31 августа 2012 года Ведущий популярной телепрограммы «Жди меня» Игорь Кваша скончался от воспаления легких В Москве после тяжелой болезни скончался знаменитый актер театра «Современник» и популярный телеведущий Игорь Владимирович Кваша.
Его любили все, кто смотрел его телепрограмму "ЖДИ МЕНЯ"
Оно было написано 17 мая 2007 г. На передачу "Жди меня".
ЭТО ЖИВАЯ ИСТОРИЯ!!!
+++++++++++
Здравствуйте, многоуважаемые Игорь Владимирович и Мария Васильевна!
27 или 40 млн. павших (никто толком и не считал) наших соотечественников сгорело в пламени Отечественной войны. Не меньшее число людей пострадало и от тирании собственной власти. А оставшихся в живых судьба разбросала так, что даже спустя 65 лет многие тысячи и тысячи родных и близких до сих пор ищут друг друга и не могут найти концов или уже потеряли всякую надежду на удачу. Невозможно удержаться от слез, когда с ваших экранов дедушки и бабушки, отцы и матери, дети, рассказывают о своей горькой судьбе, о своей печали по давно безвестно утерянным своим отцам, матерям, сестрам, братьям, детях, близких людях.
А в начале девяностых, на еще не зажитые душевные раны, нанесенные двадцатыми – сороковыми годами, с новой силой хлынул разрушительный вал потерь родных и близких. Прошло много лет, но этот вал до сих свирепствует и беспощадно корежит судьбы множества людей, о чем свидетельствует неиссякаемый горький поток человеческих историй проходящих на вашей передаче "Жди меня".
Работа вашей передачи "штучная" и ведется в недрах путанных, перезапутанных временем человеческих судеб, а поэтому невероятно трудная. И чтобы докопаться до истины вам надо перерыть горы руды, не переставая, неустанно отбрасывать отработанную породу в сторону. Для вас "Найти иголку в стоге сена" невероятно трудно, но уже не вопрос!
Игорь Владимирович, я поражен Вашей энергией, энергией авторского коллектива, вашим упорством, трудолюбием, изобретательностью, с какой программа "Жди меня" ведет поиск, затерявшихся в глубине времен и круговороте событий, человеческих душ. Для поиска у вас в ход пущены все мыслимые и не мыслимые средства и инструменты: традиционная почта, почта электронная, компьютерные технологии, телевидение и все виды электрической, пешей и живой связи: знакомые, знакомые знакомых, очевидцы, документальные материалы, в поисках задействованы "паровоз, пароход, самолет и олени тоже", и даже - ишаки. Вы сумели создать и сплотить "Всемирную сеть" помощников и единомышленников. Еще никому в истории человечества, никаким международным агентствам, если они и есть, с такой быстротой и в таком количестве, с таким качеством, с таким успехом, не удавалось вести поиск в пучине времен и море человеческих судеб. И не в меньшей степени я поражен безошибочностью конечного результата, в достоверность которого при встрече в студии "Жди меня" не всегда в первые мгновения верили даже нашедшие друг друга брат и сестра, родители, дети. За кадрами вашей передачи без устали ведется огромная и кропотливая работа сотен людей. Передача "Жди меня" – это феномен нашей эпохи, если во главу угла ставить истину - "Все для человека, все во имя человека!".
Несомненно, что не малая доля успеха в Вашем многотрудном деле ведущего передачу принадлежит и бессменной, верной, талантливой и незаменимой Вашей помощнице Марии Васильевне Шукшиной. Игорь Владимирович, ваши с Марией Васильевной лица (назвать просто Маша, у меня язык не поворачивается) всегда, "не смотря ни на что" мягко светятся трогательной внутренней душевной красотой и благородством, безмерной добротой, готовностью без огляда помочь человеку потерявшего ближнего, светятся нравственной чистотой, порядочностью, полным отсутствием суетливости, верой в успех. В момент встречи нашедших друг друга близких людей, когда они уже в объятиях друг друга, ваши лица выражают неподдельную работу души, искреннюю радость и счастья встречи. А пока счастливые обнимаются, Вы заглядываете им в глаза уже с вопросом и тревогой: А как же сложится их дальнейшая судьба? И нигде, и никогда ни единого актерского жеста или "приемчиков", хотя вы обои великолепнейшие профессиональные, высокой пробы, актеры. Все до удивительного - неподдельно искренне! И сомнений в этом ни у кого и никогда нет! Только на Вашей передаче можно услышать столь искренний и доверительный вопрос-соглашение: "Ладно?" На нашем телевидении это единственная по своей достоверности и доверительности регулярная передача. Ну, может быть еще две, три: Пост Скриптум, затем, отдающая холодом и кровью, "Момент истины", часть канала "Культура" Остальные – либо мало доверительные, либо совсем не доверительны, а больше всего состряпанных по принципу: "много шума из ничего".
А ваш актерский характер Вы проявили в положенном месте там, где надо - в роли И.Сталина в фильме "В круге первом". Еще никому из актеров кино, начиная с актера А. Дикого, не удавалось раскрыть истинную зловещность характера И.Сталина так, как это удалось сделать Вам в этой короткой роли. Перевоплощение добрейшего по характеру человека, самой добродетели, в холодного и расчетливого тирана - тоже удивительны! Нужна сила актерского таланта. Знаю, что играть этот чудовищный образ Вас привлекало еще в ранней молодости.
В дни болезни И.Сталина в эфир непрерывно передавался Бюллютень состояния его здоровья. А ранним утром 5 марта 53-го, когда я шел на работу, радио сообщило о смерти "Вождя всех народов и времен". Огромный город стонал и рыдал заводскими, фабричным и паровозными гудками. К 10 утра в нашем цехе была остановлена работа всех станков, установилась непривычная для цеха тишина, народ собрался у цехового репродуктора – колокольчика. Ровно в 10 в репродукторе раздался взволнованный голос Г.М.Маленкова, известивший о кончине Великого учителя, Вождя и Отца народов. Затем взял слово Л.П. Берия. Вот тогда то слезы у многих блеснули. Его дрожжащий голос и трагический тон, как ни у кого другого, подчеркивал значимость утраты для всего человечества.
Вашу передачу "Жди меня" я смотрю (а скорее участвую, мысленно сопереживая) с первых дней ее основания и стараюсь не пропускать. Лично меня тема поиска затерявшихся близких людей беспокоила, а точнее сказать – тревожила, с мальчишеских военных лет. У многих моих друзей и школьных товарищей и просто знакомых старых и младых людей (а круг общения людей тогда – в военные и после военные годы, был много шире, чем в последующие более сытые годы) у них были утеряны связи с отцами, матерями, братьями и сестрами, близкими родными и знакомыми людьми. С особой острой силой эта беда просматривалась через великое множество детей-сирот, детдомовцев, судьба с которыми меня столкнула в Ремесленном училище № 25 г. Челябинска, куда я пришел 12-ти летним мальчишкой и учился в 1946 – 48 годах добывать хлеб насущный, осваивал будущее свое ремесло. И этим учащимся мальчишкам, девчонкам доверяли ремонтировать автомашины, делать электропроводку, точить на токарных станках детали. Мне, например, всегда поручали ремонтировать автомобиль ГАЗ – АА, как тогда их называли – "полуторка", за их грузоподъемность 1,5 тонны, но чаще их звали "прощай родина" за их полотняную кабину. На этом автомобиле Фая Фархутдинова (добрая 27-ми летняя красавица, "моя первая и безответная любовь") возила дни и ночи управляющего строительным трестом "Челябпромстрой" Чабаненко, имя не помню. А когда автомобиль нужно было "подшаманить", Фая разыскивала меня и непременно брала в свои помощники, и мы с ней порой целый день "без перекура" крутились в ремонтной яме под машиной или под капотом.
Одну треть учащихся училища составляли детдомовцы. Держались они обособленно и меж собой дружно, с некоторой долей напускной приблатненности - это чтобы их боялись и не обижали. Советская власть, не смотря на величайшие трудности, умела пристроить сирот, позаботиться о них, накормить, одеть, обуть, обучить профессии. Как только немец был остановлен, все беспризорники по стране были определены в Детские дома, бездомных детей почти не было. За это и я благодарен "дяденькам и тетенькам", которые нас сердобольно оформляли кого куда по "более теплым" местам, учили профессии, но не обрекали на холод и голод, как это делали и делают поныне "дяди и тети" Новой "свободной и демократической" России.
В те суровые времена те: кто-то, где-то потерялся, были почти в каждой семье. У кого на фронте, других увезли в рабство в Германию, у кого затерялся след в "Труд армии" (тот, кто не годился к строевой), у кого взяли НКВД и с тех пор не слуху, не духу, кто по слухам сидел в лагерях на Колыме. Шло "великое, полное драматизма, переселение" народов СССР: и на передовой и в тылу везде полыхала война, война нещадно и надолго рушила и ломала связи между близкими людьми. Война вызвала хаос движения всего живого и не живого. Как огромнейший взрыв, разом появились сотни тысяч детей-сирот. Но здесь трудно упрекнуть Советскую власть в бездействии. Детей без родителей, беспризорников быстро собирали и отправляли в спешно образованные детдома, а кто повзрослей - в ремесленные училища, школы ФЗО, Суворовские училища.
Хотя в свои 10 лет я сам стал сиротой – моя Мама сгорела в голоде войны, но детдомовцев я очень жалел, а имена многих я по сию пору помню. Я хоть знал где могилка моей Матери, кто-то из моих родных были хоть и далеко, но кто-то жив, а они, детдомовцы, о своих родителях, где их могилки, ни о своих близких они сосем, совсем ничего не знали об их судьбе, да и о своей судьбе толком тоже.
Знал я многих женщин, мужья которых бесследно пропали, знавал их печаль и тоску. Слышал, как они, оставшись в доме наедине, голосили от безысходности. Знавал пронзительно печальную военной поры песню безвестного автора про умирающего на госпитальной койке от ран совсем молодого, не познавшего толком первую любовь, бойца, в которой слова и мелодия болью полосовали душу, боль, которая навечно отпечаталась в моей душе:
Боец, обращаясь к соседу по госпитальной койке
" . . . Товарищ, товарищ ты дай мне бумаги, Письмо я домой напишу.
и далее - к родителям:
Болят мои раны, болят мои раны, Болят мои раны глубоко.
Одна заживает, другая нарывает, Вернуться домой не суждено. . . .
Эту тяжелую для слуха и души песню часто, забившись в какой ни будь угол, часто пели вместе молодые девушки. Пели навзрыд, взахлеб обливаясь слезами, пели о том, как там, в неведомом госпитале, уже недвижимый от ран умирает молодой боец и каждая полагала, что он чей-то жених, а может быть и ее.
Как только закончилась война, сразу же хлынул поток, идущих один за другим, одного направления на Восток, эшелонов с демобилизованными фронтовиками старших возрастов призыва. С раннего утра и до позднего вечера я пропадал на ж.д. станции, встречая и провожая эшелоны с демобилизованными. Поезд еще не успевал совсем притормозить, а перрон уже тесно был забит на ходу спрыгивающих из вагонов фронтовиками. В проемах, настежь распахнутых дверей товарных вагонов, оставались лишь единицы, которые толь сторожили личные "трофеи", толь не ждавшие на этой станции своих родных или знакомых и довольствовались происходящим сверху. И тут в этой сутолоке без труда можно было узнать одну военную тайну - где воевали фронтовики каждого из вагонов, на каждом вагоне красовались, выведенные крупными буквами, мелом от руки, слова: "Мы из Берлина" или - "Мы освобождали Прагу", "Мы из Кенигсберга", "Мы брали Вену", "Мы освобождали Белград" . . . И прибывшие и встречающие, с трудом пробираясь, жадно искали знакомые и родные лица - на перроне всегда было не протолкнуться. На станцию приходили и старые и малые со всех окрестных и дальних деревень: одни в надежде встретить мужа, отца, сына, другие чтобы вместе разделить долгожданную радость возвращения солдат с войны. Лица у всех были веселые, теплые и праздничные, у некоторых - настороженно ищущие и ждущие. Острое чувство торжества всеобщей встречи и возвращения фронтовиков домой у меня сохранилось по сию пору. Но еще мальчишкой я понимал, что в чужой стороне, обозначенной мелом на вагонах, миллионы наших солдат навеки остались лежать там, в чужой земле. Они никогда, никогда уже не вернутся в родной дом, но их всегда, не переставая, будут ждать матери, отцы, жены, дети, братья, сестры. Судьбу многих из них: где погибли и погибли ли, родные не знают по сих пор.
А эшелоны с фронтовиками один за другим все шли и шли с Запада на Восток.
Юрко лавируя среди тесной толпы перрона, второпях (поезд то вот - вот тронется дальше) всматриваясь одним глазом на одного солдата, а другим глазом – на другого, для верности совершая от одного конца эшелона к другому по два-три круга, искал и я своего старшего брата Саню. Но, так и не найдя, каждый раз возвращался к уже привычному делу - неторопливо, изучающе, рассматривал ордена и медали. География надписей на медалях и на вагонах до удивительного совпадали. Я внимательно, по сыновни уважительно всматривался в лицо каждого хозяина наград. Уже тогда я научился безошибочно различать награды между собой. А фронтовик за такое внимание к его наградам одаривал меня алюминиевыми или медными немецкими монетами. Глубокое уважение к фронтовикам с боевыми наградами я пронес через всю свою жизнь. И когда в 1949 году, как по команде, бывшие фронтовики не стал носить награды, то я мальчишеским умом понял, что в стране что-то произошло, вышел Указ об отмене денежных выплат за ордена и медали..
На перроне в шуме голосов толпы и паровозных гудков я тысячи раз слышал одну и ту же фразу: "Война закончилась, вот теперь заживем по другому!". Не зажили! Ни тогда, ни потом, ни сейчас! Холод советской власти к фронтовику, к его заслугам солдаты поняли безошибочно – "Никакой другой жизни не будет", а продолжится "борьба за светлое будущее всех народов", а не за каждого в отдельности. И только спустя много лет, когда почти все фронтовики вымерли, остались единицы, и на их содержание много деньги не требовалось, вот тогда власть решила показать свою щедрость забот о фронтовиках, да и то выборочно. Большинство фронтовиков, так и не дождавшись "той другой жизни", закончили свой жизненный путь в бедных хатенках, комнатушках малосемеек, общагах домов престарелых, а то и в развалюхах давно заброшенных деревень. А жизни многих из тех, которые в жестоких сражениях войны выжили и, оставшись под конец жизни одинокими стариками, имев приличные квартиры, пали от рук вскормленных "свободой и демократией" бандитов, организованных криминальных групп из государственных чиновников. Они полтора десятка лет на глазах и под носом у власти Новой России безнаказанно "по закону" отнимали у стариков квартиры, нещадно убивали их.
И те и эти навечно ушли с болью в душе по когда-то растерянным, но так и не найденным близким людям. Советская власть даже ухом не повела, чтобы помочь растерявшим в пламени войны друг друга людям, а таких были десятки миллионов. Она считала это мелочью жизни и недостойным для себя занятием. Еще не закончилась война, а большевики с новой силой внутри себя развязали кровавую схватку за власть. Где уж там до того, чтобы найти жене затерявшегося мужа, а детям вернуть отца.
В 1949 году вместе со мной в электроцехе работала обмотчицей электродвигателей Мария Ильинична Логиновская, на вид лет 45-ти, но на самом деле ей было 32, она в этот электроцех пришла еще в начале войны, и в самом начале войны она потеряла связь с мужем фронтовиком.
На ее лице и в ее поведении всегда присутсвовала молчаливая задумчивость, потерянность. Она была человеком добрым и никогда не начинала разговор первой. Я ее понимал и тихо по мальчишески сочуствовал. Потеряв всякие надежды на поиск мужа, под натиском экскаваторщика Митьки Киселева, в 1951 году Мария вышла за него в замуж, а через год у них родилась дочь, а еще через год совсем неожиданно объявился первый, настоящий муж, Саша – он отбыл 9 лет Магаданских лагерей за то, то попал в плен. Он приехал в новую семью Марии и после долгих ночных разговоров с Митькой он забрал Марию, свою родную дочь и новую дочь. Митька был хороший мужик и хорошим мужем Марии, любил ее, но Мария без лишних слов, долго не мучаясь перед выбором, вернулась в свою настоящую, хлебнувшую через край горя, семью. Тринадцать лет постылой разлуки, тоски и безвестных ожиданий, жестокой превратности судьбы, развал по живому только что создавшейся новой семьи, не убили в этой хрупкой на вид женщине чувств первой любви к ее настоящему мужу, Саше. Ну, так какое же до этих Марии, Саше, Митьки и их дочерей дело-то у государства? Да самое прямое – государство обязано было дать ответ: Где же ее, Марии, муж?
Тогда бы судьба Марии, ее мужа и их дочери, да и Митьки Киселева не затягивалась в столь тугой узел. Таких или по-разному похожих трагедий по стране были десятки миллионов. С врагом разделались, но война оставила после себя тяжелые раны: разрушены города и села, разрушены гражданская промышленность и сельское хозяйство, разрушена экономика, разрушены живые связи между людьми. Когда потерялись связи между двумя людьми, то это беда двух человек, но когда разрушены связи между миллионами людей, то это беда и вина государства.
Война закончилась, но она закончилась только на фронтах, а поэтому сводки от Советского информбюро должны были бы продолжать звучать с такой же силой и регулярностью, но уже по поиску безвестно пропавших. Их миллионы. Властью должен был незамедлительно создан государственный орган по розыску миллионов пропавших. Должна была создана отдельная ежедневная, миллионными тиражами, газета "Поиск", подключить радио, а в последствии и телевидение. Как это сделать, я понимал еще мальчишкой потому, что это и "ежу было понятно". Но к величайшему сожалению, по причине бездушия властей, ни того, ни другого сделано не было. Розыском людей тогда занималась немощная контора "Красный крест", у которой на каждый поданный запрос был всегда один стандартный ответ - "Поиск гражданина Сидорова не дал результатов".
10 мая 2007 года я впервые посмотрел черно-белый фильм режиссера М.Богина "Ищу человека" с участием популярного и всеми любимого киноактера Олега Жакова. То, что такой фильм есть, я знал давно, а вот о чем он, этого я не ведал. Этот фильм сделан на исходе 50-тых годов и в нем рассказывается о пенсионере, который активно, по доброй воле, занимался поиском растерявшихся людей. Но этот фильм не о том, на какой высоте была поставлена в то время служба поиска, ее по существу не было, а о том, что бы приковать внимание власти к этой важной теме. К сожалению, этот фильм у власти ровно ничего не вызвал ни тогда, ни потом, ни теперь! Этот фильм окончательно подтолкнул меня на это письмо к Вам.
И еще помню, что в 60-тых годах писатель С. С. Смирнов долго занимался поискам тех, кого разлучила война, но масштаб, размах работы был крайне ничтожно мал. Но и на этом ему спасибо.
Уважаемый Игорь Владимирович, созданное с Вашим участием "Всемирное бюро поиска" (сама же передача "Жди меня" - это только частичный результат ее работы) получил признание всех людей на всей планете. Но я очень и очень боюсь того, что однажды проснувшись, мы не найдем в Телепрограммах строчки вашей передачи "Жди меня" и потом долго будем гадать: кто, за что и почему прикрыли, как это произошло с вашей передачей несколько лет тому назад, и только благодаря Вашим решительным и смелым действиям передачу вернули на экран. У нас в "свободной и демократической" России, кретинов, которым может "ударить моча в голову" чтоб закрыть вашу передачу, их до самой Чукотки в ряд не переставить, только вот неизвестно кто, когда, и с какой стороны они задвинут. Да задвинут так, что никакая экспедиция не разберется: Кто! Зачем! и Почему! И тогда все опять вернется "на круги своя"!
Игорь Владимирович, ваша передача живет и постоянно развивается, совершенствуются методы поиска. Еще совсем недавно рядом с Вашим столом не стоял стол с компьютером и Вашим помощником за ним, постоянно расширяются границы поиска, они давно уже перешагнули за пределы других стран и континентов, как снежный ком растет число помощников по всему белому свету и, как результат, возрастают скорости поиска, растет число счастливых встреч, и все больше проливается слез радости и счастья встреч.
И еще. Меня поражает гениальность удачи Вашего выбора музыкальной части Вашей передачи - "Концерт для флейты с оркестром" А.Вивальди. Этот "Концерт" для всех народов стал "Позывным сигналом" передачи "Жди меня". Его мелодия идеально созвучна теме передачи "Жди меня". Музыка величественна и трогательная, она несет печаль утрат, дает надежду, вселяет веру, а ее финальная часть полна торжества победы над злом. Еще 300 лет тому назад Антонио Вивальди, словно знал, что в какие-то времена будет создана телепередача "Жди меня" и вместе с ней его "Концерт" обретет еще и драматургическую часть. А пока не было вашей передачи "Концерт для флейты с оркестром" звучал на музыкальных площадках мира чрезвычайно редко. Из знакомых мне многих музыкальных произведений мысленно пробовал подобрать другое подходящее, но даже ничего близкого нет. Этот самый "Концерт" наравне с информационно- художественной частью передачи "Жди меня" является несущей конструкцией передачи. Словно для Вашей передачи крупнейший композитор Иоганнес Брамс написал великолепнейшую "Симфонию №3". Музыкальное содержание этой симфонии один к одному ложится в тему Вашей передачи.
Зачем так много места в своем письме я отвел этой теме? Дело в том, что в нескольких передачах "Жди меня" вместо "Концерта для флейты с оркестром" стала звучать музыка от бизнес – шоу: пустое, бессодержательное, бездарное звучание, с характерным завыванием. Нынешний шоу-бизнес не без успеха вытеснил и вытесняет талантливую и одаренную музыку. Вездесущие шоумены начали проникать и к вам. В связи, с чем у меня к Вам, Игорь Владимирович, огромнейшая просьба: Попросите своего звукорежиссера или музыкального редактора не портить "Бочку меда - ложкой дегтя"
Игорь Владимирович, вы один из создателей передачи "Жди меня", а Вивальди "написал музыку к ней", и было бы здорово, если бы еще наш Законодатель издал Закон на эту передачу, который бы закрепил статус на государственную поддержку передачи и придал ей вечность. Потому как: раз существуют жизненные пути-дороги, а они будут существовать вечно, то люди вечно на них будут теряться и затем будут "Искать друг друга во что бы то ни стало! И ждать не смотря ни на что!" - Такова она Жизнь. Передача "Жди меня" - передача "Вечная" и государству не гоже сторониться от этой государственной важности задачи. И ради блага людей, не уходите с передачи пока окончательно не поставите "Телегу на все четыре колеса", иначе - Ваш шаг в сторону и передача рухнет или превратится в шоу и постепенно съедет с экрана, и все вернется на "круги своя". Вот уже девять лет передача "Жди меня" ярко светит и держится на Ваших плечах не только как ведущего, как соавтора, но и Вашей личности.
Низкий поклон вам, Игорь Владимирович и Мария Васильевна! Здоровья и успехов вам!
Здоровья и успехов всем вашим ближайшим помошникам, ее организаторам, автору и продюссеру программы Сергею Анатольевичу Кушнереву, шеф-редактору Юлии Будинайте и особо тем, кто в передаче "Жди меня" продвигает компьютерные технологии, а без них ". . . что без воды - и не туды, и не сюды"!
30 декабря 2007 года.
===============================