Смертный медальон

Гордеев Роберт Алексеевич
        Кто бы мне объяснил, что происходит в мире! Что делается с душами людей в разных странах? Оно само «делается» или кто-то делает?
        Только что по телевизору сегодня, 13 сентября, был показан сюжет о том, как в Германии с воинскими почестями предают земле останки наших солдат, найденные в немецкой земле и опознанные через столько лет! И другие сюжеты сразу всплыли во мне… О том, как оскверняют памятники нашим солдатам в Эстонии и в нашей родной стране; о том, как бережно ограждают наши знание и память от правды…
        Лет пятнадцать тому мой товарищ Эдька Струцовский решил эмигрировать в Германию, подал заявление в консульство. Его там мурыжили года два, всё никак не оформляли визу. Как-то раз я показал ему смертный медальон, снятый с немца, фотографии сожжённого танка и убитых солдат, переданные мне отцом (он заехал на побывку в сорок четвёртом году к нам, эвакуированным в Касимов). Только не надо морщиться: видеть эти живые свидетельства гибели фрицев при жившей тогда во всех вокруг, во мне ненависти - было отрадно!
        - Почему не пошлёшь в Германию, не отдашь в немецкое консульство? – спросил Эдька, - там родные этого солдата и половинке были бы рады!...
        Дело в том, что смертный медальон немецкого солдата в отличие от нашего) был выполнен из нержавеющего металла и  состоял из двух половинок. На обеих (в зашифрованном виде) - вычеканены данные о личности владельца; при его гибели медальон ломали пополам, одну часть зарывали в месте с телом, другую отсылали семье. Таким образом, обеспечивалась возможность опознания останков.
        Вопрос меня задел. Моя «военная» коллекция по разным причинам давно распылилась: корешки блокадных хлебных карточек, «неотоваренные» карточки на прочие продукты, все осколки от бомб и снарядов, стабилизаторы зажигалок, каски немекие и наши, стреляные гильзы винтовочные и «наганные», рубашки гранат РГД-33, листовки наши и немецкие – все они ушли! Это мама постаралась зачем-то. Остались только самолётик-приманка от мины-ловушки да этот медальон и фотографии.
        - А в самом деле, - ответил я Эдьке, - давай пойдём вместе в консульство, покажем. Авось и тебе поможет, ускорит получение визы.
        Симпатичная немка в приёмной, глядя на реликвии, помолчала некоторое время и, подняв глаза, твёрдо сказала:
        - Ничего не могу сделать. Мы с СС дел не имеем.
        Я, конечно, и до этого видел, что среди букв и цифр на половинках медальона прежде всего выделялись две «зигзажки», эсэсовские молнии, но не предполагал, что разрыв с фашистским прошлым может быть настолько категоричен. Даже родным, даже потомкам погибшего солдата отказались дать хоть такую информацию! Тем более, что и фотографии его (правда, только со слов!) тоже были…
        Должно быть, я несколько сумбурно здесь пытаюсь передать то, что во мне всколыхнула передача о найденных останках. Потомки бывших смертельных врагов оказывают почести останкам тех, кто убивал их предков, но своих предков, ввергнувших народы и весь мир в небывалое взаимоуничтожение, отвергают. А потомки тех, кто очистил мир, отвергают породивших их самих…
        Зато у нас до сего дня чекисты и гебисты ходят в героях. Фильмы о них и их деяниях каждый месяц смакует наше телевидение, и не слышно (по крайней мере вслух не говорится), понесли ли хоть какое наказание те, кто семьдесят лет мордовал страну. Неужели власть наша предержащая боится, что опубликованная правда поспособствует "пересмотру итогов Второй мировой"!
        Воистину - кто бы мне объяснил, что происходит в мире, что делается с душами людей! Оно само «делается» или кто-то делает?
        И с какой целью...