О русской исторической памяти и о Российском флоте

Андрей Худолей
10 сентября 1693 года Пётр Алексеевич Романов заложил в Архангельске свой первый корабль "Св. Павел".
Пётр 1 - известный кораблестроитель и флотоводец. В 1996 году торжественно отметили 300-летие флота Российского.
Однако же, если вдуматься и разобраться...
18 июля 860 года 200 русских судов выгрузили на берега Босфора около 8000 воинов. Так началась осада Византии киевскими князьями Аскольдом и Диром.
Чуть позже ходили морем на Царьград Олег и Игорь.
Что же это, если не флот?
Куда делись из нашей памяти каспийские походы Русов в 9-10 веках? взятие Кокшарова в 1181, норвежские походы с 1320 по 1349,  разграбление Сарая столицы Золотой Орды в 1371 и другие военные волжские экспедиции второй половины 14 века?
В 1374 году в поход на Вятку ушло 90 боевых судов.
В 1409 по Волге и Каме прошлась флотилия из 250.
В 1552 году 100-тысячное войско Ивана Грозного пересекло Волгу на боевых судах.
Но по русской историографической традиции всё это был не флот.
Горестно читать, что оказывается: "Общими признаками всех русских деревянных судов до XVIII в. была грубая подготовка элементов корпуса. Наружная обшивка делалась из толстых неровно вырубленных “топорных” досок, а поперечный и продольный наборы — из целых бревен или “порубней”— т. е. бревен, расколотых вдоль пополам."
То есть дикие скандинавы уже в 9 веке строили вполне себе дощатые корабли, а русские, не позаимствовавшие до Петра ни одного морского термина у них, только топорные конструкции вплоть до 18 века.
Но появился царь Пётр и начал строить корабли красавцы.
Вот например красавец Азовский флот Петра http://carolusxii.livejournal.com/11084.html
22 больших мморских военных корбаля... 18 из них никогда не были спущены в море. Оставшиеся 4 не пережили 1716 год, т.е. прослужили менее 15 лет.
Огромные вложения ресурсов просто тупо сгнили.
А всего в течение полутора десятков лет – с 1696-го по 1710 годы Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль. Но к концу этого периода в море могли выйти всего 4!
Но ведь есть ещё победоносный Балтийский флот Петра?
А вот и он: http://carolusxii.livejournal.com/11341.html
46 крупных кораблей. Из их числа в морских сражениях не участвовало ни одного. Тем не менее, состав флота, начиная с 1708 года, стал катастрофически убывать. И к 1711 году практически все суда пошли на дрова. То есть, менее чем через 10 лет после закладки первого корабля для Балтийского моря, флот там опять исчез.
В 1708-1713 вводятся в строй ещё 20 кораблей:
http://carolusxii.livejournal.com/11580.html
А в 1714-1721 ещё 30
http://carolusxii.livejournal.com/12031.html
В итоге из 96 кораблей Балтийского флота к 1734 году на плаву осталось лишь 4.
А ведь строились все эти корабли мастерами согнанными из Поморья и Поволжья, что привело к значительному упадку кораблестроения как на севере так и на юге. Да вдобавок к тому вышел указ от 28.12.1715 г.: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) даётся им сроку на старых ходить только два года»
В общем сложная и непростая жизнь выдалась у русского флота в царствование Петра.
Вместо самобытных кочей, приспособленных к плаванию во льдах, заставляли строить средиземноморские гукары и галиоты. Вместо стругов и ладей - каты и флейты.
К счастью, самобытное русское судостроение после реформ Петра выжило и приобрело, например, вид волжских белян (см. иллюстрацию)длиною до 100 метров, высотою до 6 метров и водоизмещением до 13 тысяч тонн.
Строились такие корабли на одну навигацию, ходили исключительно по Волге и в конце навигации благополучно разбирались на стройматериалы или дрова в низовьях Волги, где лес в дефиците.
Так что, собственно говоря, оглядываясь на 1152-летнюю историю русского флота, 24 пушечный кораблик "Святой Павел", заложенный 10 сентября Петром Романовым вряд ли можно рассматривать как сколь бы то ни было значимое событие.
Вот разве что, повод вспомнить о величии предков наших.