ИВАНушка внУчек ИВАНушки и АЛЁНушки брАт АЛЁНушки

Крыленко Владимир
Крыленко ИВАНушка - внУчек ИВАНушки и АЛЁНушки, брАтик АЛЁНушки
     (ВАНя - до 4 годкОв - много миниатюр в прОзе)

Да, - Крыленко ИВАНушка -
КодрЯнский-Крыленко ИВАН Владимирович -
И в самом деле -
ВнУчечек АЛЁНушки
(Елены ИВАНовны ЛукиЕнко-СинИциной, погибшей 6 февраля 1942-го)
И ИВАНушки
(Глотен-Крыленко Ивана МитрофАновича, погибшего 13-го марта 1943-го)
И брАтик АЛЁНушки (покА ещё НЕ погибшей) -
КодрЯнской-Крыленко Елены Владимировны!

               Крыленко Ваня

И в самом деле -
ВнУчечка АЛЁНушки
(Елены ИВАНовны ЛукиЕнко-СинИциной)
И ИВАНушки
(Глотен-Крыленко Ивана МитрофАновича)
И сестрИчка ИВАНушки -
КодрЯнского-Крыленко Ивана Владимировича!               
Крыленко ИВАНушка МАМочкой рожден -
МАМочкин СЫНОЧЕК!
А рожден-то ОН 10 октября -
на Тянь-Шане -
в посёлке Саманном -
Средь высОких снежных ЛЕТом гор...
Я ТУТ опускАю сАмый рАнний вОзраст -
Может расскажУ о нём я в другОй уж РАЗ...

С самого рождения АЛЁНушки
ИВАНушка и АЛЁНушка -
спят в одной комнате -
РЯдышком ИХ кровАтки!
БРАТик ИВАНушка на полтора гОдика
Постарше сестрИчки АЛЁНушки.

В 6 месяцев от РОДу Лена науччилась стоять,
За перИльца кровАтки держась,
И подОлгу прыгать
И от рАдости при Этом -
Вместе с ВАНечкой визжАть и кричать.

1-2 мая 1967-го я был в гостях в Ангрене,
МЫ ВСЕ четверо
(АЛЁНушка, ИВАНушка, Ихняя МАМочка ТаммАрочка и я -
ВРОДе-бы муж и <папочка>!) -
ходили на рЕчку КарА-БАу-сай,
где Ваня левой ручкой - в речку - камни бросАл.
Ваня почти ВСЁ делает левой рукой,
даже рисует - то левой, то правой попеременно!

   2 июня 1967-го МЫ ВСЕ (Тома, Ваня, Лена, я) улетели в Донецк,
потом Кадиевка, Мелитополь. В Ташкенте Ваня чуть не потерялся,
пока я поИл Лену, а мама устраивалась в комнату "матери и ребёнка",
Ваня от меня убежал и его захлестнула толпа людей. Мама нашла его
во дворе, перед выходом на посадку в самолёт, Ваня от испуга наложил
в штанишки.
  5 июня 1967-го Ваня в последний раз сфотографировался с дедушкой.
  11 июня мама оставила Ваню и Лену у бабушки Лиды в Мелитополе
и уехала с папой на Кавказ в УрУп, Теберду на  две недели.
В это  время Ваня хорошо играет с Леной в машину (из табуреток
и стульев), возит Лену на машине вполне уверенно.

  В июле 1967-го мама была с Ваней в Бердянске, купались в море.
плавали на катере, ездили верхом на дяде Виталие, играли с
братом (троЮрод!) Серёжей.
  5 августа вернулись в Донецк, ходили с Лёней Финнельштейном
(и со мною) на ставок купаться, гуляли по городу (между больницами -
больному дедушке). Любили обедать в Театральном кафе. Ваня Испугался
в кино "ФантомАс"а (первый раз в кино был в летнем кинотеатре "Ангрен"
в 1965г. в 10 месяцев, там отметил только собак, лошадок, а остальное
Ваню мало интересовало).
Любил Осликов ("- У-Аааа!").
В конце августа 1967-го сказал мне как-то:
"- Папа, поехали в Ангрен, там хорошо - горы, кроватка,
Вадик и Славик!"
    В День Шахтера не смогли улететь в Ташкент, но хорошо играли,
бегали по залу до полуночи. Несколько раз ходили на железнодорожный
вокзал (звонить по телефону), дети хорошо играли, любили пить
газ-воду.
   12 сентября 1967-го выпроводили меня в Москву с улыбкой - уже
привыкли к моим отъездам.

   26 октября 1967-го я прилетел в гости в Ангрен. На утреннике
в Яслях в честь 7 ноября Ваня был победителем по бегу в больших
галошах (помогла тренировка с моими туфлями и тапочками).
В Лениной группе Ваня один из всех детей плакал от страха за
колобка при появлении Волка.
   7 ноября 1967-го прошлИ демонстрацию в Новом Городе,
   А 8 ноября - у НАС была прогулка в "Донецк" -
в одно-этажный посёлок, где бегали куры, утки, индюки - как в Донецке!
   9 ноября вечером мама ушла в посёлок "Саманный" на аборт,
а я 10.11.1967-го оставил деток с ТОмой Татариновой и улетел в Донецк.

  <<19.11.1967 Ваня целый день шкОдничал, а я (КодрТамЗел) ему
даже ни разу попку не набила!>> (мама в письме папе).
   20.11.67 из дет-комбината №25 Ваня перешёл в садик №2 (напротив
Лениных яслей на ул.Комсомольской), Ване нравится. Дома Лена бьёт
Ваню, а он ревёт, как маленький. А вскоре, когда Лена залазит на
лежащего Ваню, я говорю; "- ЛинЁк, не лезь на Ваню - пусть поспит!"
(а Ваня лежит на животике, уткнув носик в локтевой сгиб). А Ваня мне,
не подымая головы, отвечает: "- Пусть, папа, лезет - мне - нравится!"
   24.11.67 из Москвы тётя Галя привезла Ване брючки и 2 колготок,
Ваня спросил:"- А где Лене?" У Вани плохо с желудком, долго не
проходит, а Лена "читает" ему книжки.
   30.09.67-го после получения "письма от папы" "сразу потребовал
читать и рассматривал довольно долго.
  12 декабря 1967 МАМа-ТОма:
"- Сегодня я их обоих воспитывала; Ваня ревел час,
Лена чуть меньше. Потом стали очень послушные и теперь спят."
  18.12.67 мама: "- А я вечером одеваю Ваню в садике, а он попку
закрывает. Я ему - не бойся, бить не буду! А он мне: "- А дома?"
Получили посылку от бабушки Марии, дети почти сразу прикончили
лодарки, Ваня встал и громко сказал: "- Спасибо!" Снег растаял, а
Ваня ходит в валенках. Я вчера бегала к сапожнику с Леной, а Ваня
оставался в квартале, опять пошёл под дождик "который с крыши" и
я его привела домой по-уши мокрого. Но пока вроде ничего, немного
кашляет. В субботу я их обоих искупала в ванной. Ваня и вчера просил
купаться, плавать, а то, говорит, - меня на речку не пустят!
А что они творили, когда я их раздела! Прыгали по дивану,
кувыркались и визжали от восторга! Вообще они сейчас часто играют
вместе. Залазят к Ване в кровать и играют в "папу и дочку". Ваня
Лену называет "моя девочка". А ещё они летают на самолете и везут
маме подарки. Вчера они впервые слушали радио-передачу для детей -
оперу "Мой-до-дыр!". Ваня всё понял и побежал умываться, чтобы его
крокодил не проглотил и Лену захватил! А потом стучал по радио-
приЁмнику - крокодила прогонял!
  6.12.67-го. Вчера Ваня сломал термометр, разобрал зеркало, а
 потом так упрятали расчёски, что я на работу пошла непричёсанная!
Ваня безбожно писяет в штаны, потом весь вечер уверяет, что больше
не будет, а потом всё начинается сначала! ВСЁ делает левой рукой -
ест, рисует, бросает камни!
  24.12.67-го. "- Животик у Вани - нормально уже, из нОса - течёт
у обоих, а кашляет один Ваня.
У нас здесь тоже была слякоть и грязь, а Ваня в ботиночках, да и
те уже малы. Их вывели в садике на улицу, а он измерял глубину
луж, пришлось идти домой в мокрых ботинках, естесственно, начал кашлять.
Валя Карпова вчера Ваню спрашивает: "- Можно забрать твоего папу?"
Ваня долго думал и ответил: "- И меня тоже!"
  29.12.67. Ваня учит Лену говорить ругательства и сердится, что
Лена не повторяет. Установили Ёлку. Ваня пришёл из садика и заходился
вешать игрушки.
  31.12.67-го. Ваня спрашивает: "- А чего это папа не едет?" а я ему:
"- Я же тебе говорила, что он нескоро приедет" -
Ваня: "- Так праздник же!" И Ваня "позвонил" папе по "телефону"!
  1 января 1968  Мы сегодня днём ходили к Котилевским, смотрели кино,
Ваня был нарядный - жёлтая новая курточка, комбинезон, щёчки розовые -
картинка, а не мальчик.
  9.01.1968-го. Ваня долго ждал папу, а теперь притих, играет в Деда
Мороза и Бабу-Ягу.
  11.01.68. Ваня стал страшно непослушный, каждый день писает в
штаны в садике, а потом самым искренним образом уверяет. что больше
не будет. И ещё поёт неприличные песни типа:"- Баба-Яга,
костяная нога, печку топила, ногу сварила, поехала в кино, а кино
красивое, а Баба сопливая" и подобные, иногда ещё крАше-хуже!
Ваня опять напИсял в штаны, стоял в углу. Говорю: "- Постой, подумай,
можно в штаны писать или нельзя?" Он минуту постоял и говорит:
"Я уже подумал - нельзя!" Вот какие вумные дети, только в штаны писают!
   18.01.68. В субботу у нас был сильный ветер, чуть не унЁс Лену,
а Ваню чуть не стащил в арык, он перепугался>>.

   9.02.68-го. Я приехал в Ангрен на экзамен-сессию в ТашИНХ, мама
через несколько дней улетела в Донецк попрощаться с папой-дедушкой.
Мы остались одни. По вечерам читаем сказки, дети сидят у мамы на
коленях тихо, слушают внимательно. Лена от меня не отходит на улице
(как раньше от мамы).
  23.02.68-го. С Ваней - несчастье-беда! ЗашлИ вечером к Рылеевым,
чтобы договориться с его Розой, чтобы она отвела деток в ясли
(мне надо было в ТашИНХ ехать). МЫ зашли в ИХ квартиру, а Ваня
увидел на столе стакан, полный водки и хлебнул хорошенько -
половину,
развеселился сильно, а когда МЫ уходили домой - попросил взять
кубики. У нас в тёмном подъезде я шёл позади Вани - с Леной на
руках и рядом с Рылеевым, а Ваня впереди с кубиками в руках.
Он споткнулся о ступеньку, упал и ударился лбом. Вечером жаловался
на головную боль, но потом успокоился, послушал сказки, а когда лёг
спать - -выблевал, при этом испугался (он вообще всех болезней
боится). После этого несколько дней держалась высокая температура
до 39 град.) и рвота. Приехала мама из Донецка, начала его лечить
сотрясение мозга.

 10 марта 1968-го Ваня: "- Папа, приезжай к нам в Ангрен,
мы с тобой будем играться, а мама будет нам попки бить"
(Ване 3 года и 5 месяцев).
   2.04.68-го в пятницу вечером Ваня пришёл домой с мокрыми штанами
я была сердитая и потащила его в дом, а Лена осталась на улице
и ЕЁ тётя Римма увела в магазин. А нам надо было идти в парикмахерскую
стричься. Пока мы переодевались, Лена ушла. А потом Ваня сам пошёл
стричься, расплатился и когда я с Леной пришла, его уже заканчивали
стричь. Я тоже подстриглась, а потом мы шли домой, встретили Ванину
воспитательницу и она сказала, что Ваня сильно изменился, первый на
занятиях на-изусть шпарит "Айболита" и вообще положительный мальчик.
А в субботу мы отвели Лену в ясли и вдвоём пошли в Дукант (Лена после
этого сильно плакала), видели 2 озера, барАнчиков, цветочки, самолёт,
который привёз от папы письмо с собачкой, лукоморье и большую речку,
которую не смогли перейти и обходили, но, зато, бросали камни,
а они брызгались, и пускали лодку, которая уплыла в самое синее
АрАл-море. А потом с Курачевыми шли от поворота домой. Ваня ехал на
ОсликЕ-мАме верхом и переживал - отдаст ли дядя СерЁжа апельсинки.
Дома Ели суп с грибами, которые Мишка принёс маме с гор. Письма
с картинками-рискнками папы детям очень нравятся, Ваня даже спит с ними.
   6.04.68. Ваня мыл полы в зале и в коридоре. Умеет рисовать
солнышко, хоть и левой рукой. Лена тоже рисует солнышко, но Ваня
говорит, что оно зашло за тучку!
  4.05.68-го Ваня в первый раз залез на дерево.
  5.05.68-го я и Ваня ездили в Наугарзан-сай за грибами, Ваня спал
на высоте около 2400 м. Когда уезжали, сидели в автобусе сами,
ждали рабочих со смены, Ване захотелось в туалет, но он ни за что
не хотел оставить рюкзак в автобусе, боялся что он уедет (без шофера!),
пришлось выходить с рюкзаком.
  7.05.68-го я и Ваня собираем мАки и крупные васильки у
ТашкЕнтского поворОта. А тут же собирают два мальчика-корЕйца,
на годок постарше, в свадебно белых рубахах и чёрных штаниках. -
Собирают - и Ване букЕты отдают!
  10.05.68, проводив меня и Славика Котелевского, возвращались
в Ангрен автобусом. Ваня сделал предложение дяде Ване Котелевскому:
"- Мама, папа уехал, давай назовём дядю Ваню папой!" Дядя Ваня от
ужаса даже рот открыл, а Ваня на него обиделся за отказ и не стал
с ним разговаривать.
   12.05.68 я (КТЗ) била Ване попку, но всё-равно он говорит,
что маму любит!
  19.05.68-го, играясь с Леной и Вадиком на песке, Ваня упал на
штакетник и разбил голову у глаза, сильно шла кровь, дырку зашили
в больнице. В субботу ходили с Ваней в Дукент через поле, много
маков, высокая трава.
  22.05.68-го. Ваня говорит, что он всё-равно красивый, раз дырку
зашили, и хочет чтобы все письма были с папиными картинками.
   19.06.68. А Ваня и мама похудели и повзрослели. Получив письмо с
картинкой. где комары маму доедают, расплакался - почему папа МАму
не спасает, а утром нашёл письмо и порвал - плохая картинка, а со
щукой хорошая. Недавно они с Леной делали дома речку. Я, по
обыкновению, утром досыпала, а Ваня лейкой носил воду и выливал
в посылочный ящик, хотел налить полный, но не разрешил Лене мыть
руки, она подняла рЁв, разбудила меня, на этом ирригационные работы
были прерваны, все получили по заслугам, а я эпитет:
"Ты плохая!"
  12.07.68-го мама (45 кгс босоножками!) сдала сессию, всё время
болеет, дети оставались в кругло-суточной группе, 1 раз Ваня работал
на "Подзем-гАзе" с Надей Кулибабой-Перекутневой, а 1 раз в зубной
поликлинике с соседкой снизу, а Лена воспитывалась у ЦИли Рябченко.
   23.07.68 Ваня приехал в Донецк с Надей ПерекУтневой и Щадьками,
я встретил его сразу по приезде из Липецка. Поехали с ним в город,
в столовую, его чуть не раздушили в троллейбусе и помяли бабочку-
на колЁсиках (из г.Воронежа), мАшущую крылышками при ездЕ (все мужики
спешили на кубковый матч "Динамо-Киев-Шахтёр-Донецк!). Потом были на
ставках, в парке катались на большом колесе.
   24.07.1968 Ваня оставался у соседки, не слушал её, убегал, ложился
на землю.
  25.07.68. мы ездили на "вокзл" к ТОминой сводной роднЕ, где Ваня
умудрился лечь перед кроватью РИвы Петровны на полу.
  26.07.68 я отвёз Ваню в Кадиевку.
В походе по Кременским лесАм Ваня в густых зарослях боится,
а на шЕе у папы сразу начинает петь или рассказывать. Яростно
защищает Лену, если кто в шутку хочет забрать ЕЁ. Ваня идёт с
рюкзаком со своей одеждой (мама шила рюкзачок). Когда поймали
рыбку, я спросил Ваню: "- Давай выпустим её?" Ваня: "- Нет, скушаем!"
  10 августа 1968-го у села Подгоровка Ваня получил ложкой по лбу за
размазываие манной каши.
  12.08. мы купались с мамой в Донце (выше Серебрянки,в друг пошёл
сильный дождь, мы бросились к вещам накрывать, а дети подняли
оглушительный рЁв от страха, но мы их накрыли и они успокоились.
После этого вернулись в Кадиевку.
   16 августа МЫ вчетвером приехали в село Шестая РОта-Крымское,
остановились на квартире у бабушки и делали радиальные прогулки.
22 августа вечером я с Ваней вдвоём пришли в тёмный лес, я попросил
Ваню собирать дрова для костра, чтоб нас Мама с Леной смогли увидеть,
так он:""- Я не могу, мои глазки плохо видят!" (а я, идя по лесу,
держась за ручку Вани, сказал Ване, что совсем НЕ вИжу в сУмраке,
так Ваня Очень опечалился, пытАлся убедИть меня, что, мОжет-быть, я
вИжу!) и мне пришлось собирать наОщупь самому и разводить костер,
чтобы нас смогли найти мама с Леной.
27.08.68 Ваня смело съезжал с самой высокой гОрки-"Ракеты", только
детей стеснялся и всех пропускал вперЁд себя! А ЭТИ мИни-людИшки,
но нАглые мАкси-скотинЯки - нАгло лЕзли вперЁд ВАни, протАлкиваясь
в Узком прохОде!
  30.08.68 МЫ едем поездом в Донецк, Ваня лежит на полке а Лена лезет на
него. Я: "- Лена, не лезь на Ваню!", а он: "- Пусть лезет!"
Ваня занимается со мной с букварем, уже знает почти все буквы.
  31.08.68 у Вани под мышкой большая опухоль "сУчье вЫмя",
болезненное. Я его подсаживал в троллейбус и забыв об этом, взял его
под мышки. Ваня мне спокойно говорит: "- Папа, ты не знал, что мне больно?"
  7.09.1968  ТОма; <<- Bчера я им крутила "Айболита" и смотрели кино,
но Ваня просит про лес и про речку. Я сказала, что папа привезет. Ваня
много возится с букварём, но буквы усваивает плохо. В первый день в
садик идти не хотел и устроил страшный рЁв, его еле от меня оттащили,
а Лена пошла спокойно. А сегодня они от меня удрали, я их догнала уже
возле клуба. Сегодня были с Ваней в Янги-Абаде, туда шли через поле,
Ваня шёл хорошо, не хныкал. Купили Мишку (4руб-50коп),он небольшой
и рычит. Ваня как схватил его в магазине, обнял и сейчас с ним уснул.
А Лена прыгала-прыгала и напИсяла в кровать, пришлось ей слегка по
попке дать, так Ваня все успокаивал: "- Заживёт, тебя мама не больно
бъёт, а меня мама больнее бъёт, так я немного поплачу, а потом заживает!"
и т.д., в том же духе.
  11 сентября 1968  Вчера Лене сделали укол в попку, а Ваня во дворе
прибил ей ногу качелей. Лена говорит: "- Я люблю папу!", а Ваня
говорит: "- Не хочу, чтобы папа приезжал!", а причину не говорит.
  19 сентября Ваня уже хочет, чтобы папа приехал, потому что без папы
он скучает. Часто вспоминает речку Красную и Донец, каждое утро строят
с Леной поезд и едут к папе в Ташкент.
  29 сентября Лена с Ваней стащили остатки торта и делали Ване "понарошку"
день рождения. Садик не работает и Ваня уже неделю ходит к бабе Дусе,
первые дни гастролировал, а теперь вроде ничего.
  29.09.68 ходили смотреть игрушки, Ваня всё пристаёт: "- Мама, почему
на работе не разрешают много денег зарабатывать?"
  3.10.68  Щадьки вернулись в Ангрен, Ваня очень доволен, Власта тоже,
ходят со Славиком Котом по двору целый день (садики не работают). Ваня
спрашивает, когда же папа приедет? Ваня уже у мамы помощник, сам
одевается быстро, игрушки собирает не так быстро, а сегодня сам
выносил мусор, пока я Лену одевала. Лена Ване говорит: "- Меня мама
любит, а тебя - нет!", а Ваня отвечает: "- Мама любит и Ваню, и Лену,
а ещё папу, потому что он тоже наш!". Ваня всё просится в горы и
обещает крепко маму держать: "- Ведь я тоже мужчина!" Вечерами
они смотрят книги и вообще он тише стал. Пока Ваня ходил к бабе
Дусе (за 15 дней 22,5 рубля) заработал цыпки на руках и ногах,
похудел, ходил весь день по кварталу, как беспризорник, и на него
каждый день жаловались, а я била его почти каждый вечер.
  ПЯтый День Рождения ВАни - не отмечали, но я купила танк с
батарейкой, а тётя Оля подарила ружьё, которое он сразу сломал.
Ещё я сделала ему самолётик с пропеллером из планок - пока цел!
Сейчас ходит в ясли в Ленину группу (договорились с Марией Павловной
Шикуленко за 4 бочки карбида кальция!), чистый, цыпки вылечили, целый
день дружно играет с Леной и даже одевает ЕЁ!
Ваня скучает без папы и говорит, что пока папа приедет, он вырастет
до потолка и папа не узнает, что это за великан. Сейчас Ване достаётся
меньше и у меня настроение лучше - уже третий день. Третий день Ваня
выносит мусор и страшно доволен - ещё-бы - мамин помощник!
   21.09.68 Ваня просил написать папе, какой он помощник у мамы:
"- И картошку помогал. и щавель помогал!" (перебирать). А когда
хотели привлечь к этому делу Лену, она горько и долго-долго плакала,
а потом уткнулась мне в юбку и успокоилась. Уложили Лену спать,
а Ваня стал выяснять диапазон мужской работы: "- Мама, а папы бельё
гладят?" - Гладят! "- А кушать готовят?" И уже сам починил своё ружьё
молоточком и гвоздиками, и в первый раз написал в письме папе "ПАПА"!
    Вот ТАК нашему ИВАНушке испОлнилися ЕГО 4 годИка!
А МЫ ИХ и НЕ отмЕтили - я был от НИХ в 4 ТЫщах км-килО,
а ИМ - и ТАК былО веселО!
         Крыленко Bладимир  11 сентября 2012