***

Амаль Ханум Гаджиева
ПРОСТИ МЕНЯ, ДОЧЬ…
Рассказ

После трех лет я снова приехала к родным в Баку. Тут мои сестры, братья с детьми, внуками. Остановилась как всегда, у сестры Солмаз: она жила одна, две дочери её были замужем и жили отдельно. И мне было намного проще с ней, ведь между нами было всего два года разницы. Мы с ней с детства были вместе, хоть и дрались как кошка с собакой, ни минуты не могли жить друг без друга. А когда выросли, наши драки ушли в прошлое, и осталась только эта взаимная любовь.
С шестого этажа её девятиэтажного дома открывалась прекрасная панорама на море и на весь город Баку. Мы любили с ней встречать закат солнца на балконе. Это было необыкновенное зрелище: Огромный, красный шар солнца катился по волнам голубого моря, и тихо скрывалось за горизонтом. Я следила за ним, затаив дыхание. А позже мы любовались ночным Баку, смотрели на ставшие кружевными, от освещения, дома, и на улицы, запруженные транспортом. Особенной гордостью моей сестры была телевизионная вышка, которая, вроде Эйфелевой башни, меняла свой цвет почти каждую минуту, переодеваясь то в прозрачно серые, то нежно голубые, то изумрудно зеленые и пурпурно -  красные одеяния.
В эту ночь мы снова сидели на балконе и любовались как всегда, городом, и бескрайним морем. Солмаз печальным голосом рассказывала мне о жизни своей младшей дочери Айтен - у неё начались большие семейные проблемы, муж стал попивать, покуривать, не хочет работать и т. п…
«Надо же, удивляюсь я про себя, а ведь была такая любовь!»
- Но когда я ей предлагаю ей развестись с ним, она отказывается, говорит, что не оставит его, - жаловалась она мне. - Не знаю, на что она надеется? Поговори ты с ней, она тебя любит и будет с тобой откровенна.
Не отрывая взгляда от моря, переливающего разными цветами под закатом, я согласно кивнула головой.
На следующий день, я поговорила со своей любимой племянницей Айтен: Даже сейчас, после десяти лет замужества, она была ослепительно красива. Густые, черные, вьющиеся волосы, матовое лицо, огромные черные глаза с густыми, длинными ресницами, маленький ротик с пухлыми губами, прямой, греческий нос, высокий рост, царская осанка, и превосходные формы тела… Азербайджанское телевидение очень долго упрашивало её принять участие на конкурсе красоты, но она не согласилась… Я не стала вилять, и напрямую спросила её: Ты все ещё любишь своего мужа Физули?
- Да, тетя, - ответила она со слезами в бездонных глазах.
Вдруг острая боль пронзила мне сердце: я вспомнила точно такие же, полные слез, прекрасные глаза моей трагически погибшей дочери Аделины, и больше не промолвила ни слова.
Позже, я сказала сестре: Солмаз, дай решать ей самой. Знаешь, как это больно, когда дети обвиняют тебя в своей судьбе. Ты помнишь историю Аделины с Собиром? Знаешь, что она мне сказала незадолго до смерти? «Мама, если бы вы не помешали нам, пусть бы один день, один час, но мы были бы счастливы с Собиром! Но вы решили все иначе…» До сих пор, перед взором стоят её глаза, полные слез...
И я расплакалась. Солмаз заплакала вместе со мной. Ибо она прекрасно помнила эту историю.
Советский Союз вывел свои войска из Афганистана: народ ликовал. Но многие встречали наших солдат со слезами на глазах: их сыновья, мужья  и братья не вернулись на Родину и легли на чужую землю. У бедных матерей и сестер, жен даже не было возможности сходить на могилу своих близких, выплакаться там, почитать молитву за упокой души усопшего. И от этого становилось ещё больнее, горе ещё тяжелее. Но, а разве те, кто вернулись, все ли были здоровыми? Не у каждого из этих молодых, 18-и -20-и летних парней выдерживала психика всех кошмаров и ужасов войны. У многих из них были покалечены души. Только ради чего нужны были эти огромные жертвы, которые ни к чему не привели? Ради прихоти чиновников от политики? Их-то дети отдыхали в это время в дорогих курортах!.. И не собирались пожертвовать собою ради какого-то мифического интернационального долга! Но, увы, время не вернуть вспять…
Я хочу рассказать только об одной такой искалеченной судьбе и психике в этой жестокой войне, так как она напрямую коснулась моей семьи.
Сама выросшая за чтением книг, и дочерей своих увлекла чтением литературы. И Аделина - моя старшая дочь, и Зарина- моя младшая дочь очень любили читать и росли нежными, добрыми, благородными людьми. Они не могли пройти мимо чужой беды, непременно должны были вмешиваться сами, затем вмешать и меня, прося помочь тому или иному несчастному человеку. Сколько не напрягаю свою память, я так и не могу вспомнить, чтобы они хоть раз привели ко мне счастливого человека. Может, они просто были им неинтересны?.. Не знаю. Одним словом, я воспитала своих дочерей «Дон Кихотами», о чем потом очень жалела. Надо было их подготовить ко всем жестокостям этой жизни, но, увы…
И, конечно же, они не могли не заметить «афганца» -Собира, приехавшего из войны без одной ноги. И приняли живое участие в его жизни: пытались оградить его от тяжестей жизни, от недобрых насмешек жестокой дворовой ребятни по поводу его увечья. Он жил в нашем же микрорайоне. Это был худощавый, симпатичный парень.
       И в один прекрасный день Аделина огорошила меня со словами: Мама, я выйду замуж за Собира.
Я была в ужасе: почему моя такая красивая, умная дочь должна выйти замуж за калеку и быть несчастной всю жизнь? Я тщетно пыталась объяснить ей, что это очень серьёзный шаг, и она не вынесет жизни с калекой: ко всему остальному, они бывают очень ревнивыми. А что такое жить с ревнивым мужем, я знала по своему опыту, хоть и мой муж, слава Аллаху, не был калекой. Это сплошной ад, необоснованные подозрения, скандалы, нервотрепки… Нет, нет, я ни за что не хотела такой жизни своей дочери!


Но она была тверда: Собир не виноват, что его искалечили на войне! Я уже чуть не уступила своей дочери, но благо, в это время к нам в гости приехала моя сестра Солмаз, которая была старше меня, значит, и мудрее. Когда я ей рассказала обо всем, она была в шоке: Она тем более, не хотела даже допустить мысли о том, что её племянница выйдет замуж за увечного… Мы по очереди говорили с Аделиной, чтобы убедить её в неправильном шаге. Но она твердо стояла на своем решении.
И я чуть не уступила дочери. Слава Аллаху, случай остановил меня. Одна из подруг Аделины сообщила мне о том, что Собир - стал заядлым наркоманом. Но моя наивная дочь думала, что она сможет вылечить его от этой пагубной привычки своей любовью.
Это было выше моих сил. Тогда я сказала Аделине, что если она не откажется от Собира, я покончу с собой… Было много слез, и моих, и дочери… Но сама судьба развязала этот узелок: В один прекрасный день к  нам пришла сестра Собира - Наргис и сообщили, что он умер от передозировки…
Я плакала много дней, видя покрасневшие от слез, глаза дочери. Я не знала, как её утешить. И очень боялась, что она замкнется в себе. К счастью, со временем утихла её боль, она вышла замуж за другого, была беременна на восьмом месяце, когда погибла, как и своя сестренка Зарина, от рук подлого убийцы.
Я пережила страшные дни, страшное горе, эту страшную трагедию, ослепла от слез, стала полу калекой от невыносимого горя: но не могу забыть её слова: «Мама, если бы вы не помешали нам, пусть бы один день, один час, но мы были бы счастливы с Собиром! Но вы решили все иначе…» До сих пор, перед взором стоят её прекрасные глаза, полные слез...
Если сможешь, прости меня, дочь…

Амаль Ханум ГАДЖИЕВА