Наблюдатель

Евгений Садков
                12+

Сегодняшний "Наблюдатель" на канале "Культура" привлек одним занимательным пустячком. В гостях у ведущего Алекса Дубаса были на этот раз Татьяна Толстая и Михаил Шемякин. Известный русско-американский художник припомнил  давний спор по поводу отбора работ на нью-йоркскую выставку Музея Соломона Гуггенхайма. Тогда, в пятом году экспозиция была представлена не только работами древних иконописцев, Айвазовского и Репина. В интервью "Известиям" Шемякин продолжает список: Кулик, Комар, Меламид.

 Первый известен изображением голой собаки, кусающей зазевавшихся прохожих и метящий углы. Двое других ассоциируют со Сталиным, оседлавшим Ленина. В то же время на выставку не попали работы Глазунова. Кстати, если у вас есть собрание сочинений Ф.М Достоевского из библиотеки "Огонька". Оно было иллюстрировано Ильей Сергеевичем. А учитывая реальный интерес американцев к творчеству Федора Михайловича, его картины вызвали бы большее уважение, чем творчество Кулика или Комара. Этот в вопросу об имидже России.

 Не попали на выставку и работы самого Шемякина. Аргументы куратора выставки Екатерины Дёготь в том же материале "Известий":

 "У русского художника, который, как Шемякин, эмигрировал в Америку, есть две возможности себя позиционировать. Либо как американского художника, но у Шемякина не получилось - в Америке его ни один человек не знает. Или по русской линии - показать, что он важный художник в русском контексте. Но и этого не получилось. То есть его не взяли в будущее."

 И вот сегодня в "Наблюдателе" художник припомнил старую обиду. Он сравнил Екатерину Юрьевну с работником секретной спецслужбы. Тот в бытность вызывал юного нигилиста в кабинет и приподнимая его тщедушное тело над полом с ненавистью в честных глазах говорил: "Таким не место в нашем будущем!"

 Малоутешительный получается вывод. Лица и пол поменялись, а риторика осталась. Нам, да и американским нашим товарищам, диктуют, что смотреть и под каким углом. А кто заказчики? Если раньше был идеологический отдел ЦК КПСС, то сейчас получается Роман Абрамович и те, кто за ним стоит. Думаю, не случайно лондонский олигарх второй год подряд лидирует в списке самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала "Артхроника". Вместе, естественно, с Дарьей Жуковой. Чуть пониже, на шестом месте, расположилась в прошлом году Екатерина Деготь.  В списке есть и Олег Кулик. Правда его опередили пасынки-участники арт-группы "Война". А как известно, в неё входила осужденная по делу панк-группы с неприличным названием Надежда Толоконникова. Вот и замкнулся круг.

 А наш-то премьер сокрушается: инвестициям мешают имиджевые потери России. Какой уж здесь имидж, когда хвост начинает вилять собакой. Или медведем. Отрицательно отношусь к заключению главных "ведьм" России под стражу, но, похоже, реально они попали под замес хитровыеданных пекарей. И кто-то очень великий руководил их действиями.

 А вот что пишет Екатерина Деготь в статье "Новая нянечка чисто метет "( "Ведомости" от 25.05.2012).

 "Все более агрессивные нападки православной церкви, находящей себе сторонников из числа темных граждан на местах и таких же темных, но во власти, все более опасные гомофобские законы и прочие инструменты управления при помощи нетерпимости — сейчас, не будем строить иллюзий, создается настоящий реакционный фронт против современной культуры."

 Можно согласиться с мнением автора, если не учитывать её нетерпимость по отношению к ряду современных художников.

 И как нам поменять имидж Родины? Может, списки пересмотреть? Или вообще их, тешащих самолюбие скороспелых олигархов, отменить? Но нет и не может быть четкой идеологической основы в стране бюрократического капитала, ориентированной на торговлю углеводородами. Вот и совпадает риторика современного арт-критика и работника спецслужб. И сливаются в одно лица этих Наблюдателей.