Ложки Кузьмича

Татьяна Витакова
Июньское утро выдалось неприветливым. Несмотря на моросящий дождик у входа на рынок было многолюдно. Торговля началась с восьми утра. У ног бабы Мани стояла большая корзина с еще горячими пирожками. Петровна была специалистом по засолке сала с чесночком и имела постоянных покупателей. Тетка Зина, не выпуская из рук спицы, торговала круглый год шерстяными носками. Её душу согревала мысль, что не одна сотня жителей её городка – и стар, и млад держит ноги в тепле, одевая связанные ею носочки. Дядя Гриша с душистым медом со своей пасеки замыкал ряд торгующих людей, плотно выстроившихся в линеечку у стены старого дома с облупившейся розовой штукатуркой. Друг друга знали давно. Коротали время, обсуждая безответную любовь Луиса Альберто к рабыне Изауре, жаловались на свои болячки и перемывали косточки соседям.

Между тем небо прояснилось, и дождик перестал накрапывать.
- Дед, чего уставился? Приглянулась что ль? Пирожки горячие с картошечкой, не желаешь? - баба Маня кокетливо расправила цветастую шаль на плечах перед молчаливым покупателем, который растерянно топтался возле неё, явно желая о чем-то спросить.
Высокого роста, богатырского телосложения старик, застенчиво поглядывая на бабу Маню, наконец, решился заговорить:
- Я это... А можно я рядом с вами буду торговать? У меня ложки деревянные...
- Ой, Зинк, смотри, я думала он в кавалеры набивается, а он ложками торговать пришел! Ха-ха-ха! Ты откуда взялся такой здоровенный? Из лесу что ли? Никак дед Мороз решил свой мешок с подарками распродать! - баба Маня подмигнула старику и захихикала.
Зинка, оценив шутку подруги, тоже зашлась от смеха.
- Тогда уж не дед Мороз, а Гулливер! Вон великан какой! - блеснула умом Петровна.
- Ага, в стране лилипутов! Сама ты лилипутка! Бабы, вы че на деда накинулись? Богатырь! Не в пример вашим сморчкам, - заступился за старика дядя Гриша. - Ложки, говоришь, деревянные? Ну, показывай свои творения. Как звать, величать?
- Кузьмич я, из Тимофеевки. Маруся моя на меня вскочепужилась: «Тебя не прокормить, оглоед! - говорит. - Неча на печи лежать, строгай ложки и сам себе на харч зарабатывай!»
- Ну, суровая у тебя баба! Тоже великанша? - подмигнул дядя Гриша. - Ложки-то где? - пасечнику не терпелось оценить мастерство резьбы Кузьмича.
Старик вытащил из котомки сверток и бережно развернул. Дюжина деревянных ложек была украшена геометрической резьбой.
- Э вон, какая тонкая работа! Липа? Не, липа для ложек не годится, слишком мягкая. Береза! Береза для резьбы пойдет, такая же молочно-белая. Правда, твердая, зараза! - дядя Гриша со знанием дела крутил в руках резные ложки Кузьмича. - Ну, ты мастер! Давай, я те мед, а ты мне ложку? Банку меда - за ложку?
Через минуту весь торгующий ряд рассматривал резные изделия искусного мастера из Тимофеевки.
- Эй, дед Мороз, давай, ты мне две ложки, я те носочки шерстяные для тебя и твоей Снегурочки? - тетка Зина вцепилась в ложки, никому не давая возможность полюбоваться искусством резьбы.
- Эй, Гулливер, меняю сало на твою ложку! Бери, не пожалеешь! Моё сальце с перчиком, с чесночком, с мясными прожилками! Под водочку, а? - Петровна подмигнула и, схватив приличной величины шмат сала, подскочила к растерявшемуся Кузьмичу и засунула ароматную закусочку к нему в котомку.
- Не, ну так нечестно, у меня тока пирожки... - заволновалась баба Маня. - Кузьмич, сколько просишь за ложку?
Старик замялся, потом с улыбкой произнес:
- Да, что там! Так возьмите, это вам будет подарок от меня, - морщинистое лицо великана озарила улыбка.
- Во дед дает, Снегурка твоя тебя из дома выгонит, если будешь ложки раздавать налево, направо! Вот, возьми-ка, - Маня сняла с плеч цветастый платок и протянула Кузьмичу, - Это жене твоей подарок будет, чтоб не ругалась на тебя. Возьми, платок павлопосадский, совсем как новый . И пирожки вот в дорогу, ты ж голодный, поди? Бери, бери!
Пакет с  пирожками и павлопосадским платком исчез в котомке деда вслед за салом.
Через полчаса все ложки умелого резчика нашли своих хозяев, а у ног деда стояла полная сумка продуктов и прочего добра.
- Ну, ты мастер, Кузьмич, ложки-то народу как приглянулись, привози еще. Я вот думаю, племяннице бы еще взял в подарок такую ложку. А можно именную? С именем Катерина?  – дядю Гришу осенила новая идея.
- Можно, отчего ж нельзя? Запомнил – Катерина, сделаю, – улыбнулся дед.
- И я бы взяла еще, тоже именную! С именем Татьяна. Скоро у сестры день рождения - будет щи хлебать, меня вспоминать! - вновь блеснула остроумием Петровна.
- Знаешь что, Кузьмич, у меня к тебе деловое предложение, ты давай ложки вырезай с узорами, с именами разными, привози мне, - я у тебя оптом буду их брать. Неча тебе здесь стоять, небо подпирать. Лучше лежи на печи, уплетай куличи со Снегуркой своей! - подмигнул старику дядя Гриша и рассмеялся.

Не успел Кузьмич отъехать на автобусе в родное село, дядя Гриша уже вовсю развлекал публику на рынке, выстукивая на ложках мелодию «Смуглянки-молдаванки».
- А Гришка-то наш - артист! – восхищенно воскликнула баба Маня.
В перевернутую сообразительной Петровной фуражку пасечника полетели пятаки.


«Надо же, как торговля удалась, еще к обедне колокола не зазвонили, а я уж домой воротился с гостинцами для Маруси!»  - Кузьмич ускорил шаги, - на горизонте за деревьями блеснула на солнце маковка церквушки родной Тимофеевки.