Происхождение мифов о Второй мировой войне

Юрген Хольтман
 Чтобы успешно бороться с мифами о Второй мировой войне, необходимо сначала выяснить, откуда они взялись в таком редкостном изобилии. К счастью, это-то как раз хорошо известно (хотя «официальные историки» и «квасные патриоты» предпочитают об этом помалкивать). 

Источник всех этих мифов – военный агитпроп. Иными словами, пропагандистские материалы времён Второй мировой войны. Причём не только советские, но и англо-американцев и их союзников (да-да, и у них «на всю катушку» работала пропагандистская машина, вполне сравнимая и с советским агитпропом, и с рейхсминистерством пропаганды доктора Йозефа Геббельса).

Надо отметить, что по масштабам и беспардонности извергаемой лжи, ведомству Геббельса далеко до советского Информбюро и прочих подразделений советского агитпропа. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с сообщениями Информбюро и материалами советской печати в первые недели и месяцы войны на Восточном фронте. А затем сравнить с реальным положением дел на фронте, потерями с обеих сторон и т.д.

При этом я вовсе не считаю, что эта действительно чудовищная ложь во всех случаях достойна осуждения. Она достойна осуждения лишь в тех случаях, когда является заведомо глупой и мешает, а не помогает максимально эффективно вести боевые действия.

Известно, что одним из важнейших факторов победы в войне является боевой дух бойцов и командиров Вооружённых сил соответствующего государства. Который, в свою очередь, сильно зависит от эффективности пропагандистской машины военного агитпропа.

Известно также, что для достижения победы в войне допустимыми и легитимными являются любые инструменты и действия, которые не нарушают действующие на соответствующий момент времени конвенции и (в тех случаях, которые не регулируются конвенциями) общепринятые («неписаные») правила ведения войны.

Ни действовавшая во время Второй мировой войны Гаагская конвенция, ни неписаные общепринятые правила ведения военных действий не запрещали заниматься военным агитпропом и беспардонно врать. Так что лично у меня никаких претензий к советскому агитпропу тех времён нет. Как и к агитпропу немецкому, английскому, американскому и т.д. (за исключением прямых призывов к совершению военных преступлений, которые «погоды не делали»). Причём не только Второй мировой, но и предыдущей Великой войны (Первой мировой, то есть), в которой агитпроп всех воюющих сторон работал на полную мощность.

А вот в мирное время врать недопустимо. В мирное время о войне необходимо говорить правду. К сожалению (и в силу целого ряда причин, о которых я поговорю ниже), инерция военного агитпропа оказалась столь велика, что созданные им мифы и ложь стали неотъемлемой (пожалуй, даже основополагающей) частью т.н. «официальной истории» Второй мировой войны и вообще первой половины ХХ века. Причём не только в СССР и современной России, но и в других странах антигитлеровской коалиции.