Левитан

Марина Лященко
                Шапошниковой З.В.



- Весь мир может поместиться на одной ладони.
- Нет, не может! Смотри какая ладошка ма-а-аленькая, а мир во-о-от какой большой. - съязвила я с иронией и растопырив свои пальцы посмотрела на маму.- Ну, как он здесь поместится?
- А ты попробуй!
- Да чего пробовать-то, говорю тебе, не поместится. И вообще, мам, согласись, ведь это глупая идея нашей классручки: "Нарисуйте свой мир!, таким, каким вы его видите и каким хотите, чтобы он был. И при этом помните, что все люди братья, что главное это мир во всем мире и не забывайте, что где-то там голодает какое-то там племя папуасов которое нам, детям, живущим в абсолютно счастливой советской стране, необходимо спасать"... Мам, ну сама подумай, что я могу нарисовать? Голубя с авоськой продуктов в клюве, или рабочего и крестьянку, которые тянут за собой детей Новой Гвинеи "Вперед, к светлому будущему?". Ой, тошнит от этого лицемерия.
Мама смотрела на меня с улыбкой и наблюдала за моим "спектаклем". А я все не унималась:
- Хорошо, допустим, нарисует полкласса одно и тоже. Ну, или на одну и ту же тематику. И у всех, бац! Голуби или "ожившие" памятники. И что? У всех у нас одно представление о МИРе? Мам, ну как это возможно? Ведь, ты же все понимаешь, вон и у тебя стол завален этими... лозунгами да плакатами.. ты, над ними уже третьи сутки трудишься. А у папы, между прочим, половина кладовки другими эскизами завалена... я же видела! И вообще, я же видела ваши студенческие работы, видела, что тематика совсем другая.  Где ваши «высокие» идеи, где художественная индивидуальность?… Вот она!,- я протянула руку указывая в сторону плакатов на столе. – Мам, вы же художники, вы для меня всегда примером были и будете. Мама, почему ты реже пейзажи пишешь, а у папы потрясающие наброски натюрмортов были...  и что теперь?
 Тут мама видимо поняла, что меня уже не остановить, что волна моего возмущения начинает зашкаливать, что еще чуть-чуть и меня попросту услышат соседи. А этого уже допускать было нельзя. Они конечно "милейшие" люди, но лучше, чтобы их уши были направлены на свой радиоприемник, а не на наши окна. Мама подошла ко мне, обняла, поцеловала в макушку и ровным, спокойным голосом сказала:
- Послушай, теперь давай посмотрим на весь этот натюрморт под названьем "Винегрет", в который ты сейчас все смешала, с другой стороны. Во-первых, я очень рада, что вам дали такое сложное, на первый взгляд, задание. Сложное оно именно для вас, таких зеленых, еще не окрепших детей.
- Но.. - я решила тут же возразить, но мама, почувствовав мою реакцию, тут же одернула меня.
- Подожди, теперь давай я скажу. Да, я повторюсь, именно детей. Если ты думаешь, что такие темы как сейчас, вам могут давать только в первом классе, ты ошибаешься. Ты сейчас в восьмом, а мыслишь как первоклашка. Всю жизнь перед тобой будут ставить задачи. Конечно, ты вольна сама выбирать, следовать этим задачам или нет, но главное не это. Важно, то, какую ты сама себе ставишь цель, т.е для чего тебе решать эту задачу, вернее во имя чего? Какую важную цель ты преследуешь?
Посмотрев на мое удивленное выражение лица, мама рассмеялась.
- Значит все-таки ты еще ребенок! Так, вот, дорогой мой, ребенок, я продолжу на понятном для тебя языке. В том, что ты нарисуешь голубя, нет ничего плохого, как и в том решишь ли ты изобразить какой-либо памятник и прочее. Главное то, как ты его изобразишь, насколько качественной и профессиональной будет твоя работа. Если твоего голубя захочется взять на руки и подбросить ввысь, и смотреть, как  он порхает там... в вышине, как грациозно он расправляет крылья в полете... Поверь, ничего нет в этом ужасного. Или, например, ты готова голову преклонить перед каменным изваянием - памятником воинам-победителям, или людям кто действительно силой нечеловеческих усилий поднимал необработанные земли или строил заводы, ведь это был смысл чьей-то жизни во благо последующих поколений. Разве они не заслуживают уважения? Ты, главное пойми, что рисовать тебе эти образы или нет решать тебе. Важнее то, что ты чувствуешь внутри, когда рисуешь.
Теперь, второе. Тема мира. Что для тебя мир? Что ты понимаешь под этим словом? Каждый художник, создавая свое произведение, вкладывает в него частичку своего мира, пусть даже изображает он то, чего воочию никогда не видел.
- А разве это возможно?
- Возможно. Возможно, чувствовать душой, то, что ты хочешь изобразить. Поэтому, очень трудно рисовать на заданную тему, опираясь только на собственную фантазию. Поэтому многие художники и прибегают к помощи уже устоявшихся символов.
- Да, ну. Не думаю, что кто-то из известных художников рисовал бы чью-то фантазию, тем более не видя ее до этого.
- Вот, глупышка! А ты знаешь, что у Антона Чехова был лучший друг? И кем он был? Ага, не знаешь, а он был художником! Замечательный русский художник Левитан. Так вот, когда Чехов был уже очень болен и жил в Ялте в Крыму, Левитан часто навещал своего друга. И вот, однажды, зимним холодным вечером, Чехов и Левитан сидели в кабинете и грелись у камина.   - мама закрыла глаза и процитировала наизусть отрывок из книги.- "Чехов рассказывал другу о том как он хочет на север. Посмотреть на березки, поле, лес...тогда Левитан попросил кусок картона и Чехов смотрел, как под удивительной кистью художника оживает поле, темнеет полоска леса вдали, стоят под луной стога сена. Это была земля, на которой он родился, жил, которой отдал все свои силы...". Понимаешь, о чем я говорю?  Левитан мог и не видеть в точности тех мест, которые видел Чехов, но он почувствовал это. И еще...
Мама посмотрела на меня и улыбнулась. Потом подошла к своему рабочему столу, сдвинула в сторону плакаты и достала из ящика чистый лист бумаги и протянула мне.
- Возьми, здесь будет твой мир.
Я взяла лист и уставившись на него сказала:
- Я держу его на одной ладони...
Мама рассмеялась так звонко и заразительно, что через миг мы хохотали уже вдвоем.
Вдруг двери распахнулись... На пороге стоял взволнованный отец а из-за его спины выглядывали три веселые рожицы моих сестер, которые чуть не хором проорали, что наша кошка Муська в шкафу родила пятерых котят...... четырех девочек и одного мальчика. Девочек единогласно назвали нашими именами Таньча, Ольча, Женька и Зоха, а рыжего мальчика-котенка с белым ухом, мы с мамой назвали Левитан!






иллюстрация: Е.Гапчинская