Present

Евгения Серенко
               
   Каждое слово имеет смысл, а некоторые – омонимы - даже несколько.

   Я иногда развлекаюсь, объясняя себе, почему именно эти понятия называются  одним и тем же словом. Как бы сказать попонятнее... Слово «ключ». Ключ к двери – чтобы войти; ключ к решению задачи -  что-то узнать или сделать; ключ – источник воды – чтобы утолить жажду... В любом случае, «ключ» - это что-то позитивное, помогающее человеку решить проблему.
   Или английское слово «present». Это значит - подарок. И это значит – сейчас. Не вчера, не завтра. Сейчас. Это подарок – жить сейчас. Того, что было – не изменить. Того, что будет, не знаем... да и будет ли? А «сейчас» - вот оно: теплое, реальное, близкое, зависящее от тебя самого. Данный тебе подарок.


   Моего клиента звали Назир. Когда-то он жил в  Дубае – в Заливе, как он говорил. Любил свою работу, зарабатывал хорошие деньги и тратил их на сестру. На Риму.

   Ему было сорок три, когда он переехал в Канаду – и через год попал в аварию. И все. Нет любимой работы. Нет здоровья. Нет денег, к которым привык. Нет возможности баловать оставшуюся в Дубае Риму.
 
   Он не отчаялся. Он умел быть счастливым.
   И по-прежнему баловал свою Риму. Только теперь он посылал ей не деньги или подарки, а письма, и  звонил каждый день. И она звонила ему. Иногда он просил меня ответить на звонок – по-моему, не потому, что не мог это сделать сам, а потому, что ему хотелось в который уж раз услышать от меня: «Назир! Звонит твоя Рима – и до чего же приятный у нее голос!» Он попросил меня пересылать ей самые красивые слайды: - Риме будет приятно, что у меня есть друзья.

 - Ты не поверишь, Юджиния, - рассказывал мне Назир, - но когда мать принесла ее из роддома – мне было почти двенадцать, – и я увидел эту крошечную девочку, понял, что отдам ей всё, что она пожелает.

   Ну, почему же – «не поверишь»? Я не просто верила – я видела, как дороги друг другу эти брат и сестра.

   «Этим летом Рима обещала приехать!»  Я слышала это каждый год в течение тех шести лет, что работала у него. Но проходило лето – а Рима не приезжала. Я не спрашивала, почему. Назир каждый раз сам объяснял: его сестру так ценят на работе, что не могут дать отпуск. Странно, думала я; но кто знает... может, в Заливе такие правила?

   А Назир грустнел. Болезнь забирала силы; Рима – свет в окошке – не приезжала; и все чаще он убеждал меня – или себя? - что она обязательно скоро приедет. Потому что поймёт: когда жестокие работодатели всё-таки дадут ей отпуск, ехать будет не к кому. 

   Приближалось Рождество – день, когда все дарят друг другу подарки. Назир  не говорил об этом, но я видела, как он ждет единственного подарка.

 - Назир! - не выдержала я. - Разреши мне написать ей. Так нельзя!
 - Нет, – не сразу ответил он. – Ещё рано.

   Год назад я нашла его на полу. Без сознания. Позвонила 911. Его привели в чувство и приготовили забирать в больницу. Я положила ему в карман айфон – он не расставался с ним, чтобы всегда быть готовым ответить Риме.

   Только через пять дней я пришла навестить его. Впервые он отвернулся, увидев меня; а когда я спросила, в чем дело, обиженно спросил:
 - Почему ты не приходила так долго?
 - Долго? Ну, знаешь... У меня ведь есть и другие клиенты!
 - Из-за тебя я не могу позвонить Риме.
 - Из-за меня?!
 - Почему ты не положила мне зарядное устройство?

   Я возмутилась:
 - Ну, это уж слишком! Думаешь, я не растерялась, увидев тебя без сознания? Думаешь, у меня нет... - и замолчала, увидев, что он плачет.

 - В общем, так, Назир. До четырёх я занята, а потом еду к тебе – и где-то около пяти...

   После работы я поехала к Назиру. Поднялась на восьмой этаж, подошла к двери. На полу сидела  молодая женщина. Я узнала ее сразу: на письменном столе Назира не было других фотографий.
 - Рима?
 - Ой, наконец-то! - она подняла заплаканное лицо. - А я не знаю, куда идти, что делать... Телефон не отвечает. Где он?
 
   Мы вошли в квартиру; она оставила свои вещи, я взяла зарядное устройство – и мы поехали в больницу.
 - Спасибо вам, - сказала Рима. – Но почему вы раньше не написали, что он так плох? Он говорил, что всё в порядке...
 
   В больнице я попросила ее подождать за дверью – его нужно подготовить, а то только стресса ему не хватает.

 - Наконец-то, - обрадовался Назир. – Включи, пожалуйста... - и осекся. 

   Ну, не умею я сдерживать свои эмоции! Вот и сейчас он понял, что произошло что-то хорошее...- Где она?

   Я не успела ответить. В палату влетела Рима, и они, перебивая друг друга и плача, заговорили на своем языке.

   Я тихонько вышла и закрыла дверь.


   Здесь и сейчас.
   Не вчера – этого не изменить.
   И не завтра.

   Потому что как знать -  понадобится ли твой подарок завтра.