Христос в юбке

Александр Карпенко
Она так любила людей, как, пожалуй, никто из моих знакомых. Любила, не выбирая среди них лучших и худших. Любила бесполо и бескорыстно. Любила, жертвуя своим временем, деньгами, всем, что у неё было. Она помогала самым обездоленным и обиженным судьбой. Все подвиги её, без иронии и преувеличения, достойны быть записаны золотыми буквами на скрижалях Чистой Человечности. И эта жертвенность, эта готовность всегда, в любом положении прийти на помощь человеку никогда в ней не иссякала.

Она была очень хороша собой, но единственного спутника на всю жизнь так и не нашла. Наверное, если бы Христос имел неосмотрительность жениться, его женщина беспрестанно бы его ревновала – к вниманию, которое он постоянно оказывал посторонним людям. Во всяком случае, незамужность Лики непосредственно вытекала из её жертвенности не одному, а многим людям одновременно.

Лика была музыкантом, автором-исполнителем. Она писала по-своему гениальные тексты, которые были современны и востребованы. Но что такое востребованность художника в современном мире? Поэт в России меньше, чем поэт. Даже сейчас, когда я пишу эти строки, я ощущаю, в  чём заключается преимущество Лики передо мной. Она живёт. Действует, помогает людям выжить. А я, отрешённый от её мира, пишу об этом рассказ, оставаясь в стороне от описываемых событий, и потому – неуязвимым.

В последний год Лика жила с больной маленькой дочерью и ухаживала за психически неизлечимой матерью. Она была тем самым верблюдом, вьючным животным, героем философской поэмы Ницше «Так говорил Заратустра». Работы, чтобы заработать хоть какие-то деньги, не было. Лика зарабатывала гроши, работая фрилансером в интернете. Этого едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Но когда она узнала о беде своего друга, она не колебалась ни минуты: нужно было немедленно перетащить его к себе, в далёкий от шёлковых путей сибирский город.

– Да она с ума сошла! – первая моя реакция была именно такой. – Она загубит и свою семью, и этого человека!

Но внутренний голос мне тут же возразил, что, если я и прав, то не до конца. Ситуация была такая. Человек заболел, а возвращаться ему из больницы было некуда. Такое иногда случается с талантливыми людьми, которые редко задумываются о крыше над головой и хлебе насущном. И, вы понимаете, Лика, которая не была ему ни сестрой, ни женой, ни даже близкой родственницей, оказалась единственным в мире человеком, которого тронуло это несчастье. Она действовала, не задумываясь о последствиях, по священному принципу гвардейцев-десантников: «Если не мы, то кто же? Никто, кроме нас!» Самое удивительное, что нехитрый принцип расхристанной десантуры «работал» и в других ситуациях, в которых больше приходилось полагаться на интеллект и силу духа.

Мне не стыдно, что руку помощи нуждавшемуся человеку предложил не я. Скажу больше: сам Игорь, тот самый человек, который попал в беду, не делал ровно никаких усилий для того, чтобы попытаться выкарабкаться из ситуации. Возможно, он считал своё положение безвыходным и уповал разве что на Господа Бога. Лике пришлось убеждать Игоря в необходимости не сдаваться и бороться за свою жизнь. Она уверяла его, что он далеко не так одинок, как ему кажется. Конечно же, Лика не собиралась сама тащить этот воз годами. «Вот он немного поправится, – наверняка думала она,– и сможет сам о себе позаботиться.

Дело в том, что ещё несколько лет тому назад врачи поставили Лике неутешительный диагноз. А потом – другие врачи – этот смертельный диагноз опровергли. Она прожила с ощущением быстрой и неотвратимой смерти пять лет. И после этого, словно бы в знак благодарности за дарованную заново жизнь, стала отдавать себя людям щедрее, в духовном смысле слова. Словно бы миссию в сердце ощутила...

На душе становится тепло от осознания, что есть на земле такие люди, как Лика. Что же мешает всем нам быть такими же, как она? Наверное, чаще мы не деятели, а только наблюдатели происходящего. Нам интересно узнать, чем всё закончится. Редкий человек живёт с сердцем Данко, и настолько не дорожит своей жизнью, что готов отдать её другим. «Я – это ты»,– думает такой человек, и подобный образ мыслей, возможно, не от мира сего. Я назвал свой рассказ «Христос в юбке», хотя, если быть справедливым, Лика предпочитает юбкам джинсы, как одежду более практичную. Что, конечно же, ничуть не лишает её женственности и человеческой привлекательности. Сил и здоровья тебе, Лика!


13.09.12. Коктебель.