Католичество и коммунисты

Александр Анайкин
Я не собираюсь в данном очерке распространяться о преследовании католиков коммунистами. В конце концов, коммунисты преследовали все религии, убивали священнослужителей всех конфессий, разрушали не только костёлы, оскверняли не только католические кладбища. Эта тема стала достоянием гласности даже в республиках бывшего СССР.
В данном же очерке я собираюсь раскрыть точки соприкосновения, одинаковые методы работы двух непримиримых идеологий. Да, хотя Сталин и относился с пренебрежением к Ватикану на том основании, что у понтифика нет боеспособных дивизий, всё же коммунисты имеют много общего с католицизмом. А своим вопросом насчёт количества дивизий у Ватикана Сталин скорее выказал своё скудоумие и обыкновенную безграмотность. Папы католического мира в этом отношении превосходили на много нашего грузина. Например, словарь трудов Фомы Аквината насчитывает восемьсот тысяч слов и специальных терминов. И это в тринадцатом веке. У нас словарь Пушкина имеет в четыре раза меньше слов. Куда уж товарищу Сталину до таких людей. Именно поэтому, наверное, у нас попросту невозможно и сегодня нигде найти почти что коммунистический труд доминиканца Кампанеллы «Город Солнца», хотя в этом труде и воспеваются коммунистические начала.
Но, если уж я заговорил о вождях, то совсем нелишне выявить и сходство в этом вопросе. В самом деле, согласно католическому догмату папа является непогрешимым. Это своего рода наместник Бога на земле. Но ведь и вожди коммунистических режимов имеют по сути такой же статус в странах социализма. Разве этот же Иосиф не являлся своего рода господом богом в нашем многострадальном СССР? Конечно, являлся. Количество его портретов только в одном СССР превосходило количество всех изображений святых в католическом мире. Хотя в данном вопросе есть и существенное отличие. Дело в том, что у католиков никогда почившие отцы церкви не подвергаются поруганию, наоборот, их со временем возводят в ранг святых. У коммунистов наблюдается прямо противоположная тенденция. Вождей коммунистических партий, как правило, просто обсерают. Конечно, такая тенденция вполне понятна. Ведь все коммунистические режимы во всех без исключениях странах прославились своей каннибальской жестокостью, массовыми убийствами, попросту политическим геноцидом, беспомощностью экономических реформ. Но, так как коммунистические идеи должны быть вне критики, то и делают козлов отпущения из лидеров коммунистических стран. Дескать, человек слаб, это он может допускать ошибки, но не сама партия. Поэтому вместо канонизации трупы коммунистических лидеров выбрасывают из мавзолеев, портреты убирают с глаз подальше, памятники сносят. Да, это отличительная черта коммунистов от католиков.
А какие ещё точки соприкосновения можно найти между католицизмом и коммунизмом? А давайте взглянем на праздники тех и других.
Что из себя представляют праздники католиков? Все праздники католиков посвящены какой-либо личности. Все они прославляют либо Христа, либо Богородицу, либо особо почитаемых святых.
У коммунистов праздники, как правило, связаны не с отдельной личностью, а с какими либо революционными событиями. Либо начало революции, либо дата проведения маёвки. Хотя, конечно, отмечаются и дни рождения коммунистических святых, или, лучше сказать, лидеров. Но проходят эти праздники несколько своеобразно. Например, день рождения Вовы Ульянова отмечалось в СССР всесоюзными субботниками, все выходили на улицы и дружно убирали мусор. Ещё в этот день принимали в октябрята, пионеры, комсомол и, не столь часто и масштабно, в партию.
А как вообще отмечаются праздники у коммунистов и католиков. Конечно, католики благочестиво посещают церковь. Причём посещают не по принуждению, а вполне добровольно. Каждый католик считает своим долгом, душевным порывом постоять перед ликом Христа, Богородицы, другого святого, помолиться. У коммунистов несколько иначе. Иконы им заменяют портреты живых руководителей партии. Именно с этими ликами они и проходят мимо трибун, где руководители партии приветливо машут ручками своему народу. Хоть люди и не молятся, зато бурно ликуют, видя своих боссов от партии. Разумеется, никаких маскарадов, никаких шутовских костюмов в коммунистические праздники не допускается. Эту будет считаться политическим преступлением.
А вот католики почему-то не боятся устраивать в последний день зимних Святок карнавал, хотя это, по своей сути праздник явно языческий. Более того, во время карнавала высмеиваются даже признанные авторитеты. И, о, ужас, людей за это не сажают в тюрьмы.
Коммунистические святые вообще часто меняются. Руководители часто убивают друг друга, жрут друг друга, словно пауки в банке. Нет такого режима, такой идеологии, которая убила бы столько своих руководителей, да ещё за очень короткий промежуток времени. Конечно, убийства среди коммунистов происходят не только среди лидеров партии, где идёт жестокая борьба за сытное место. Но это уже другой вопрос.
А пока хочу сказать несколько слов о храмах. У католиков храмов очень и очень много. У коммунистов храмов, по сути дела, нет, если не считать единственного в стране храма – мавзолея, где коммунисты молятся на труп канонизированного коммуниста. Причём в каждой стране свой святой. И эти коммунистические святые имеют хождение только в данной стране. Например, народ СССР, ничего не знал о Мао, точно так же китайцы ничего не знают о Ленине, если не считать имени, конечно. Всё остальное под грифом государственной тайны.
Впрочем, в католическом мире я знаю всего один праздник, который никак не связан ни с одним святым напрямую, это день Невинных младенцев, когда вспоминается кровавая акция Ирода.
В истории коммунистической партии Советского Союза тоже много памятных дат с избиениями младенцев. Я имею в виду, конечно, многочисленные депортации народов, при которых погибали не в последнюю очередь дети, старики, больные. Но коммунисты стараются не вспоминать эти лихие деньки.
И ещё немного о праздниках. У католиков много святых, которые являются покровителями той или иной профессии. Например, святая Варвара является покровительницей ремёсел. То есть получается, что празднуя день святого покровителя, люди как бы празднуют профессиональный праздник. При коммунистических режимах мы тоже переняли такую традицию. Каких только нет праздников: рыбака, шахтёра, строителя и прочее и прочее. В общем, это, конечно, неплохо, чтить труд.
Как видим, коммунисты, хотя и отрицают религию и рьяно борются с ней, но всё же перенимают кое что и полезное для себя.
Между прочим даже словечко «декрет» коммунисты переняли у католиков, ведь именно послания, содержащие важнейшие постановления, носят у католиков название декрета.
Интересно, что католичество объявило первых государей разбойниками, которые по внушению дьявола захватили власть над равными себе. Что же, может быть они и правы. Однако, у коммунистов всё наоборот. Они объявляют зачастую разбойников святыми и борцами за народное дело. По коммунистической идеологии, чтобы быть народным героем, необходимо как минимум пускать кровь богатым людям. Так канонизируются Стеньки Разины, Пугачёвы, Котовские и прочие. Так были канонизированы и многие палачи ВЧК.
Да, вот ведь какое дело получается. Католическая церковь за свои кровавые дела в двадцатом веке покаялась перед всем миром. Покаялась и за крестовые походы и за инквизицию. А мы и до сих пор умалчиваем об очень многих преступлениях коммунистической партии. Да что там о преступлениях. Мы молчим даже о крупных техногенных катастрофах, как будто их и не было. Такие уж коммунисты скромники.
Католическая церковь покаялась даже за свою жёсткую цензуру. А ведь она была не так сурова, как цензура коммунистическая.
Да, если уж я заговорил о цензуре, то нелишне, на мой взгляд, упомянуть об обряде покаяния. У католиков покаяние это не просто обряд, это таинство. Тот, кто исповедуется перед священником, как бы освобождается от всех грехов. У коммунистов никакого освобождения от грехов быть просто не может. Конечно, каяться в грехах обязан каждый коммунист, если он согрешил против партии, но вот отпущения грехов кающемуся не видать, как своих ушей. Его если и не упекут в тюрьму или концлагерь, то непременно снимут с должности, отправят на перевоспитание в рабочий коллектив. В общем, покаяние хотя и существует и у католиков и у коммунистов, но последствия этого шага весьма различные. Это мы видим на многочисленных примерах, как в нашей стране, так и в других социалистических странах, особенно ярко в Китае.
Впрочем, я говорил в основном не о Китае, а о нас.