Заметки на обочине 4 Возвращение

Ирина Брагинская
    Жигули» - машина маленькая. Даже, если каждый из четверых путешественников возьмет вещей по минимуму, то на двухнедельное путешествие получается изрядное количество багажа. Плюс палатка, надувные матрасы, спальные и кухонные принадлежности. Ещё некоторый запас еды – тушенка, крупы и т.д. Не всегда была возможность купить продовольствие, ведь путешествовали в пору тотального дефицита. Таким образом, машина была сильно загружена ещё в начале путешествия.
  По мере приближения дня возвращения , вещей становилось всё больше и больше. Казалось бы – съели крупу и консервы – место освободилось. Ан, нет…  В связи всё с тем же дефицитом всего, мы, проезжая по различным республикам, покупали всё то, что не могли достать в Ленинграде. Например, Белоруссия была богата постельным бельем и посудой, Украина – вещами для сильных морозов, Молдавия – книгами на русском языке, а Прибалтика – детской одеждой, колготками и продовольствием.
  Мы разработали методику – в каждом более-менее крупном населенном пункте, мы в первую очередь искали книжный магазин. Иногда попадались просто необыкновенные сокровища. Был один населенный пункт - ТЕРЕБОВЛЯ, в который мы пытались заехать каждый раз, когда проезжали относительно неподалеку. К нашему счастью, тамошние жители  либо вообще не читали на русском языке, либо туда завозили столько хороших книг, что и нам хватало. К концу поездки укладка вещей в машину становилась просто настоящим искусством, которым владел только мой муж. Мне кажется, ему даже нравилось этим заниматься. Это же чудо, когда огромная гора черт знает чего, помещается в скромных размеров машину. В машине использовался каждый свободный миллиметр пространства. Спальные принадлежности переезжали из багажника на заднее сидение третьим пассажиром, надувные матрасы – к заднему стеклу. Благо, наверху был привинчен багажник, на который можно было уложить некоторые вещи, которым не очень страшен дождь. Мы, конечно, заворачивали вещи в полиэтилен, но при сильном дожде они всё равно оказывались влажными.
Однажды мы возвращались, не помню откуда, но ехали через Белоруссию, Там накупили посуды и постельного белья на две семьи. Был последний день поездки, припозднились, и когда проезжали Лугу, то было уже за полночь. До Ленинграда оставалось 2 часа езды, настроение было  радостное – соскучились по деткам и цивилизации(горячая вода, мягкая чистая постель, полноценный обед).
  Гружёные «Жигули» - это вам не быстрокрылая птица, это беременная черепаха. Так что ехали, как могли. Все системы, слава богу, работали нормально. Вдруг появился какой-то неравномерный стук, причем наверху. Я, как основной определитель болезней «Ласточки» по звуку, растерялась. Там же никаких агрегатов нет. Или у нас «крыша слетает»?
- Игорь! Что-то стучит по крыше…
- Может , ветку где-то подцепили, сейчас остановлюсь.
Едва вылезли из машины, начался неслабый прохладный дождик. Мужчины осмотрели багажник и пришли к неутешительному выводу – сломалась одна из стоек, а вторая дала трещину , надо срочно разгружать. Хорошо, что я сразу обратила внимание на стук, а то через пару минут уже пришлось бы собирать свои вещи по обочине дороги.  Нужно было искать пространственные ресурсы. Все, кроме водителя, сели на свои места и приготовились к уплотнению. У меня в ногах уже что-то лежало, так что коробки с посудой (тяжеленькие – не фарфор, к сожалению)поставили  мне на колени, подложив под них нехилую пачку нового, но влажного от дождя, постельного белья. Стопка была так высока, что почти полностью загораживала мне обзор. Приходилось поддерживать стопку на колдобинах, чтобы она не обвалилась на водителя. Юра с Галей сидели на заднем сидении как голубки, тесно прижавшись друг к другу, заваленные коробками и свертками. От Луги до Питера всего 150 километров, но это были самые длинные и тяжелые ( в прямом и переносном смысле) километры нашего путешествия.