О любви... к мудрости

Олан Дуг
Впервые о любви к мудрости я услышал в десятом классе на уроке обществоведения.
- Философия - это наука, изучающая наиболее общие законы развития материи, человека, общества. Переводится с древнегреческого, как «любовь к мудрости»,  - дал определение наш учитель.
Этого определения мне хватило лет на десять. Потом меня начали доставать вопросы.
А что такое мудрость?
Интуитивно я понимал, но как выразить словами? Тем более такие слова имеют множество определений. После долгих поисков остановился на следующем.
Мудрость – это знания полученные путем постижения истины.
Тогда что такое истина?
Опять поиск и наиболее точно моему интуитивному пониманию соответствовало следующее определение:
Истина – правильное отражение бытия в сознании человека.
Что такое бытие, вопроса не возникало. Это все то, что нас окружает.
А вот что такое знания? Лучшим определением я посчитал следующее: 
Знание – это мысленная модель бытия в форме понятий и определений.
В результате этих изысканий получилась следующая конструкция.
Философия - это любовь к мысленной модели бытия, созданной на основе верного отражения бытия в сознании человека.
Согласитесь, звучит абсурдно. Тогда я вернулся к древнегреческому слову «фило». Оказывается, оно имеет несколько значений – любовь, стремление, жажда.
Использовав другое значение, получаем:
Философия – это стремление человека к созданию мысленной модели бытия на основе отражения бытия в сознании.
Это определение меня полностью удовлетворило, и я захотел им поделиться с миром. Тем более что это определение явилось результатом построения такой модели бытия, и я решил, что создал новую философию.
Процесс её создания был долог, занял почти двадцать лет постоянных поисков и построения логических цепочек, которые я назвал причинно-следственными цепями.
Конечно, заниматься философскими исследованиями в лесу прекрасно.
Никто не мешает, особенно когда неделями остаешься один (жена с детьми довольно часто уезжала в гости к матери, а потом, в один прекрасный (или ужасный) день бросила меня). Но с кем делиться открытыми тобой закономерностями? В лесу, ну просто все, занимаются философией.
Я везучий человек. Как только у меня возникает какая-то потребность, тут же возникает и возможность её удовлетворения. Я жил в лесу. Место жилья мы условно называли кордоном, но это была учебная база лесхоза-техникума. Там было создано небольшое лесничество. И хоть в штате был и лесничий, и мастер леса, и лесники, и лесорубы, но жили на кордоне мы с женой и детьми одни. Все остальные приезжали лишь в случае необходимости проведения каких-либо работ.
И вот в один прекрасный день мне сообщили, что на кордоне будет расположена лесхозовская пасека, и с нами будет жить пчеловод.
Так в моей жизни появился настоящий, почти дипломированный философ. Молодой  парень, сын учителей из Днепропетровска поступил в МГУ на философский факультет. По нашим представлениям это было что-то сверхъестественное. Он доучился до последнего курса и бросил университет. Записался на курсы пчеловодов и стал пчеловодом. Я прожил с ним бок о бок несколько лет.
Позднее, в разговорах он сообщил мне, что нашел для себя ответ на три основных вопроса философии:
- кто я такой? (а верее, что я такое?);
- на что я могу надеяться?
- что меня ждет?
-То, что я увидел в этих ответах, мне не понравилось, и я решил изменить жизнь, - сказал он мне.
- Благодаря философии, я  четко понял, что мне нужно, и нашел кратчайший путь  к достижению этого. Я хочу свободную жизнь на природе. И я достиг этого, как и хотел.
Жена, попыталась было устроить его семейный быт, развив бурную сводническую деятельность, но все её усилия неизменно разбивались о его философскую позицию. В житейском плане он представлял из себя полнейшую беспомощность и стал вскоре постоянным объектом для насмешек окружающих.
Как-то раз, я, подходя к приехавшим рабочим, увидел, что все они, во главе с шофером, спрятавшись за кустами, подсматривают, как пчеловод старается набрать коротким шлангом бензин из бака машины. Подойдя ближе, я услышал  комментарии его действиям и приглушенные смешки. Их веселило то, что он и боялся попадания бензина в рот и боялся остаться без бензина (как я понял, шофер разрешил ему набрать, сказал, чтоб набирал сам, но дал короткий шланг).
Я вернулся домой, взял длинный шланг с грушей для закачки бензина и принес его философу. Представление окончилось, все вышли из-за кустов, и шофер выказал мне недовольство тем, что я оборвал такой интересный спектакль.
Однажды вечером я увидел пчеловода у костра,  подошел и сел на пенек рядом. Он смотрел на поднимающиеся искры, потом сказал мне:
- Я пытаюсь понять, почему теплый воздух поднимается вверх?
Вопрос был детский.
- Теплый воздух, расширяясь, становится легче холодного, и тот вытесняет его вверх, - ответил я.
- Нет, это закон Архимеда. А вот с точки зрения молекулярно – кинетической теории. Источник энергии равномерно во все стороны излучает энергию. Эта энергия, через столкновения передается молекулам воздуха и те так же равномерно во все стороны разлетаются с более высокой скоростью. Почему же возникает преимущественное движение вверх.
- Потому, что движущиеся вверх молекулы, сталкиваются только с другими молекулами, А движущиеся вниз отражаются от поверхности и меняют направление на противоположное, - ответил я.
Он усмехнулся.
- Тогда получается, что если поднять источник тепла высоко, то закон Архимеда не будет действовать? Отражение от поверхности я учел сразу. А в случае, когда нет поверхности, а только газовая среда?
Я задумался, мгновение анализа и ответ готов.
- Когда закон Архимеда не работает? В невесомости. Если силы притяжения нет, нет и восходящего потока. Ты не учел гравитационную составляющую. На каждую молекулу, движущуюся хаотично, действует также сила тяжести. Возникает гравитационный градиент плотности молекул воздуха. Изменение высоты обусловлено изменением плотности воздуха, т.е. количества молекул, так что двигающиеся вверх испытывают меньшее количество столкновений и их свободный путь больше, чем у двигающихся вниз. Отсюда количество отраженных молекул снизу гораздо больше, чем сверху. В результате они большим количеством просто пробивают вверх канал, в котором не испытывают сопротивления…
Собеседник подумал немного и согласился:
- Да я не учел гравитационную составляющую. А так все работает. Спасибо…
Хорошо, что этот разговор вели мы  в одиночестве, ночью, у костра, а представьте себе, если бы мы это обсуждали в обеденный перерыв среди лесорубов. Я думаю, что не только лесорубы, но даже в бухгалтерии лесхоза нас бы не поняли, и, в лучшем случае, решили бы, что мы издеваемся над окружающими.
Он помог мне в моих размышлениях некоторыми замечаниями, но на этом его участие и закончилось. Несмотря на пятилетний опыт обучения в МГУ, его модели  и причинно-следственные цепи были гораздо примитивнее моих.
А я совершенствовался. Следующий вопрос: для чего нужна такая мысленная модель? Ответ возникает сам собой. Для предсказания будущих событий?
А для чего необходимы такие предсказания будущего?
Для применения механизма управления. Для достижения свободы, через проявление воли.
А когда работает механизм управления?
Только когда есть цель?
А когда есть цель? Как осуществляется формирование цели?
Цель возникает в результате стремления осуществить мечту.
А что такое мечта?
Это способность мысленного моделирования будущего, и выбора из многочисленных вариантов модели самого благоприятного. Круг замкнулся. Ответ меня полностью удовлетворил.
И нужно было все-таки делиться с кем-то полученными знаниями, может быть, я изобретаю велосипед. С кем делиться?
Я начал четко видеть возможные варианты развития будущих событий. Начал предупреждать окружающих о возможных отрицательных последствиях тех или иных действий и в результате столкнулся с растущим негативным отношением ко мне.
Меня начали обвинять в подстрекательстве, сглазе, саботаже и прямом вредительстве. Ни на одно предупреждение никто не отреагировал правильно, но впоследствии мне всегда припоминали мои советы и обвиняли меня в происшедшем.
Самым безобидным  было…
Лесничий планирует работу на завтра: куда пойдут лесорубы, куда лесники, и чем займемся мы. Все хорошо, но я спрашиваю, а что будем делать, если пойдет дождь? Я-то себе уже наметил, но лесничий смеётся: «Да посмотри, какая погода…» На следующий день дождь. Лесничий ворчит: «Ну и глазливый же ты…»
Жизнь меня быстро научила не лезть к людям со своим будущим. Живут и пусть себе живут. Мне же достаточно стало того, что я свое будущее мог достаточно четко предвидеть и планировать свои действия. И тут я столкнулся с тем, что правильных решений не существует. Бывают удачные решения, и то только на какой-то период. А заглянув дальше…., я понял, что дальше лучше не заглядывать.
И всё равно хотелось поделиться знаниями. Кто меня мог понять? Только философы. А где их найти? В городе. В нашем университете есть философский факультет. Он был в двух кварталах от жилья моих родителей, так что в ближайший приезд к родителям в гости я посетил и философов.
На входе охрана подсказала, как пройти к кафедре философии, и, поднявшись на второй этаж, я быстро отыскал преподавательскую. Там было довольно оживленно. Я поинтересовался с кем можно пообщаться.
- На предмет чего? – спросил меня представительного вида мужчина.
- Я живу в лесу, создал философскую систему и хотел бы с кем-нибудь из философов пообщаться.
У всех собравшихся на лицах отразилась такая смертельная тоска, и я понял, что разговаривать со мной не будут. Но я ошибся. Они все-таки выслушивали таких как я гостей, но не все. По-видимому, был назначен козел отпущений, потому что мужчина ткнул пальцем в молодого в потертых джинсах с небольшой бородкой парня и сказал:
- Это к нему.
Все остальные, как крысы с тонущего корабля бросились к выходу из преподавательской. Парень же затравлено, обреченно смотрел на меня.
У меня уже был достаточный жизненный опыт общения. Одним из моих жизненных принципов было следующее: сделать из друга врага много умения не нужно, а вот сделать из врага друга – эта задача достойная для нахождения решения. А в решении этой задачи самый главный фактор – обратная связь. Ты наблюдаешь за реакцией собеседника и делаешь соответствующий вывод: интересно ему или нет. Бывало я часами распинался перед кем-либо, а собеседник молча слушал меня, и в результате после беседы я знал о человеке почти все, а он только удивлялся, дурак я или просто балаболка.
Так и теперь, после нескольких фраз знакомства и описания моего существования на лице собеседника появилась заинтересованность.
Когда через час один из преподавателей, посчитав, что видимо меня уже выпроводили, заглянул в кабинет, он поразился картине заинтересованности на лице моего собеседника. Преподаватель зашел и сел рядом. Примерно через час все присутствующие в этот день на кафедре сидели в преподавательской вокруг меня, а я распинался и распинался, рассказывая что-то свое и отвечая на их вопросы.
Я рассказывал об истории кордона, о том, как я его восстанавливал.
- А почему я вчера пытался резать стекло, а у меня не получилось. Вечером резалось, а утром стало ломаться, как хочет, но только не по резу, - спросил один из слушателей.
- А вечером какая температура была? – поинтересовался я.
- Градусов двадцать, - немного подумав, ответил спрашивающий.
- А утром?
- Небольшой заморозок.
- А что мы знаем о состоянии твердого вещества? То, что оно бывает в двух формах: амфотерном и кристаллическом.
Собеседник хлопнул себя ладонью по лбу и воскликнул:
- Вот дурак! Я же знал об этом…
Я, усмехнувшись, продолжал:
- Стекло, где-то при десяти градусах тепла становится амфотерным и ломается там, где ты сделал разрез. Если температура ниже, оно переходит в кристаллическую форму и ломается по граням кристаллов. Поэтому в мороз, как бы ты не резал, оно сломается так, как ему захочется. Решение проблемы в нагреве стекла: на солнце, у батареи, у костра, но температура стекла должна быть выше хотя бы двадцати градусов.
Видя досаду у собеседника на самого себя, я поспешил его утешить:
- Ты не переживай, я не такой умный, как кажусь, просто я наступал на те же грабли. Я ящик стекла перевел, пока мне старый плотник не объяснил, что нужно нагревать стекло в мороз, и я, вот так же как и ты, тогда вспомнил про кристаллы. А ещё он подсказал мне одну хитрость. Перед резом протри место реза тряпочкой смоченной в солярке или любом масле, и стекло режется в два раза легче, «как по маслу». Я потом и этому эффекту нашел объяснение. Так, что имей в виду.
Собеседник тут же выдвинул гипотезу происходящего процесса, я подтвердил, что и я пришел к тем же выводам. Честь была восстановлена, спрашивающий был доволен и советом и собой, и дискуссия (а скорее лекция)  продолжалась.
Я рассказывал о ферментационных процессах в виноделии, методах очистки самогонки, солении холодным методом грибов, кладке печей, повышении яйценоскости кур, разведении червей (создание вермикультур), особенности выхолащивания (кастрирования) месячных поросят (мордой и передними ногами в валенок и пусть орет) и многих других процессах и маленьких хитростях, используемых в домашнем хозяйстве.
Когда уборщица заглянула во второй раз и начала возмущаться, что уже в здании никого нет, а ей нужно убирать, я под недовольный ропот предложил завершить общение.
Декан факультета, тот самый представительный мужчина, прощаясь со мной, вспомнил.
- Так ты же нам ничего не рассказал о своей философии.
Я улыбнулся.
- Да вижу я, как вам эта философия надоела. Такие как я, наверное, часто вас достают?
- Такие как ты – нечасто, - улыбнулся декан, - Поступай к нам, год только начался, мы тебя примем.
- А для чего? Высшее у меня есть, второго мне не надо. Нового вы мне ничего не расскажете. Дополнительная нахаба, и всё. А просто пообщаться? Приезжайте ко мне в гости.
Я объяснил, как меня найти.
Через неделю, двое из них действительно приезжали ко мне в гости, но у меня возникла к этому времени  куча проблем, были к тому же многочисленные гости, я не смог полностью уделить им внимание, они погуляли по природе, переночевали и уехали. Больше я с ними не общался, тем более что моя модель дала трещину, потом в очередной раз перевернулась с ног на голову, я принялся устранять нестыковки и прилаживаться к новой точке зрения.
Думаю, что мои рассуждения ими были бы восприняты так же, как лесорубы воспринимали рассуждения пчеловода о законе Архимеда с точки зрения молекулярно-кинетической теории.
А пчеловод? Он развел коз (козье молоко с медом очень полезно для здоровья) и уехал жить дальше в горы, почти к границе Кавказского биосферного заповедника. Недавно видел его по телевизору. В окружении стада коз он вышел из леса.
 Он купил на лесном хуторе старенький домик и зимует в нем, проводя все лето вместе с козами в лесу. Он ни с кем не общается, но является местной достопримечательностью. Никто не знает его имени и фамилии. Все называют его «Козлопас».
А тем, кто будет идти моим путем подсказка:
Предметов в природе не существует. Существуют только процессы (путь, Дао). Предметы создает наш разум, для которого эти процессы или слишком медленны или слишком быстры. Он конструирует их, черпая информацию из очень узкой полосы  спектра электромагнитных колебаний (может быть миллионная или миллиардная часть всего спектра) и узкой полосы спектра механических колебаний. Всё остальное разум компенсирует воображением (интерполяцией) и домыслами, которые мы называем знаниями.
А субъект – это предмет проявляющий свободу выбора…