Настоящая демократия древних

Николай Бузунов
   Перед нами благодаря снимкам любителей прекрасный образец творчества средневековых мастеров. Как и многие другие рунические камни Скандинавии, он совмещает в себе надгробный памятник с алтарём древних языческих богов.  Итак, как всегда, транслитерируем руны на латиницу: По внешней дуге
Gazunr Ulvr raispu stain pansi ivti Aru I ---r sin –uburk at unir.
По левой ленте
Pair etu bu staipa bru.               
По правой ленте камень частично сбит, а остаток представляет какое-то заклинание или молитву
Wr u—l-----k- i.               
Надпись посредине
Vraustain grulvr
Дополнительное разделение на слова: Gazun r Ulvr raispu stain pansi ivti Aru I ---r sin –u burk at uni r
Pair etu bu staipa bru
Vrau stain gr ulv r

   Будем справляться с переводом путём использования всё того же Словаря  http://www.proza.ru/2012/03/22/1663. По внешней дуге традиционное начало об усопшем: САПОЖНИК (изделия из сафьяна и выделка козьих шкур) ЖЕ УЛВР В РАЮ. ПИШЕТ ПОСЛАНИЕ ЯРУ (имя неразборчиво) СЫН. --- ПИСЬМО ЮНЫМ ЖЕ.
По левой ленте  обстоятельства похорон: ПИР БЫЛ УСТРОЕН В БОРУ.
Надпись посредине большими буквами  относится уже к памятнику, как средству отправления культа: МЕСТО ВОРОЖБЫ (веры, моления) и ИГР С ЛОВЛЕЙ (возможно, что-либо вроде «пятнашек» или догонялки парнями девушек). Соответствует последней надписи и  портрет, на который надо молиться. Это, естественно бог Яр, которому и адресовано было письмо. Его знаменитые рога изображены немного ниже лица.

   Таким образом, мы видим, что могила простого (но, возможно уважаемого и набожного) сапожника   превратилась в алтарь языческого бога.
   
   Источники:  www.extremclimb.narod.ru/kamenn1211run.htm