Память. часть первая

Майя Уздина
На фотографии снимок современного санатория Валуево.
Снимок из интернета.


Маленькая повесть с фрагментами по русской истории, поэзии, советской медицине, еврейской музыке  и прочем…

Предисловие.

Память! Она состоит из отдельных образов и событий, вдруг перескакивает время, спотыкается о старый пенёк малозначительных деталей. Воспоминания  - жанр художественной литературы, в котором автор может  преувеличить свои ощущения,  может возникнуть даже вымысел, в некоторых случаях. Я стараюсь избегать вымысла. Может, это и недостаток моих записок.

Так сложилась моя жизнь. Пересекалась с удивительными людьми, среди которых были и выдающиеся литераторы и музыканты, юристы и врачи,видные журналисты и правозащитники. Иногда эти встречи были деловыми и мимолётными, а иногда они продолжались годами.

Рассказывая о людях, с которыми мне довелось встречаться, придётся мне рассказывать  о себе,  о тех местах, где мы бывали, не избежать  некоторых исторических подробностей этих мест.

ПОДМОСКОВНАЯ УСАДЬБА ВАЛУЕВО.

«Среди  окружавших Москву старинных дворянских усадеб  была усадьба Валуево. На территории,  расположенной по берегам небольших тихих речек — Сосенки и Ликовы, в 28 километрах от центра Москвы и в 10 километрах от МКАД по Киевскому шоссе сейчас находится санаторий Главмосстроя. Он  и расположился на месте старинной усадьбы Валуево».
 
Это выписка из справочника о местах отдыха и лечения в Подмосковье.

Не знаю ничего по поводу санатория. Я приезжала в Валуево на отдых. И бывала там по несколько дней. Тогда в 60-десятые годы прошлого столетия, этот дом выглядел по-другому. Большое панельное здание с великолепным парком и кое-где сохранившимися следами бывшей барской усадьбы. Причём очень незначительными следами.

Уже около 50 лет работает  там  работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево». Этот дом  раньше относился к Главмосстрою.  Мы легко могли  туда попасть, потому что муж работал в  этой системе .

Усадьба находилась в живописном месте. Её окружал хвойный лес, загадочный и темный летом. Зимой это было Берендеево царство. Сверкающее белизной царственное великолепие под темным, усыпанным звёздами небом. Меня всегда поражало сочетание сияющего белого одеяния леса и синего неба.

И когда я пишу эти строки, думаю о том, как дороги воспоминания об этих снежных картинах людям, прожившим долгую жизнь в России и по разным причинам покинувшим её.

 Сейчас я вижу это сочетание синего с белым на флагах Израиля. Тогда в Союзе Советских Социалистических Республик были флаги   ярко красного цвета. Мне они напоминали о крови, пролитой  миллионами людей за долгие десятилетия большевистской власти. Впрочем, простите, я отвлеклась от темы рассказа в совсем ненужную сторону.

Однажды посетила я  Валуево  ранней весной. С вечера  снег на деревьях подтаял, они стояли такие несчастные, все в слезах. А утром, выйдя в лес, я была потрясена небывалым зрелищем. За ночь подморозило.  Капли дождя и растаявшего снега превратились в миллиарды бриллиантов, и блеск,  исходивший от них, был так праздничен, что всё вокруг казалось призрачным, неземным и сказочным.

Я приезжала в Валуево несколько раз в праздники, в редкие выходные дни.

Дивный парк окружал бывшую усадьбу, в нем было два  старых грота. По традиции конца XVIII – начала XIX века в парке, на склоне холма, был построен каскад прудов: тремя огромными ступенями, террасами спускаются пруды к береговой линии. Их вода    отражала деревья и  небо.

На берегу верхнего пруда находился второй небольшой грот. Оттуда  открывался удивительный  вид на холмистые, местами  поросшие лесом,просторы долины реки Ликовки. Русское приволье.
 
В небольшой беседке, построенной в наше время, выставлялись подарки отдыхающих -небольшие поделки из веток, шишек… Там же  была читальня, где можно было узнать историю усадьбы.

Впервые я побывала  там, когда мне было 36 лет. Почему я запомнила? К нам с мужем прибилась семейная пара.  Жена – женщина  крупных габаритов в разных направлениях и её муж, хилый и хлипкий сморчок, совершенно неприметный.  Она  была генералом, или главным прокурором в их семье. Громко и уверенно говорила она обо всём и была чрезвычайно самоуверенна и  категорична в своих суждениях. Он молчал и кивал головой. Через пару дней  знакомства, она спросила о моём возрасте. Услышав, что мне 36, сочувственно проговорила: «Маленькая собачка - всегда щенок». Мы оказались  одногодками. Этим и запомнились они мне.

Помню, как  мы с дочкой приезжали  на двое суток на выходные. В современном здании был кинозал. В этот день в столовой висело объявление: «Сегодня  в 19 часов художественный фильм «Смерть негодяя с перерывом на кефир». Нам так понравилась эта реклама, что она долгие годы повторялась с семье.

Помню еще одну поездку. Была зима.  Я пережила трагедию: незадолго неожиданно умерла свекровь, вместе с которой я прожила 16 лет. История, о которой я не хочу здесь рассказывать, сильно подорвала мою психику. У меня постоянно шумело в голове, как будто  мотор  гудел в самолёте. Мои читатели, среди  которых были и врачи, обследовали, лечили. Ничего не находили и ничего не  помогало. Тогда поехала я на 10 дней в Валуево. Эта поездка меня спасла. После 7-8 дней прогулок по зимнему лесу, наступила тишина в голове. Я  хорошо запомнила эту поездку.

В моих прогулках сопровождал меня старый ловелас. Имя его я забыла, но фамилию запомнила - Федоровский. Он был интересным собеседником. Необычайно высокий-2 метра 4 сантиметра, он объяснил, чем отличается автобус от троллейбуса. Оказывается в автобусе ехать ему проще, потолок  в нём выше, чем в троллейбусе. И всё  просил меня угадать его профессию. Ну как я могла угадать? Он был почвоведом.
 
Рядом   мы наверное смешно смотрелись, я ростом чуть более полутора метров, довольно пухленькая, но не слишком, и он - высоченный и худой, как Дон Кихот.  О чём мы только не говорили. Он был участником войны и помнил много интересного и тяжелого. Рассказывал обо всём живо, чуть артистично. Расстались  мы, довольные  новым знакомством, обменявшись адресами.

Он не забыл обо мне. Однажды пригласил меня на чай в Дом Учёных, где раньше я не была. Потрясенная не виданной прежде роскошью- золочёными канделябрами, огромным венецианским стеклом  в прелестном ресторане, венецианскими же зеркалами,  ошеломлённо слушала собеседника, буквально раскрыв рот.

 Ресторан располагался в небольшом зале, выдержанным в стиле ампир. В зале стояли столы, покрытые белыми крахмальными скатертями. По углам зал украшали мраморные бюсты и женские головки. От буфета зал был отделён венецианским стеклом. Вначале я даже не поняла этого, настолько стекло было прозрачным. А собеседник рассказывал мне историю дома, историю  его строительства. При строительстве, это стекло,привезённое из Италии, поместили внутрь через отсутствующую тогда крышу.
По ресторанам я не ходила, поэтому антураж меня поразил.

Об этом доме я  рассказывала в главе-  «Вечера памяти А.Твардовского»   в сборнике  «Я помню». http://proza.ru/2011/08/26/440.
 
Если вас заинтересует этот  прекрасный дворец Центрального Дома Ученых, расположенный на  Пречистинке,  даю ссылку ,по которой вы сможете подробно познакомиться с исторической справкой http://www.cdu-art.ru/dom_ist.shtmlй .

Некоторое время спустя, муж принёс распечатанное письмо от него, моего старого знакомого почвоведа Федоровского. Писал он о том, что вновь побывал в Валуево и, прогуливаясь и глядя в звездное небо, вспоминал обо мне. Тут  мой директор проявил свой нрав, пообещав  этому кавалеру показать небо в алмазах. Но главное мое воспоминание, то, ради чего я начала этот рассказ, впереди. А пока сделаем перерыв на часть  вторую.

http://proza.ru/2012/09/11/999   

Продолжение-ч.2-аяhttp://proza.ru/2012/09/13/204

http://proza.ru/2012/09/11/999


Часть 1-аяhttp://proza.ru/cgi-bin/login/page.pl