Как бы это сказайт по-рюсски...

Фима Жиганец
Тему для моего ворчания подсказали патетические строки новочеркасского стихотворца Виктора Чеботникова, написанные по поводу пожара в городском парке, во время которого сгорела диорама «Освобождение Новочеркасска». Позволю себе процитировать кое-что из бессмертного творения:

Вот и сгорела всех нас - «Диорама».
Не сберегли то, что должно сберечь...
Гибель Ее - осквернение Храма.
Так уничтожат и русскую речь.

Целиком и полностью разделяю скорбь автора по поводу трагического события, равно как и беспокойство насчет русской речи. Но есть у нас с мастером поэтического слова Чеботниковым и некоторые разногласия. Мне кажется, что защищать русскую речь надо все-таки, сообразуясь с правилами русского языка. Например, мне не совсем ясно, что значит - «Вот и сгорела всех нас - Диорама». Может, поэт хотел сказать - «Вот и согрела всех нас диорама»? Но это, пардон муа, кощунственно: греться у пламени пылающего произведения искусства... Или такой оборот:

Сердце мое - разрывается в клочья...
Граждан сердца - соберутся в комок...

Дальше цитировать не буду, а то сердце мое разорвется в комок.

Нет, я не против того, что у каждого человека есть священное право писать что угодно. Вопрос в другом: есть ли право у газет что угодно печатать? То есть обрушивать подобные плоды творчества на головы беззащитных читателей, вполне серьезно призывая их наслаждаться сентенциями типа

...чукчей, немцев, итальянцев,
белорус, американцев,
богачей и голодранцев
воедино соберем...

Опять же - я не к тому, что стишки неказистые (опубликовавшая их шахтинская газета «Поле зрения» честно предупредила - «Стихи для домашнего чтения»). Я в том смысле, что если мы начнем перечислять публично белорус, французей, итальян, бразилей, эфиопей и прочих голландусов, то, пожалуй, скоро разучимся говорить на нашей родных русским языка.

А симптомчики уже наблюдаются. На прошлой неделе тон задал доктор наук Виктор Казанцев, резонно отметив, что «чеченец и бандит - совершенно разные синонимы». И с этим, господа, не поспоришь. А в Волгодонске с трибуны местного дворца культуры «Октябрь», выступая перед горожанами, спикер Законодательного собрания Ростовской области Александр Попов призвал их «трубить во все колокола!». И правильно! А заодно полезно бить в фанфары и дуть в барабаны. Несомненно, эти призывы эхом отзовутся в наших сердцах.

Да не подумает читатель, что я решил поглумиться над святыми людьми. Ни в жизнь! Но за язык наш - как ни странно, по-прежнему могучий - обидно и тревожно. Ладно Виктор Германович: в конце концов, генералу необязательно перегружать интеллект сведениями о синонимах, антонимах, паронимах и - не к ночи будь сказано - омонимах. Но в последнее время я с печалью слежу за словесными манипуляциями дикторов наших местных телеканалов (о ди-джеях - ни слова: чего требовать с мальчиков, которых используют в качестве прокладок между песенками?). Ведь это же ужасно: наблюдать, как несчастные люди в растерянности пытаются напрячь свои умственные способности, чтобы вслух произнести фразу типа «свыше 400 человек собралось на площади». Половина обязательно произнесет не «четырехсот», а «четырехста». Но это - полбеды. Недавно я был свидетелем того, как один из дикторов штурмует незатейливую информацию о том, что «мэр встретился с двести шахтерами... с двухсот шахтерами... с двумясот шахтерами...». В конце концов он с гордостью нашел нужный вариант - с двумястами шахтерами!
 

Нет, ребята, если вы уж вылезли на экран, будьте любезны говорить грамотно! Нам, грешным, можно, ничтоже сумняшеся, ошибаться. А вот вы обязаны говорить не «звОните», а «звонИте»!

И вот по этому поводу не грех затрубить во все колокола...