Эврика - 18 - Собачий телеграф

Николай Ломачинский 2
              "СОБАЧИЙ ТЕЛЕГРАФ"

         Как-то поздней глубокой ночью, я вышел на лоджию и выглянул в окно. Ночь была душной и тихой, даже обмелевшая речка  и та едва слышно текла между камней. В это время машины редко проносились мимо, и можно было насладиться настоящей тишиной.
          Вдруг, вдалеке, почти на самом  верху села Верхний Юрт послышался встревоженный лай собаки.
      Вроде бы ничего особенного не произошло; потревожили сон, какого-то пса и он недовольно и зло залаял на всю округу.
         Но дело в том, что на его лай тут же ответили, как бы с вопросом или в солидарность, вначале соседние собаки, затем, как эстафету, подхватили уже дальние.  Встревоженный собачий лай эпидемически быстро опустился к нам, а затем перескочив сонную речку, устремился вверх по соседней горе, по ходу пробуждая собак в селе Барановка.  Через пару минут лай или его эхо доносился уже из далёкого села Пластунка, которое находится за двумя ближайшими горами. Такое же эхо слышалось из-за горы, где находился посёлок Мамайка. Потревоживший всех пёс давно утих, как и всё село на горе Верхний Юрт, а запоздавшие собаки, нет-нет, да  оглашали спящие окрестности обрывочным, бестолковым лаем.
       Я задумался. Вроде бы ничего удивительного не произошло. Всего лишь стайная реакция на солидарность с обиженным псом! Подобное слышал я много раз.
      И всё же именно этот, ординарный случай навёл меня на скрытые закономерности передачи информации в виде необычных, но всё же волн.
        Я не исключаю того, что первым, потревоженным псом был  не тот, который, как бы спровоцировал всеобщий лай всех собак в округе, а, возможно, тот или та, которые находились, быть может,  за 10-20км и более от меня. Вполне возможно, что пока я спросонья смотрел в окно и размышлял над загадкой «собачьего телеграфа», тот успел уже передать «срочную телеграмму» в Лазаревскую или в Туапсе, если на линии не было большого разрыва между скоплениями собак.
     В человеческой среде подобные явления так же можно наблюдать в местах большого скопления людей; концерты, спортивные матчи, митинги и манифестации. В документальных фильмах о войне, хорошо видно, как волной выскакивают солдаты из окопов и кричать подбадривающие лозунги, именно от командира, зачинщика атаки. По тому же принципу срабатывает паника,  при провале атаки, наступавшие ряды начинают отступать в волновом порядке, начиная от первых, дрогнувших и побежавших обратно бойцов.
       Как ни странно, но именно так же работает и взрыв любого боевого заряда; детонируя по кругу от запала  все крупинки в боевой части оружия.
       В данный момент, пронёсшийся мимо моих окон лай собак, напоминает длинный бикфордов шнур со множеством ответвлений, как это происходит при взрывах в карьерах и в шахтах. Я допускаю то, что бывают случаи, когда лай всего одной собаки встревожит души тысяч своих сородичей на протяжении десятков  километров черноморского побережья.
Ранее, бывая во многих селениях, я иной раз удивлялся: «И чего это собакам не спится в такую тихую погоду?»
       Слушая надоевший лай окружающих собак, и недовольно ворча на них, я не мог слышать лая собак в дальних селениях, и, конечно же не мог догадаться, что собаки, не имея возможности перемещаться по округе (сидят на цепи), таким образом общаются между собой, выбирая именно тихую, безветренную погоду. Получался этакий собачий интернет.   Воистину, «Собака ру»!
       А теперь, говоря собакам спасибо, за нежданную информацию, я ныряю в воды мирового океана. Здесь из-за более  высокой плотности воды, звук распространяется гораздо быстрее и дальше.  Выходит, что «уникальный» нюх и запахи тут ни при чём, и поиск поисковых способностей шёл не совсем том направлении. Подтверждение этому я увидел в одной из телепередач, где показали жизнь на морском дне, притом на доступном для большинства акул глубине. На дне, как на шведском столе, лежали нетронутыми туши гигантских китов и крупных рыб. Хватит на несколько стай хищников на несколько дней.
Киты  умерли  от  болезней  или  от  старости;  мирно  и  тихо. 
        Либо поле вокруг них во время их гибели от возможных травм было очень слабым (мало было вокруг трезвонящих «сорок»), и информация о изобилии вкуснятины не дошла до ближайшего хищника.
         Я пишу об этом вкратце, выхватывая из общего потока поступающей информации лишь ассоциативные куски или фрагменты общей темы, а кому надо будет, тот пусть объединяет и углубляет мои случайные наблюдения и предположения.
        К сожалению, мой удел лишь кричать: «Эврика!»  А вот доводить свои идеи до получения званий и наград мне не дано; слишком много точек приложения и мало времени на остановку и более детальную обработку поворачивающихся тем.
       Отвлёкся.
        В кинопутешествиях по Африке показывают, как «примитивные» с виду аборигены передавали срочные, тревожные и важные вести с помощью дымных костров.
        Пока самый быстрый конь проскачет от источника информации до ближайшего пересыльного пункта, депеша уже, по дымным столбам улетит на сотни километров и притом во все уголки подвластных владений. За довольно короткий промежуток времени будет оповещено всё население региона, на что понадобиться тысячи скакунов, гонцов и много времени. Подобный «дымовой телеграф» был устроен китайцами на своей знаменитой стене.
Подобную или подобную систему оповещения можно проследить в степях Серенгети (её чаще всех показывают по телевизору).
        От гибнущего по каким либо причинам животного исходит тревожная информация по кругу и притом с приличной скоростью. Я предполагаю, что этот сигнал исходит в основном в ультразвуковом диапазоне, недоступном для нашего слуха. За время совместной эволюции травоядных и хищников, последние  настроились на их волну и легко находят беспомощную жертву.
        По последующим, спонтанным, ночным наблюдениям, я убедился, что животные (собаки) сортируют полученную информацию по значимости и превращают её либо в локальную – от одной, до нескольких ближайших особей, - либо в местную, где в счёт уже идёт десятки или сотни особей. И, конечно же,  у них  есть  канал глобальной информации. На такой канал я и попал в ту ночь, вот только, что за информация прошла мимо моего дома по собачьему телеграфу или интернету для меня осталась тайной. Чаще слышится лай одной или нескольких собак, на который другие собаки никак не реагируют голосом.
         Многим приходилось замечать, как довольно меланхоличные и «молчаливые» собаки, вдруг без видимых причин, гавкнут раз другой в небо, а совсем уж ленивые, просто буркнут себе под нос.
         Мы удивимся: «С чего это он?» И всё!
       А ведь у собаки сработал ретрансляционный канал связи с ближайшим сородичем.
Это поле деятельности для любознательных кинологов, учёных по каналам связи информации, биологов, статистов и других.
            Я не стал касаться насекомых; там вообще тьма тем в этом направлении.
       Я хочу  лишь через «собачий телеграф» в нашей  человеческой среде обратить внимание исследователей запахов и нюха на звуковое поле планеты при поисках живых организмов, как пищи, так и полового партнёра, разделёнными разными расстояниями.
        Кстати, недавно услышал, что самец, какого-то ночного мотылька, «чует по запаху» самку за два километра. Впечатляет «наблюдение».
         Но, возьмите влюблённых, да и изолируйте их от своих сородичей, которых в округе кишмя кишит, и которые так же источают сексуальные запахи-волны и только это может помешать им быстро встретиться, если они не разлетятся в разные стороны, потеряв опробованные временем ориентировочные маяки и ретрансляторы.
        «Собака лает – ветер носит!»  Оказывается не только «брехню!»

                Сочи  1999г.