Методом тыка

Наталия Мелащенко
1
Так получилось, что спустя неделю после возвращения морячка Егора из Армии, где он служил целых 3 года во Владивостоке, у него и его сестренки Леночки  умерла мама и молодые люди остались совсем одни.  Леночка уже закончила школу и сдала последний экзамен , когда случилось это несчастье. Деньги, которые они с мамой копили целый год для выпускного вечера и вечерний наряд, ушли на похороны. Больная мама как будто только и ждала приезда сына, крепилась, жила, а тут видно расслабилась -- есть на кого оставить младшую дочь— и умерла. Болезнь взяла свое. После смерти мамы брату и сестре стало совсем невмоготу . Родных у них не было, всех—сначала деда, затем отца, бабушку и тетку—они похоронили в течении последних пяти лет. Соседка , бабка Поля, как –то  сказала им, тряся кривой клюкой: « Уезжайте отсюда, детки, а не то и сами околеете. Ваш дед нехороший был человек. Он перед смертью оглядел дом и всю родню вашу  нехорошим взглядом и плюнул вот так,--она смачно с остервенением сплюнула.—и засмеялся. Как он страшно смеялся! Я сама видела. А потом все ваши  стали умирать друг за другом.» Брат и сестра переглянулись между собой. Никогда и никто не рассказывал им о том, как именно умер  дед. В день его смерти  они оба находились в школе.  А бабка Поля только сейчас им «открыла глаза». Стало жутко находится в доме, где прошло их детство. Мерещились тени, черные коты, пробегающие мимо.  И Лена однажды кричала ночью. Ей приснилось, будто дед душил ее.   И Егор принял решение. Он достал карту Советского Союза и  сказал Лене, расстелив ее перед ней:
--Принимай решение, куда пальцем ткнешь, туда и поедем. Это новый метод путешествия —метод «тыка».
Сестренка поежилась. Было страшновато уезжать неведомо  куда, но еще страшней оставаться в проклятом доме. А Егор, немного поколебавшись, добавил:
--Только закрой глаза. Так честнее будет.
Девушка зажмурилась. Ей хотелось жить у Черного моря и она потянула палец ,как ей казалось, именно в ту  сторону. Но ее ждало разочарование. Почему-то  она ткнула пальцем на Камчатку.
---У-у-у, так далеко и  холодно там,--протянула недовольно она.—Давай еще раз попробую.
--Согласен,--с готовностью сказал брат.—Еще одна попытка.
На этот раз палец угодил в Охотское море. Но она же точно метилась в сторону Черного! Чертовщина какая-то. Следующая попытка оказалась более удачной. Читинская область.
--То что надо,--с облегчением сказал брат.—Вот туда и поедем. Дом продадим и поедем. На этом порешили. Спустя два месяца поезд, отстукивая время и расстояние, мчал их «неведомо куда». Всю дорогу Лена мрачно молчала. Ее совсем не прельщало жить в незнакомом холодном  краю, там , где их никто не ждет. А Егор странно улыбался—в отличии от сестренки, он знал, куда они едут. Он специально двигал карту, чтобы Леночка «невзначай» указала именно туда, куда ему было  нужно. А то как бы он объяснил ей, что уже три года переписывается с одной девушкой, с той, которую никогда не видел. Только на фото, которое она прислала ему, когда он был всего лишь салагой. Он служил в военно-морском флоте. Как они познакомились--это отдельная история, которую следовало бы рассказать.
2
    Целый месяц команда пробыла в море, и за это время накопился целый мешок писем для них. Егору пришли весточки только от мамы и сестренки, а его новому другу Николаю целая охапка писем. Письма были чуть ли не со всего Союза, и он слащаво улыбаясь, прочитывал адреса:
--Это от  Ларисы из Барнаула, это от Алисы из Ленинграда , а вот это от Марии  из Читинской области. Село Кручина. Толстое какое.
Он распечатал письмо, из которого выпала фотография очень  красивой девушки. У девушки была затейливая прическа, круглые большие бусы на шее.  Она будто мечтательно глядела вдаль, в свое будущее. Да и сама фотография была несколько пожелтевшая.
--Разводят,--догадался Николай.—Старое фото. Впрочем, какая красавица, не находишь?
--Откуда ты всех знаешь,--удивился Егор, косясь на пачку писем, --столько девушек  пишут тебе и с разных городов…
--Ни одну не знаю,--хохотнув, признался друг,-- Я объявление в одну газету подал, мол, хочу познакомится и все такое… Вот и полетели ко мне письма-ласточки.
Егор тем временем любовался фотоснимком.
-- А у тебя девушка хоть есть? Ты ,я вижу, только от мамы письма получаешь.—спросил Николай.
--Нету,--признался Егор. Он всегда стеснялся девушек, и ему, почему-то стало неудобно.
-- Тебе эта нравится?—показал Николай на фото . Егор кивнул.
--Ну так не откладывай дела в долгий ящик. Вот адрес. Пиши, переписывайся. А я тебе подскажу что писать , если что. У меня в этом деле опыт,--он смеясь, потряс перед ним пачкой писем.
И Егор стал переписываться с Марией. Точнее писал он под диктовку многоопытного Николая. Это были письма полные любви и нежности , и откуда только его любвеобильный и в то же время грубоватый друг находил такие слова! Она ему отвечала тем же. Когда команда приходила с моря спустя неделю , а то и месяц, его на пирсе ждало сразу несколько любовных писем. Это было так приятно, знать, что кто-то любит его! Егор отослал ей свое фото, от которого Мария была в полном восторге. Эта связь продолжалась почти три  года, и он уже собирался после службы поехать к ней, познакомится воочию, но вдруг переписка прекратилась. Он недоумевал, а тут и мама заболела. Пришлось ехать на родину. Уже на родине, после «манипуляций» над картой Советского Союза с сестренкой, он в последний раз написал Марии письмо с просьбой принять их двоих к себе, описав всю свою грустную историю со смертью близких. Ответа не последовало, но он  все же принял решение ехать, несмотря ни на что.
3
Егор не хотел рассказывать сестренке о Марии, стеснялся. Пусть думает, что все на самом деле и произошло  методом «тыка».
  Спустя пятеро суток, поезд, наконец, прибыл на станцию «Чита». Было раннее утро, пахло багульником, который поднимал настроение, и юная девушка все утро кружила вокруг вокзала, с наслаждением вдыхая пряный лесной воздух. А потом, счастливая, подошла к брату.
--Ну вот, мы приехали, а что дальше?—спросила она.
Егор вновь, как и прежде, раскрыл перед ней карту, купленную в киоске, теперь уже Читинской области.
--Зажмурься,--скомандовал он.
Леночка привычно зажмурилась, хотя ей было все равно, куда она попадет, ведь берег Черного моря был уже недоступен.  В этот раз перст попал «прямо по назначению»-- в село Кручина. Егор постарался подставить карту под ее палец. И вот уже электричка несла их в сторону неизвестности. Всю дорогу Егор мучился. Вот сейчас его сестренка и узнает, что брат его наглый лжец, и что все это он подстроил специально. Он представил, как она расстроится и закатит истерику при чужих людях. Ведь она так хотела жить  у Черного моря! И понял, что надо ее подготовить. Едва они вышли на перрон, он пристыжено отвернулся, проговорив:
--Ленусь, надо мне тебе кое-что сказать, только не обижайся.
Леночка с любопытством посмотрела на него. Что именно хотел сказать братец, о чем еще она не знает?
--Дело в том, что здесь, в этом селе живет моя любимая девушка...—и он ей подробно рассказал о своей первой любви. Леночка сначала надула губки, а потом , постепенно расцвела в улыбке.
--Что же ты мне раньше не рассказал, значит, нас здесь кто-то ждет?
--Не уверен…--Егор вдруг пожалел о своем решении приехать сюда. Как Мария воспримет его приезд? Примет ли их? А если не примет, что  тогда? Но обратного пути уже не было. И они пошли в село, расспрашивая по пути сельчан как пройти на такую-то улицу в такой-то дом.
--К кому приехали-то?—спрашивали любопытные старушки.
---К Марии Веселовской,--объяснял Егор.
А те недоуменно пожимали плечами.
--Внуки что ли объявились у Марии,--услышал он за спиной,--Вроде бы не было никого у нее.
От этих слов у Егора по спине прошел холодок. Внуки? Какие внуки, может путают бабки… Они кое-как нашли ветхий дом, двор которого весь зарос сорняками. Калитка была открыта и они, по привычке (в их деревне двери никогда ни у кого не запирались), зашли внутрь дома. В прихожей никого не было, но из одной из комнат были слышны голоса, вернее злобные крики.
--Старая ведьма, тебе помирать скоро, а ты все завещание никак не напишешь! Я сама нотариуса из города приглашу. Столько лет и обстирываю тебя, и кормлю, и пашу на твоем огороде, ради чего?!
--Милая, я так устала! Каждый день одни и те же разговоры,--раздался слабый голос старушки.—Я же тебе столько раз говорила. Я жду Егорушку, он должен приехать.
Егор не верил своим ушам. Его ждут?
--Не приедет твой Егорушка, кто он тебе?—бесновалась женщина,--да ты сейчас его не дождешься…
Егор услышал приглушенный крик Марии и  бросился в комнату, чувствуя, что происходит что то неладное в этом доме. Он успел вовремя. Женщина подушкой закрыла лицо лежащей на кровати старушке, не давая ей дышать. Он схватил ее за руку и отбросил от кровати,  быстро откинул подушку. Леночка пронзительно завизжала.
--Егор?!—в один голос изумленно произнесли женщины, уставившись на него, словно увидели чудо.
--Морячок приехал,--произнесла женщина, скабрезно улыбаясь.—И откуда взялся только.
--Спаситель мой,--тяжело дыша, пролепетала старушка.
--Вы кто?—Егор смотрел на них непонимающе. Его рука сама собой потянулась к сумке с документами. Он достал фото  той самой, кому писал любовные письма.—Я вообще-то к ней приехал…--проговорил он .
Старушка смотрела на него  глазами  полными  слез  и ласково улыбалась.
--Дописались…,--тихо  проговорила женщина,—доигрались с морячком.
--Помолчи, Нюрка,--шикнула на нее старушка уже уверенным голосом.—Я его позвала сама, он и приехал.
--Никто меня не звал,--Егор растерянно посмотрел на женщин, недоумевая,--Я сам приехал, по  своему желанию. Я вообще-то к ней приехал,---снова повторил он , показывая на фотографию.
Старушка еще шире заулыбалась беззубым ртом.
--Правильно ты попал, по адресу,--виновато вздохнула она.—Я Мария Веселовская.
--А это кто?—Егор все тянул к ней фотокарточку.
--Это я, правда, в далекой молодости.
Тут Егор понял все.
----А-а, мне все ясно, вы меня развели.
Ему стало  до боли обидно. Понятно, если так шутят молодые девчонки, но женщины в возрасте…!
--Ты разве не получал моего последнего письма, сынок?—спросила старушка ,-- Я тебе сразу написала ответ, когда получила твое. В нем ты писал, что хочешь приехать ко мне со своей сестренкой.
--Нет, я ничего не получал,--Егор был в полной растерянности.
--Ты что, не отправила мое письмо к Егорушке?—повернулась баба Мария к  женщине.
--Что я, дура что ли?—усмехнулась та,--Чтобы приехал этот сопляк и все твое добро себе оттяпал?
--Все ясно,--баба Мария  грустно опустила голову, а потом, заулыбавшись, обратилась к Егору,-- Я в том письме  написала всю правду о себе, об этом ужасном розыгрыше с тобой. Мне стыдно, честное слово. На этот раз я писала сама, своим почерком.
--Я ничего не понимаю,--помотал головой Егор,--а до вас мне кто писал?
--Она,-- баба Мария указала головой на Нюрку.
--Помолчи уже!—зашипела Нюрка, показывая кривые зубы.
--А вот и не помолчу, хватит мальчишку разыгрывать. –огрызнулась старушка и обратилась к Егору,--Извини меня старую. Это все из-за нее получилось, нехорошая она женщина. Вы присаживайтесь с дороги, а я вам расскажу все, как было.
--А я не желаю никого слушать!—крикнула Нюрка и ушла, хлопнув дверью.
Ошарашенные брат и сестра  «упали» на рядом стоящие некрашеные табуретки и, открыв от изумления рты, начали слушать.
4
--Это все Нюркина затея,--сказала старушка.--Она моя и сиделка, и квартирантка. Пустила ее на свою голову к себе жить. Приезжая она. Я с постели уже 5 лет не встаю, детей у меня нет. Да и Нюрка одинокая баба. И вот как-то попался ей в руки журнал, а там  есть рубрика «служба знакомств». Одиноких мужиков видимо невидимо и все моряки в Дальнего Востока. И захотелось нашей Нюрке приключений на свою   шальную голову. В свои –то 35 лет! Решила она ему написать, а как не знает—ума-то не хватает. А я всю жизнь в театре работала, в Чите. Помню еще ,как чувства передавать надо. Вот и вошла в роль влюбленной женщины, самой стало интересно. Я говорю, а она пишет. Я даже и не заметила, как она мою старую любимую фотографию в конверт сунула да отправила. Потом уже созналась. Своя-то страшенная  физиономия ни в один кадр не войдет!—засмеялась она своей шутке.-- Писала-то одному человеку, а ответил совсем другой, ты, Егорушка.
Егору стало стыдно. Как признаться этой старушке, что и он писал письма  под диктовку своего сотоварища?!  Он решил промолчать. А  баба Мария продолжала:
-- Нюрка визжала от восторга.  Я думала, что напишете друг другу 2-3 письма, ну и хватит на этом, а между вами вдруг любовь вспыхнула.
Вот этого Егор совсем не понял. Между кем любовь? Он все еще вертел фотографию Марии в руках , с трудом веря в происходящее. Он любил только эту молодую девушку, которая смотрела на него со снимка, но никак не ту, которая писала под диктовку этой старушки. Впрочем, старушка и есть эта красавица. Парень совсем запутался и смутился.
-- Влюбилась она в тебя, сынок,--продолжала баба Мария,--твое фото везде с собой таскала. А когда ты написал, что хочешь приехать к ней,—твое предпоследнее письмо, помнишь?—запаниковала, и связь прекратила. Не стала она больше писать тебе , а я так привыкла уже к этой жизни. Я, когда диктовала ей строчки , вся преображалась, будто снова на сцене, молодая и красивая, и снова играю роль роковой красавицы.—Баба Мария даже расцвела, вспоминая счастливые дни.—Заскучала я , сынок.—грустно призналась она. –Стала чувствовать себя еще хуже, чем прежде. Полюбила тебя, признаюсь, как сына.  А потом от тебя последнее письмо пришло, чувствую, что отчаянное и для тебя я последняя инстанция. Решила помочь вам с сестренкой, написала, чтобы приезжали ко мне жить. Отдала письмо Нюрке, чтобы отправила его, а она видишь, что сделала… Не отправила его и заговорила о завещании. Каждый день голову мне морочит, а я –ни в какую. Вас ждала, сынок. Вот вы и приехали.
Егор с Леночкой сидели в оцепенении, пока слушали эту историю. Парень вспомнил, как Нюрка пыталась задушить старушку подушкой и промолвил:
--Как раз вовремя приехали.
А Леночка будто не верила своим ушам.
--Разве так бывает?—робко сказала она.
Старушка протянула к ним руки.
--Подойдите ко мне,--плача, сказала она,--Теперь вы самые родные и дорогие мне детки.
Она целовала их и обнимала, совсем , как мама.