Светлое сияние чистого разума

Андрей Лесняк
Вообще я по природе человек спокойный и дружелюбный. У меня много приятелей и респондентов в социальных сетях – то, что называется «френд». Среди них есть представители не только разных социальных слоев, но и разных политических и религиозных взглядов.  Есть родноверы, есть агностики, есть даже атеисты. Я стараюсь не ссориться  из-за  религиозных предпочтений и обычно уважаю чужой взгляд на веру. Но ровно до тех пор, пока уважают мой собственный.
В последнее время религиозное противостояние в российском обществе обострилось. Пуссирайот, крестоповал, нападения на священников – с одной стороны –  и ползучая исламизация - с другой - не могут не вызывать в православном сообществе России отрицательных эмоций. Ответная реакция на эти явления не заставила себя ждать. Были организованы православные дружины для защиты храмов и борьбы с антиправославными действиями.  На православную церковь идет мощнейшее медийное наступление – как в средствах массовой информации, так и в Интернете.  Оскорбительные статьи, комментарии, изображения  в адрес православия вообще перемежаются с критикой иерархии. Но если критические высказывания в адрес священства и порядков в приходах отчасти обоснованны, то нападение на само православие не только оскорбительно по сути – но и лживо по содержанию.
В чем только не обвиняют  нашу веру – что она  излишне консервативна, и отсталая, и делает людей рабами, и  препятствует науке, образованию, культуре. Но так ли это на самом деле?  Конечно, нет. Это легко доказать на примере человека, который, будучи  ученым, стал  православным священником, и даже был прославлен как святой.
 Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Во;йно-Ясене;цкий), профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви. Закончив медицинский факультет Киевского университета, работал земским врачом в больницах Симбирской,  Курской, Орловской, Саратовской, Владимирской губерний, в  тяжелейших условиях Туркестана. И  всё это время он не переставал быть православным человеком. Профессор Войно-Ясенецкий регулярно посещал воскресные и праздничные богослужения, был активным мирянином, сам выступал с беседами о толковании Священного писания. В 1921 году он, после тяжелой смерти горячо любимой жены, становится священником. «Неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины».
За свои убеждения  архиепископ Лука неоднократно преследовался советской властью, провел в заточении в общей сложности 11 лет. Но не только не отказался от  православия и священнического сана – но и продолжал проповедовать, обращать людей, рукополагать новых иереев.  Благодаря ему восстанавливались храмы, открывались новые приходы. Однажды на вопрос следователя:
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога? – он ответил:
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
Противники православия утверждают, что православие религия слабых и рабов. Но разве слабый человек смог бы 40 лет бороться с  антирелигиозной пропагандой, перенести три ссылки и многократные заключения в тюрьму?  Разве раб смог бы столько лет бросать вызов богоборческому государству? А сколько православных священников было замучено, расстреляно,  утоплено, сожжено, искалечено, заморено голодом – и всё это за стойкость их веры. Вы, антиправославные, давайте попробуйте сегодня выступить против государства под знаменем своей веры – а я на вас посмотрю, насколько вы сильны.
За годы священства Лука произнёс 1250 проповедей, из которых 750 записано. На торжественном богослужении по случаю 25-летия своего архиерейского служения архиепископ Лука проповедовал на тему «Наука и религия», где сослался на Коперника, Пастера, Павлова и других верующих учёных, и добавил от себя: «Наука без религии — небо без солнца. А наука, облачённая светом — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира»
Написал двухтомный трактат, где обосновывал единство науки и религии. Утверждал, что открытия, сделанные в конце XIX — начале XX века доказывают неисчерпаемость наших представлений о жизни и позволяют пересмотреть многие идеи естествознания. В первом — «Дух, душа и тело» он рассматривал движения, соединения и свойства элементарных частиц в человеческом организме, обосновывая, что они могут составлять человеческую душу:
В трактате «Дух, душа и тело» архиепископ Лука размышлял о введённом им понятии христианской антропологии, рассматривавшей человека как единство трёх составляющих: духа, души и тела. Сердце он определяет как орган общения человека с Богом, как орган богопознания. Второй трактат на тему «Наука и религия» — был опубликован только в 2000 году. Там профессор отстаивал теологическую теорию создания мира, обличал субъективизм человеческого познания:
«Вообще, мы не видим предметы, как они есть, а усматриваем их согласно личному углу зрения, из которого их наблюдаем. Тем более мы не можем постигнуть своими научно-познавательными способностями то, что за вещами, то есть их сущности, а ещё более — Первосущность, то есть Бога. Уже потому наука не может отвергать бытие Бога, ибо эта тема лежит вне её компетенции, как и вся область сущностей».
Выступал в защиту христианских и Евангельских ценностей:
«Иногда говорят, что христианская мораль будто бы построена на принципе индивидуализма: каждый за себя, один Бог за всех, и что, например, наиболее нравственным является не тот, кто, жертвуя своей жизнью, выносит из горящего дома ребёнка, а тот, кто смиренно молится о спасении погибающих, не ударяя палец о палец, чтобы спасти их жизнь. Но ведь как раз все это наоборот».
Приводил аргументы в пользу историчности Христа (ссылался на Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита, Светония), утверждал, что именно вера в Бога помогает науке — в общем, выступал против всех тезисов, господствовавших в советской исторической науке:
«Так называемый «научный» атеизм действительно противоречит религии, но он есть лишь предположение некоторых образованных людей, недоказанное и недоказуемое. Попытка атеистов доказать недоказуемое невольно наводит на воспоминание стихов Пушкина: Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ним бессмысленно чертит». В этой работе он цитировал и приводил примеры из биографий Сократа, Ньютона, Канта, Гёте, Пастера, Владимира Соловьёва, Пушкина, Чехова, Репина и других известных людей.
И вот, взглянув на  такого человека, как архиепископ Лука, как можно утверждать, что православие – это религия отсталости, невежественности и косности? Всю жизнь Войно-Ясенецкий посвятил медицине, внес большой вклад в развитие гнойной хирургии, анестезиологии, бактериологии. Он, уже будучи немолодым человеком,  писал научные работы по 6-9 часов – при этом делая 3-4 операции в день. Уже будучи архиепископом,  вел преподавательскую деятельность, консультировал, помогал. Если православие – это враг прогресса, то как же объяснить, что архиепископ Лука в течение сорока лет способствовал этому самому прогрессу в одной из самых «наукоемких» профессий?
В истории России известны десятки ученых с мировым именем, чьё православное вероисповедание нисколько не мешало их научной работе, но зачастую они гордились им и подчеркивали его. Я мог бы  назвать любого – просто пример Войно-Ясенецкого слишком уж очевиден.  Торжество разума для него было неотделимо от веры.  Ибо невозможно сияние чистого разума, свободного от метафизики. Как невозможно познание природы и человека без познания Бога, создавшего и то и другое.