ХР Неандертальцы и кроманьонцы Часть 2

Александр Суворый
ХР. 2.7.29. Эпоха мифических цивилизаций. Классические неандертальцы и кроманьонцы. Часть 2.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 29. Классические неандертальцы и кроманьонцы. Часть 2.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
51 000 до н.э.


(продолжение первой части Главы 29, Части 7 «Эпоха мифических цивилизаций», Книги второй «Развитие человечества до н.э.» Хронологии истории развития человечества)


Сравнительный анализ черепов, нижних челюстей и других скелетных признаков современных европейцев, классических неандертальцев (например, из пещеры Ла-Шапель-о-Сен, Франция) и человекообразных обезьян подтвердил – новорожденный европеец имеет больше признаков неандертальцев, чем другие представители современного человечества.

Компьютерное моделирование ротовой полости и глотки классического неандертальца позволило определить «частотные характеристики звуков, возможно, продуцируемых неандертальцем».

Вероятнее всего, речь и звукопроизводство классических неандертальцев были значительно проще или хуже речи и звукопроизводства современных людей (кроманьонцев).

Ранние неандертальцы из гласных звуков могли произносить только звук «э» и, возможно, «и» и «у». Они также как человекообразные обезьяны могли «эхать», «ухать», выражая этим эханьем или уханьем своё настроение, эмоции и чувства. При этом неандертальцы могли произносить практически все согласные звуки.

Однако ещё древние палеоантропы из ближневосточной пещеры Схул («древние палестинцы») уже могли свободно произносить почти все звуки (гласные и согласные), которые могут произносить современные люди (кроманьонцы).

Также ранние палеоантропы и неандертальцы из Штейнгейма (20 км к северу от Штутгарта, Германия) и Сванскомба (юго-восток Англии) могли говорить, почти как современные люди.

Например, родезийский человек из Брокен-Хилл (Северная Родезия, город Кавбе в Замбии, Африка) мог произносить гласные звуки «и», «а», «у» и практически се согласные звуки.

Распространившиеся по Евразии группы, общины и роды классических неандертальцев, вероятно, по причине территориальной разобщённости и малочисленности, максимально упростили свою речь и язык общения. Возможно, на обеднение речи неандертальцев влияют процессы вырождения потомства в условиях кровнородственных браков.

Несомненно, что неандертальцы в своей речи, следовательно, в мышлении и в самовыражении, были «тугодумами», молчаливыми, неразговорчивыми, заторможенными в говорении, но одновременно весьма эмоциональными, ярыми, «взрывными» людьми.

Вероятно все неандертальцы, в том числе классические неандертальцы, умели создавать речевые, языковые и синтаксические структуры, но упорядочивание ими звуков было затруднено. Они, как многие домашние животные, всё понимали, но не всё могли выразить звуками и словами.

Кроме этого, архетипичная жизнедеятельность и поведение, вероятно, создали для классических неандертальцев типичный или традиционный набор общепринятых и общепонятных звуков-сигналов, звуков-команд, звукосочетаний-слов, которыми они могли без каких-либо изменений пользоваться в течение многих тысяч лет и поколений.

Об этом свидетельствует реконструкция протобашенного праязыка «Турит», корневые звукосочетания которого, присутствуют практически во всех языках современного человечества.

Кроманьонцы и особенно классические кроманьонцы данного времени, которые, несомненно, общались и контактировали с классическими неандертальцами, в силу морфологических особенностей строения черепа, челюстей и скелета, способны говорить быстро, членораздельно, чётко выстраивая необходимые звукосочетания из полного набора гласных и согласных звуков, которые может воспроизводить человек.

Возможно, главным эволюционным преимуществом классических кроманьонцев перед классическими неандертальцами стала физическая способность звукового воспроизведения своей внутренней речи, то есть мыслительной деятельности, мышления.

Ручной труд, умения и навыки изготовления и производства орудий труда, предметов и вещей является основным событием, знаком и признаком превращения или эволюции прямоходящих гоминид в разумного человека, в классических неандертальцев.

Речь, знаково-сигнальное звукопроизводство, умение и навыки изготовления и производства слов-наименований, слов-понятий и слов-действий («орудий», «предметов» и «вещей» языка общения-мышления) является основным событием, знаком и признаком превращения или эволюции классических неандертальцев в классических кроманьонцев, в современное человечество.

Всем известно, что рыбалка, например, не терпит лишнего шума, но требует тишины. Рыба в воде пугается громких или необычных звуков. Точно также, подкрадываясь к добыче или врагу, охотник или воин старается производить как можно меньше шума или лишних звуков.

Вот почему традиционная охота или собирательство классических неандертальцев не способствуют изменению или развитию речи и языка общения. Тем более что они, как правило, живут небольшими по численности семьями, общинами или родами, где родные и близкие люди понимают друг друга практически без слов, по мимике, жестам, позам и поведению.

Речь и язык развиваются, совершенствуются, меняются и взаимно обогащаются только в процессе общения людей путём «дарообмена». Вероятно, только во времена совершения различных обрядов, ритуалов или культов, во время празднеств, конфликтов, охоты, битв или боя происходило развитие и обновление речи и языка общения.

В данное время речь и язык общения практически всех неандертальцев и кроманьонцев включает «комплекс средств невербальной коммуникации», то есть мимику, жесты и позы. Количество общепонятных звуков и слов невелико. Например, всем без исключения людям на Земле понятны шипящие звуки «тш-ш-ш» с прижатым к губам пальцем – знак «тише».

Вероятно, в данное время в общечеловеческом языке общения преобладают знаково-сигнальные шипящие, хрипящие, рыкающие или щёлкающие звуки-возгласы. Манера речи первобытных людей данного времени, вероятно, больше сигнализирующая, информирующая, напоминающая, чем повествовательная, рассудительная и выразительная.

Характерный приём речи данного времени – повторение звуков-слов. Например, «ма-ма», «ба-ба», «дай-дай», «на-на» и т.д.

Информационное и смысловое богатство речи и языка данного времени достигается соединением и звукопроизводством относительно сложных слов-наименований, слов-понятий и слов-действий.

Источником для речевого и языкового звукопроизводства является смысловое (информационное) звукоподражание. Например, подражание звуку неожиданного сильного взрыва (падения метеорита, грома, извержения вулкана, землетрясения и т.д.) в сочетании со структурой-образом из памяти о грозном духе-предке, вероятно, породило слово «бабах!» - баба Ах! – «большая Ба как ахнет!».

Возможно, подражание глухому подземного гулу породило звукосочетание «У!», «гу!», слово – «гул». Например, на языке африканских пигмеев звукосочетание «нгум-нгум» означает понятие «грохотать».

Повторение одних и тех же звуков может означать число. Например, у африканских бушменов один человек – это «ту», несколько человек – «ту-ту», толпа людей – «ту-ту-ту». Сравните эти звуки со словами русского языка: тут (здесь), те (эти).

Характерным для протобашенного праязыка «Турит» (всех праязыков) является наличие одних и тех же слов-звукосочетаний, обозначающих несколько наименований или понятий. Разница в понимании таких слов-звукосочетаний в их комбинации, в произношении, в звуковых, смысловых и знаково-сигнальных оттенках речи.

Например, на языке бушменов слово-звукосочетание «г'онс» означает «солнце» и «жажда». Действительно, африканское жаркое солнце неизбежно и естественно вызывает усиленное потоотделение и жажду, «гонит соль» из пор кожи.

Особенностью протобашенного праязыка «Турит» и всех древних (древнейших) праязыков является последовательный, повествовательный, фактологический характер построения речи и языка общения.

Первобытный человек данного времени говорит, произнося звуки и слова так, будто следует по следам или цепочке фактов-событий, фактов-феноменов, фактов-действий. Такой характер речи-мышления особенно чётко проявляется в самых древних этиологических мифах о странствиях первопредков и их деятельности.

Вероятно, первобытные люди данного времени говорят и разговаривают по принципу: «что вижу (чувствую), о том и пою». 

Только коллективный поведенческий опыт людей, примерный показ и повествование, распространение новых слов-звукосочетаний в игре, в тренинге, в труде, в обряде или ритуале обогащает речь и язык, превращает их в универсальную систему звуковых знаков-сигналов-следов для обозначения ощущений, чувств, структур-образов, мыслей, примеров поведения.

«Поведенческий опыт – есть коллективный источник возникновения языка» (Ф.Кликс). При этом развитие поведенческого опыта невозможно без совместного общения, без взаимодействия, без коллективных действий человека с людьми, с окружающей средой и миром.

В одиночестве человек, как правило, деградирует, дичает, превращается в бессловесное животное. Это утверждение фактически доказано многочисленными примерами и судьбами так называемых «детей-маугли», выживших в дикой природе в общении с животными (собаками, волками).

Разнообразие применяемых человеком звуковых сигналов-знаков-символов возникает и развивается только в процессе общения людей друг с другом, в сообществе себе подобных, даже если они говорят на разных языках. При этом неизбежно формируется комбинированный язык общения, состоящий из звукосочетаний и слов общающихся языков и их носителей.

Лучше всего и быстрее всего находят способ общаться, «изобретают» и формируют комбинированный язык общения дети, детвора, молодёжь.

Они легко находят способ подражать звукам речи друг друга, копируя, передразнивания друг друга. При этом их оперативная память ещё не заполнена большим количеством «данных» и способна «перерабатывать» огромное количество структур-образов, звуков, звукосочетаний, слов.

Вот почему дети 4-5 лет легко усваивают звуки-подражания, говорят искажённые или сочиняют новые слова, рифмуют свою детскую речь, дают всему, что видят свои собственные наименования.   

Человеческая память устроена так, что она проявляется и работает в моменты соответствия или резонанса заложенных в памяти структур-образов врождённых и благоприобретённых инстинктов (долговременная память) и структур-образов жизненного опыта человека (оперативная память).

Вот почему так называемая «архаическая память» («древняя память», «первобытная память», «естественное или инстинктивное поведение» и т.д.) обязательно проявляется во взаимодействии человека с феноменами окружающей природной среды.

Архаическая память и первобытное поведение «работает» у любого и каждого человека при вспышке молнии и ударе грома, при землетрясении, пожаре, извержении вулкана, наводнении, урагане и других катастрофических погодных явлениях, а также при встрече с различными животными (например, со змеями, мышами или хищными зверями).

Точно также архаическая память «работает» при взаимодействии человека с различными человеческими объединениями: в семье, в игре, в кругу друзей или подельников, в ватаге или банде, в рабочем коллективе, в сообществе единомышленников и т.д.

По закону подобия (всё подобно всему) поведение современных людей в толпе принципиально мало чем отличается от поведения архантропов, питекантропов или неандертальцев данного времени в стаде, а поведение хулиганов или бандитов в банде – от поведения неандертальских охотников-разбойников в стае.

Также архетипично, как неандертальцы или кроманьонцы данного времени, современные люди ведут себя во время празднеств, культовых, ритуальных или обрядовых мероприятий.

Точно так же, как неандертальцы или кроманьонцы в данное время, современные люди подвержены мифологическому, мифопоэтическому и ведическому восприятию, осмыслению, осознанию и мировоззрению.

Точно так же, как в данное время, современными людьми создаются новые мифы, новые структуры-образы, новые герои-демиурги и герои-трикстеры (например, структуры-образы президентов и глав правительств ведущих государств мира).

Принципиально все поколения людей всего или всех человечеств по биологии функционирования организма или центральной нервной системы (головного мозга) ничем не отличаются друг от друга независимо от пространства и времени (от места или времени проживания-пребывания на Земле).

Отличие возможно только в совершенствовании организма и его органов, особенно в работе центральной нервной системы (головного мозга), в объёме и качестве долговременной и оперативной памяти человека (семьи, общины, рода, племени, народов, наций и всего человечества).

Эти утверждения возможны и справедливы, потому что во все времена истории человечества существуют одни и те же виды и типы феноменов окружающей действительности, среды и мира, которые воспринимали, осмысливали и осознавали все поколения всех людей на Земле от первых гоминид, архантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев до современных людей.

Все эти феномены были, есть и будут первопричиной формирования как архаической памяти, мышления и мировоззрения, так и ультрасовременной оперативной памяти, мышления и мировоззрения, выражаемых людьми в структурах-образах, картинах мира, в архетипах поведения, в знаках, символах и сигналах языков общения.

Первая группа из указанных видов и типов феноменов – это климат, окружающая природная среда, стихии и катаклизмы природы, природные ландшафты и зоны, флора и фауна, пищевые и хозяйственные ресурсы жизнеобеспечения, различные природные объекты и явления, массовые эпидемии, а также такие феномены, как море, горы, леса, степи, пустыни, тундра, вода, огонь, ветер, земля и т.д.

Человек неизбежно, естественно и органично существует и действует в слиянии с окружающей средой (средой обитания) и с этой группой феноменов. Он воспринимает, осмысливает и осознаёт их непосредственно, своими органами чувств и реагирует на них с помощью архаической, долговременной или инстинктивной памятью рода, общины, племени, народа, нации, человечества.

Вторая группа видов и типов феноменов – это индивидуальный, коллективный и общественный окружающий мир людей, общепринятые структуры-образы, архетипы поведения, образцы и примеры, среда обитания человека в различных по масштабу человеческих объединениях, стрессы и конфликты, (семья, группа, коллектив, община, род, племя, народ, нация, человечество).

Человек неизбежно, естественно (органично) или вынужденно (принудительно) существует и действует в общении и во взаимодействии с другими людьми, с этой группой феноменов. Только теперь он воспринимает, осмысливает и осознаёт окружающий мир людей-феноменов не только с помощью архаической, долговременной или инстинктивной памятью, но под непосредственным влиянием оперативной памяти, жизненного опыта, мышления, разума, мыслительного анализа и синтеза, прогнозирования и планирования.

Вторая группа видов и типов феноменов составляет окружающий мир мифологического и живого общения, наполненный соответствующими структурами-образами, тотемами, духами, предками, мифическими, сказочными и былинными героями, примерами и образцами поведения, обычаями, обрядами, ритуалами, традициями, культами и верой.

Вторая группа видов и типов феноменов объединяет, интегрирует человека и общество, личность и общину (семью, род, племя, народ, нацию, человечество). Эти феномены являются источником всех возможных правил и норм общежития или совместной жизни (жизнедеятельности) людей.

Если первая группа видов и типов феноменов с объективной неизбежностью диктует общие условия поведения человека и людей (например, общечеловеческие ценности), то вторая группа видов и типов феноменов определяет и регулирует общий характер поведения человека и людей (например, национальный характер).

Третья группа видов и типов феноменов составляет информационный или виртуальный мир общения, ноосферу, мировоззрение, ведические, религиозные, научные и идеологические картины мира, среду существования знаний и жизненных переживаний, результаты человеческих отношений, экономику, политику, историю (войны, революции, открытия, победы и поражения, культура и искусство, творчество).

Третья группа видов и типов феноменов определяет общую целенаправленность, энергичность, предприимчивость, эмоциональность и напряжённость поведения человека и людей (например, выражение и проявление выдающейся личности).

Третья группа видов и типов феноменов направляет человека и общество, влечёт его к определённым целям, заставляет мечтать, желать, стремиться к неизвестному и неизведанному, к успеху и славе.

Все указанные виды и типы феноменов окружающей действительности, среды и мира одинаково воздействуют на всех людей на Земле, в том числе на неандертальцев и кроманьонцев данного времени.

Поэтому можно с уверенностью утверждать, что они так же, как и мы, вынуждены были пытаться понять и объяснить все указанные виды и типы феноменов, в том числе и новые неизвестные, непонятные и неизведанные феномены (события, явления, открытия).

Они должны были так же, как и мы, искать решения по выходу из кризисов, преодоления глобальных и местных катастроф и экстремальных ситуаций. Они так же, как и мы, должны были интуитивно и сознательно вырабатывать стратегию и тактику своего поведения.

Неоспоримым доказательством существования у классических неандертальцев и кроманьонцев в данное время архаического мифологического и мифопоэтического мышления, религиозного и ведического мировоззрения, соответствующих картин мира, а также речи, языка общения и иных проявлений первобытной культуры и цивилизации является палеолитическое искусство.

(Продолжение следует)