С Айтосом в лесу

Леонид Карантаев
  На охоту на рябчика с «пищиком» собаку не берут, учил меня друг - опытнейший Ковровский охотник Лёва Жирнов – шумовая помеха при охоте на осторожную лесную птицу. Я же без своего Айтоса – русского спаниеля  – никуда. На любой охоте - везде он рядом. Да и как иначе? Ведь осенью на бродовой охоте  он просто незаменим!  Порой протопаешь километров 10 – 15 за день – тут всё встречается: и луга и болота, поля и лес. И дичь за одно поле попадается разная:  бекасы  и утки, коростели и перепела, дупели и вальдшнепы, порой и вяхирь налетит, а то и тетерев из бурьяна поднимается. И везде спаниель к месту.
 А нередко бывает, набредёшь и на «рябчиный» лес. Тут получается по старо-охотничьим обычаям с собакой  охотиться – только время терять. Что делать? Мимо пройти?  Вот ведь незадача: с одной стороны просто так уходить не хочется, а с другой – собаку в карман не спрячешь. Но мне повезло: Айтос у меня настоящий друг и партнёр по охоте, с понятием. С ним всегда можно договориться как вести себя в той или иной  ситуации. На любую охоту только с ним. Постепенно он привык и стал понимать,  что нужно делать уже по месту:  звук «пищика» и рука с ладонью вверх – внимание, стоять! Затем рука опускается и указательным пальцем вниз  – значит, рядом, ко мне и тихо-тихо -  шаг в шаг. А уж лежать не дёргаясь,  боком прижавшись к ногам дорогого хозяина и учить особо не надо. К третьему полю Айтос в среде наших охотников  приобрел известность. Бывает, в лесу встречаешься с незнакомым охотником, а он вдруг  обращается к тебе по имени и фамилии. Удивляешься своей известности, а в разговоре вдруг узнаешь, что тебя узнали по собаке – это Айтос известен, а ты только владелец при нем. Так, постепенно, через свои рабочие и экстерьерные качества  он и стал «легендарным» Айтосом на Владимирщине. Но сейчас не об этом.
     Пригласил меня, как-то по осени, наш председатель Ковровского районного общества охотников Амплеев С.И,  в родные ему места,  село Маринино, на вальдшнепиную  высыпку.  Денек был погожий, и побродить в березовых перелесках - одно удовольствие. Золотая осень - воздух напоен  сладковатым ароматом преющей листвы. После вчерашнего мелкого дождика, слегка влажный, мягкий ковёр из опавших золотых листьев приглушал шаги. Передвигались в берёзовой роще, что облюбовали себе вальдшнепы, почти бесшумно. Айтос в лесу работал накоротке, далеко не уходил. А если и скрывался где-то в кустах подлеска, то на короткий посвист «пищика» мгновенно являлся перед глазами. На мой взгляд, вальдшнепов было много в перелесках – спаниель поднял их  штук 15.  Взлетающие из кустов из-под Айтоса вальдшнепы не летели по открытому месту, а сразу начинали мелькать меж берёзовых стволов из стороны в сторону, как бекасы. Выцеливать их было невозможно, стреляли только «тычком», навскидку. Стреляли азартно: и порознь и вместе, но, увы, всё как без дроби. То не с руки, то, как-то непривычно, в общем, всё мимо, как ни объясняй.  Да и волнение от страстного желания непременно добыть осеннего вальдшнепа, не способствовало меткости выстрела. Одним словом, хоть и без результата, но настрелялись от души и весело... Притомившись, присели на поваленную ветром  берёзу отдохнуть и перекусить «чем бог послал», а заодно и обдумать дальнейшие планы. Айтос, умяв свою часть общей трапезы, улёгся рядом, привалившись, по обыкновению, к ноге хозяина. Рассуждениям нашим он не мешал – подрёмывал себе на солнышке, положив морду на передние лапы. Только порой, когда я менял положение ноги, поднимал голову и смотрел мне в глаза: не пора идти дальше? Нет, видимо, не пора, раз хозяин сидит, и вновь укладывался поудобнее.  Время  перевалило заполдень, ласковое осеннее солнышко начало клониться к раннему вечеру, но до начала утиного перелёта ой, как далеко. После обмена адреналиновыми впечатлениями от охоты на вальдшнепов, мы стали рассуждать на предмет продолжения охоты со спаниелем: дупель уже ушёл на юг, но есть бекасы в достаточном количестве. Вот только надо угадать, где их больше. На каком болоте продолжить сегодняшнюю охоту? Ну что ж, по бекасу, так по бекасу – спаниель и это запросто может. Надо вернуться к «Ниве» и переезжать в угодья другого плана. Тут Сергей Иванович обратил внимание на висящий у меня на шее «пищик», которым я управляю Айтосом. (Очень удобно: на собаку не ору как полоумный, следовательно, и дичь не пугаю своими  криками, и пёс слышит издалека.)  Он кивнул на манок и обмолвился: мол, тут неподалёку есть местечко, где водятся рябчики. Но, посетовал он, с собакой ничего не получится – рябчик – птица очень осторожная и собака только распугает их. «Ну, Сергей Иванович, вы не знаете Айтоса - сказал я –  он будет только помогать!». «Ну, не знаю, - с сомнением покачал он головой, - на такой  охоте нужна осторожность и тишина и поэтому собак не берут – всё разгонят!». «И куда ж девать Айтоса?» -  «Ладно, пойдём, попробуем -  посмотрим, что получится».
Местечко мне показалось, на первый взгляд, «не такое» - как бы неправильное, мрачноватое после светлых берёзовых перелесков. Тут и горькая осина с берёзой вперемежку и частый молодой подлесок на месте бурелома и старый ельник. В долу, вдоль цепочки бочажков, пересыхающего летом в засуху ручья - загущенный осиновый «мельчатник». Наверху косогора – чахлые, мелкие, от недостатка влаги, сосёнки. В общем, лес, как иногда говорят – «мусорный».     «И вот тут рябчики?» - удивился я. «Да» -  сказал Сергей Иванович и вновь с сомнением покосился на Айтоса. Я прибрал спаниеля к ноге и по старому заросшему просёлку мы углубились в лес. Хорошо поставленный рабочий пёс не дёргается, не рыскает (хоть, это видно, ему и хочется) из стороны в сторону по зарослям - идёт со мной рядом, как привязанный, шаг в шаг. Углубившись в чащу, остановились под старыми деревьями и минут 10-15 стояли молча, слушая тишину. Давали время пугливым обитателям леса, успокоится от нашего непрошенного вторжения.  И вот,  издалека, желанной волшебной мелодией донёсся незатейливый свист  рябчика–петушка. Значит, рябчики  здесь действительно есть.
Поскольку «пищик» у меня был один на двоих –  я поднёс его к губам и, сдерживая понятное охотникам волнение, начал старательно выводить, как учил, несравненный в этих делах мой друган по странствиям в лесах, Лёва Жирнов, простенький мотив, подражая петушку рябчика: «Пя-я-ать, пя-я-ать, пять тетеревов!». Раз, другой, третий - и вот отозвался рябчик, а вот ещё один. Они, настоящие, начали перебранку и разборку друг с другом и я, «третий–лишний», остался в стороне, не при делах. Ну, что ж, раз тут не получилось, тем же порядком переместились немного дальше. Постояли, помолчали, и я снова завел песню про «пять тетеревов». Вот, наконец-то, отозвался рябчик!  Вот опять он, но уже ближе. Айтос лежит у ноги, чувствую – напрягся, его волнение выдает короткий хвостик, который «бешеным» маятником мотается из стороны в сторону.   Маню, рябчик всё ближе, но не вижу его. Я притих, вслушиваюсь в тишину леса. Вдруг рядом резкое – «Бах-х!» - покатилось по лесу. Аж, вздрогнул. Увлекшись диалогом с птицей, забыл, что я не один. Значит, есть! – Сергей Иванович «взял» петушка! Айтос от выстрела выгнулся, вскочил на ноги, но без команды не сошёл с места. Даю команду «Дай!» - пёс сорвался с места! Секунды и вот он подаёт мне добычу в руки!   Взяв птицу, даю разрешение: «Гуляй!». Айтос мгновенно скрылся в кустах – пусть снимет напряжение – хуже не будет.  И так громыхнули на всю округу! Пока пёс кружит в зарослях неподалёку, передаю Сергей Ивановичу его законную добычу. Вместе  рассматриваем петушка, любуемся. Вот он каков таинственный лесной красавец! «Ну, что? Помешал Айтос?» - «Нет! Действительно - не зря идёт слава о нём среди охотников». Дали псу подержать добычу. Он зарылся носом перья – сопит с наслаждением. Для тренировки пару раз кинули на подачу. Красиво подал из кустов в руки. Молодчина! От гордости за него аж распирает изнутри…
Успокоились сами, и вновь надо дать время успокоиться обитателям леса. Соблюдая тишину и осторожность, мы с Айтосом двинулись дальше. Сергей Иванович остался на месте – он с добычей.  Бесшумно ступая по влажной листве вышли к небольшому прогалу. Вроде подходящее место. Я удобно уселся на ствол старой полусгнившей ели, прислонившись к толстому суку, торчащему обломанным концом немного выше моей головы. Айтос по обыкновению лёг у  ствола и привалился к моей ноге. Надо немного переждать – послушать лес.  Безветрие – ни веточка, ни листочек не шелохнутся - благоговейная тишина. Только где-то, далеко, чуть слышно, стучит дятел.  Воздух напоён сладковато-пряными осенними ароматами, чем-то напоминающими  дорогие восточные духи. Эти ароматы навевают что-то очень хорошее, приятное и близкое, но давным-давно в круговерти бытия позабытое. Вдыхаю и вдыхаю запах, но никак не могу понять, что это мне напоминает. Кажется, вот-вот сейчас вспомню. Но нет – в последний момент воспоминание ускользает. Как во сне. И снова и снова глубоко вдыхаю чарующий колдовской аромат, напряжённо пытаясь вспомнить это очень что-то хорошее из далёкого счастливого прошлого… Завозившийся у ног Айтос, возвращает меня из мира грёз в реальность. Казалось - только что был в другом мире, на другой планете – и вот уже сижу на стволе ели: рядом любимый Айтос, ружьё, прислонённое к дереву, в руке «пищик» на рябчика. Посмотрел на часы – прошло достаточно времени, что бы всё успокоилось. Так уж, видимо, устроен мир: недавно прогремел гром, пронеслась гроза, но – прошло немного времени и всё забылось, каждый вновь занят своими  маленькими обыденными делами. Всё тихо кругом. Как будто ничего не случилось.… Начинаю манить: «Пя-я-ать, пя-я-ать, пять тетеревов». Раз, другой. В одну сторону, в другую. Вот, наконец, ответил рябчик. Петушок принял мой вызов. Он готов на бой с соперником за территорию, за внимание «дамы». Основной инстинкт сильнее соображений осторожности!  Вот пернатый боец отозвался ближе. Вот ещё ближе! Последний раз поманил и молчу: близко подлетевшая птица может разобрать фальшь моей песни и уйдёт.  Рябчик спел свое про «пять тетеревов» еще ближе – я молчу, не шевелюсь, Айтос лежит неподвижно у ствола - однако хвост выдает его  азарт. Рябчик чувствую где-то рядом, вот-вот должен показаться. Сам я замер, шея вытянута, ружье наготове, палец на курке. Не шевелюсь - слух напряжен до предела, глазами высматриваю, откуда появится: прямо «полом» подбежит или где-то из-за ствола тоже осторожно выглядывает. Вдруг краем глаза замечаю опасность - мне на голову падает здоровый серый ком. Инстинктивно вжимаю голову в плечи и, уходя от удара, делаю, как в боксе, «нырок». В тот же миг Айтос  пружиной взмыл вверх и лязгнул зубами. Падавший ком, казалось прямо из его пасти, в свою очередь резко идёт вверх. Мгновение спустя я  понял – это рябчик твёрдо решил найти и наказать соперника и  спланировал на едва торчащий  над моей головой еловый сук. Почти мне на голову! Естественно, этакой наглости Айтос вынести не мог и прыгнул ему навстречу, едва не поймав на лету.  Испугавшийся рябчик резко взмыл  и, отчаянно хлопая крыльями, спрятался в густых тёмно-зелёных ветвях высокой ели, в метрах 20 от меня. Несколько секунд ищу его глазами  и, медленно наводя ружье на то место, где, как мне показалось, он скрылся.  Но пеструю птицу не так то просто отыскать взглядом в ветвях.  Стрелять -  не стрелять? Здесь рябчик или нет?  Не стрелять – значит 100 % без добычи сегодня, а стрелять: тут 50 на 50. Стреляю. Рябчик комом, задевая за ветки, падает на землю. Айтос по команде  весело несется под ель, подбирает и несет добычу мне в руки.   Молодчина! Пока я любовался нарядным опереньем петушка, подошел на выстрел Сергей Иванович. Сравнили добычу, поговорили, я рассказал и показал в лицах, что тут произошло, похвалили Айтоса за его разумное поведение. Ну, и пора домой!

                с. Маринино.
                Ковров
                31.10.10.