Священник Тимофей Алферов. Спасение души

Сергей Варпаховский
     ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, "БДИТЕ, ДА НЕ ВНИДИТИ В НАПАСТЬ",  "БУДУЩЕЕ НАЧАЛОСЬ.
     ПРОРОЧЕСТВА ОТРОКА ВЯЧЕСЛАВА","СОЛЬ ЗЕМЛИ", "ПРАВДЫ ВОЗЛЮБИ."

     Я - ВАРПАХОВСКИЙ, НЕ АВТОР И НЕ СОАВТОР. ПРОСТО ДОМА НАШЕЛ ПОЖЕЛТЕВШИЕ ЛИСТКИ
     СТАРОГО СВЯЩЕННИКА О ТОМ, КАК НАСЛЕДОВАТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. МОЖЕТ БЫТЬ, НЕ БУДЕТЕ
     УДАЛЯТЬ?

     О "ВЕРЕ ОБЫЧНОЙ" И ВЕРЕ НАСТОЯЩЕЙ./ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ./



     СУЕВЕРИЕ. Это не только вера в приметы, в "пришельцев из космоса", чудесных "исцелителей". Прежде всего это вера неразумная и слепая, вера не поймешь во что, но непременно со строгим соблюдением определенных правил, которыми могут быть даже отдельные заповеди церковные, вроде работы по праздникам. Такие установления не очень обременяют нас в жизни, и, при этом довольно неплохо успокаивают непридирчивую совесть.
     САМОВЕРИЕ. Т.е. вера в то, что у нас так много добрых дел и так мало грехов (кроме всего лишь таких пустяков, как безбожие,аборты, блуд и пьянство) и столь многих людей мы вдобавок облагодетельствовали, что Бог просто обязан нас за это наградить, а Церковь и молитва нам вообще не нужны. То есть, конечно неплохо,когда в деревне есть церковь, но это не для нас, а для тех, кому надо замаливать многие грехи.
     ОБРЯДОВЕРИЕ. Т.е. вера в то, что те или иные церковные обряды сами по себе, без молитвы, без покаяния и церковной жизни, как-то "освящают", украшают нашу жизнь, подают нам какое-то благо. Сюда относится стремление во что бы то ни стало крестить детей и отпевать умерших родных при нежелании их понять, что само по себе отпевание и даже крещение человеку нецерковному ничего, как правило, не дает.


     Не люди придумали Церковь. Сама история долговременных и частых гонений на нее, на которые она никогда не отвечала насилием, говорит о том, что если бы она была человеческим установлением, то до нашего времени просто не сохранилась бы. Стало быть, это Сам Господь основал и поддерживает непостижимыми путями Своими и приводит людей к Себе через нее. Другого способа прийти к Нему, кроме Церкви, Бог нам не оставил, подобно тому, как отец сам научает малолетнего сына и порядку в доме и должному обращению к отцу, а не предоставляет это младенческому разумению сына. Давно сказано: "Кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец." Кто считает себя верующим, не будучи человеком церковным, не будучи постоянным прихожанином, то пусть поймет, что такая вера его не угодна Богу, Тому Самому, в Которого он верует. Этому научат нас слово Божие - св. Писание. При этом даже если человек часто посещает храм, но не исповедуется, не причащается, то он также не является членом Церкви. Если он и исповедуется, но проводит жизнь в явном попрании тех или иных заповедей Божиих (которых, кстати, он не может даже правильно понять без учения церковного), - то он опять-таки не может быть членом церкви, не может именоваться христианином.

      
      Вера же истинная подается нам от Того, Кто несравненно выше, чище, разумнее, милосерднее, сильнее всего человеческого рода. Подается же эта вера всякому желающему, но только действительно желающему, жаждущему, просящему, а не самодовольному и спокойному за себя, хотя и беспокойному за весь мир. В наше время, Слава Богу, человеку весьма легко приобщиться к жизни церковной, если есть к ней малейшая внутренняя тяга, хоть малейшее беспокойство за свою посмертную участь. Только не следует думать, что можно приехать в любой будний или даже воскресный день сразу "на причастие" с тем, чтобы потом не появляться в церкви целый год. Не с причащения начинается вхождение в Церковь давно отпавшего от нее и не с крещения начинается оно для некрещенного, а в обоих случаях все начинается с чувства вины перед Богом, с веры в Него, затем следует хоть краткое пояснение в Кого мы веруем и чем виноваты перед Ним, а затем только подготовка ко крещению или причащению. Господь призывает: "приблизилось Царство Небесное", - подаваемое нам крещением и причащением, - но сперва все же: "покайтесь и веруйте в Евангелие". И этим причащением или крещением наша церковная жизнь ни в коем случае не должна кончиться, а наоборот, только начаться по-настоящему. Что толку ухватиться за спасательный трос, а потом бросить его на полдороге? Только "претерпевший до конца спасен будет", учит нас Сам Спаситель.



         ОБРАЩЕНИЕ К ЖИТЕЛЯМ./ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ/   


         Лет семь назад А.Солженицын, описывая все беды и горести нашей страны, приговаривал при вручении ему Нобелевской премии: "Люди забыли Бога, - от того и все". Но на самом деле за эти семь лет, когда бедствия наши только усилились, произошло еще более страшное изменение общественного сознания. Кратко сказать, люди Бога вспомнили, но о цели своей жизни, равно как и о своем нынешнем греховном состоянии, т.е. еще короче, о рае и аде они забыли, вспоминать о них не хотят. И это гораздо хуже. Человек при этом спит гораздо лучше и слаще, чем даже прямой атеист. Фанатичному, деятельному, самоотверженному атеисту покажи только, что Бог есть, - он, глядишь, скажет: "Если так, то я жил неправильно, я погиб, если не покаюсь перед Ним". Нынешний же человек самодовольно скажет: "Я знаю, что Бог есть, я вполне верующий - в душе". И все, дальше дело не идет.
         Современный "верующий" изучает свою веру по телевизору и газетам, подкрепляя такое учение практикой ежегодного (ежеквартального) посещения Церкви. При этом пагубная иллюзия нормальности религиозной жизни с каждой новой телепередачей в нем только усиливается. А между тем ослепленный разум и порочное сердце ведут нас от одного греховного моря, великого и пространного, к другому, от одного беспутия жизни к другому.
         Телевизор и газеты воспитали у нас "возвышенный" взгляд на веру, как на нечто очень доброе, красивое, полезное, как на источник "нравственности, государственности и культуры". Но, прежде всего, вера дает человеку Царство Небесное, - вполне ясную высокую цель жизни и ее реальное осуществление, - и лишь в дополнение к этому христианское общество и государство приобретает некое общественное преуспевание, которое никак не может считаться самоцелью веры. Потому-то и возникло это благоденствие государства, крепкая семья и высокая культура далеко не всегда и не у всех христианских народов. И, если где-нибудь это общественное влияние Церкви ставилось на первое место, там непременно Промыслом Божиим отнималось у людей все это иллюзорное земное благополучие, чтобы истинное содержание и цель веры стали бы для них яснее.


          Не будем никто мечтать о спасении всего общества, всей деревни, всего трудового коллектива и  даже всей родни. Придем к Богу каждый, кто хочет, сам, не дожидаясь, что нас построят в колонну по два и поведут в церковь всех вместе. Не будем удивляться и тому, что если даже и захотим мы прийти в Церковь по-настоящему, то большинство окружающих так или иначе осмеют или осудят нас. Будет ли нам легче в огне адского пламени от того, что вокруг будут все наши знакомые? Будет ли им тяжелее там оттого, что нас с ними там не будет? Если уж Господь создал каждого из нас и в каждого вложил его собственную душу, совершенно неповторимую, то значит каждый в отдельности нужен Ему, любим Им, о каждом из нас Он заботится, каждого лично призывает к Себе, каждого ответившего на этот призыв, кто бы он ни был, ведет Господь ко спасению, с каждым таким человеком поступает так, как если бы тот был вообще единственным спасаемым. Толпами и шеренгами только бесы гонят людей в ад.



               СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ ВЕРУЮЩЕГО./ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ/


            Дорог нам отошедший - стало быть, будем горячо и усердно молиться о нем, сами при этом будем готовить себя к тем же испытаниям. И нам придется их проходить и, может быть, очень скоро. Поможем ему своею молитвою на земле, глядишь, и он поможет нам своим ходатайством, когда мы будем так же, как он, судимы по делам своим. И не только сорок дней надо молиться. Через сорок дней судьба души решается еще не окончательно. Помочь ей и после этого можно молитвою своею, поминовением на литургии, раздаванием милостыни за нее. Вот лучшие поминки по усопшему. Не нужны ему ни богатые похороны, ни пышные надгробья, ни похвальные речи. Мучительны и омерзительны ему застолья и попойки наши, когда поминают его не молитвой, а водкой. Сколько сотен рублей тратится, чтобы человека похоронить, еще сколько потратится потом, чтобы поставить памятник и украсить могилу, между тем, то, что покойному нужно больше всего, единственно, что ему нужно, что не потребует от нас таких безумных денег, а только сосредоточенного сердца и ума, т. е. короче, молитву нашу - мы ему почти что не даем.   


          Сила молитвы церковной, когда молится вся церковь, куда больше молитвы одного священника, даже если он сильный молитвенник и ревностный пастырь. Зная все это, братия и сестры, будем молиться по-настоящему, не предаваясь ни унынию и чрезмерной печали, ни беспечности и нерадению. Будем и сами почаще вспоминать о смерти, о том, что она не так уж далеко, будем готовиться к ней заранее. Будем для этого почаще каяться и исповедываться. Исповеданные и оплаканные наши грехи не имеют против нас никакой силы на мытарствах. Если мы часто исповедуемся, то и совесть наша не успевает зарастать греховной грязью, если мы только исповедаемся искренне, горячо, не оправдывая себя и желая всеми силами исправляться. Если будем так жить, то будем и готовы к смерти в любой момент, в любой момент будем готовы к отчету. И если будем часто соединяться с Господом в таинстве Причащения, приступая к нему как подобает с благоговением и покаянием, то будем готовы в любой момент предстать пред Ним и не посрамиться, готовы будем принять от Него те блага, которые Он уготовал любящим Его. Будем жить по-христиански, - будем готовы по-христиански и умереть; а кто не живет так, - тому, как показывает опыт, не дается и христианская кончина безболезненная, непостыдная и мирная. Те, кто здесь не радел о покаянии, те и на смертном одре не успевают, как правило, покаяться и причаститься. Их, как правило, и отпевают тоже как-то заочно, наспех, не так, как положено. Как человек жил, так он и умирает, так он и по смерти будет с Господом или же с бесами.
          Милосердный Господи, помилуй всех нас и живых, и отшедших в вере и надежде живота вечного. Аминь.




              ХРИСТИАНСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СМЕРТИ./ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ/



          К смерти христианин готовится всей своей жизнью, каждый вечер положено ему поминать на молитве то, что завтра он может и не проснуться. Но готовится он, в отличии от безбожника, не столько к тому, как бы перенести предсмертное мучение, сколько именно к ответу перед Богом за всю прожитую жизнь. Мы верим не только в то, что душа не умирает вместе с телом, но и в то, что после разлучения с телом она проходит подробнейшее и тщательное  испытание всей прожитой жизни, суд не только и не столько за содеянные грехи, сколько за нераскаянность в них, за укрепившиеся в душе греховные навыки и пристрастия. Осуждение на этом суде влечет за собою вечные, ничем не ограниченные страдания, адские муки. Обо все этом христианину необходимо помнить постоянно. Мысль о смерти и посмертном суде должна побуждать к молитве и покаянию перед Богом, к постоянному наблюдению за своей совестью, к исправлению жизни, чтобы приготовиться к вечному Небесному Царствию. Такая подготовка особенно необходима при явном приближении смерти. Исправлять жизнь в эти часы уже поздно, что было потеряно - того не вернешь. Но если в продолжении жизни человек, несмотря на те или иные свой грехопадения, умел все же каяться, просить помощи у Бога, исправляться с этой помощью, если он при этом понял и то, что со всеми кажущимися добрыми делами он не достоин получить Царство Небесное и только милость Божия может ввести его туда, - при таком сердечном расположении человеку становится крайне необходимым и полезным предсмертное церковное напутствие. Смысл и значение этого действия несравненно выше, чем просто успокоение совести перед смертью, как это принято понимать у людей нецерковных.

          В случае тяжелой болезни наших близких, если при жизни они хотя бы мирно относились к Церкви и хотя бы где-то в глубине души веровали в Бога, нам следует предложить им приготовиться к смерти по- христиански, т.е. позвать священника. Тяжелый грех ляжет на нашу совесть, если кто-то по нашей вине, желая получить предсмертное напутствие, отойдет к Богу без него. Не снимается этот грех и тем, что мы сразу после смерти побежим в Церковь заказывать отпевание, как это у нас принято. В первую очередь это предостережение относится к медицинским работникам, из которых многие называют себя христианами, но практически никогда сами не вызывают священника к больным.
          Отпевание, т.е. посмертное напутствие человека основано на его собственной прижизненной вере и принадлежности к православной Церкви. Если он жил всю жизнь и умер без исповеди и причащения, то отпевание такого человека, т.е. молитва о прощении грехов и вечной жизни его с Богом, - совершиться не может, независимо от того, крещенный он или нет. Церковь молится за тех, кто принадлежал ей и каялся перед Богом. Всякий из нас нравственно свободен и если кто при жизни сам не захотел прийти к Богу, то Церковь не может привести его насильно и после смерти. На то и дается нам земная жизнь, чтобы мы не были беспечны и готовились к ответу перед Богом заранее.




             СЛОВО НА ПОГРЕБЕНИЕ НЕВЕРОВАВШЕГО./ОТРЫВОК ИЗ СТАТЬИ/




            Корень всякого зла и всякого греха - это наша жизнь вне Бога, вне Церкви. Если явный грешник, блудник, скажем, или даже убийца, перед смертью обратился к Богу, покаялся в своих грехах, осознал, что даже если люди не знают о его грехах, он все равно виноват пред Богом, тем, что преступал Его заповеди, - если, короче, он по-настоящему покаялся, то он не лишается христианского погребения. Он не лишен и надежды на милосердие Божие, на спасение своей души от вечных мук. А вот человек, который, положим, и не делал этих смертных грехов: никого не убил, не ограбил; - жил как все обычные безбожники: рассеянно, не наблюдал за своей совестью, не каялся в грехах, считал, что он не грешен - вот он, если год не исповедывался и не причащался, по установлениям Церкви лишается христианского погребения, т.е. отпевать его нельзя. Св. Иоанн Златоуст говорит, что лучше бы такому человеку и не родиться. Вы скажите, какая несправедливость: разбойника отпевать можно, а такого хорошего безбожника даже отпевать нельзя? - Да, представьте себе, звучит это горько, но именно так оно и есть. Сам Иисус Христос, в Которого, вы говорите, что веруете; - помиловал и ввел в рай именно вот такого покаявшегося разбойника. А тем, кто считал себя безгрешным, Он предсказывал адские мучения после смерти. Каким бы грешным ни был человек, но если он каялся и умер в покаянии с верою в Бога, с надеждою на Его милосердие к себе - то он не безнадежен для вечной жизни. Господь милосерд к нам, но только, если мы сами стремимся воспользоваться
Его милостью, стремимся жить по Его велениям, а если и преступим эти веления, то стремимся загладить это искренним покаянием. Он милосерд к нам, если мы признаем свою вину пред Ним, и, если это сознание своей вины не где-то вне нас, а если оно жжет нас, не дает нам покоя, заставляет нас пересмотреть и переделать свою жизнь и, прежде всего, свое холодное и равнодушное отношение к вере и ко своему спасению. Церковь учит нас, что умершие без веры и покаяния даже не проходят мытарства, а без суда осуждены самым своим отношением к вере. Умерших без веры не положено отпевать и даже подавать за них поминание на литургию. Удивительно, не слишком ли это жестоко по отношению к ним и их родным? По отношению к умершим в нераскаянности церковная молитва о них просто бесполезна. В самом чине отпевания через каждую строчку буквально говорится: "Господи, помилуй веровавшего в Тебя, прости его, потому что он сердцем сокрушенным покаялся." К неверующему чин отпевания просто не относится; получается, что имя мы называем одно, а все молитвы просим о ком-то другом. А по отношению к родным покойного настоящей жестокостью; жестокостью скрытой, внутренней  было бы отпевание его наравне с верующими. Почему? - Да потому, что при этом у живых воспитывается легкомысленное отношение к своей собственной смерти, своей собственной загробной участи. Одна женщина в ответ на увещевание покаяться, начать молиться и жить по-церковному, в ответ на слова о том, что всем нам предстоит смерть и быть может очень скоро, - отвечала так:" Ну, что же, умру, так умру, отпоете". Какая ужасная беспечность! Отпоем, и что, все в порядке, волноваться больше не о чем? Тогда давайте, вообще жить, как хочется. Зачем нам тогда вера? - Окрестимся, а после смерти нас отпоют, так сказать за то, что мы крещенные, и будет с нами все хорошо. Вот чтобы мы не обманывали сами себя таким рассуждением и установила Св. Церковь не отпевать неверующих, для того, чтобы этим самым отрезвить живых, дать им возможность вовремя одуматься.
             Неужели же нам теперь, скажите вы, и молиться за него нельзя? Ответ: мы не можем предвосхитить Суд Божий. Мы не можем и знать последних мыслей покойного. Все это скрыто от нас более темной завесой, чем мрак могилы. Что с ним, мы до конца все-таки точно не узнаем. Но знаем точно, что вечная мука есть. Знаем точно, что мы сами ее не избегнем, если не покаемся и не начнем наконец жить по-христиански. Чем гадать об участи  усопшего, позаботимся лучше о своей. Да и его участь, если мы и  в силах ее облегчить, то только тогда, когда сами будем жить по-христиански, когда приблизимся к Богу настолько, чтобы дошла до него молитва  наша за ближнего. Прежде всего надо отмолить самого себя, тогда уж можно думать о том, чтобы отмолить ближнего.

             По словам св. Тихона Задонского, тогда ли каяться, когда уже не можешь грешить от слабости; тогда ли начинать новую жизнь, когда она уже кончается; тогда ли обращаться к Богу, когда Он Сам ведет нас к Себе на суд. Завтра начать жизнь по вере будет уже труднее, чем сегодня, когда Сам Господь вразумляет нас тяжелыми уроками и утратами. Начнем же во что бы то ни стало исправляться прямо сейчас, тогда и сподобимся обрести милость у Господа в день судный. Аминь!