В тени крейсера Аврора

Константин Рыбаков
Капитану Анатолию Петровичу Юрченко шёл семьдесят шестой год, и брошенные им мимоходом слова о том, что буксир «Соколик» в полтора раза старше его самого, вначале были восприняты, как шутка. Оказалось, что напрасно: буксиру на самом деле перевалило за сотню. Он встал в строй Российского флота одновременно с легендарным крейсером «Аврора». Но если про крейсер мы знаем даже то, что ему снилось в предутренний час, то информация о «Соколике» ограничивалась годом его рождения: 1903-й. Даже Средне-Невский судостроительный завод, на котором трудится буксир-ветеран, оказался младше на девять лет. Местом рождения буксира мне называли и Санкт-Петербург, и Ригу; но так как столичное Адмиралтейство строило в основном крупнотоннажный флот и «мелочью» не промышляло, то гораздо более вероятным был рижский след.
Походы в архив и музей завода информации не добавили: в них собраны документы лишь о строившихся кораблях и их истории. О старейшем работнике верфи — буксире «Соколик» — практически ничего: судовое свидетельство, выданное Государственной речной инспекцией, да одинокая, надорванная посередине фотография с надписью на обратной стороне: август 1952 года... Учитывая, что завод с момента основания по настоящее время строил эскадренные миноносцы, торпедные и ракетные катера, я обратился к архивам военным. Но ни Центральный военно-морской архив Министерства обороны РФ, ни Архив Ленинградского военного округа, ни Российский государственный архив военно-морского флота военной тайны буксира «Соколик» не раскрыли — ничего. Также ничего не рассказало о нём такое авторитетное издание, как речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л.Смирнова (http://russrivership.ru/page/vvedenie).
Предположив, что изначально «Соколик» имел другое название,  я пытался выяснить его первое имя, сравнивая габариты и прочие технические данные с построенными в те годы служебным баркасом «Ундина» завода Зиновьева и К (Нарва), с «Наядой» и «Странницей» завода Крейтона (Або)... Пусто. Зеро. Проект, а также его заказчик, не находились. Однако абсолютного вакуума в природе не существует, и мало-помалу из отрывочных сведений, полученных в процессе поисков, стала проявляться (хотя и с немалой долей вероятных отклонений от истины) история этого судна. Дабы не утомлять читателя многократными «возможно», «предположительно» и «вероятно», я расскажу одну из версий появления буксира «Соколик» так, как сложил её из информационных паззлов я сам.
Итак, год 1903-й. На рижском кораблестроительном заводе «Ланге и сын» строятся любые плавсредства, от речной баржи или морской яхты до ледокола и плавучего крана. Но в мире бушует экономический кризис, многие предприятия стоят на грани банкротства и отказываются от ранее сделанных заказов. Банкротство грозило и кораблестроительному заводу «Ланге и сын». Однако великий князь Александр Михайлович Романов, отвечавший в Российской империи за развитие флота, повелел выделить казенные деньги для спасения предприятия, попросту купив должника в собственность государства. Государство, кстати, не хотело само владеть предприятием, и через несколько лет продало его акции русским и французским банкам. Своим спасением завод обязан тому обстоятельству, что с 1897 года на нём по заказу российского государства строились небольшие военные корабли. И в преддверии Русско-Японской войны «Ланге и сын», невзирая на долги, не только не закрылся, но и получил крупный заказ. Из восьми эсминцев постройки судоверфи «Ланге и сын», воевавших против немцев в первую мировую, три прошли и Великую Отечественную. Качественно строили рижане. Благодаря этому заказу завод получил возможность строить пароходы и для частных компаний.  Один из таких небольших заказов — паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и.л.с. , диаметр I-го цилиндра 121 мм, диаметр II-го цилиндра 210 мм, ход поршня 152 мм. Паровой котёл с рабочим давлением 8-8,5 кГ/см2 и поверхностью нагрева около 20 м2 работает на угле, часовой расход 24 кг (1,5 пуда). Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.
Через некоторое время после опубликования в Интернете истории о «Соколике» неожиданно откликнулся создатель сайта  «Речная справочная книжка корабельного инженера Е.Л.Смирнова» — Евгений Смирнов, а немного погодя на мою заметку обратил внимание петербургский исследователь истории флота: Алексей Гайдук,  коммерческий директор издательско-полиграфического комплекса «Гангут». Благодаря предоставленной ими информации  версия происхождения буксира приобрела более чёткие очертания, и обнаружился его дореволюционный хозяин.
Итак, разрешите представить  полного тёзку знаменитого мореплавателя Крузенштерна: Иван Фёдорович Смирнов, из крестьян, уроженец деревни Новгородово Осецкой волости Любимского уезда Ярославской губернии. После отмены крепостного права подался в столицу, занялся перевозкой грузов на небольшом судне. В 1884 году купил пароход "Сокол", а в 1896 несколько барж для транспортировки каменного угля по Неве и Мариинской водной системе. В 1901-м на смену старому деревянному «Соколу», выведенному из эксплуатации, приходит новый буксир с тем же именем: в Списке речных судов часть 1,-М,1926 значится: «Ленинградским бюро регистра СССР, № 4846, «Сокол», р.Нева и каналы, одновинтовой, железный, осмотрен тех. бюро 13.07.1923 года. Владелец Усть-Ижорская верфь. Размерения 21,34 х 3,81 х 2,44 метра. Построен в 1901 году в Санкт-Петербурге на заводе Смирнова. Паровая машина Компаунд 180 IHP постройки завода Ильс и Бутс 1889 года. Паровой котел того-же завода 48,7 кв.м. 5 атм. Номер судна по порядку в списке  Министерства Путей Сообщения (МПС) 1912 года: № 2942, 45ном/180 инд. сил.»
А вот и фигурант нашего дела — буксир «Соколик» —  обнаружился там же,  в списках МПС 1912 года: «Владелец Смирнов И.Ф. № судна по порядку в списке 2939. № МПС 4470. Имя «Соколик». 15 ном./60 инд. сил. 45х11,2 фут. Корпус, котел, машина постройки 1903 года. Корпус и машина СПб завод Смирнова. Котел Крейтон и Ко. № котла 262 (1903), район плавания Шлиссельбург — Кронштадт». Словосочетание «завод Смирнова» поначалу сбило с толку, рижский след потускнел, но ненадолго: пресловутого завода не оказалось ни в списке русских судостроительных заводов за 1890 год, ни в справочнике «Весь Петербургъ» А.С.Суворина от 1904 года. Как-то сама собой всплыла мысль, что с течением времени значения слов могут  менять смысловой оттенок, что подтвердили Толковые словари русского языка Кузнецова и Даля: заводчик — это владелец в общем смысле («Заводный мужик, имущий, достаточный», В.И.Даль), заводила, зачинщик, организатор. Поэтому, хотя  Смирнов И.Ф. и был заводчиком пароходов, но судостроительного завода у него, по всей видимости, не было. Тем более, что систер-шипы «Соколика» —  «Чайка» и «Ласточка» (порядковые номера по списку завода 189 и 190) строились на «Ланге и сын» в Риге. Буксир «Чайка», по Списку МПС 1906 года под номером 2747, наряду с «Соколом» с «Соколиком», так же принадлежал Смирнову. Помимо  четырнадцати паровых буксиров и более двух сотен барж, Иван Фёдорович владел шестиэтажным доходным домом на Васильевском острове, 2-я линия,  29А, построенным в 1906-1907 годах по его заказу архитектором Ф. Ф. фон Постельсом. В доме сохранились до нынешнего времени детали скульптурного убранства фасада, кованые решетки балконов и перил парадной лестницы. После смерти И.Ф.Смирнова в 1911 году его флотилию поделили наследники: сыновья Александр, Иван, Афанасий, Сергей и Павел. Доходный дом был продан действительному статскому советнику А. П. Киселёву, автору замечательных учебников по алгебре, геометрии и высшей математике, неоднократно переиздававшихся и в советское время; по ним когда-то учился и я. Такая вот связь времён...
Однако, пора вернуться к «Соколику». В постреволюционном Петрограде реквизированные суда попадают в Морское областное управление; в 1921-м году  «Сокол» с «Соколиком» обнаруживаются на капитальном ремонте на Усть-Ижорской верфи. Верфь растёт, меняет облик и названия: с 1931-го года это Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь, позже завод № 363, Средне-Невский судостроительный завод. В сохранившихся приказах по предприятию, начиная с 1925-го года, нет ни слова о зачислении «на довольствие» буксиров, из чего делаю вывод: после ремонта они с заводом уже не расставались. Через некоторое время «Сокол» списали, а его младший брат продолжил службу на верфи.
На маленький буксир возложили большую работу: помимо собственно буксировки кораблей и барж, сходящих со стапеля, он возил рабочих по Неве на смену, беря до сорока человек за рейс; доставлял комплектующие изделия с заводов Ленинграда, а зимой ещё и в качестве ледокола трудился на акватории верфи — очищал ото льда стапельный ковш. Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила всего в пяти километрах от завода. Всю войну здесь строились бронекатера, тральщики, плашкоуты для Дороги Жизни. «Соколик» тоже воевал, оборонял завод; на нём были установлены два пулемёта, на носу и на корме; при этом не забывал он и свою основную буксирную работу. 18 сентября 1943 года в результате прямого попадания снаряда «Соколик» затонул. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов пароход удалось вытащить на берег и отремонтировать.
В 1961-1962 годах пароход перенёс «операцию на сердце»: паровую машину демонтировали, вместо неё установили дизельный двигатель 3Д6, а клёпаный корпус сделали сварным, незначительно изменив размеры. Благодаря реконструкции экипаж сократился на одного человека — кочегар стал не нужен. В конце восьмидесятых, незадолго до гибели Советского Союза, буксир ещё раз подвергся  замене двигателя на более мощный 3Д6Н-235С2 (235 «лошадок» вместо ста пятидесяти). Перешагнув из кризиса начала XX-го в кризисы XXI-го, «Соколик» продолжает трудиться, хотя уже и не так интенсивно, как раньше. Ему бы в памятники податься по выслуге лет, да работать некому будет: новорождённые корабли норовят сразу на чужом флаге жениться. В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта — очистили и заново покрасили корпус, для улучшения манёвренности установили подруливающее устройство; опрессовали топливные танки, полностью заменили электропроводку и внутреннюю обшивку. Кстати, при демонтаже обшивки ходовой рубки, на фанерной задней стенке дивана рабочие обнаружили следующую запись:
Счастливого плавания!
Плыви, "Соколик" легендарный
омытый Невскою водой,
пусть ты уже годами старый,
но ходишь словно молодой.
Пусть ты не пенил волны в море
и меньше многих кораблей,
но не уступишь и "Авроре"
былою славою своей.
В.Антонов
21.IV.62
К своему сто десятому дню рождения будет новее нового наш ветеран, куда там «Авроре»... Вот такая история выплыла из тумана времени благодаря фразе, брошенной мимоходом капитаном раритетного буксира.