, Шавуот, Суккот....

Перед Песах - в начале месяца и есть Библейский Новый год:

"...  /1/ И СКАЗАЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ И АhАРОНУ В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ТАК: /2/ "МЕСЯЦ ЭТОТ ДЛЯ ВАС - НАЧАЛО МЕСЯЦЕВ, ПЕРВЫЙ ОН У ВАС ИЗ МЕСЯЦЕВ ГОДА. /3/ СКАЖИТЕ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ ИЗРАИЛЯ ТАК: В ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ ЭТОГО МЕСЯЦА ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ СЕБЕ КАЖДЫЙ ПО ЯГНЕНКУ НА ОТЧИЙ ДОМ, ПО ЯГНЕНКУ НА ДОМ. /4/ А ЕСЛИ СЕМЬЯ СЛИШКОМ МАЛОЧИСЛЕННА, ЧТОБЫ СЕСТЬ ОДНОГО ЯГНЕНКА, ПУСТЬ ВОЗЬМЕТ ОН ВМЕСТЕ С БЛИЖАЙШИМ СОСЕДОМ - ПО ЧИСЛУ ДУШ В СООТВЕТСТВИИ С МЕРОЙ ЕДЫ КАЖДОГО ОБЕДИНИТЕСЬ, ЧТОБЫ ЕСТЬ ЯГНЕНКА. /5/ ЯГНЕНОК БЕЗ ТЕЛЕСНОГО ПОРОКА, САМЕЦ, НЕ ДОСТИГШИЙ ГОДА, ДА БУДЕТ У ВАС - ИЗ ОВЕЦ ИЛИ ИЗ КОЗ БЕРИТЕ. /6/ И ДА БУДЕТ ОН ХРАНИМ ВАМИ ДО ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ДНЯ ЭТОГО МЕСЯЦА, И ТОГДА ПУСТЬ ЗАРЕЖЕТ ЕГО ВСЕ СОБРАНИЕ ОБЩЕСТВА ИЗРАИЛЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ. /7/ И ПУСТЬ ВОЗЬМУТ КРОВИ ЕГО, И НАНЕСУТ НА ОБА КОСЯКА И НА ПРИТОЛОКУ В ДОМАХ, В КОТОРЫХ БУДУТ ЕГО ЕСТЬ. /8/ И ПУСТЬ ЕДЯТ МЯСО В ТУ ЖЕ НОЧЬ, ЖАРЕНОЕ НА ОГНЕ. И ОПРЕСНОКИ С ГОРЬКОЙ ЗЕЛЕНЬЮ ПУСТЬ ЕДЯТ. /9/ НЕ ЕШЬТЕ ЕГО НЕДОЖАРЕННЫМ ИЛИ СВАРЕННЫМ В ВОДЕ, НО ЛИШЬ ПРОЖАРЕННЫМ НА ОГНЕ ВМЕСТЕ С ГОЛОВОЙ ЕГО, И С НОГАМИ, И С ВНУТРЕННОСТЯМИ ЕГО. /10/ И НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ОТ НЕГО ДО УТРА, А ОСТАВШЕЕСЯ ОТ НЕГО ДО УТРА СОЖГИТЕ В ОГНЕ. /11/ ТАК ЕШЬТЕ ЕГО: ЧРЕСЛА ВАШИ ПРЕПОЯСАНЫ, ОБУВЬ ВАША НА НОГАХ ВАШИХ И ПОСОХ ВАШ В РУКЕ ВАШЕЙ, И ЕШЬТЕ ЕГО ПОСПЕШНО - ЭТО ЖЕРТВА ПАСХАЛЬНАЯ БОГУ. /12/ И ПРОЙДУ Я ПО СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ В ТУ НОЧЬ, И ПОРАЖУ ВСЯКОГО ПЕРВЕНЦА В СТРАНЕ ЕГИПЕТСКОЙ, ОТ ЧЕЛОВЕКА ДО ЖИВОТНОГО, И НАД ВСЕМИ БОЖЕСТВАМИ ЕГИПТА СОВЕРШУ РАСПРАВУ, Я - БОГ! /13/ И БУДЕТ ТА КРОВЬ ДЛЯ ВАС ЗНАМЕНИЕМ НА ДОМАХ, В КОТОРЫХ ВЫ ПРЕБЫВАЕТЕ, И УВИЖУ ТУ КРОВЬ, И МИНУЮ ИХ; И НЕ КОСНЕТСЯ ВАС КАРА ГУБИТЕЛЬНАЯ, КОГДА Я ПОРАЖУ СТРАНУ ЕГИПЕТСКУЮ. /14/ И ПУСТЬ БУДЕТ ВАМ ДЕНЬ ЭТОТ В ПАМЯТЬ, И ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО, ПРАЗДНИК ДЛЯ БОГА, ВО ВСЕХ ПОКОЛЕНИЯХ ВАШИХ - КАК ВЕЧНЫЙ ЗАКОН ПРАЗДНУЙТЕ ЕГО. /15/ СЕМЬ ДНЕЙ ЕШЬТЕ ОПРЕСНОКИ, А К ПЕРВОМУ ДНЮ УСТРАНИТЕ КВАСНОЕ ИЗ ДОМОВ ВАШИХ, ИБО ДУША ВСЯКОГО, КТО БУДЕТ ЕСТЬ КВАСНОЕ С ПЕРВОГО ДНЯ ДО СЕДЬМОГО ДНЯ, БУДЕТ ОТТОРГНУТА ОТ ИЗРАИЛЯ. /16/ А В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ ДА БУДЕТ У ВАС, НИКАКОЙ РАБОТЫ НЕ ДЕЛАЙТЕ В ЭТИ ДНИ - ТОЛЬКО ТО, ЧТО СЛУЖИТ ПИЩЕЮ ДЛЯ КАКОГО-ЛИБО СУЩЕСТВА, ЛИШЬ ОНО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИГОТОВЛЕНО ДЛЯ ВАС. /17/ И ОБЕРЕГАЙТЕ ОПРЕСНОКИ, ИБО В ТОТ САМЫЙ ДЕНЬ Я ВЫВЕЛ ОПОЛЧЕНИЯ ВАШИ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ; И СОБЛЮДАЙТЕ ДЕНЬ ЭТОТ ВО ВСЕ РОДЫ ВАШИ КАК ВЕЧНЫЙ ЗАКОН. /18/ С ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ДНЯ ПЕРВОГО МЕСЯЦА, С ВЕЧЕРА ЕШЬТЕ ОПРЕСНОКИ ДО ВЕЧЕРА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ДНЯ ТОГО ЖЕ МЕСЯЦА. /19/ СЕМЬ ДНЕЙ ЗАКВАСКА НЕ ДОЛЖНА НАХОДИТЬСЯ В ДОМАХ ВАШИХ; ИБО ДУША ТОГО, КТО БУДЕТ ЕСТЬ КВАСНОЕ, ОТТОРГНУТА БУДЕТ ОТ ОБЩЕСТВА ИЗРАИЛЯ, ПРИШЕЛЕЦ ЛИ ОН ИЛИ КОРЕННОЙ ЖИТЕЛЬ СТРАНЫ ТОЙ. /20/ НИЧЕГО КВАСНОГО НЕ ЕШЬТЕ; ВО ВСЕХ ПОСЕЛЕНИЯХ ВАШИХ ЕШЬТЕ ОПРЕСНОКИ"...."

(Тора, книга ШМОТ=Книга ИСХОД. Недельный раздел Бо. Отрывок: "Собственно Исход и Праздник Песах " 12:1-13:16)

Удивительно!!!!
Первые десять дней первого месяца, нового отсчета, новой эры для свободного Израиля, так сказать, не отмечены НИКАКИМИ празднествами - ни в начале разговора, ни в других упоминаниях о нем.........

Новый отсчет есть, новый первый месяц среди месяцев - есть, а вот КАК и С ЧЕМ (что так важно для нашего народа) -  ни слова...........

Комментатор р. Ш.Р.Гирш размышляя, дает удивительный вывод: "... Как по законам природы обновляется луна, так и вы должны возрождаться, но по своей воле. Каждое появление новой луны должно напоминать вам о необходимости добровольного возрождения..."

Каждый месяц, каждый год......
Именно весной солнце начинает "свое шествие", а осенью заканчивает, можно сказать, что часть осени и зиму оно "спит"....

И вот тут-то и есть НАМЕК на "новогодие", но не для "Главы Года", НА МОЙ СУГУБО ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД....

Читать и комментировать - на днях знаменитый рав сказал - может каждый, отменять не может...

ну-ну....
вот я и могу.... или !!!!!! а может ?????

из Книги ИСХОД=ШМОТ. Недельный раздел Мишпатим.
Отрывок: "Достойный уровень морали " 22:15-23:33
23:/16/ И СОБЛЮДАЙ ПРАЗДНИК ЖАТВЫ ПЕРВЫХ ПЛОДОВ ТРУДА ТВОЕГО, СБОРА ТОГО, ЧТО ПОСЕЯЛ ТЫ В ПОЛЕ, И ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ В КОНЦЕ ГОДА, КОГДА УБЕРЕШЬ С ПОЛЯ ВЫРАЩЕННОЕ ТРУДАМИ ТВОИМИ.

вот оно выражение - "в конце года"!!
В комментарии Сончино утверждается, что "... Конец года приходится на осеннее время и совпадает со временем сбора последнего урожая ..." и это после утверждения, что год начинается весной)))

Слово "в конце" имеет глагольный корень, означающий "выходить, выступать; выводить, выносить, выбрасывать, извлекать; производить; быть выведенным или вынесенным" ....
Это очень хорошо совпадает с мнением Раши:
"... когда убираешь (плоды) дел твоих -  Потому что на протяжении всего летнего периода хлеба сушатся на полях, а в пору праздника (Сукот) их убирают в хранилища из-за дождей..."

Из  Книги ИСХОД=ШМОТ.
Недельный раздел Ки тиса.
Отрывок: "Возобновление Завета " 33:1-34:35
34:/22/ И ПРАЗДНИК ШАВУОТ СОБЛЮДАЙ, ПРАЗДНИК ПЕРВИНОК, КОГДА НАЧНЕШЬ ЖАТВУ ПШЕНИЦЫ, И ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ ГОДА К ЗИМЕ.
О, да!
Тут переводил умный и осторожный переводчик.
А вот перевод по Гиршу - 22. Как праздник недель отмечай праздник первых плодов жатвы пшеницы, и праздник сбора урожая на повороте года
Перевод Йосифона -  (22) И праздник седмиц совершай у себя при созревании жатвы пшеницы; и праздник собирания плодов при повороте (исходе сельскохозяйственного) года.
Фрима Гурфинкель -  22. И праздник седмиц совершай себе, (праздник) первинок жатвы пшеницы; и праздник сбора плодов, при обороте года.

А вот Вам еще один перевод, синодальный, который считается в определенных кругах, одним из ближайших  к оригиналу:
Исх 34:22  И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;
Надо же!! Конец года!!!

 Для малой справки - тем, кто не знал (ну, вдруг??) - синодальный перевод это устоявшийся термин, устоявшееся словосочетание. Перевод был сделан в течение 19 века, первый и единственный перевод на русский язык, который имеет признанный статус в русской Православной Церкви. В переводе, в той или иной степени, помимо иврита масоретского текста, использовалась Септуагинта, собрание переводов ТаНаХа (Ветхого Завета) на древнегреческий язык выполненных в 3-2 веках до нашей эры, в
Александрии.

Вот и думается мне, что НЕКОТОРЫЕ мудрецы уже в те времена "пришли к выводу", что "пора бы" праздновать "как все"....

Итак, "конец года", а точнее "конец" или "оборот", "поворот",
так сказать "исход/конец хозяйственного года" - в оригинале
имеет значение " шествие, цикл (солнца);  конец (года);  истечение (срока)"



Теперь вернемся к Рош га-Шана.......
1 тишрей - начало осени, время поворота года, время, когда солнце "отправляется спать"...
И нужно же было кому-то ЭТО назвать "концом года", да еще и в календарь утвердить...

Календарь........... на иврите "луах шана" - таблица года.......

Термин появился в средневековой раввинистической литературе.
Необходимо пояснить, что РАВВИНИСТИЧЕСКИЙ ИУДАИЗМ как таковой зародился или сформировался (95 год новой эры) как учение-течение ПОСЛЕ разрушения Храма в Йерушалаиме, а соответственно ПОСЛЕ распятия Йешуа из Нацерета...........

ОДНА из причин "рождения" раввинистического учения-течения-движения связана с тем, чтобы каким-то образом скорректировать жизнь еврейского народа без Храма и храмовых служений, ДРУГАЯ - выработать "новые объяснения" мест из ТаНаХа о Машиахе (Мессии - Христе)............

Формулирование принципов построения еврейского календаря приписывается рабби Акиве,  потомку нееврея перешедшего в иудаизм. Раби Акива, до того как он стал  выдающимся танаем четвертого поколения и систематизатором Галахи, одним из "величайших законоучителей и основоположников" раввинистического иудаизма, до сорока лет был неграмотным пастухом. Приблизительно в 70 году новой эры, во время падения Йерушалаима, он женится, и уходит на учебу на двадцать четыре года.
а в 95 году новой эры, был уже утвержден "проект" нового иудаизма......

Итак, жил наш народ, праздновал свои - Библейские - праздники....

Пришел пастух "о-сорока лет", и 24 года что-то учил, после того, как "все свершилось", что именно учил я не ведаю, но ТОЧНО супротив того, что ЗАВЕСА В ХРАМЕ РАЗОДРАЛАСЬ......
Возможно, Акива читал Септуагинту....

Появился Новый Год.....
- Как праздновать Новый год (тот, что перед Песах), когда нужно события "того момента" (Жизнь, учение и распятие, смерть и воскресение Машиаха) напрочь вычеркнуть из ЖИЗНИ ВСЕГО ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА????

Из  Торы (учения) Моше народ перешел в учение Акивы........

Император Константин и его любимчик "папа" Сельвестр Первый то же придумали "фишку" под названием "новыйгод" - прямо на день рождения того самого "папы" на 31 декабря...
Но об этом "новомгоде" через месяца три, чуть больше....