Казаки

Валентина Хоральд Байрам
   Каждую весну жители полесья, волыни и Белоруссии собирались в артели –«ватаги»,выбирали  атамана, заготавливали оружие  и нужные снасти и припасы, что бы в путь на благие дела отправиться. Ранней весной они уходили  в степные «уходы», что бы хозяйничать там до поздней осени, а затем с запасами  меда, грибов, рыбы, шкур, лошадей и скота возвращались на волость. И, уставшие от хлопот,  по домам  разбредались. На волости у них старосты отбирали  большую  часть добычи  и  разрешали  остатки  забрать  себе. Добычничеством, казачеством  - такие походы назывались в народе, а промышляющие  тем промыслом – казаками  величались.
   Казаки в  походах своих сталкивались с  трудностями разными тяжела  и горька была жизнь  казака – трудяги, приходилось  терпеть  и голод,  и холод, их  убивали  и  захватывали  в рабство  татары  и турки, их  угнетали  панская  неволя и старостинская власть, нищенское существование, разоренные  города  и села, угнанные  в  неволю  родственники, слезы  и страдания  простого  народа, войны  между  князьями, унии   между  Литвой  и  Польшей,
религиозные  претензии  московских  князей  к  Литовскому  княжеству, и  многое – многое другое. Украина была частью  Великого  Литовского  княжества, все  тяготы  ложились  на  плечи  простого  народа. Народ  чувствовал  себя  беспомощным  и  беззащитным  перед невзгодами. Мужчины   уходили  в  степи  и  прятались  там  от поработителей, соединяясь  группами, и давали отпор совершали  набеги на работорговые  города и освобождали из плена родных и близких. Позже -  создавали  городки, засеки, сечи, соединяясь в отряды стали  превращаться  в большой казацкий союз и  стали называться «Низом Днепровским». Центром было у них Запорожье.Места те  были труднопроходимыми – трясина,  камыш, засады казаков. Туда  боялись ходить - воины  польские, и литовские, и  турецкие, и татарские.
   Раннее казачество – это  убогий украинский люд: крестьяне, мещане, старостинские слуги. В дальнейшем стали присоединяться Бояре, шляхтичи, И другие пришлые  из знати.
   Князь - Дмитрий Вишневский признал  право народа на свои права, вошел  в «низы» и организовал войско из  беглых подневольных казаков. Построили  замок на острове Хортица и поместили там казацкий гарнизон. Казачество стало военной  политической силой и по праву порабощенного  и  угнетенного народа  украинского стали  бороться за мир и свободу.
   С ними воевали за свои права – белорусы, молдаване, русские и другие обездоленные народы.
   С тех пор образовался казацкий  класс, они стали  частью мирового  устрою, и с ним начали считаться многие.  Их боялись обидчики, и  воспевал в песнях простой,  оскорбленный и униженный люд, им и ныне воздают хвалу.
   Казачество  в дореволюционной России стало мощным сословием, сильной  политической силой. Казаки в это время  были  людьми вольными, и даже  повинностями и налогами их не облагали. Они несли военную  службу в  пограничных районах России и Украины, а так же  принимали участие во  всех народных восстаниях, и  всех войнах России. При  этом казаки оставались обычным тружеником. Они знатоки всех ремесел - они плотники, кузнецы, оружейники, кожемяки, сапожники, портные, охотники  и рыбаки, бондари  и певцы. Они и воинственны и романтичны, они воины и просто труженики, они  родины и матери своей сыновья, они детям своим отцы и женам своим мужья. Такие вот наши доблестные ребята – казаки. Хвала им и честь, коли и далее в согласии с волей народной проживать  будут.
   
   "Казаки (казаки, др.-русск., ед. ч. козкъ; укр. козаки, в летописях также: черкасы) — этносоциальные группы, в различные времена обладавшие самостоятельными военными, политическими и сословными привилегиями и выделяемые в силу культурной специфики. Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. До XVII века в России также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки. В XIX—XX вв. в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем, в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин», «бандит», «представитель казачьего народа» и др.
   Точное происхождение современных казаков является предметом дискуссий (см. ниже). К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Российского государства; были образованы и другие казачьи войска (см. ниже).
За всю историю служили четырем державам: России, Польше, Швеции (Мазепа и Гордиенко) и Германии (Kosakenlager), но во всём мире до сих пор считаются уникальным русским формированием.
   В XVIII в. Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Например, после восстания Булавина Донское войско было официально лишено независимости. Возникали конфликты и между запорожскими казаками и центральным правительством, осваивающим земли Таврии. Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров[8]. Кроме того, Екатерина II, памятуя о поддержке восстания Булавина со стороны Мазепы, опасалась поддержки восстания Пугачёва со стороны запорожцев. В этих условиях Екатерина II приказала расформировать Запорожское войско и окончательно упразднить гетманское управление, что и было исполнено. После подавления восстания Пугачёва, в том же 1775 году, в целях полного забвения случившейся смуты Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское и лишено остатков автономии. Волжское казачье войско, как и Запорожское войско, было расформировано.
   C 1827 года верховным атаманом всех казачьих войск назначался наследник царского престола.
   К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущёвской оттепели.
   После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран. http://ru.wikipedia.org/".