Воспоминания о школе

Наталья Вялкина
За плечами жаркое лето, о законных правах занять его место заявляет красавица-осень со своей особой прелестью, наполненной весёлым детским смехом и радостью долгожданных встреч после трёхмесячного расставания и желаниями поделиться своими впечатлениями о летнем отдыхе. Для кого-то он прошёл вдали от родных Окских просторов, где-нибудь на турецких берегах, или на пляжах Чёрного и Азовского моря, а для иных зоной отдыха стала Подмосковная земля, не менее тёплая и экзотическая в нынешнее лето. Глядя на весело щебечущих ребятишек, с искрящимися от нетерпения поведать обо всех приключениях глазами, я, с некоей грустью, вспомнила, как ещё не так давно, с таким же безудержным интересом спешила побыстрее очутиться в стенах любимой школы первого сентября.
 
На глаза от умиления навернулись предательские слёзы, а сердце как-то подскочило и ухнуло внутри меня при виде крохотных и серьёзных малышей, которые впервые переступали через черту во взрослую жизнь, полную самостоятельно принятых решений и повседневных школьных задач.

« Ученье - свет, а неученье – тьма», - гласит народная мудрость. Жизнь каждого человека освещает учитель. Учитель открывает « дверь в необыкновенную и полную загадками и тайнами страну», в большой мир, которому посвящена его жизнь. Профессия учителя далеко непростая и весьма тяжёлая, требующая от самого педагога огромной внимательности, чувства такта и сердечности.. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных учеников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели, молодые люди, воспитать и сформировать в каждом из нас, так сказать, личность, не повредив и не уничтожив при этом нашу индивидуальность! Именно от преподавателя порою зависит, что прорастёт и созреет из того маленького зёрнышка, которое он некогда посеял. Нелёгкое дело – учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, которая начинается с азбуки и букваря. Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники, свой первый выпускной бал, знаменующий окончание начальной школы. И всё это связано с именем первого учителя.

Для меня им стало имя Прохоровой Татьяны Анатольевны. Моя память услужливо возвращает в то, казалось бы, недалёкое утро 1 сентября 1983 года. Вот мы, крохотные девочки и мальчики, одетые в коричневые платьица, беленькие фартучки, с пышными бантами и в тёмно-синих форменных костюмчиках, в начищенных ботиночках, держа в одной руке огромный букет цветов, а в другой – тяжелющий портфель с симпатичным львёнком на его крышке и двумя застёжками по бокам, подаренным детским садиком, парами шагаем по направлению к школе. Звучит праздничная и торжественная музыка, и никто из нас не понимает, почему тихонечко утирают свои глаза беленькими платочками наши мамы и бабушки. С удивительной лёгкостью, подхватив одну из нас, взрослый дяденька вместе со своей ношею оглашает окрестность весёлым звонком колокольчика. Это уже позже выяснится, что дяденька – это старшеклассник, а со звонка колокольчика начался следующий этап нашей жизни, полной забот и лишённой детской игривости и беспечности. Затем все мы были разделены на две группы, два класса. На середину поляны вышли две молоденькие женщины, Прохорова Татьяна Анатольевна и Калашникова Галина Вячеславовна. Первая стала учительницей в моём « А»- классе, а вторая – в « Б». Со своего маленького роста все окружающие нас казались большими, но спустя буквально несколько лет я не просто догнала, но и перегнала своих наставников. Завуч школы называла наши фамилии, и мы с восторгом и радостью строились в одну шеренгу около своей первой учительницы. Подробнее разглядеть её я сумела только тогда, когда мы мелким горохом рассыпались по своим местам и спокойно умостились за индивидуальными белыми партами с поднимающейся столешницей и специальным углублением для ручки и карандаша на её поверхности. В класс вошла скромная обаятельная женщина, с удивительно добрым взглядом и милой улыбкой. Её тёмные глаза окутывали своим теплом и успокаивающе действовали на каждого из нас. За те несколько минут, пока Татьяна Анатольевна молча оглядывала своих первоклашек, создалось такое впечатление, будто бы она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Её голос звучал чётко и звонко. Занятия изо дня в день становились всё увлекательнее и интереснее. Татьяна Анатольевна знакомила нас с миром природы, увлекала за собой наши детские сердечки. Простой школьный урок познания мира она превращала в целое путешествие. Лично мне никогда не было скучно на уроках потому, что Татьяна Анатольевна всегда находила интересные и более сложные задания для тех, кто уже уяснил новый материал. На уроках математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически, что весьма пригодилось мне в старших классах и в нынешней жизни. Русский язык и Родная речь – это были действительно уроки по развитию культуры речи и языка. Татьяна Анатольевна всегда была серьёзным учителем, строгим и справедливым. Но на переменках и после уроков она жила жизнью учеников: нашими заботами, печалями, нашими детскими проблемами. Она всех могла понять, и всем старалась помочь. Классные часы становились для нас настоящим праздником, независимо от того, о чём шёл разговор. Татьяна Анатольевна учила нас жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех детей в классе, хотя все мы были такими разными и непохожими друг на друга.

Первый учитель, либо наставник, очень важен в жизни любого человека. Он подобен искусному мастеру, в руках которого находится не просто неодушевлённая глина или пластилин, но совсем несформировавшаяся ещё живая личность, и только лишь его мастерство и профессионализм сможет определить дальнейшую судьбу своих ежедневных стараний и усилий.

Быть настоящим учителем – это талант, ведь учитель должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. Но одной из самых главных радостей для учителя является благодарность учеников. Я хочу сказать огромное спасибо Татьяне Анатольевне за всё, что она сделала для нас, за то, что она не щадя сил и времени, терпеливо и настойчиво вкладывала в наши маленькие детские головки те знания, которые нам всегда пригодятся в жизни.

Как-то особо по-взрослому смотрелись те, кто уже не первый год приходил сюда, те, у кого уже позади были и волнительный первый урок, с его робкими и несмелыми мгновениями и страхом перед чем-то неизвестным и непривычным. Внешний вид этих детей говорил уже о самоуверенности и определённых знаниях предстоящей участи. Их дальнейшим воспитанием займутся уже другие люди, а первый учитель передаст бразды руководства классом новому человеку, не менее ответственному и серьёзному, нежели он сам, призванному вырастить нежные цветочки и превратить их в красивый, с индивидуальным и неповторимым ароматом, сад.

Как же повезло мне, ведь на моей-то жизненной дороге как раз и встретился такой вот садовод-профессионал, умело сочетающий в своей работе принцип « кнута и пряника», что весьма благотворно сказалось на моём характере и пригодилось в формировании судьбы в будущем. На мой взгляд Медведева Елена Владимировна больше всего соответствует образу нашего строгого и одновременно мягкого  и заботливого садовода-профессионала.С ней у нас до сих пор сохранились добрые отношения, хотя со времени окончания школы миновало более десятилетия. Говорим мы на всякие темы, касающиеся не только школьных вопросов. Елена Владимировна – приятный собеседник и внимательный друг, ответственная и пунктуальный человек.

Трудно представить, что на момент нашей первой встречи ей было гораздо меньше лет, нежели мне сейчас. Предшествующие три года школьная жизнь наша, учеников начальной школы, не поднималась выше второго этажа здания, с превеликой завистью я наблюдала за старшеклассниками,  они казались мне такими взрослыми и мудрыми, и к тому же им доступен вожделенная вершина. Наконец-то настало время, когда и я приобщилась к заманчиво манящей жизни на доселе незнакомом месте, полном разнопредметными классами и учителями. В класс, в коем состоялось первая встреча с новым и необычным, вошла молоденькая женщина, с короткой стрижкой и дивным, миндалевидным разрезом глаз, одето на ней было платье в крупную клетку и широкий пояс. Как справедливо гласит мудрость: « В человеке должно быть всё прекрасным, и внешний и внутренний мир!», так и Елена Владимировна великолепна во всех отношениях! Хочу заметить, что говорю я отнюдь не для красного словца, спросите любого другого ученика, его родителей, школьных коллег, друзей и т. д. – всем нам хорошо известна открытость и искренность этого человека. Глубокая порядочность, доброе и чуткое отношение к детям, и всё сие, по-моему мнению, весьма выгодно смотрится на фоне учебных будней. Елена Владимировна не только отлично знающий педагог-словесник, дающий знания в родной речи и увлекательно ведущей за собой на высокосветский бал к Наташе Ростовой и вместе с нами сопереживающий безответному чувству Анны Карениной, но и превосходнейший психолог и организатор. Надолго в моей памяти останется наш с классом поход в Поленово, поездки в Суздаль и Ленинград под аккомпанемент одноимённой песни в 11 классе. Как мне кажется, чтобы говорить о своём предмете с подобным интересом и трепетной любовью и нежностью, нужно настолько всецело посвятить себя школе и избранной профессии.

Незабываемым было и утро после выпускного бала, когда мы, девчонки и мальчишки, подобно скользящим разноцветным листочкам в осенний листопад, плавно кружились под окнами больницы, в которой на сохранении лежала будущая мама дочки Александры и наша любимая учительница. Как мне кажется, благодаря именно Елене Владимировне во мне развиты стали два важных качества, которые во многом облегчили мою нынешнюю жизнь. Это чувство оптимизма и вера в то, что завтра будет непременно лучше, нежели сегодня. Думаю, что не буду первооткрывателем, и скажу, внутренняя самодисциплина и твёрдый стержень делает жизнь намного радостнее и счастливее. Хорошо запомнились мне праздничные « огоньки» и вечеринки, уроки ОПТ, летняя практика на полях родного совхоза «Заокский».

Как часто мы слышим кругом, что человек ведёт себя по-разному, дома он один, а на работе – совершенно другой. Я очень рада, что, как говорится, Елена Владимировна – величина постоянная. Помню, как однажды в телефонном разговоре со мной Елена Владимировна поделилась своим жизненным принципом: « Я просто выгружаю груз домашних проблем и забот прежде, чем переступить порог школы, и наоборот». Школа есть школа, а семья – семья, и говоря о последней чувствуешь, какое значение играет она в её жизни. Вот, что она сама говорит о своей семье: «Я очень люблю свою семью и дорожу ей, - говорит Елена Владимировна. – Даже не знаю, состоялась бы я как педагог и как личность, если  рядом со мной были бы другие люди. Это моя поддержка и опора.  Я благодарна своему мужу за его терпение и понимание. Меня радуют мои дети, потому что я вижу, что они становятся именно такими, какими я хочу их видеть, они неравнодушные, а значит, они будут хорошими людьми.». Я искренне желаю, чтобы в жизни этого замечательного человека всё получилось и исполнилось, а теплота и дружба сближала со своими учениками, делая их единым целым и даруя этому миру лучик добра и радости.

Смолкли гомонящие звуки, и небо, ставшее свидетелем торжественного события, послало на Землю своё благословение.