Вечный город. Ватикан

Лев Израилевич
  Сикстинская капелла. Ватикан.
               
Назавтра с самого утра отправились в Ватикан. Это столица мирового католицизма. Резиденция Папы Римского, приемника Петра и наместника Христа на земле. Место пребывания управления Римско-католической церкви.

Ватикан – самое маленькое государство мира. Его территория составляет всего 44 га. Население – около тысячи человек. Тем не менее, оно многонационально. Превалируют итальянцы и швейцарцы. Ватиканским гражданством обладает далеко не всё население государства.

Ватикан имеет все атрибуты и символы независимого государства. Конституцию. Герб. Флаг. Есть даже своя денежная единица – ватиканская лира. Свой язык. Их даже два. Официальный – латинский. В быту или, как говорят христиане, в миру – итальянский.

Охраняют Ватикан и исполняют церемониальные функции 54 швейцарских гвардейца. За общественным порядком следят 150 папских жандармов. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с большинством стран мира. В том числе и с Израилем.

Вообще-то, с евреями у папства всегда были, мягко выражаясь, весьма сложные отношения. Но римский папа Иоанн Павел II в январе 2000 года с опозданием во много-много веков попросил, наконец, прощение у бога и людей за крестовые походы, насилие и нетерпимость по отношению к иудеям. Он даже нанёс визит в Израиль. Точнее сказать, посетил Святую землю. Однако все эти мероприятия, похоже, никак не сказались на уровне мирового антисемитизма.

Форму государственного устройства Ватикана назвать затрудняюсь. Судя по тому, что верховная, законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат Папе, государственный строй вполне можно назвать папской монархией. Но это только моя догадка. Думаю, всё-таки она близка к истине, так папскую власть часто величают Святым Престолом.

 Ватикан имеет самые тесные связи с Италией. Через неё осуществляется всё материальное обеспечение. Проходит нескончаемый поток посетителей. Этой цели служит миниатюрная, как и само государство, железнодорожная ветка протяжённостью всего в 275 метров. Она соединяет Ватикан с сетью итальянских железных дорог. Имеется даже красивый отделанный мрамором вокзал.
   
 Несмотря на древнее происхождение Ватикан относительно молодое государство. Оно образованно лишь в 1929 году на основании Латерианского соглашения (конкордата). Как ни странно, во времена фашистской диктатуры. Этот документ подписали римский папа Пий XI и дуче Б.Муссолини.

 Государство молодое, но очень богатое. Ватикан крупный держатель акций ряда ведущих мировых компаний и банков. Он владеет огромной недвижимостью в Италии, Испании, Германии и некоторых латиноамериканских странах.

В его казну стекаются колоссальные потоки взносов от национальных католических церквей из многих стран мира. В Ватикане сосредоточены бесценные сокровища всемирной культуры и искусства. Короче, папа и его граждане живут совсем неплохо.

После этой короткой справки непосредственно об экскурсии. Наш автобус остановился на дальних подступах к мощной крепостной стене, окружающей Ватикан. Это граница государства. До неё нам пришлось довольно долго топать по тесным улочкам. Они сплошь были забиты стоящим транспортом и снующими туристами.

Первое, что мы увидели, приблизившись к стене, так это колоссальное скопление народа. То были туристы, жаждавшие попасть в музеи Ватикана. Былых советских граждан очередями не удивишь. Но таких огромных даже в стране всеобщего дефицита видеть не доводилось. Однако нам повезло. Организованные группы туристов проходили по своей несравненно более короткой очереди. Но и эта процедура заняла минут сорок.               

С Ватиканом нас знакомил отличный гид. Это был молодой римлянин лет тридцати. Высокий стройный красавец, чем-то похожий на молодого Марчелло Мастроянни. Наши дамы, все без исключения, тут же в него влюбились. Звали гида Пабло. Он без малейшего акцента изъяснялся по-русски, и был необычайно галантен. Само собой – первоклассный профессионал. Как я понял, солидные туристические фирмы других просто не держат.

Знакомство с Ватиканом мы начали с его музеев. Трудно осмыслить, но это факт: на клочке земли площадью менее половины квадратного километра разместилась подлинная сокровищница мировой цивилизации. Бесценное собрание художественных шедевров. Благодаря меценатству римских пап здесь удалось сосредоточить великое множество самых богатых в мире коллекций картин, скульптур и прочих произведений искусств величайших мастеров всех времён и большинства народов.

Музеев в Ватикане много. Один богаче и интереснее другого. Вот только некоторые из них. Пинакотека (в переводе с греческого – картинная галерея), где сосредоточены уникальные произведения древнего искусства. Святой музей. Музеи египетского и этрусского искусства. Есть и другие.

Пинакотека – наверное, самый уникальный ватиканский музей. В его пятнадцати залах выставлено 460 художественных произведений. В общем-то, сравнительно немного. Но зато почти все авторы полотен – корифеи живописи. И в их числе Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Рубенс, Доменикино и многие другие величайшие мастера современной цивилизации.

Полюбовались мы и знаменитыми Рафаэлевскими мадоннами. Впечатление потрясающее. К сожалению «Сикстинской мадонны» в Ватикане нет. Она храниться в Дрезденской галерее в Германии.

Не меньшее удовольствие доставляет созерцание античных скульптур. Из многих выставленных здесь шедевров мне особо понравилась белоснежная мраморная скульптурная группа II века до н.э. Эта работа неизвестного мастера с греческого острова Родос. Называется она «Лаокоон».

В греческой мифологии это жрец Аполлона, бога-покровителя искусств из Трои. Во время Греко-троянской войны он призывал троянцев не пускать в город деревянного коня. Но его не послушали. Сочли провокатором. Две огромные змеи, которых послала богиня Афина, задушили Лаокоона вместе с двумя его сыновьями.

Трагическую сцену удушения и изваяли в мраморе великий родосский мастер. Много веков об этой скульптуре знали немногие. Только в 1506 году уже новой эры её обнаружили в Золотом зале римского императора Нерона, и с тех пор шедевр стал доступен широкой публике.
               
 В музеях Ватикана представлено множество и других не менее знаменитых шедевров. Три стандартных часа, отведенных нам на осмотр таких уникальных коллекций, бесспорно, время ничтожное. Нужны недели, а может быть и больше. Но это для профессионалов и больших любителей искусства.
 
Из музея наша группа должна была спуститься в Сикстинскую капеллу. И тут случилось ЧП. Вдруг неожиданно исчезла моя дорогая супруга. Вообще-то на экскурсиях она обычно вела себя на редкость дисциплинированно. Всегда находилась в авангарде. Ни на шаг не отходила от гида.

Но надо же, именно в последнем зале художественной галереи вдруг неожиданно изменила этому железному правилу. Ей почему-то в индивидуальном порядке захотелось заглянуть в туалет. Обычно такую процедуру мы совершали строго по указанию гида и сугубо коллективно. За проявленную вольность жена горько расплатилась.
 
Впрочем, её исчезновение для меня неожиданным не было. Честно признаться, я даже в какой-то мере оказался виновником страданий супруги. Перед тем, как исчезнуть за дверями туалета, она буркнула мне что-то вроде того, что на минутку.

Минутка, естественно, растянулась. А вот Пабло действительно через пару минут после отлучки жены закончил свою лекцию, и тут же, увлекая за собой всю нашу группу, быстрым шагом направился к вестибюлю. Из него довольно узкие лестничные пролёты вели к Сикстинской капелле.

Я бросился за гидом со слёзной просьбой подождать. Но, увы, было уже поздно. Более того мощный людской поток подхватил меня, как бумажный кораблик. В мгновение ока я оказался на лестнице со всех сторон зажатый туристами. Через пару минут людская лавина снесла меня вниз на этаж ниже.
 
С невероятным трудом, осыпаемый проклятьями со всех сторон, я таки смог продраться вверх против ошалелого течения людской массы. Но только до небольшой площадки между лестничными маршами. Здесь я был остановлен бравыми ватиканскими жандармами.

Мне вполне доступно объяснили, что наверху находится выход из музея. Если же я что-то упустил, и захотел повторить осмотр, то нужно опять купить билет и войти через парадный вход. Объяснение, бесспорно, было токовым, но совершенно для меня бесполезным. Ничего не оставалось, как опять влиться в поток, который  моментально снёс меня на исходный рубеж.

  В это время жена, обуянная страхом, металась по залам музея в поисках пропавших земляков. В конце концов, она таки добралась до тех же жандармов, которые меня завернули. Ребята на многих языках пытались узнать причину прострации супруги. Но безуспешно. К сожалению, ни русского, ни иврита они не знали.

 Супруга же наоборот хорошо владела только «великим и могучим». Однако, несмотря на, казалось бы, непреодолимый языковой барьер, жена с честью выпуталась из нестандартной ситуации. И сделала она это, исключительно при помощи замечательного русского языка.

Что говорила супруга жандармам, потом вспомнить ей так и не удалось. Впрочем, это и не важно. Главное – в своей тираде она упомянула имя нашего гида Пабло. Он оказался личностью весьма известной. Собственно, данный факт всё и решил.

Ватиканская стража по рации связалась с нашим чичероне. Через пару минут он появился, и вызволил супругу. Потом Пабло рассказывал, что его по телефону попросили забрать красивую женщину из иранской туристической группы.

Парадокс состоял в том, что Иран является злейшим врагом Израиля. До настоящего времени пока ещё ни одному израильтянину не удалось не то что попасть в иранскую туристическую группу, но даже ступить на иранскую землю. По крайней мере, официально.

Ну, а теперь непосредственно об экскурсии по Ватикану. Сикстинская капелла и Собор св.Петра произвели на меня наиболее сильное эмоциональное воздействие. Это действительно самое, что ни на есть, потрясающее зрелище. Говоря красиво – подлинный триумф человеческого гения.

В этих двух, религиозных святилищах, витает некая особая космическая аура. Возникают ощущения сродни тем, что испытываешь, стоя  у западной стены былого иерусалимского Храма. Или как её называют Стены плача.

Сикстинская капелла была сооружена во второй половине XV века по приказу папы римского Сикста IV. Отсюда её название. Автор проекта – архитектор Джованнино де Дольчи. Капелла представляет собой прямоугольный зал площадью 520 квадратных метров. Высота зала – 20 метров.

 Дневной свет поступает в капеллу через двенадцать полукруглых окон, расположенных под сводчатым потолком. Пол выложен чудесной гранитной плиткой в виде огромного узорчатого ковра. Элегантная перегородка делит зал на две части. Она отделяет во время богослужения места, где сидят кардиналы, от мест высших сановничьих особ.

Боковые стены капеллы расписаны изумительными фресками великих флорентийских и умбрийских мастеров, предшественников гениев искусства: Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи. С одной стороны – Ветхий завет. Сцены из жизни Моисея. С другой – Новый завет. Сцены из жизни Христа.

На торцевой стене площадью в 230 квадратных метров расположена изумительная по красоте и манере исполнения гигантская фреска Микеланджело «Страшный суд». Это самая знаменитая работа мастера. На ней великий итальянец изобразил гигантские фигуры Христа, святых Петра и Варфоломея высотой в 2,5 метра.

Кроме них здесь ещё масса тщательно выписанных персонажей периода второго пришествия Христа. Сцена страшного суда в исполнении художника-гения воистину потрясает. Передать её словами у меня нет абсолютно никакой возможности. Даже великолепные буклеты не передают и сотой доли от реальных ощущений.

Микеланджело расписал и свод капеллы. Это 33 фрески общей площадью 520 квадратных метров. Продвигаясь от алтаря к дверям можно полюбоваться фресками на темы из Священного Писания. Здесь изображены сцены из библейской истории человечества. От сотворения мира до Христа.

 Вообще-то рассматривать потолочные фрески занятие не из лёгких. Для этого надо иметь крепкую шею борца. Я хоть и был таковым когда-то, но должен признаться, после Сикстинской капеллы шея побаливала. Тем не менее, удовольствие получил необыкновенное. Фрески Микеланджело – уникальное чудо искусства. Я бы назвал его даже чудом Света. Не знаю уж, под каким порядковым номером.

Сикстинская капелла это не только музей. Здесь в присутствии папы, сановников папского двора, дипломатического корпуса и римской аристократии проходят самые важные религиозные заседания и обряды. Главнейший из них – избрание Папы Римского.

Как известно папский сан присваивается пожизненно. Так что нового папу избирают только в случае смерти предшественника. Для этого в капелле собирается конклав (совет кардиналов). Процедура избрания достаточно сложна и длительна.

Когда кто-нибудь из кардиналов при тайном голосовании получает большинство в две трети плюс один голос, его провозглашают папой. В этот момент из каминной трубы капеллы выпускается белый дым. Если голосование результата не дало из трубы идёт чёрный дым. Процесс повторяется до положительного результата.

Теперь пару слов об экскурсии по собору св.Петра и площади перед ним. Это парадный вход в Ватиканское государство. На этот раз наш автобус подъехал почти вплотную к нему. К площади мы подошли по широкой современной улице Вия дела Кончилиацеоне.

Со стороны улицы просматривается только центр площади св. Петра с высоким обелиском на фоне грандиозного фасада собора. Сама площадь скрывается за жилыми домами весьма заурядной архитектуры. С этого ракурса вид на Ватикан особого впечатления не производит.

Но как только за последним зданием открылась потрясающая по красоте полная панорама площади, вся наша группа буквально замерла от ошеломляющего восторга. Это место по утверждению нашего красавца-гида один из самых изумительных примеров архитектуры всех времён и народов. Во всяком случае, мне лично, ничего подобного никогда видеть не доводилось. А к этому времени мы с супругой уже объездили немало очень красивых стран.               

Площадь окружена колоннадой, состоящей из двух крыльев. Колонны расположены в четыре ряда. Всего их 284. По 142 на сторону. Колоннаду венчают 96 статуй святых и мучеников. В центре площади стоит большой египетский обелиск из гранита. В I-ом веке до н.э. по приказу римского императора Калигулы этот обелиск привезли из Египта. Вначале он стоял в  цирке, где проводились гладиаторские бои, а в 1586 году он был перенесён на нынешнее место.

Я, конечно, прекрасно осознаю, что моих художественных талантов никак не хватит, чтобы описать словами эту воистину неописуемую красоту. Да и вряд ли вообще такое возможно. Даже шикарные фотографии дорогих туристических буклетов не возбуждают и сотой доли тех чувств и эмоций, которые испытываешь, находясь на площади св. Петра.

 Короче, чтобы насладиться этим беспрецедентным по красоте творением человеческого гения нужно лицезреть его непосредственно. Всё прочее – чистейшей воды суррогат. То, что я привёл выше, всего лишь схематическая констатация архитектурных фактов. Не более того. Впрочем, это относится ко всем моим туристическим заметкам.
 
Тем не менее мне ничего не остаётся, кроме как продолжить описания своих римских впечатлений. Теперь уже по поводу самого собора св. Петра. В качестве преамбулы – небольшая историко-теологическая справка. Пётр в Новом завете – один из двенадцати апостолов. Ближайший ученик Христа.

Ему  вручили ключи от небесного царства, и он получил предназначение стать «основанием» церкви Христа. После распятия Христа Петр занимается проповеднической деятельностью. Примерно в 65 году новой эры он был схвачен в Риме, и казнён вместе с Павлом. Церковное предание считает Петра первым римским епископом.

 Первые христиане хранили останки Петра в гробнице. Затем вокруг неё был сооружён ораторий. В 342 году н.э. на территории былого цирка императора Калигулы построили грандиозную базилику, где хранились святые мощи Петра.

 Затем спустя много веков на том месте воздвигли храм св.Петра. Над его строительством трудилось не одно поколение величайших гениев зодчества: Микеланджело, Рафаэль, Антонио да Сангалло и многие другие талантливые архитекторы. Более трёх веков продолжалось строительство. И, в конце концов, возвели собор, которому равного нет в мире.
               
Фасад трёхэтажного храма св. Петра выглядит величественно и монументально. В центре второго этажа высится знаменитый балкон. С него Папа благословляет толпу, собравшуюся на площади. Карниз третьего этажа венчают тринадцать огромных скульптур. Это Иисус и его двенадцать апостолов.

По концам карниза установлены большие часы в скульптурном обрамлении. Фасад выходит на площадь широкой лестницей. По её краям установлены статуи святых Петра и Павла. Над собором царит величавый купол. Это самый большой из всех когда-либо построенных за всю историю христианства. Снаружи храм, конечно, впечатляет. Однако настоящее эстетическое потрясение ощущаешь, только войдя внутрь.

Интерьер  собора  поражает  своей  гармонией. Здесь  настолько совершенно слияние всех его архитектурных, скульптурных и декоративных элементов, что поначалу даже как-то не воспринимаешь необычную грандиозность этого сооружения. Особое восхищение вызывает купол работы Микеланджело.

Это что-то необыкновенное. Зрелище – потрясающее. Описать его словами у меня опять же нет никакой возможности. Короче – высшие достижение искусства, как, впрочем, и инженерной мысли современной цивилизации.

 Прямо под куполом расположился Папский алтарь. Отсюда по религиозным праздникам Папа ведёт свои богослужения. Над алтарём громадный балдахин, отлитый из бронзы. Художественное литьё буквально филигранного качества. Это сооружение тоже производит колоссальное впечатление.               
               
Вверху, около пилястра, держащего купал, находится мозаичная копия картины Рафаэля «Преображение». Вообще, в соборе очень много красивейших всемирно известных произведений искусств. Среди них в первую очередь я бы назвал великолепную скульптуру Микеланджело «Пиета».

 Это Богоматерь с мёртвым Христом на руках. Комментировать не буду. Одно слово –  шедевр. Кстати сказать, эта работа – единственное произведение, на котором великий мастер поставил свою подпись. Она до сих пор хорошо видна на ленте, опоясывающей одежды Мадонны.               
 
Довольно интересно было посмотреть гробницы пап, в разные века пожелавших быть захороненными в этом самом важном и большом храме христианства. Гробницы изготовлены величайшими мастерами того времени. Впрочем, и нынешнего тоже. Немного теперь найдётся таких искусников.

Особой красотой меня поразило надгробье на могиле папы Павла III Фарнезе, умершего в 1645 году. Это скульптурная группа. Две мраморные статуи, изображающие Милосердие и Правосудие. Они стоят рядом с папским саркофагом. На самом саркофаге установлена третья скульптура – Смерть.
               
К сожалению, в Ватикане нам удалось посмотреть далеко не всё. В программу экскурсий, в частности, не вошли осмотры замечательных дворцов, лоджий и станций Рафаэля. Не получилось погулять по улицам и площадям жилых кварталов Ватикана.

Здесь находятся великолепные библиотеки с экспозициями древних книг. В общем, есть ещё немало, чем можно восхититься. Но это уже в следующий раз. Возможно, когда-нибудь такое случиться. Ведь не зря же мы бросили кучу мелочи в фонтан «Треви».