Мои грибы. часть. 5 Шампиньоны

Галина Хаустова
                Шампиньоны

   «Помойные грибы» - так их величали с брезгливостью и с презрением в моём окружении в районе Измайлово, где я в детстве жила у бабушки в бараке. Их образ я запомнила с раннего детства. Эти грибы росли возле сараев и «удобств во дворе» в большом количестве, но никому и в голову не приходило их собирать.

   Уже в школьные годы я приехала отдыхать в пионерский лагерь «Дружба-66». Меня определили в первый отряд. Вожатым был парень, только что отслуживший в Армии. Сам недалеко ушедший от нашего возраста, он прекрасно понимал, что ребятне скучно от занудливых официальных мероприятий, проводимых в лагере. Чтобы как-то разнообразить официальщину, он придумывал всевозможные неофициальные развлечения. Одной из таких придумок были ночные танцы, которые он устраивал в нашем корпусе после отбоя, тайком от лагерного начальства. Мы были в восторге.

   Однажды, после танцев, вожатый пригласил в пионерскую комнату группу из нескольких ребят, в том числе и меня.
   Мы посидели, поболтали, и вожатый предложил нам попробовать жареных грибов, которые он собрал утром, пока все спали. Предложение было принято. Вожатый поставил на стол сковородку, и все весело заработали ложками. Грибы со сковороды моментально исчезли. Мы с тоской смотрели на пустую ёмкость: хотелось добавки — грибочки жаренные под сметаной были великолепного вкуса!

   Правильно оценив алчные взгляды, бросаемые нами на пустую сковороду, вожатый предложил сходить по грибы рано утром, до побудки, что бы набрать их на весь отряд. Предложение с восторгом было принято.

   Рано утром вожатый разбудил нас — избранных грибников, снабдил всех вёдрами (до сей поры не пойму где он их раздобыл), и мы по не зарастающей пионерской тропе, по шпионски, пробрались к дырке в заборе, сквозь которую бесшумно просочились с территории лагеря на ширь просторов полей и лугов. Леса-то в ближайшей округе не было.

   Оказавшись на «свободе» мы в недоумении взглянули на вожатого. Он хитро улыбался. Приложив палец к губам, призывая к молчанию, другой рукой поманил нас за собой.
   Стараясь не шуметь вёдрами, мы пошли по мокрой от росы траве за вожатым, который привёл нас на луг, где обычно пасли коров.

-А сейчас растянитесь в цепочку и пойдём в сторону деревни, собирая грибы.
   Вот тут-то все и загалдели разом:
-Какие грибы?
-Где грибы?
-Мы разве не пойдём в лес?
-Вы пошутили?...

-Тихо,- повысив голос, остановил галдёж вожатый. Он присел, что-то взял с земли и показал нам. Этим «что-то», оказался молоденький «помойный гриб».

-Ведь это - «помойный гриб». Он не съедобный, - с разочарованием выдала я информацию, которой владела с раннего детства, - растёт у помоек и около навозных куч.

-Галя, ты права и не права одновременно. Ребята, осмотрите внимательно этот гриб и послушайте. Это — шампиньон луговой, который растёт на открытых местах: лугах, на обочинах дорог. Есть и лесной шампиньон, но лесные - растут в лесах и встречаются редко.
   Этот гриб абсолютно съедобен. Его даже не обязательно отваривать перед жаркой. Ведь вы сами пробовали их ночью. У кого нибудь заболел живот?

-Нет.
-Нет.
-Нет...,- посыпались, как горох, одинаковые ответы.
-Вот и выяснили, что эти грибы съедобные. Теперь приступаем к их сбору! Берём только молоденькие грибочки, не раскрывшие свои шляпки.

   ...По ведру шампиньонов мы набрали очень быстро и, вОвремя, до подъёма, успели вернуться в пионерский лагерь.
   А ночью, после танцев, уже весь первый отряд лакомился шампиньонами жареными в сметане.

   С того самого знакомства с шампиньоном, как со съедобным грибом, я не упускаю случая поклониться земле, срезая её очередной дар — шампиньон.

   В восьмидесятых годах на улицах Коштаянца и Лобачевского на газонах между проезжей частью и тротуаром, во дворах, на территориях детских садов и школ начали обильно расти шампиньоны. Их собирали, ели, в том числе и я. Потом прошла информация, что эти грибы таЯт в себе угрозу отравления от накапливающихся в них токсинах от выхлопных газов машин, и местных грибников заметно поубавилось. Я так же перестала собирать грибы в городской черте и вблизи автомагистралей.