Райкин, без Райкина

Эгрант
                На конкурс Любови Кирсановой "НОВОГОДНИЙ СЕРПАНТИН",
                http://proza.ru/2023/12/12/235               

                «…И на дыбы скакун не поднимался,
                Не грыз от нетерпения удил,
                Он только белозубо улыбался
                И голову тяжелую клонил...»
                (Расул Гамзатов «Аркадию Райкину»)

Ленинград 1956 год.
Сегодня мы идём в театр эстрады, как уже давно принято говорить - "Идём на Райкина".

Сыплет мокрый снег. Обычно, перед входом в театр Эстрады, спрашивают, нет ли лишнего билетика? Сегодня желающих не было. Над кассой объявление - "В связи с болезнью Аркадия Райкина, спектакль будет  идти в исполнении других актёров."
Решили пойти. В любом случае, посещение театра, это праздник.

Входим в фойе, предъявляем билет пожилой билетёрше.  Сдаем в гардероб пальто, берём бинокль. Это ритуал настоящего театрала.  Даже если вы имеете билет на место в первом ряду, бинокль даёт вам право после спектакля взять вашу верхнюю одежду без очереди.

Входим в небольшой зрительский зал. Места в четвёртом ряду, с самого края. Садимся в надежде, если будут незанятые места в центре, пересядем. Настроение так себе - шли на Райкина.

Свет гаснет. На ярко освещённую сцену выходит артист Владимир Ляховицкий, вечный партнёр Райкина. Ему отведена роли, обычно исполняемые Аркадием Исааковичем. Женские роли в миниатюрах играет, как и всегда, замечательнейшая Виктория Горшенинова.

Раздались аплодисменты, но это не был тот шквал оваций, который приходилось слышать, когда выходил на сцену сам Райкин. Спектакль начался. После первой же сцены раздался смех. Люди заражались "бактерией смеха" друг от друга. Разыгрывались интермедии одна смешнее другой.

Зал ожил. Постоянно слышны перестукивания падающих на пол биноклей. Мне приходится подняться, чтобы пропустить даму, двигающуюся по ряду лицом к сидящим, стукаясь своими коленками о коленки людей не успевших подняться, женщина, вместо просьбы о том, чтобы я её пропустил, смеётся, прикрывая рот платочком.

Окидываю взглядом зал. Он представлял собой, находящийся в постоянном движении, живой организм. То там, то тут вижу встающих, пробирающихся в сторону туалета женщин. Билетёрша заливается смехом, а уж она видит этот спектакль не впервые. Дама, через два ряда позади меня, та, что перед спектаклем сидела с достоинством настоящей театралки, не облокачиваясь на спинку кресла, обмахивая себя перламутровым театральным веером, сейчас, откинувшись назад, полулёжа в кресле, смеясь "во весь рот", стучит сложенным веером по спине впереди сидящего мужчину. Слышны возгласы: "Да проходите же быстрей".  Люди смеются и плачут от смеха.

Антракт. Зал рукоплескал стоя.

Второе отделение тоже не несет спасения от этого урагана хохота.

Конец спектакля. Занавесь. Выход на поклон актёров. Овации, крики: "Брааааааааво!"

Очередь в гардероб из людей, взявших бинокль, оказывается длиннее той, что без бинокля. Гардеробщик пропускает через одного, то из одной, то из другой очереди.
Отдав номерок, поворачиваюсь спиной к гардеробщику, давая ему возможность помочь мне надеть пальто. В благодарность, кладу ему мелочь на прилавок. Отхожу. Подаю жене пальто. А кругом жужжащая, спешившая домой, разрозненная толпа, только что бывшая одним общим телом.

Настроение отличное!
Невский проспект полон людей, возвращающихся из театров. Погода уже не кажется холодной, слякоть мостовой не столь мерзкой.

Как здорово, что мы взяли билеты на сегодняшний спектакль!

Нельзя жить без праздника!