Художники. Памяти Германа Метелёва

Алла Корчак
            "Они всегда - были, есть и будут -необыкновенно важной
             составляющей моей жизни."
                Автор.

                ***
И пролётка, и крепкая спина возницы, казалось бы, исчезнут в вихре всеобщего движения. Отодвинулась - и стала крошечной деревенька. Сосредоточенное лицо обернувшегося седока не выражало последнего "прощайте", хотя поручик Тенгинского полка спешил навстречу гибели..
Нет..нет..Великий русский поэт вступал в бессмертие.
Табличка коротко извещала: "Герман Метелёв. Лермонтов. 1841."
                ***

1981. Я звоню в Екатеринбург.Мне пришла в голову странная идея: может, Герман согласится повторить то, что он уже однажды сделал?
Пауза. Спокойный, убеждающий голос:
-Но я же не могу снова войти в то же состояние?
И пришлось расстаться с мечтой о "Лермонтове" для нашего музея.
И впрямь: как же такая глупость могла прийти в голову?
Не родится дважды одно и то же Дитя!
 
                ***
Живопись художника - одномоментно - "бесплотна".. и мощна, осязаема.
Кто - то склонен объяснить этот эффект влиянием Евсея Моисеенко. Не слишком ли просто?
У Германа изображение и фон - едины. Они сосуществуют деликатно, не конфликтуя. Он всегда помнит, что основа -двумерна.
Выслушал, нахмурившись, и обронил: "Это аксиома"

                ***
Всё его существо - против единообразия, нивелировки.Вправду говорят, что "нивелировщики"- самые страшные люди на свете.
Я смотрю на картину  "Весна". Стригут деревья. Олицетворение скуки и чего- то стыло - конформного.
Краска "уложена" гладко, отнивелированно. Враз вызывает сильное внутреннее сопротивление.
Было с нами такое..Всё по указке, всё - по команде. Хватит!
Как кое - кто говорил: "Сбили с ног, сражайся на коленях. Встать не можешь - лёжа наступай!" Вот это - ЖИЗНЬ!
Какое, должно быть, удовлетворение испытывал художник, сражаясь с мурлом мещанина его же собственным оружием!

                ***
"Екатеринбургский натюрморт"..
Цена красоты, которая постигается трудом каторжным..
Конечно, он понимает это по- своему.
Но джинн из волшебной бутылки выпущен: он таскает из пышнейшей бороды волосинки и вершится колдовство: образ един - и в то же время их множество, столько, сколько пар человеческих глаз прикасаются к новоявленному чуду.
Такова жизнь..

                ***
В фондах "Росизопропаганды" кого только нет. Множество "усреднённых величин", трудящихся во славу тысячекратно воспетого индустриального пейзажа. Их "музы", взгромоздясь повыше, орут, простите, громким голосом. Указующий перст крановых стрел так и метит в небожительство.
Нет в них - ни от Бога, и даже - ни от чёрта.
Муза Германа. прячущая лицо за циферблатом неумолимых часов, коронованная терновым венцом- Муза - труженица, Муза - вдохновительница.
Можно и нужно поверить в неё, как в реальность Иномирья, как в сияющего Духа..
Всё дело в том, что Она - НАСТОЯЩАЯ...

                ***
Никаких клише.
Способность отказаться от достигнутого ранее.
Начать всё - сначала.
Единообразие и он - это несовместимо, это - дурной вымысел.
Неповторимость формальных приёмов, адекватных содержанию.

                ***
Отчего, когда он появляется, я вспоминаю Врубеля?
И тот, и другой вначале тщательно изучили наследие прошлого. Этот опыт был им необходим.
Затем - всё по старому Закону : количество переходит в качество.
Но это не всё. Знаете, что ответил компъютер на вопрос: "Что главное в художественном творчестве?"
 ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА!