Древо жизни

Боря Коган
                Древо   жизни
Сказал раби Хананья бэн Акашья: "Захотел Всевышний даровать заслугу евреям, для этого умножил для них Тору и заповеди". В этом высказывании содержится обобщающий смысл всех заповедей Торы, а именно: Всевышний даровал Тору Израилю, чтобы удостоить его заслуги, однако нет ответа – какой именно. В Книге "В пустыне" описывается, что сыны Израиля роптали, жалуясь Моше: "Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром". А комментатор Торы, Раши, толкуя это высказывание, пишет: "Что значит даром – даром, то есть без заповедей". Таким образом, из толкования Раши напрашивается вывод, что заповеди это плата, которой мы обладаем, чтобы не получать даром. И в этом наша заслуга, которой нас удостоил Господь.
Если так, то почему именно 613 заповедей, почему эти, а не другие? Написано в книге Вэикра Раба (27, 2): "Не делал ты никакой мезузы, пока Я не дал тебе твой дом, не делал ты забора на крыше, пока Я не дал тебе крышу, не делал ты себе цицит, пока Я не дал тебе одежду".  Эти цитаты подтверждают высказанную идею, что заповеди  это плата, посредством которой человек получает все необходимое. Душа каждого человека  соткана из желаний, которые, подобно сосудам притягивают желаемое. И в соответствии с каждым желанием существует заповедь, повелевающая или запрещающая, которая позволяет получать согласно желанию, но не даром. Заповедь - это плата, которая регулирует баланс между получением и отдачей. К сожалению даже большинства заповедей не хватает для поддержания баланса, поэтому и к праведникам приходят страдания.
Итак, попытаемся исследовать наши желания и, соответствующие им заповеди, хотя в точности это знает лишь Тот, КТО сказал и возник мир, Тот, КТО  сотворил все наши желания, только Он знает точную плату за каждое желание.
Все люди нуждаются в хлебе для пропитания, и следовательно существует достаточно много заповедей, позволяющих есть хлеб не задарма. Например, пасхальная неделя, когда верующий еврей на неделю отказывается от хлеба, дабы выполнить волю Творца. Запрещено также питаться от нового урожая пшеницы пока не вознесут в Храм в День дарования Торы два, испеченных хлеба. Помимо этого все евреи обязаны приносить в Храм хлебные приношения.
Одно из базисных желаний людей построить или купить дом, от которого они отказываются на неделю в праздник кущей, кроме этого, человек, приобретший дом обязан прибить мезузот, установить забор на крыше, приглашать в дом гостей.
И у мужчин и у женщин одно из самых сильных желаний- половое влечение, ограничивают которое целый ряд  заповедей. Прежде всего, это все запреты Торы, описанные в Книге Вэикра. Далее, для того, чтобы воплотить свой инстинкт евреи совершают обряд Кидушин, то есть – освящение невесты, им также запрещено быть вместе в те дни, когда жена является нидой(то есть после родов, во время и после месячных).
Помимо этого женатым людям заповедано плодиться и размножаться, воспитывать детей и обучать их Торе, что для многих является тяжелейшим испытанием.
Каждый из нас нуждается в различных видах ремесел или профессий, благодаря которым он влияет на мир, а также зарабатывает на жизнь себе и своей семье. А получает он это право в заслугу соблюдения шаббата, когда он во имя Творца отказывается от всех работ.
Любая пища, которой мы питаемся, дается нам в заслугу благословений, в заслугу соблюдения кашрута(общее понятие дозволенного Торой образа жизни), особого умерщвления и разделывания животного, в заслугу пожертвования священникам, отдачи десятин, соблюдения законов орла(то есть отказа в течение 3-х первых лет питаться плодами деревьев), приношения первых плодов в Храм. В заслугу прекращения работы на полях земли Израиля каждые семь лет народу дается право работать на земле и населять ее . Это только часть заповедей, которые нам дарованы, чтобы питаться не задарма.
Каждый отец желает иметь сына, продолжателя рода, это желание реализуется в заслугу заповеди об обрезании, в заслугу выкупа первенца.
До сих пор были перечислены материальные потребности человека, которые отражают желание дать во имя получения. В то же время, в зависимости от духовного уровня человека, существуют заповеди, отражающие желание дать во имя блага  народа, мира, во имя радости Творца. Такие желания, являясь заповедями, представляют собой общую плату, то есть они – цель творения, ради них был создан мир, поэтому они оправдывают наше существование. Среди таких заповедей распространение Торы в еврейском народе и среди общин "Бней Ноах", захват и заселение святой земли, защита народа от врагов, стремление к построению Храма и распространение знаний о нем. Именно эти заповеди исправляют все остальные наши желания, превращая их в желание дать и получать во имя радости Всевышнего.