Русские хайки

Краузе Фердинанд Терентьевич
Продолжая знакомство читателя с творчеством сэнсэя Тояма Токанава, хотелось отметить, что мировую известность писателю и поэту принесут, наравне с переводимыми в настоящее время романами:

романом любовно-эротического содержания "Гейша и Мойша";
философским романом-притчей "Цветы сакуры в ночной вазе";
антимилитаристским романом-предупреждением "С криком "Банзай!" по самые помидоры";
простые и незатейливые хайки.

Каждое хайку - это чувство-ощущение, запечатленное в словесной картинке-образе. Традиционно в русском языке, она представляет собой нерифмованное трехстишие.

Хайку не рассказывает, не объясняет, а намекает. Это выхваченное из жизни мгновение: нет конца, нет начала - только наблюдение.

Вот пример классических японских хайку:

Полевой цветок
В лучах заката меня
Пленил на миг.

Вишни расцвели.
Не открыть сегодня мне
Тетрадь с песнями.

Предлагаем вашему вниманию русские хайки Тоямы Токанавы:

Слышится из-за забора
Собачий лай. Поздно…
Украли из депо трамвай.

Уронили кувалду на ногу…
Вежливо сказали:
“Извини, друг”.

Полный наполовину стакан
Пуст ровно наполовину…
Какая его вылакала скотина?

Девушка бывшая.
Нечего у неё больше
Взять…

Упал самолет
С неба…
Хорошо не со мной.

Упал самолет
С неба…
Хорошо не на меня.

Упал самолет
С неба…
Много их у нас еще?

На минуту оставил
На скамейке портфель…
Не видно его теперь.

Въехал на “Запорожце”
В “Мерседес”.
Почувствовал сам к себе интерес…

Зашел в сарай, спросил у коровы:
“Что сегодня у нас с утра,
Молоко или говядина, сестра? ”

Белую пушистую головку
Одуванчика прутиком
Снес на ходу…

Скользит по земле
В солнечный день
Мухи зловещая тень…

У кошки теперь три ноги…
И был у нее когда-то
Длинный хвост.

Хирург со скальпелем
Склонился надо мной.
-Буду жить? –А, зачем, дорогой?

Плеснул из бутылки
В стакан на два пальца…
И как её только люди пьют?

Крякнул, занюхав
Рукавом сразу…
Крепка оказалась, зараза!

Прочитал изящное
Японское хайку…
Слезой намочил майку.

Из тучи закапал
Холодный дождь…
Без зонтика – пропадешь.

Ноги в целых носках
Не спасутся
В дырявых ботинках…

Чиркнул спичкой,
В твоих глазах
Зажигая огоньки…

Три яйца куриных
Для яичницы…
Оставлю их в живых.

Лег на пляже
На теплую гальку
Сочинить русскую хайку…

Нюхал на лугу цветы.
Нанюхался до
Дурноты…

Вчера грачи прилетели…
Поглядели вокруг,
И назад улетели.

Из-за стены - арфы звук.
Играет сосед. До получки
Одолжит, скотина,  или нет?

Скачет ягненок на зеленом лугу.
Хмурый хозяин точит
Ножик в хлеву…

Плачет хозяин на зелёном лугу,
Руки держа на отбитом паху…
Сволочь - ягненок точит рожки в хлеву.

Рыба в реке в струях
Чистых стоит.
С берега камень летит…

В черных зеркалах луж
Взглядом ловлю белые
Отражения твоих ног…

Кирпич с крыши не оставил
Мыслям места в голове.
Улыбка теперь всегда крива…

В луже - облака и небо.
Колесами по небу, и
Облака - на моих штанах…

Визжат от злости
Грузовики шинами
На узком шоссе…

Отогрел теплом дыхания
Бабочку на раме окна…
Куда зимой полетит она?

Холодит спину
Скрип двери.
Капну масла в петли...

Консервов открыл банку.
Полны укора немого
Грустные глаза килек…

Плачут водосточные трубы.
Капли дождя
Ловят теплые губы…

Узнать довелось
Одиночества вкус...
Мир без тебя пуст.

Повернулся спиной
К закату. Тень моя
На земле длинна…

Лежит на шоссе ёжик.
Ни головы у него нет,
Ни ножек…

Дождь за окном идёт…
Лист жёлтый на ветке
Падения ждёт…

Из носика чайника
Паром белым выходит
Моя душа…

Девушке встречной
Сказал: “Аригатэ!” – 
Обиделась: “Я не аллигатор”…

Курица мороженная
На столе лежит…
Нож в руке не дрожит.

Свадебным рисом
Град белый засыпал
Измятую нашими телами траву…
 
Рука в брючном кармане…
Думал своя,
А это украли два рубля!

Прыгнула лягушка
В пруд…
Хайки – это тяжкий труд.

Дерево от топора
Не бежит…
Бревном на земле лежит.

Скользит под ногами
Лед, “ноль три”
Не скоро придет…

Плавное движение
Водорослей в ручье
Застыло в прозрачном льду…

Крутит механик ржавые гайки.
Шепчет губами
Русские хайки…

Дождь за окном идёт,
Подмётка ботинка
Ремонта ждёт…

Множество лиц в толпе,
Только твоё лицо…
Как узнать его мне?

Что скажет мудрец,
Грязью из-под колёс
Заляпанный на улице..?

Холодный дождь
Согрел лёд в душе.
Стало тепло…

Скрипит половицами
Старый дом. Моё
Прошлое живёт в нём…

Снежинка, упавшая с неба,
Тает на твоей теплой щеке
Как иероглиф моей судьбы…

Яркой бабочкой в куске янтаря
Застыл в моей памяти день,
Когда я встретил тебя…

Бриллианты - лучшие друзья богатых дедушек.
Не жалко им менять верных друзей
На недолгую привязанность девушек…?

На тропинке лесной
Поднял карие глаза.
Уронил их до меня кто-то…

Последняя, из миллиона, снежинка
Сломала надежду ветки
На весеннюю листву…

Не дожить простой собаке
Без своей конуры до тепла -
В наших широтах зима зла…

Внутри меня тайно,
Уже много лет,
Живет без прописки скелет…

Жёлтое солнце  - даль,
Серый сумрак  - печаль,
Ранняя осень - жаль...

Из закрытой банки тушенки
Доносится весёлый поросячий “фолк”:
“Теперь не страшен нам серый волк!”…

Жаркие мечты ночи - всё это зря...
Утром холодный рассвет 
Закалит стальную злобу дня...

С огромным удовольствием,
Надменному самураю, cепукку
Совершить помогаю...

Коляску по улицам Хиросимы
С тучным седоком
Мне тащить невыносимо...

Был лёгкой волной,
Когда-то, тяжёлый лёд.
Теперь он сам волну гнетёт…

Девушку встретил
На горной тропе, она
Улыбнулась несмело мне…

Старый нищий у дороги стоит,
Преклонив трясущееся колено…
Ничего ему не дам – осталась одна йена!

Прядью черных волос
Играет морской ветер
На твоём смуглом  лице…

Желтый песок, после заката,
Ещё долго хранил тепло
И форму твоего тела…

Под тёмной водой,
На дне лесного пруда
Брёвен лежит груда...

Как песок сквозь пальцы, годы просеял.
Мало нашлось в них белых камней
Счастливо прожитых дней…

С неба упала звезда.
Была на небе она яркой точкой,
Стала на земле она серым камнем…

Всю жизнь мне бежать
Вверх по эскалатору,
Который едет вниз..?

Спросили меня:
-Как жизнь?
Ответил: -Не видел…

Обманутый теплом поздней осени,
Зачем ты расцвёл,
Весенний цветок?

Телефонный звонок -
Не ожидание счастья,
Теперь…

Клён разбросал по земле
Жёлтые листовки
О грядущей зиме…

Снег примял траву
И растаял.
Осталась печаль…

Стук трамвайных колёс
Ветер сырой
В переулок донёс…

Девушка в метро улыбнулась мне.
А дело всё в чернильном пятне
На моей щеке…

На белой маске лица
Нарисую себе
Счастливую улыбку…

Следы в глубоком снегу,
По которым я сдуру шёл,
Оборвались у берлоги…

Не однажды виденное
Воспринимаю спросонья
За новый день…

Приснилось мне:
Я умер легко,
Во сне…

Размышлял о контактах
С инопланетной цивилизацией
Пользуясь бытовой канализацией…

Прячусь от будущего
В своём прошлом,
Таком же пошлом...

Грустно напевает электрик,
Скручивая провода:
 “Подстанция, подстанция…”

Сидя перед экраном монитора
В подвале, тупо жду,
Когда дела пойдут в гору…

В подвале работаю
Я послушно…
Почему мне так душно?

Как лошадь, отпахавшая смену,
С утра сплю стоя
В вагоне метрополитена…

Тёплой грудью ко мне
Девушку, зачем-то,
Прижало в толпе…

Как ждёт земля снега,
Из этой реальности
Ждём мы побега…

В сингулярностях
Твоих чёрных зрачков
Исчез я из этого мира…

Пиво, футбол, половина дивана.
-Жизнь удалась! -
Повторяю упрямо…

Снились на перегоне
Машинисту метро традесканции.
Из обломков я вылез на конечной станции…

В каких только далёких краях
Я не побывал, засыпая в вагоне
На кольцевой линии метро…

Заснул, стоя на ступенях эскалатора,
Проснулся от неприятных
Манипуляций реаниматора…

Превратим вашу мечту в недвижимость!
[Агентство недвижимости “Азбука жулья”]
Слоган на уличной перетяжке прочитал я…

Зима, на дворе гололёд,
В травмопункт
Ковыляет народ…

Врачи, натянув маскхалаты,
Пьют спирт, не выходя
Из операционной палаты…

На тропинке Нескучного сада
Поскользнулся в грязи
И проехался задом…

Снегири перед отлётом на юг,
На ветке за окном
Жуют сушёный урюк…

Первый снег.
Дворник, проклиная зарплату,
Достаёт из кладовки лопату…

Белый лебедь
На чёрной поверхности пруда.
Поскользнусь, и с тобою я буду…

Почему поезд щёлкает
По рельсам колёсами?
Не приставайте с глупыми вопросами!

Угостили конфетой “Му-му”.
К чему это всё,
Не пойму…

Долго квакала мне лягушка болотная,
Про приданное своё и происхождение благородное.
Еле палкой отогнал от себя навязчивое земноводное…

В сущности,
Для того чтобы дожить до рассвета,
Хоме Бруту не хватило толерантности…

Мы очнёмся в лазарете,
Нам с тобой уже не светит
День рождения зари…

Поймал рыбак на червя русалку,
Хвост оставил себе,
А остальное и выбросить не жалко…

Если жить по законам волков,
То овцы всегда отвечают
За грехи пастухов…

“Давай с тобой обнимемся у трапа –
Мы не увидимся уже!”.
Молодец Антонов! Надо же…

Сразу вспомнил об оторванной
Ещё летом на куртке пуговице
На холодной и ветреной улице…

В холодильнике две трески
Сплелись в ледяном объятии,
Вспотел, пока удалось разнять их…

Что в вымени тебе моём?
Вопрос читаю на пачке молока
С коровой на этикетке …

Прошлые дни как чётки,
Перебираю в уме
Воспоминания нечёткие...

Иду по улицам тёмным,
В серости своей от кошек
У мусорных баков неотличим…

Есть всего два цвета зимою:
Белый цвет – это выпавший снег,
Чёрный цвет – это всё остальное…

Жёлтые листья на дне пруда -
В сражениях с осенью потоплен
Флот лета, и нет надежды на чудо…

Голый лёд по дороге к метро.
Сегодня по городу  сломано
82 пальца и 21 ребро…

Отметелили нас метели,
Оттепелили нас оттепели,
Отымели нас все кто хотели...

Налепили во дворе из свежего снега
Люди снежных баб и снеговиков.
Разница лишь, куда вставлена морковь...

Тростник уже недвижим,
Зря только бурлит вода,
Сор дней не унесёт никуда...

Тихо закрыл за собой дверь.
Голоса друзей доносятся
До меня всё тише...

В ожидании Фимбул - зимы,
Замирает холодеющий разум.
Лучше уж пулю в лоб – чтоб сразу…

Опустились сумерки
Боль стирая
Уходящего дня.