История 2 Вышли мы все из народа

Светлана Забарова
– А ты нашего Ленина видала?

– ???

– Ну, который у нас перед горисполкомом стоит.

– Да нет, в общем-то, пока не успела, – сказала я осторожно.

– Поди, посмотри, будет время.

Я пожала плечами, что за странное предложение от художественного руководителя, на заре нашего знакомства.

– Александр Вениаминович, ну от вас-то я этого не ожидал, – с укоризной сказал директор Виктор Петрович. – Ну, я понимаю, наш народ, он же надрессирован на похабщину, но вы-то, вы?!! Человек культурно образованный, а идете на поводу у диких инстинктов масс! Да еще и молодого специалиста за собой тянете!

Я переводила взгляд с одного на другого и не могла взять в толк, что может быть неприличного в памятнике вождю мирового пролетариата, который к тому же стоит перед зданием горисполкома.

– Не, ходите, Светочка, и не ходите, и не смотрите на эту мерзость!!!

Я, можно сказать, совсем потерялась, конечно, у нас вот-вот наступит полная свобода слова, но все ж, чтобы так откровенно... надо же.

Вечером таинственная история с памятником разъяснилась. Я все-таки, тайком от директора, страшно заинтригованная, поперлась к этому памятнику, по дороге потешаясь над собой и подозревая, что, может быть, меня просто разыграли, от скуки.

Ну, памятник и памятник. Стоит. В пиджаке. Одна рука вытянута вперед, будто речь произносит, а во второй руке зажата кепка. Разыграли, глупо, ужасно.

Но все же может быть было в этом памятнике что-то особое, что отличало его ото всех других тысяч его собратьев. Кстати, самое большое количество изображений вождя в одном месте я видела однажды на набережной Макарова, в одном из киосков по продаже сувениров. Может, это было накануне 22 апреля, может еще какой другой знаменательной даты, но только все полки сверху донизу и по бокам, были уставлены Владимирами Ильичами.

Владимиры Ильичи были разного размера, от вполне приличных – ростом с кошку, до уж каких-то совершенно крошечных, прямо булавочных; они были на броневике, таскали бревна, выглядывали из шалаша в Разливе, ехали на паровозе, читали, думали, просто смотрели вдаль, гипсовые, металлические, бронзовые, мраморные и даже малахитовые Владимиры Ильичи – это было такое незабываемое зрелище, что я потом даже водила туда на экскурсию своих приятелей. Потом, правда, они все куда-то в одни день делись.

Вообще, в нашей стране с памятниками часто происходят разные казусы.

Однажды, уже много позже описываемых событий, а примерно году в 1992-м, я гуляла на Васильевском острове и пришла в гавань.

Люблю посмотреть на белоснежные лайнеры, которые величаво покачиваются у пирса. И вдруг, глазам своим не верю – стоит перед входом в порт статуя Свободы! Настоящая, как сто раз я видела на картинках и по телевизору и в кино. Только такая аккуратненькая: метра в полтора ростом. Я позвонила своей подруге журналистке, и мы собрались вместе с детьми и все сфотографировались у статуи Свободы.

– Надо же, в нашей стране появилась Свобода! Только вот какого небольшого размера. Это столько свободы у нас появилось – не больше, не меньше.

Конечно, моя подруга журналистка тут же написала в газету фельетон и наши фотографии туда приложила. На следующий день после выхода фельетона статуя исчезла.

Куда же дели нашу свободу? Заинтересовались мы и стали искать. И, не поверите. Нашли... Ее временно поместили в ближайшее отделение МИЛИЦИИ... А потом она и оттуда исчезла. И найти ее уже никто не смог. Может, она мирно себе живет за одним из заборов олигарха?

Ладно, это я так, отвлеклась.

А в тот момент, я все-таки обошла несколько раз вокруг на первый взгляд абсолютно заурядного памятника Ленину. И вот в какой-то момент будто пелена спала с моих глаз. Я увидела....

Даже невозможно об этом писать. Просто когда как-то так встанешь, что второй руки, той, которая с кепкой, целиком не видно, а виден только зажатый в кулаке, торчащий козырек, то кажется сбоку очень неприличная вещь, ну очень, а какая, догадайтесь сами...

Одно меня утешило и вселило некоторую гордость: раз я оказалась способна увидеть то, что видел весь народ, значит, правильно поется в песне: «Вышли мы все из народа».