Архипо-Осиповка. Тешебс. Водопады

Владимир Молчанов 2
   Это факт. В моей работе "Архипо-Осиповка, Тешебс, Бигиус" это описано. Сейчас по первому водопаду сделана шикарная лестница и все туристы свободно поднимаются...

   Я расскажу как это было у нас, пацанов. Старшие взбирались слева от воды по маленьким выемкам. Младшего подпирал старший и мы ставили ножки в выемки камней и лезли, лезли. И добирались... Не помню, чтобы кто-то оступался.
   Это было первое посвящение в пацана. Услолвное, конечно. Никто и ничего не требовал от Тебя - ты, просто, должен был пройти это.

   Потом вторая ступень. Совсем просто. Метров пять камень с ободком. Но надо было поднятся по ниточке правого ручейка "пяточка к носочку". Не поднялся за раз,- ну еще раз, еще... Без обиды, как атракцион...

   И, вот, наконец, Он - ревущий водопад из "чертовой" пещеры. Третья ступень.
   Пещера небольшая, человек десять поместятся. Страшные нависающие своды и та река,которую мы видели до этого, вся извергалась из его жерла. Завораживающе и страшно. И мы вначале стояли молча, минут десять,преклоняясь...
   Потом пили воду от Него и осматривали пещерку. Что такое сталагмиты и сталактиты мы уже знали и не трогали их. Их сосульки смвисали на полметра. (Сейчас знаю - 10 миллиметров означает примерно пятьсот лет. Т.е. 10 на 500 (пол метра) и на 500 лет = 2,500.000 лет?!
...Ребята, я свидетель тому, и еще старики в Тешебсе окажутся, - этому гроту и водопаду - два с половиной миллиона лет! И водопаду тоже. Ведь от него наши речки бегут...

   Посвящение в "пацаны".
Эти воздояния чему-то языческому были, однако, лишь прелюдией к главному нашему таинству пацанячьему. Пещера была в узкой расщелене - слева нависал огромадный каменюга, а справа была скала. Именно по этой скале предложено было мне подняться на верх пещеры и водопада. Никто не помогал и не советовал. Благо я был тоненький и цепкий.
   Вобщем залез. Посмотрел вниз на этих "маленьких" - эй! ПАЦАНЫ!. Стал осматриваться. Ба! Лужица маленькая воды стоит над пещерой!.. Откуда же берется остальная вода? Смотрю по лужице вверх - тупик, скалы соеденяются. Нет места даже ручейку этой лужицы.
   Смотрю вниз - Ба, камень этот, Глыба шатается!..
-  Володя, слазь! Ты понял себя, слазь немедленно и будь осторожен. Сейчас тебе будет легче... - это старший парень.
   Вроде и ничего, но мои друзья-малолетки стали относится ко мне, как к старшему. Я приобщился к какой-то тайне...

   А теперь несколько вопросов на засыпку. Этой горе, пещере, водопаду и речкам нашим - полтора миллиона лет? Не идет ли Крым ни в какое сравнение с теми нашими предками, которые пили воду из ЕГО рек.
   Почему левая гора до сих пор над водопадом и людьми шатается? Это видимо, если присмотреться, и снизу невооруженным взглядом?
   Почему сверху какая-то дурацкая лужица, а вся вода с таким диким напором вырывается из чресла Горы?
   Откуда этот напор? Что-то же создает его? Подземное озеро, река? Откуда вода для них - гора-то наша без снежного покрова летом?
   Откуда вообще берется эта вода и куда уходит, если ниже по течению все речки летом пересыхают?

   Я поделился с Вами Аномалией и Загадкой. Стоит ли говорить, что Геленджикский Дальмен, Пшадские Дольмены, Дольмены Джубги, мой водопад и открытый недавно Дальмен с усопшим в Абхазии - составляют одну географическую линию...