Русские танки

Краузе Фердинанд Терентьевич
Японские танка знает каждый.
Вот несколько примеров классических танка:

Горной крестьянки               
След, свисает косичка               
Ее как ветка.               
А мне в постели эту,
Долгую ночь коротать?               
(Какиномото–но Хитомаро; VIII век н.э.)               
 
Белые цветы   
Снежинок кружит ветер.
А мне кажется,
Что это я вверх лечу
Так бела моя старость.   
(Фудзивара-но Кинцунэ; ХII век н.э.)               
               

Вам предстоит познакомиться с творчеством Тоямы Токанавы [To yamato ka na wa].
Тяжелая судьба Тоямы Токанавы  никому не известна. Знаем только, что сэнсей Тояма никогда не жил в Японии, находясь всю жизнь в творческой эмиграции на территории бывшего СССР.

Токанава-сан работал в классической манере,  то есть писАл свои произведения кистью и красками. Обстоятельства складывались так, что писАть ему приходилось в основном на бетонных заборах, реже на кирпичных стенах домов.

В настоящее время, один из специально организованных по этому случаю подкомитетов  ЮНЕСКО, пользуясь грантом Фонда Культурного Наследия Исчезающих  Культур, осуществляет синхронный перевод произведений Тоямы Токанавы на все известные языки мира.

Итак, господа, перед вами русские танки Тоямы Токанавы:
 
Утром росистым,
Хмурый начальник
Устроил работникам разнос…
Дел у всех по горло,
А у него словесный понос.

Как понять игру теней
От белых облаков на земле?
Третью уже неделю
Ничтожную зарплату
Не платят мне…

Паучок сплел серебристую паутину,
Солнечным полднем в ней
Муха застряла…
Ну, и хрен
С ней…

Луна за окном бледная
Тени зыбкие бросает на пол.
На кухню зашел – на стене
Сидит таракан…
Быстрее бери тапок в руку, болван!

В зарослях  молодого бамбука
Запутался утренний
Туман…
Если я ничего не напутал
Водки в бутылке еще на стакан.

В водах хрустальных  ручья
Форель ловит на песчаном дне
Свою тень…
Надо же, какая с утра
В голову лезет хрень!

Хризантемы белые,
Ароматом нежным дышу.
Лепестки на ветру дрожат…
Почему, когда спешу,
Мои вещи, хрен знает где, лежат?

Устало рыбак разогнул
Свою спину –
Сеть опять вытянул без улова…
Быстро иду к магазину
За водкой, не говоря ни слова.

На камни прибрежные
Волны морские
Бросают пену…
Комочек старой жвачки
Незаметно приклею на стену.

Ветер подул, и унес лепестки…
Бабочка крылья сложила,
На цветок сакуры белый присев…
С утра в поликлинику несу анализ
На бактериологический посев.

Как рисунок на шёлке
Белая вершина в голубой высоте.
Сердцем узнаю силуэт Фудзиямы…
Во дворе бульдозерами строители
Наковыряли безобразные ямы.

Ветер осенний с горной вершины
Принес листья багровые клена,
И набросал в реку…
Бутылка и закуска - вот что
Нужно простому человеку.

Рассыпал случайно рис
На полу в кухне,
Подумал – как я глуп…
Подмел его веником,
И отправил в суп.

На черной глади пруда
Лебедь белый плывет
Комком ваты…
Мне бы его заботы,
Мне бы дожить до зарплаты…

Снег вдруг покрыл
Шиповника куст в саду,
Расцветший так рано…
Пиво “Балтика №3”
Мне не по карману.

Из раздвинутой в сад двери
Осенний ветерок
Доносит печальный запах хризантем…
После вчерашнего еле глаза продрали,
И кроме футбола нет никаких тем.

Мимо с корзиной плетеной,
Полной стеблей риса, прошла
Девушка в голубом кимоно…
Примем еще по стакану,
И “козла” забьём в домино.

Презрев красоту жизни
На войну с утра уехал
Надменный хозяин - самурай…
Пригласил его супругу
На экскурсию в сенной сарай.

Солнце садится
За скалистые утесы
На берегу бурного моря…
После экскурсии с хозяйкой
В сенной сарай, хлебнул я горя.

Стрекоза качается,
Присев на травинку
У моего подбитого глаза…
Разлеталась тут,
Понимаешь, зараза!

Улитка ползет,
Оставляя блестящий след
На камнях тропинки…
С хрустом раздавлю её ногой,
А потом почищу ботинки!

Гордо и высоко,
В синем небе под солнцем,
Клином летят жирные мухи…
Снова бензин дорожает, а за ним
Всё остальное, такие вот слухи.

Быстрый краб
Перед отливом прячется под
Камень, ракушками обросший …
Мне бы куда спрятаться, разве что
В мыслях о жизни прошлой?

Над островами, в стране
Восходящего солнца,
Наступает розовое утро…
Самая пора нам пивка,
Залить в пересохшее нутро.

Шевелят плавниками рыбки
В тенистых прудах
Дворца императора в Киото…
Чем бы они шевелили,
Если б попали в наше болото?

На берег низкий, поросший
Длинноиглыми соснами,
Надвигается большое цунами…
Кому из начальства, какое дело,
Что будет на этом берегу с нами.

Свежий снег лежит
На тропинках горных.
Деревья ветки склонили низко…
От пивной до моего дома 
По подворотням идти не близко.

Вижу в полдень тихий, щенок -
Белая шерсть в черных пятнах,
У дороги в город играет…
Автомобиль, проходящий мимо,
На колесо его намотает.

Тунца поймал в океане
Рыбак. Нож достал,
Будет есть сасими…
В магазине купил два морских
Языка, сварю дома суп с ними.

Одинокий цветок лотоса
Распустил лепестки розовые
На дальнем болоте…
Хорошо думается о чем угодно,
Только не о работе.

Бумажный красный змей
Исчез в бирюзовом небе,
Связь разорвав с моей рукой.
Отправиться вслед за ним
Хочется мне всей душой…

Шёлковый веер
В твоей белой руке
Ничего не скрыл от моего
Влюблённого взора,
Пока ты шла по песку к реке...

От чужого взора,
Шёлковому вееру
В тонкой руке,
Не скрыть наготы гейши,
Лежащей на морском песке…

Лепестки хризантем
Плывут вниз по течению
Горного ручья.
Как грустно, прошло лето… -
Тупо подумал я.

С утра увидел: на потолке,
По свежей побелке, следы носорога,
И помет слона у хомячка в клетке…
Надо будет внимательнее читать
Срок годности на каждой таблетке!

Посмотрел вверх…
В небесной канцелярии
На синей рисовой бумаге
Белой тушью облаков
Записаны мои мечты…

Посмотрел вверх…
В небесной канцелярии
На серой рисовой бумаге
Черной тушью облаков
Записаны мои грехи…

На табличке в метро
Слова читаю:
ВЫХОДА НЕТ…
-Хрен вам всем –
Губы шепчут в ответ…

В полях не кошеных, туман
Прилёг на травы.
Я от тебя, любовь, готов
Принять любой обман -
Эквивалент отравы…

Во сне руки твоей коснулся
Своей рукой.
От холода прикосновения
Проснулся –
Ладонью встретился со стеной…

Для эстетов, на бис,
Слесарь в изящном фраке,
В свете огней рампы,
Одухотворённо нарезал резьбу
На трёхчетвертную оцинкованную трубу …

Рубят дрова монахи -
Губы шепчут молитву...
Из-под топора
Катится голова по плахе -
Шепчет палач молитву…

Поднял руку у шоссе.
Проносясь мимо,
Засмеялась пышная блондинка
В открытом красном “Феррари”,
Увидав мою помятую харю…

В тяжёлые времена
Режу сигарету вдоль,
А спичку ломаю пополам...
Или опять я всё перепутал,
Выпив лишние сто грамм?

В дождь, без зонта,
В пустой голове
Маленькие взъерошенные мысли
Испуганно шмыгают мокрыми
Розовыми пуговичками носов...

Белая королева Зима,
Ветреная красавица…
На щеках ощущать
Твои холодные поцелуи
Мне нравится.