ХР Неандертальцы и кроманьонцы Часть 1

Александр Суворый
ХР. 2.7.29. Эпоха мифических цивилизаций. Классические неандертальцы и кроманьонцы. Часть 1.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 29. Классические неандертальцы и кроманьонцы. Часть 1.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
51 000 до н.э.


Южная Европа. Грот Гротта ди Госто. Апеннинский полуостров. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Мобильное первобытное искусство. 51 000 до н.э.

В гроте Гротта ди Госто (Монтанья ди Четона, Сартеано–Четона, Сиена, Тоскана, Италия) обитают первобытные люди оставившие произведения мобильного искусства («Мустье шарантской традиции типа Ферраси», Вюрм II Мурсхофд (Перигор VII), 52 000-44 000 до н.э.).


Восточная Европа. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Грот Староселье. Крым. Классические неандертальцы и кроманьонцы. 51 000 до н.э.


Под скальным навесом Староселье (Бахчисарай, Крым, Украина, «Восточноевропейский Микок», Вюрм II Мурсхофд) обитают первобытные люди современного вида Homo sapiens sapiens – классические кроманьонцы. Они будут жить и охотиться в окрестностях стоянки «Староселье» в течение 10 000 лет.

Одновременно в пещере Пролом II (Крым, Вюрм II В 2, 54 000- 51 000 до н.э.) остались украшения из клыков животных, изготовленные классическими неандертальцами.

Возможно, в данное время происходит неизбежное соперничество-взаимодействие этих классических представителей двух видов первобытных человечеств.

В данное время наиболее распространённым и типичным подвидом человечества на Земле являются «классические неандертальцы». Практически все выжившие до данного времени (51 000 до н.э.) виды и подвиды питекантропов подпадают под понятие-определение «неандертальцы».

Однако «классические неандертальцы» обитают в данное время преимущественно в приледниковой зоне Евразии. В западной Европе время существования «классических неандертальцев» - 70 000-35 000 до н.э.

Из всех архантропов и питекантропов прошлого только неандертальцы и классические неандертальцы сумели приспособиться и выжить в суровых приледниковых условиях окружающей среды.

За многие поколения и время эволюции неандертальцы приобрели характерный «неандертальский облик». Это были относительно невысокие коренастые люди с массивным телосложением, мощным костяком и сильно развитой мускулатурой.

Пропорции тела неандертальцев соответствуют характерным пропорциям для современных чукчей, эскимосов и других народов Севера. У них сложился так называемый «арктический» тип телосложения.

При таком телосложении при небольшой длине тело человека имеет большую массу, а значит и тепловую энергию.

Характерные морфологические особенности классических неандертальцев:

- рост 155-165 см для мужчин (небольшой);
- голени относительно бедра и предплечье относительно плеча короткие;
- короткое туловище, ребра массивные, лопатка короткая и широкая;
- форма пястно-запястных суставов не приспособлена к разнообразным движениям пальцев;
- большие зубы;
- объём черепной полости 1500-1600 куб. см (большой);
- череп вытянутый продольно, с покатым лбом и уплощённым теменем;
- на относительно сплющенном затылочном отделе черепа имеется так называемый костный «шиньон» (нарост-выпуклость);
- в области подбородка нет характерного для кроманьонца выступа;
- надглазничные валики массивные, характерные для питекантропов.

Популяция классических неандертальцев практически однотипна по морфологическому строению, но у некоторых черепов классических неандертальцев надглазничный валик («костные брови») не сплошной.

Основная особенность скелета классического неандертальца – это его массивность, крепость, мощь. Особенно характерны для классического неандертальца необычные формы и большие размеры черепов (головы).

Классические неандертальцы унаследовали от питекантропов массивную и сильную челюсть. Такая челюсть необходима в условиях преимущественного питания мясом животных, в том числе сырым мясом.

Видимо поэтому на затылке черепа классического неандертальца существует характерный выступ «костный шиньон», к которому крепятся соответствующие мышцы и который «уравновешивает» массивную челюсть.

Считается, что отсутствие подбородочного выступа «свидетельствует о неразвитой членораздельной речи у классических неандертальцев». Однако, несомненно, речь и язык общения у неандертальцев были.

Вероятнее всего язык неандертальцев был языком дрессуры и больше состоял из слов-команд, звукосочетаний, слов-окриков, слов-сигналов, слов-команд, слов-понятий, слов-наименований.

При небольшом количестве гласных звуков (2-3) классические неандертальцы имели полноценный язык общения, который позволял им создавать и оперировать, например, около 90 видами различных орудий, тысячами трудовых операций и многими тысячами бытовых операций-движений.

В гроте Тешик-Таш (Узбекистан) осталось 339 изделий из камня, 2520 отщепов мустьерского типа. Здесь же захоронен неандертальский мальчика девяти лет.

Он был ближе к палестинскому типу неандертальцев. У него отсутствовал тяжелый надглазничный валик. Объём мозга мальчика-неандертальца составлял 1490 куб. см и его череп имел высокий мозговой свод. Реконструированный скульптором М.М.Герасимовым облик неандертальского мальчика очень похож на облик современного подростка.

Живущие в суровых климатических и экологических условиях неандертальцы были каннибалами. На стоянке в Крапине (Хорватия) будут найдены останки около 20 неандертальцев, у которых «черепа были разбиты на мелкие куски, длинные кости конечностей расколоты вдоль (возможно для извлечения костного мозга)». При этом «несколько костей было обуглено, т.е., вероятно, мясо обжаривали и употребляли в пищу».

На одном из неандертальских черепов в пещере Схул (Ближний Восток) «имеется круглое отверстие, на другом скелете - проломлена головка бедра и вертлужная впадина». Возможно, это следы боевого столкновения неандертальцев (возможно, с кроманьонцами).

Каннибализм, как правило, возникает естественно только при угрозе гибели от голода. Даже хищные звери обычно не нападают друг на друга и на людей. Однако, как правило, «те, кто попробовал «человечины» западает на неё, становится людоедом».

Результативная охотничья добыча в любое время считается успехом, подвигом, удачей. Поэтому охотник, автор «победного удара» естественно считается героем, ему лучшие и самые большие куски от добычи.

Герою-охотнику в качестве знаковой награды полагаются голова-череп, рога, зубы и иные характерные кости, а также деликатесные части туши добытого животного или зверя. Считается, что при поедании знаково-символических частей туши животного или зверя, к охотнику передаётся его дух-энергия, мощь и здоровье, сила и возможности.

В этом есть доля истины, так как деликатесные части (мозги, печень, лёгкие и т.д.) более питательные, богатые необходимыми человеческому организму белками, жирами, витаминами, гормонами.

Вот почему поедание умершего родителя, родственника или врага, вероятно, тоже считается передачей их статуса, функций, духа-энергии, силы, авторитета и других качеств. Вот почему, чаще всего, сохраняются черепа и основные (характерные) кости, рога и зубы животных и людей.

При таком вероятном отношении неандертальцев (классических неандертальцев) к жизни и смерти неизбежным, естественным и закономерным может быть принят ими так называемый «жертвенный каннибализм».

Возможно, убийство и поедание соплеменников не было следствием конфликтных или агрессивных столкновений, борьбы за выживание, однако, несомненно, первопричиной каннибализма был голод, недостаток белковой пищи или угроза голода, необходимость выживания.

У животных-хищников (например, у львов) распространённым явлением является убийство и поедание своих и чужих детёнышей. Первая причина такого явления – голод, другая – освобождение от обузы, третья – выбраковка неполноценного потомства и т.д.

Возможно, архантропы, питекантропы, неандертальцы и особенно классические неандертальцы, живущие преимущественно результатами только охоты, употребляющие в пищу почти исключительно только мясо, уже имеют иные, чем инстинктивно-естественные причины для каннибализма.

Несомненно, у классических неандертальцев существовали свои традиции, обычаи, обряды и, возможно, ритуалы.

Черепа, отделённые от скелета, в пещерах на острове Ява, в урочище Соло, Монте-Чирчео (Италия), Эрингедорф (Германия) и в других местах по всему миру, свидетельствуют о наличии у неандертальцев определённых ритуалов. У некоторых черепов неандертальцев было «расширено затылочное отверстие, вероятно, для извлечения мозга».

В гроте Монте-Чирчео (Италия) череп неандертальца «был обложен кольцом из камней». В пещере Тешик-Таше (Узбекистан) погребение ребенка также было «окружено кольцом из рогов горного козла» (огорожено рогами знаково-символического животного-тотема).

Фактически круговое сооружение вокруг захороненного черепа или скелета подростка само по себе уже «является элементом обрядности».

Так, уже в историческое время, «новогвинейские племена ритуально отделяли голову убитого мужчины и расширяли затылочное отверстие для извлечения мозга» (Дж.Констэбл). При этом извлечённый мозг также ритуально поедался всеми присутствующими. Характерно, что данный обряд и ритуал совершали при рождении ребёнка.

Вероятно, таким образом, символически и фактически (мифологически) при поедании человеческого мозга осуществлялась передача статуса, свойств, функций и качеств убитого к новорождённому, преемственность поколений, обмен телами и духовной энергией, а возможно, уже и наследственное правопреемство.

Каннибализм и особенно ритуальный каннибализм подтверждает, что первобытному человечеству данного времени уже хорошо известно «питательное» значение и свойства головного мозга, как органа восприятия, осмысления и осознания, управляющего всем человеческим организмом, органа, регулирующего жизнедеятельность человека.

Несомненно, что классические неандертальцы создали и развили разнообразные ритуалы и обряды. Например, мистерии-представления и танцы-повествования о странствиях первопредков, приключениях и событиях на охоте; брачные, похоронные, лечебные обряды и ритуалы; обряды деторождения, инициации и иного посвящения (например, в шаманы) и многие другие.

Неизбежное и естественное разделение и распределение мужских и женских, детских и взрослых, профессиональных и статусных функций и видов деятельности людей в кровнородственных и общинных человеческих объединениях также неизбежно и закономерно порождает и развивает упорядоченные общественные или «социальные отношения».

«Бытие определяет сознание» или быт, бытовые, семейные, хозяйственные и общественные отношения естественно формируют, создают, упорядочивают и закрепляют «правила общежития», обычаи, ритуалы и традиции – предшественники правового поведения.

Имеющее в своей основе врождённое инстинктивное поведение системы отношений доминирования, бытовые, семейные, хозяйственные и общественные отношения классических неандертальцев, вероятно, уже в данное время дополняются и насыщаются обычными, традиционными и ритуальными отношениями и поведением, обогащаются мифологическим и мифопоэтическим поведением – становятся по-своему культурными и цивилизованными.

Если неандертальцы обладали речью, способной передавать только конкретные звуки-сигналы, звуки-команды, звукосочетания-слова-наименования, слова-понятия и слова-действия, то, вероятно, их поведение и отношения подчинялись строгой статусной иерархии, строгому распределению обязанностей и видов деятельности.

Неандертальцы, в особенности классические неандертальцы, обладающие по своей природе крепким телосложением, мощной мускулатурой и, возможно, невероятной силой своих рук (практика работы ручными рубилами), неизбежно и естественно должны были уважать, ценить и гордиться своей физической силой.

Вероятно, стиль жизни и манера поведения классических неандертальцев основывалась на культе физической силы, как мужской, так и женской. Сильный – значит приспособленный, могущий постоять за себя, свою женщину, своих детей, сородичей, членов общины и рода.

Чем сильнее мужчина-самец, тем вероятнее удачная охота, количество еды, условия сытости и безопасности. Чем сильнее женщина-самка, тем вероятнее удачные роды и количество детей, женская выносливость и трудоспособность. Чем сильнее мужчина-отец и женщина-мать, тем авторитетнее они среди детей, сородичей и в общине-роде.

Вероятно, неандертальцы не могли долго и много рассуждать, думать, переживать, перебирать варианты поведения – они больше действовали, чем обдумывали свои поступки. Они были людьми действия, поступка, деяния.

Вероятно, героями и героинями неандертальцев были ярые, горячие, взрывные, могучие, сильные и одновременно добрые, щедрые и справедливые мужчины и женщины.

Вероятно, тот охотник, который насквозь пронзил колом-копьём быка-бизона, слона-мамонта или крокодила-дракона, неизбежно становился на многие века и поколения общепринятым героем-звездой, богом-божеством, святым духом-образом, победоносцем.

Вероятно, животные, тоже наделённые могучей силой, массой, размерами и соответствующим поведением, были для неандертальцев образцами-примерами для подражания, следования «по их стопам» и их почитания.

Разнообразные ритуалы и обряды свидетельствуют о возникновении и развитии в первобытном обществе культурных и урегулированных общественных отношений, о распределении статуса (правового положения) в обществе, функций, социальных ролей и видов деятельности, об интеллектуальном развитии, об упорядочивании восприятия, осмысления и осознания феноменов окружающей действительности и мира.

Классические неандертальцы, остро воспринимая окружающую действительность и мир через свои органы чувств, вероятно, первыми обрели способности к магии, к экстрасенсорному восприятию, к одухотворению и очеловечиванию окружающей действительности и мира.

Культивируя и развивая отношения системы доминирования, классические неандертальцы, вероятно, больше внимания уделяли воспитанию через дрессуру, опыт, испытание, инициацию, насилие и строгую дисциплину-подчинение. Поэтому весьма вероятно, что их ритуалы и обряды, в том числе эффектные магические мистерии и ритуалы, были очень строгими, суровыми, болезненными, строго организованными и табуированными.

Ритуал (от лат. «ritualis» - обрядовый) – это форма сложно организованного и комбинированного знаково-символического поведения. Ритуал или обряд всегда является средством выражения и упорядочивания каких-либо общественных отношений (социальных, культурных, религиозных, политических).

Посредством ритуалов и обрядов, как правило, передаются исторические сведения и традиционные правила поведения, подается пример образцового поведения, формируется мировоззрение, передаются определённые знания, опыт и мифология.

Ритуал и обряд являются средством воспитания человека и приобщения его к господствующему мировоззрению и картине мира в соответствующем человеческом объединении (община, род, племя, народ, нация, раса, человечество).

Мир животных тоже имеет множество примеров ритуального поведения. Ритуалы животных – это инстинктивное врождённое поведение или приобретённое в результате дрессуры и воспитания поведение, используемое животными при общении друг с другом и людьми.

Культ (от лат. «cultus» - почитание, поклонение) – это сознательное добровольное или принудительное почитание, поклонение и служение какому-либо авторитету, например, символическому объекту, духу, божеству, богу, сверхъестественному феномену (чуду) и связанные с этим ритуалы и обряды.

Примерами культов могут быть наиболее древние верования и культы: охотничий (промысловый), брачный (свадебный), родовой (день рождения), погребальный, посвящения (инициации), тотемный (зоолатрия), культы света (солнца), луны, неба, звёзд, земли, воды, огня и воздуха, первопредков, духов, героев-демиургов и героев-трикстеров.

Культовые ритуалы и обряды всегда сопровождаются индивидуальным и коллективным поведением, воздействующим на мифологическое и мифопоэтическое восприятие, осмысление и осознание людей.

Такое культово-ритуальное поведение (часто ритмичное, повторяющееся, биоритмичное, резонансное), носящее гипнотический, завлекающий, увлекающий и убеждающий характер, неизбежно и естественно становится магическим поведением.

Есть несколько феноменов, которые любой человек на земле может воспринимать магически (гипнотически) – это живое пламя огня, вид текучей воды и вид работающего (танцующего, поющего, рассказывающего) человека. Эти феномены завораживают, увлекают, заставляют сопереживать, входить в резонансное или изменённое (инстинктивное) состояние организма, пробуждают древние инстинкты и глубины памяти.

Практика засадной охоты, когда охотники изображали из себя привычных для объекта охоты животных или птиц и подкрадывались к ним на расстояние броска копья или разящего удара рубилом, привела к возникновению ритуальной и обрядовой практики танцев, воспроизводящих в знаково-символической форме события и сюжеты охоты, странствий и иных приключений.

Таким образом, знаково-символическое поведение рассказчиков и исполнителей, находя биоритмично-резонансный отклик в памяти и мышлении слушателей и зрителей, становилось магическим, а сами рассказчики и исполнители – магами.

Вполне вероятно, что в данное время неандертальские отцы и матери, бабушки и дедушки тоже рассказывают-изображают своим детям и внукам страшные сказки-побасенки, истории и мифы. В ответ сверхчувственное (экстрасенсорное, эйдетическое) восприятие, осмысление и осознание неандертальских детей воспринимает эти сказки-мифы как магию, потому что в их воображении, в играх и в сознании (совместном знании) или в детской жизненной практике формируются соответствующие структуры-образы, мировоззрение, картины мира и архетипы поведения.

Не следует забывать, что во все времена Каменного века (2 600 000-7000 до н.э.) продолжительность жизни первобытных людей в среднем не превышала 25 лет.

Биологически это возраст молодости или первой зрелости, жизни, наполненной эмоциями, чувствами, устремлениями, увлечениями, фантазиями. Это возраст, когда молодые люди ещё не порвали с юностью и детством, нуждаются в похвале, в заботе и в признании.

В тоже время в условиях первобытной жизни возраст 25 лет для мужчины уже давно половозрелый возраст опытного охотника, главы семейства или рода, а для женщины – опытной много рожавшей матери.

Первобытные люди данного времени вынуждены очень быстро взрослеть и начинать «взрослую» трудовую жизнь. Вся их жизнедеятельность посвящена только нескольким задачам – поиску и добыче пропитания, производству орудий труда и боя, производству здоровых детей (потомства) и их, даже не воспитание, а дрессура или подготовка к «взрослой» жизни.

За короткий период детства нужно было подготовить детей к подростковой деятельности, поэтому возник обряд и ритуал инициации или приобщения подростков-юношей к миру мужчин, а девочек – к миру женщин.

Обрядом и ритуалом посвящения в охотники, вероятно, была первая охота и право последнего смертельного удара копьём в раненое животное. Для девочек подобным обрядом и ритуалом посвящения в женщин, вероятно, был обряд дефлорации – искусственное лишение невинности и подготовка к замужеству и материнству.

Обрядом и ритуалом, несомненно, является брачный обряд. Брачные или свадебные обряды и культ брака и семьи являются общими для всего человечества независимо от рас, народов, наций, мест обитания людей, что свидетельствует о глубокой древности и изначальности этих отношений.

Также, несомненно, обрядовый и ритуальный характер имели посвящения в различное профессиональное мастерство и секреты мастерства, например, в мастерство изготовления и производства орудий труда и боя, одежды и обуви, предметов быта и вещей, а также амулетов, оберегов и иных произведений искусства.

Одним из характерных обрядов, ритуалов и культов данного (и более древнего) времени является обряд и ритуал посвящения в шаманы (подробно об этом в следующих главах Хронологии – А.С.).

То же самое, вероятно, относится к обряду и ритуалу посвящения в тотем – знак-символ семьи, рода, общины, фратрии, племени. При этом знак тотема может иметь чисто практическое значение – для отличия и узнавания людей в местах массовых событий и действий, например, при загонной охоте, в бою при нападении, а также во время пиршества, брачных и иных празднеств.

Несомненно, общим для всех людей всех человечеств являются: погребальные обряды и ритуалы; культ, обряды и ритуалы почитания первопредков, предков и духов-предков; культы, обряды и ритуалы почитания природных стихий и феноменов – огня, воды, ветра, света-солнца, грома и молнии и т.д.

Возможно, в данное время единственным средством воспитания и подготовки является личный пример, образцовое поведение, показ, говорение, игра-тренинг, представление, дрессура, тренировка и испытание (соревнование по принципу «кто кого победит»).

Возможно, система подготовки молодёжи в данное время подобна системе подготовки и тренировки современных спортсменов и воинов. При этом наиважнейшее воспитательное значение имеет авторитет личности и мастерства воспитателя-тренера.

Каким бы могучим, умелым и грозным ни был глава семьи, общины, рода или племени, но он всё же только человек. В каких-то случаях он может что-то забыть, упустить, совершить ошибку, сделать что-то неправильно или нехорошо.

Поэтому в указанном мире воспитания-подготовки данного времени неизбежно и закономерно должны были появиться высшие сверхъестественные авторитеты, которые никогда не ошибаются. Они всегда правы, всегда могучие, безошибочные, зоркие, внимательные, заботливые, строгие, беспощадные и ещё более грозные, чем самые родные родители. Это духи-предки, духи-тотемы, духи-силы (феномены).

Вот почему изначально во всех обрядах, культах и религиях мира живые (смертные) люди не были и не стали божествами и богами, но были только посредниками, последователями, представителями и потомками духов-тотемов, духов-божеств, духов-богов и духов-героев.

Вот почему обряды, ритуалы и культы издревле основаны на магии сверхчувственного восприятия, осмысления и осознания, на доверии и вере в чудо, в свойства и качества сверхъестественных предметов, вещей, объектов, сил-феноменов, артефактов и духов.

Практически все палеоантропы в мире и, несомненно, неандертальцы обладают практикой магического воздействия друг на друга, на животных и на окружающий мир.

Например, только одна грозная угрожающая поза, взгляд и мимика самца-вожака способна утихомирить расшалившихся или ссорящихся сородичей.

Несомненно, угрожающий вид сплочённой стаи охотников, ощетинившейся копьями и дубинками, также мог магически подействовать на хищников или разъярённых животных и заставить их отступить, не нападать.

Всем, например, известна детская игра «в гляделки». В этой игре, как правило, юноша и девушка пристально смотрят, не моргая, в глаза друг другу. Они буквально «буравят» друг друга выразительными гипнотическими взглядами. В итоге перебарывается и подавляется воля и настроение проигравшего.

Магия поведения особенно сильно проявляется во время влюблённости и брачных игр, во время свадьбы и половой близости, во время стрессов и конфликтов, при опасной деятельности или в бою.

Особенно сильна магия поведения во время беременности и после родов, когда существует прямая гормональная, кровная связь матери и плода, а также непосредственная физическая близость матери и рождённого младенца.

Магическое поведение также сильно проявляется в игре артистов, в произведениях искусства, в поведении духовных, религиозных и политических лидеров и вождей, в работе учителей и врачей.

В данное время, лишённое современных научных знаний, современных методов и средств передачи информации, воспитания и преподавания, возможно, единственным способом эффективной подготовки и передачи информации является способ магического воздействия.

Вот почему «магические орудия» гипнотизёра (шамана, колдуна, мага, фокусника) – это голос, взгляд, манипуляции, сакральные образы, вещи и предметы.

Все известные сегодня следы жизнедеятельности первобытных людей данного времени (классических неандертальцев и кроманьонцев) доказательно свидетельствуют о наличии у них магической обрядовой и культовой практики, знаково-символического восприятия, осмысления и осознания реальных или фантастических объектов, субъектов и феноменов, наделённых сверхъестественными свойствами и качествами.

В так называемой «пещере ведьм» (недалеко от Генуи, Италия) её обитатели «бросали комья глины в сталагмит, напоминающий по форме животное».

В данное время (51 000-50 000 до н.э.) в одной из пещер будущего Ливана первобытные люди расчленили на камнях тушу оленя и посыпали её охрой (возможно, символом крови земли). Кости скелета оленя сохранили форму и положение при этом обряде (возможно, жертвоприношения).

Наиболее известен (возможно, культ) обряд погребения медвежьих черепов в одной из пещер швейцарских Альп на высоте 2400 м над уровнем моря.

Далеко от входа в эту пещеру находится «сложенный из камней кубический ларь с гранями, равными примерно метру». Сверху каменный «ларь» закрыт большим плоским камнем. Внутри находится семь медвежьих черепов. Все они повёрнуты мордой ко входу в пещеру. В нишах по стенам пещеры будут обнаружены ещё шесть черепов медведей. У одного черепа «под скуловую дугу была засунута кость конечностей (лапы)».

Наиболее вероятно, что это погребение медвежьих черепов, а не туш (скелетов), является прямым доказательством обряда или культа медведей.

Труднодоступное место погребения, порядок погребения, воспроизведение позы спячки медведей, свидетельствует об осознанном и целенаправленном действии первобытных людей, о выражении ими своих чувств, мыслей, настроения.

На юге Франции в одной из пещер также будет обнаружена «прямоугольная яма, прикрытая каменной плитой, где сохранялись кости более двадцати медведей».

Это были вымершие медведи Ursus spelacous – пещерный медведь – могучий зверь больше и массивнее современного медведя гризли. Его длина от кончика носа до хвоста составляла 3-3,5 м.

Как и современные медведи, пещерный медведь данного времени, несомненно, был объектом культа, ритуалов, обрядов, магии и колдовства.

Зимой пещерный медведь впадал в спячку или находился в пещерах, а с наступлением весны – пасся и охотился на склонах гор, в лесах, на берегах рек и в долинах.

Вероятно, такого могучего зверя относительно безопасно первобытным охотникам можно было добыть только во время его зимней спячки (примерно, в феврале). Вероятно в это время ещё жирного, но уже ослабленного медведя, добывали, прерывая его сон, зимнюю спячку.

Вот почему первобытные охотники возвращали в пещеру череп-дух медведя и давали ему лапу-соску так же, как хоронили своих умерших сородичей в землю, посыпая их охрой – кровью земли, символом жизни и здоровья. Хоронили в надежде, что земля и пещера, как утроба матери, произведёт, возродит и вернёт на свет нового человека и нового медведя.

Подобные культы, обряды и ритуалы, связанные с медведем, в наше современное время существуют «у ряда охотничьих циркумполярных народов, обитающих на севере Евразии, Сибири и Северной Америки.

Некоторые будущие сибирские племена будут почитать медведя как мифического «первого человека», предка-тотема и будут  просить у него прощения, перед тем как убить.

Например, айны, проживающие на севере Японских островов, будут считать медведей посредниками между людьми и духами.

Айны ловят или будут ловить медвежонка и в течение года обходиться с ним, как с «почётным гостем». При этом айны женщины-матери будут даже кормить его своим грудным молоком.

Потом к середине зимы медвежонка приносят в жертву, и мужчины-охотники будут ритуально пить его кровь.

Вполне вероятно, что этот культ и обряд жертвоприношения тотемного животного является разновидностью более древнего обряда жертвоприношения, когда в голодные зимы вместо медвежонка в жертву приносили ребёнка (человека).

По поверьям айнов, «дух принесённого в жертву медведя возвращался в лес и сообщал лесным богам, хорошо ли его привечали, тогда лесные боги на следующий год сделают охоту удачной» (Дж. Констэбл).

Любое посягательство на чью-то жизнь, насилие, а тем более убийство, порождает естественное чувство вины и страха наказания за содеянное.

Вероятно, во все времена смерть, насильственная смерть, убийство, членовредительство и иные деяния, приносящие вред человеку, считались неординарным, тяжким преступлением каких-то общепринятых запретов, табу, правил.

В то же время занятие охотой и питание преимущественно животной пищей (мясом) немыслимо без добычи животного на охоте, ранения его, убийства и расчленения его тела-туши. Тоже самое происходит при ловле рыбы, птиц, сборе птичьих яиц, моллюсков и иных съедобных представителей животного царства.

Особое чувство вины, вероятно, возникало при случайном или намеренном убийстве тотемного животного. Вероятнее всего, смерть тотемного животного ради утоления голода людей – членов тотема – рассматривалось как их спасение от голодной смерти тотемным животным или жертвоприношение.

Возможно, первыми тотемами были животные, действительно ценой своей смерти спасшие людей от вымирания и таким образом они остались в человеческой памяти как духи-родители, духи-тотемы, духи-покровители, духи-спасители.

Охотничья магия, магические обращения, заклинания, мистерии, обряды, ритуалы и культы, вероятно, способствовали уменьшению чувства вины перед умерщвлёнными животными, уменьшали чувство страха и боязни мести других живых животных и людей, снижали сильный эмоциональный стресс молодых охотников.

Несомненно, что магические ритуалы и обряды классических неандертальцев мустьерского времени имели сложное смысловое и информационное содержание и формы, были эффективным средством воспитания, дрессуры и тренинга.

Несомненно, что классические неандертальцы данного времени имеют чёткое представление о «загробной» или «потусторонней» жизни, о жизни после смерти.

Вполне вероятно, что потерявшийся, заблудившийся или потерявший сознание от болевого шока, от полученных ран или заболевший человек или охотник, которого все уже считали умершим и погибшим, неожиданно возвращался «домой».

Например, всем известна глупая шутка с нырянием глубоко в воду и незаметным выныриванием шутника в стороне от того места, где встревоженные и «убитые горем» сородичи напрасно ищут «утопленника». 

Это возвращение с неизвестной стороны или «с того света» неизбежно и естественно воспринималось мифологическим и мифопоэтическим восприятием, осмыслением и осознанием первобытного человека как чудо воскрешения, возвращения, перерождения.

Также наиболее вероятно, что люди, всю свою жизнь в течение многих поколений преимущественно занимающиеся только одним видом опасной деятельности – охотой, - должны были научиться вправлять вывихи, промывать и лечить открытые раны, переломы костей, ссадины и царапины.

Поэтому во все времена были и есть люди, умеющие и знающие как лечить, чем лечить и что лечить. В любом случае первобытные люди уже очень хорошо знают, что мир делится на «мир жизни» и «мир смерти», тот и этот мир-свет. 

Как любые профессиональные знания и опыт, умение врачевания в данное время передается из уст в уста, из рук в руки, из памяти в память. Поэтому общим для первобытной цивилизации человечества является преемственность профессиональной деятельности, потомственная передача опыта и знаний.

Система передачи опыта и знаний, например, ведунов и ведуний, магов и колдунов, шаманов и врачевателей из поколения в поколение неизбежно и закономерно привела к возникновению и развитию обряда и культа духов-предков, инициации, посвящения, признания потомков продолжателями дела предков, к передаче и признанию статуса и функций по наследству.

Если при этом юный потомок внешне и по поведению был очень похож или просто копировал облик и поведение умерших предков, то такое поведение воспринимается как возрождение, воплощение, возвращение из мира смерти в мир жизни духа-предка в новом облике и новом теле.

Вот почему классические неандертальцы стали сознательно хоронить черепа и кости убитых животных, тела своих умерших или погибших сородичей в пещерах и в земляных ямах (материнской утробе земли) в надежде на их последующую жизнь, перерождение и возрождение после смерти.

Если ранее погребение умерших архантропами и питекантропами больше напоминало инстинктивное сохранение (прятанье) от хищников и соперников охотничьей добычи или съестных запасов, то теперь в данное время погребение умерших и погибших является обрядово-ритуальным, осмысленным и осознанным.

В условиях, когда разлагающийся труп умершего или погибшего человека неизбежно и естественно распространяет зловоние и заразу, угрозу заражения и болезней, первобытным людям пришлось найти способ обеспечить прямую физическую связь-контакт с умершими, и одновременно обеспечить безопасность такой связи-контакта.

Вероятно, поэтому возник и существовал ритуальный каннибализм, при котором поедание умершего человека обеспечивало первобытным людям прямую физическую преемственность и передачу живым сородичам или потомкам статуса, качеств и функций (в том числе умений, знания и опыта) умершего человека.

При невозможности ритуального каннибализма по каким-либо причинам, передача статуса, качеств и функций умершего или погибшего человека осуществлялась присвоением, сохранением и передачей черепа, костей скелета, орудий, оружия, памятных вещей и предметов, принадлежавших умершему или погибшему человеку. Этот обычай, традиция и обряд повсеместно сохраняется и применяется в наше время.

В данное время в пещере Ла-Шапель-о-Сен (Франция) находится погребение неандертальского «мужчины, на грудь которого была положена нога зубра, а рядом лежали кости животных и орудия».

Вероятно, удар ноги этого зубра в грудь убила охотника, а кости животного и орудия помогут охотнику справиться с зубром в мире по ту сторону смерти. Возможно, эта нога, кости и орудия есть припасы охотнику в его пути-охоте в потустороннем мире смерти.

Во многих неандертальских погребениях трупы-тела мужчин и женщин находятся в неестественном согнутом (скрюченном) состоянии, в позах связанных и придавленных чем-то тяжёлым. Такая поза трупов, возможно, является результатом сознательного воздействия с целью препятствия их освобождению от пут.

Такие покойники со скрюченными позами находятся в пещере Ла-Ферраси (Франция) и в гроте Киик-Коба (Украина, Крым). Здесь мужчина и ребенок лежали в погребении с подогнутыми в коленях ногами.

В пещере Схул (Ближний Вросток) погребены пять мужчин, две женщины и трое детей. У всех ноги согнуты так, что касались ягодиц. Возможно, это позы сидения на ногах. Возможно, так экономилось место и трудозатраты при выкапывании погребальной ямы. Возможно, причины были иные, но в любом случае подогнутые ноги умершего человека являются попыткой воспрепятствовать ему пользоваться ногами.

В пещере Шанидар (север Ирака) в могиле погребённого мужчины-неандертальца будет обнаружена пыльца многих видов растений. Возможно, это были букеты трав и цветов, которыми было усыпано тело умершего человека.

«Больше мы уже не можем отрицать, что ранним людям была доступна вся гамма человеческих чувств и эмоций» (Р.Солецки).

Погребения, как ничто другое, ярко выражают уровень восприятия, осмысления, осознания и переживания первобытных людей.

Несомненно, что совместная общинная, родовая и племенная жизнедеятельность, основанная на кровном родстве, родственной близости, на осознании взаимодействия, взаимовыручки и взаимопомощи, неизбежно повышала культурный уровень первобытных людей.

Строительство, монтаж, разборка и перемещение на большие расстояния элементов конструкции, материалов и составляющих больших коллективных жилищ-шалашей немыслим без слаженности общего труда и без распределения между всеми и каждым определённый функций и обязанностей.

Несомненно, что неандертальцы, особенно классические неандертальцы, обладают в данное время всеми основными приёмами и методами сложной социальной организации, согласуют и управляют своими действиями.

В местах постоянного, длительного или преимущественного пребывания-проживания неандертальцы, вероятнее всего, вынуждены были жить дружно, согласованно, в мире и ладу друг с другом и ближайшим окружением. Все следы жизнедеятельности и артефакты свидетельствуют о том, что неандертальцы заботились о детях, старых и больных сородичах, кормили и защищали их.

В пещере Ла-Шапель-о-Сен (Франция) будет найден скелет пожилого мужчины-неандертальца характерно скрюченный от старческого артрита.

В пещере Шанидар (север Ирака) будет найден скелет сорокалетнего мужчины-неандертальца, у которого правая рука и плечо были недоразвиты с рождения.

Эти останки неандертальцев свидетельствуют, что, несмотря на их недуги, они смогли дожить до относительно «преклонного» возраста. Вероятно, они обладали такими качествами, которые были нужны окружающим их соплеменникам, если они столь долго заботились об этих «стариках».

Такими качествами, вероятно, были какие-то знания и умения, которые нужно было хранить и передавать из поколения в поколение.

Если в данное Мустьерское время не существовало современных средств оформления и передачи информации, то, вполне вероятно, данные пожилые люди были носителями и хранителями истории рода или общины, сочинителями мифов, ведунами-учителями, просто разумными и здравомыслящими людьми, умелыми организаторами, духовными авторитетами-вождями.

(Продолжение следует).